Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ры электронного декларирования, позволяют выделить текущие проблемы в применении данной процедуры.
1. Не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ.
2. Информационные системы государств-участников таможенного союза до настоящего времени не интегрированы друг с другом.
3. Не налажена система обмена информацией государств-участников таможенного союза с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (N0X8).
Указанные проблемы связаны не только с деятельностью таможенных органов. 1 октября 2010 г. в Интернет-интервью начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Некрасов сообщил Интернет-сайту «GZT.RU», что разрешительные документы, которые декларант получает в лицензирующем органе, в органе по сертификации, в ветеринарном, санитарном ведомстве, выдаются и имеют юридическую силу только на бумаге. Несмотря на то, что декларант подает электронную декларацию, он должен представить в таможенный орган бумажный экземпляр этих разрешительных документов, фактически дублируя все документы и сведения, представленные в электронном виде.
Если говорить о проблемах внедрения электронного декларирования, то можно сделать акцент на том, что основной проблемой внедрения электронного декларирования являются организационные вопросы, а не технические.
Таможня вынуждена гнаться за показателями, в то время как не налажена система обмена электронными документами и сведениями в масштабах государства.
Проблема электронного декларирования в России более глубокая и должна решаться путем налаживания информационного взаимодействия между различными ведомствами. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты.
В частности, полноценная работа по совершению таможенных операций без использования бумажных носителей может быть налажена путем создания Единой автоматизированной информационной системы таможенного союза, которая должна стать одним из сегментов Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС). МИАИС представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем. Одной из целей формирования данной системы является технологические обеспечение межведомственного информационного взаимодействия по принципу «одного окна» и «одной остановки». В настоящее время данная система находится в стадии реализации.
Несмотря на текущие трудности, применение информационных технологий в таможенном деле уже дает свои положительные результаты. Процессы экономической интеграции, ускорение и рост товарооборота неизбежно оказывают влияние на формирование системы электронной таможни. В свою очередь, в современных условиях развития информационного общества электронная таможня должна развиваться в рамках системы электронной торговли, которая открывает новые возможности повышения эффективности коммерческих операций за счет использования информационных технологий в управлении бизнес-процессами.
© Соболь И. В., Полежаева Н. В., 2011
УДК 669.713.7
Е. А. Соколова, Е. С. Бартновская Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНКОТЕРМС 2010
16 сентября 2010 г. Международная торговая палата - Всемирная организация бизнеса (ICC) объявила о выпуске новой редакции Правил по использованию национальных и международных торговых терминов Incoterms® 2010. Правила, используемые компаниями при проведении многочисленных внешнеторговых сделок по всему миру, вступили в силу с 1 января 2011 г.
Инкотермс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) - международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
Правила Incoterms® (Инкотермс) представляют сокращенные по первым трем буквам торговые тер-
мины, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям [1].
Правила Инкотермс 2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 г. Среди таких тенденций - вопросы безопасности перевозок, которые стали особенно
Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
Инкотермс 2010 Инкотермс 2000 Комментарий
DAP (Delivered At Place) «Поставка в месте назначения» DAF (Delivered At frontier) «Поставка до границы»; DES (Delivered Ex Ship) «Поставка с судна»; DDU (Delivered Duty Unpaid) «Поставка без оплаты пошлины» DAP (Delivered At Place) -«Поставка в месте назначения» означает, что продавец осуществляет поставуку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Этот термин будет использоваться вместо DAF, DES и DDU
DAT(Delivered At Terminal) -«Поставка на терминале» DEQ(Delivered Ex Quay) «Поставка с пристани» DAT (Delivered At Terminal) - «Поставка на терминале» означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения. Этот термин будет использоваться вместо DEQ
актуальными после событий 11 сентября 2001 г., а также расширение использования электронных средств при заключении коммерческих сделок.
Очередной пересмотр Правил был произведен с целью обеспечения более точной и ясной формулировки терминов Инкотермс 2010, отражающих современную торговую практику.
Основные изменения. Число терминов Инкотермс 2010 сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путем включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) вместо терминов Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).Транспорт. Из 4х видов транспорта остались только два.
1. Доставка любым видом транспорта (морским, наземным, воздушным, ж/д) - EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP. Они могут быть использованы, когда отсутствует морской транспорт.
2. Доставка морским/речным видом транспорта -FAS, FOB, CFR и CIF.
Адаптированные правила. Новый Инкотермс 2010 особенно направлен для использования как в случаях международной, так и в случаях внутренней торговли.
Для торговых организаций и блоков (к примеру, Европейское сообщество), где границы формально отсутствуют, новые правила и условия стали проще для использования.
Электронные документы (записи). Обязательства покупателя и продавца предоставлять контрактную документацию теперь могут быть исполнены в виде электронных документов. Введением этого пункта ICC отражает свое понимание возрастающего объема использования электронной документации.
Страхование. Там где условия требуют получения страховки, страховые требования изменены с учетом поправок в Институте лондонских страховщиков (Institute Cargo Clauses Институт лондонских страховщиков - ассоциация андеррайтеров, которые представляют страховые компании, являющиеся членами Института). Институт призван содействовать интересам
страхования путем координации усилий по выработке страховых оговорок, условий страхования, а также изыскивать возможности для достижения взаимных соглашений по проблемам страхового рынка [2].
Безопасность. По сравнению с Инкотермс 2000 в Инкотермс 2010 более тщательно пересмотрен вопрос о безопасности товаров, судов и т. д., учитывая, что большинство стран сейчас предъявляют требования высочайших проверок безопасности, новые правила вводят обязательство обоих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно/экспортной очистки. Предыдущая версия Инкотермс 2000 не предъявляла такой вид сотрудничества [3].
Издержки по хранению на Терминале. Когда продавец должен организовать и оплатить за доставку товаров до согласованного места (CIP, CPT, CFR, CIF, DAT, DAP и CCP) может случиться, что уплата издержек за хранение на терминале переходят к покупателю как часть контрактной цены за товары. Тем не менее, исторически, в некоторых случаях, продавец также должен был платить владельцу терминалу за хранение товаров (двойная уплата).
Инкотермс 2010 направлен для исправления ситуации и внесения ясности в вопрос: кто ответственен за уплату издержек по хранению товаров на терминале. Однако еще предстоит выявить, положит ли это конец двойным оплатам для тех, кто с ними сталкивался в прошлом.
Участники внешнеторговых экономических отношений ожидают, что применение Инкотермс 2010 будет очень хорошо принято всеми торговыми компаниями. Это позволит в значительной мере ускорить товарооборот в целом и упорядочить вопросы взаимной ответственности партнеров.
Библиографические ссылки
1. Марьяненко В. П. Инкотермс-2010: Постатейный комментарий с иллюстрациями. М. : Дашков и К, 2010.
2. URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/Википедия
3. URL: http://www.vch.ru/
© Соколова Е. А., Бартновская Е. С., Чернова Л. Г., 2011