Инкотермс 2G1G: назначение, изменения и отличия
K. В. Холопов
22 октября 2010 года под эгидой Международной торговой палаты в Москве прошла Международная конференция «Incoterms 2010: новые правила ICC1 по использованию национальных и международных торговых терминов»2. Целью конференции стало не только представление новых правил Инкотермс 2010, но и презентация издания документа на русском языке. Участниками этого форума стали ведущие российские ученые - экономисты и юристы - и практики, а также иностранные гости, представлявшие различные структуры Международной торговой палаты (МТП).
Инкотермс 2010 стал для ICC восьмым изданием правил международных торговых терминов, начиная с 1936 года. Последние четыре редакции выходят с чёткой периодичностью с интервалом 10 лет. Примечательно, что Инкотермс 2010 вводится в действие только с 1 января 2011 года. Считается, что десятилетний срок является достаточным для трансформации практики международных торговых обычаев, которые и изложены в каждом издании Инкотермс. Имеется в виду не только изменение и уточнение самих торговых обычаев, но и объективные документарные, информационные и иные технологии, отвечающие последним требованиям международной и национальной торговли нового времени.
Введение к Инкотермс 2010 определяет основополагающие принципы построения документа и правила его использования. Применение Инкотермс 2010 возможно путем прямой ссылки на конкретный торговый обычай (базисное условие поставки, базис поставки, термин Инкотермс 2010) в договоре купли-продажи товара в соответствие именно с документом 2010 года. Как и документы предыдущих выпусков, Инкотермс 2010 носит факультативный характер. МТП утверждает, что каждый
УДК 347.75/76 + 656 ББК 67.404.2+39 Х - 723
термин должен соответствовать товару, способу его транспортировки и иным обязательствам сторон. Каждое базисное условие поставки должно быть максимально привязано к конкретному географическому пункту или порту. Здесь следует отметить, что возможность применения того или иного базиса поставки для условий морского или внутреннего водного транспорта в значительной степени от сложившихся на протяжении веков обычаев портов. МТП напоминает, что Инкотермс 2010 не представляет собой полный договор купли-продажи товара. Многие аспекты договора (цена товара, способы и сроки расчетов, переход права собственности, ответственность сторон и др.) определяются условиями самого договора.
Международная торговая палата насчитала девять основных черт Инкотермс 2010. Главное отличие Инкотермс 2010 от Инкотермс 2000 заключается в количестве содержащихся в новом документе базисных условий поставки. Теперь их 11 вместо 13. Вместо базисов поставки DAF3 (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с пристани, причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлины) введены новые условия DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения).
Изменена классификация терминов. В Инкотермс 2000 все базисы поставки были разделены на четыре группы: группа E - «Отгрузка» (EXW), группа F - «Основная перевозка продавцом не оплачена» (FCA, FAS, FOB), группа C «Основная перевозка оплачена продавцом» (CFR, CIF, CPT, CIP) и группа D «Прибытие» (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP). В документе Инкотермс 2010 групп всего две: «Правила для любого вида или видов транспорта» и «Правила для морского и внутреннего водного транспорта».
Правила для любого вида транспорта могут применяться для автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, а также для прямых смешанных перевозок (мультимодального транспорта). Причем в составе маршрутов мультимодальных перевозок могут присутствовать отдельными участками передвижения товаров - морские пути или внутренние водные пути. Морские и внутренние водные правила предусматривают, что поставка товара осуществляется по схеме «порт - порт», независимо от того, какие порты - морские или внутренние водные - имеются в виду. Распределение базисов поставки Инкотермс 2010 по группам приведено в таблице 1.
Международная торговая палата разъясняет, что применительно к Инкотермс 2010 многогранный в праве термин «поставка» означает здесь момент, когда риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя.
Ещё одним важнейшим нововведением в Инкотермс 2010 является возможность применения содержащихся в документе терминов не только для международной, но и для национальной торговли. По мнению МТП, такой шаг стал следствием создания межгосударственных торговых союзов и экономических объединений, например, Европейского Союза, когда само пересечение товарами национальных границ стало менее важным и менее значимым. Ранее торгово-промышленные объединения стран (у нас, например, Торгово-промышленная па-
лата Российской Федерации) принимали решения о возможности применения Инкотермс к национальной торговле товарами. Теперь в Инкотермс 2010 в явном виде указано на возможность использования базисных условий поставки товаров для внутренней торговли. Ещё одной причиной этого стало стремление отказаться от применения Единообразного торгового кодекса США в пользу правил Инко-термс 2010.
Применение электронных коммуникаций, как и в Инкотермс 2000, также закреплено в новой редакции документа. Необходимые документы по соглашению сторон могут быть заменены электронными сообщениями (EDI messages).
Отдельные термины Инкотермс 2010 - CIF и CIP - предусматривают обязанность продавца страховать товар от транспортных рисков. В отношении процедур страхования необходимо теперь использовать новые пересмотренные правила Института лондонских страховщиков (The Institute Cargo Clauses). Новая редакция документа уточняет обязанности сторон в отношении процедур страхования.
Инкотермс 2010 конкретизировал распределение расходов между продавцом и покупателем товара, связанных с выгрузкой и обработкой товаров на терминалах в портах, на станциях и в иных местах. Для каждого базисного условия поставки в статьях A6/B6 теперь указано, какая из сторон договора должна понести такие расходы.
Таблица 1
Распределение базисных условий поставки Инкотермс 2010 по двум группам
Базисы для любого вида транспорта
1. EXW Франко завод Ex W orks
2. FCA Франко перевозчик Free Carrier
3. CPT Перевозка оплачена до ... Carriage Paid to ...
4. CIP Перевозка и страхование оплачены до ... Carriage and Insurance Paid to ...
S. DAT Поставка на терминале Delivered at Terminal
6. DAP Поставка в месте назначения Delivered at Place
7. DDP Поставка с оплатой пошлин Delivered Duty Paid
Базисы для морского и внутреннего водного транспорта
s. FAS Свободно вдоль борта судна Free Alongside Ship
9. FOB Свободно на борту Free on Board
10. CFR Стоимость и фрахт Cost and Freight
11. CIF Стоимость, фрахтование и фрахт Cost, Insurance and Freight
Международная торговая палата предупреждает участников внешнеторговых сделок, что реализуя свои права на изменение и дополнение в контрактах условий Инкотермс 2010, они рискуют в итоге де-факто отойти от ранее достигнутых договоренностей и заключить договор купли-продажи товара на совсем другом базисном условии.
Введение к Инкотермс 2010 завершается разъяснением основных терминов и понятий, упомянутых в документе. Здесь перечислены термины: «перевозчик», «таможенные формальности», «поставка», «отгрузочные документы», «электронная запись или процедура» и «упаковка».
Рассмотрим теперь термины (базисные условия поставки) Инкотермс 2010 и концептуально сравним их с терминами Инкотермс 2000. Термины изложены в той же последовательности, как это приведено в документе. При этом автор предполагает, что читатель знаком с содержанием предыдущего издания - Инко-термс 2000.
Правила для любого вида или видов транспорта
Условие поставки EXW (Франко завод). Вид транспорта любой. Принципиальных отличий от этого же термина Инкотермс 2000 нет. Однако Международная торговая палата рекомендует применять условие для внутренней торговли, в отличие от базиса FCA.
Условие поставки FCA (Франко перевозчик). Вид транспорта любой. Целесообразно применять в международных договорах купли-продажи товаров. Принципиальных условий от аналогичного термина Инкотермс 2000 нет.
Условие поставки CPT (Перевозка оплачена до ...). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от CPT по Инко-термс 2000 нет.
Условие поставки CIP (Перевозка и страхование оплачены до ...). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от CIP по Инкотермс 2000 нет.
Условие поставки DAT (Поставка на терминале). Новое базисное условие поставки.
Условие не связано с выбором какого-либо конкретного вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в момент выгрузки товара на определенном сторонами договора терминале. Терминалом может являться причал в морском или речном порту, контейнерный терминал для любого вида транспорта, грузовой двор на железнодорожной или автомобильной станции, грузовой авиатерминал в аэропорту и др. В отношении документа, подтверждающего поставку, Инкотермс 2010 конкретных указаний не дает. Правоприменительная практика даст ответ на это вопрос позже. Пока можно лишь с уверенностью утверждать, что таким документом может быть один из применяемых в практике складских документов. Совершенно точно, что термин DAT заменит ранее существовавшее в практике условие DEQ (Поставка на пристани). Хотя возможны и иные условия его применения.
Условие поставки DAP (Поставка в месте назначения). Новое базисное условие поставки. Условие не связано с выбором какого-либо конкретного вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в тот момент, когда прибывшее в согласованный сторонами пункт транспортное средство готово к разгрузке. В отношении подтверждающего поставку документа Инко-термс 2010 ограничивается общем утверждением, что продавец должен предоставить покупателю документ, позволяющий последнему принять поставку. Предоставляемый документ определяется теми заменами, которые вынудили внедрение в практику нового термина. Замена базиса поставки DAF (Поставка на границе) по Инкотермс 2000 на DAP обычно предусматривает железнодорожную поставку товара в европейские страны Дальнего Зарубежья. Замена базиса поставки DES (Поставка с судна) по Инкотермс 2000 на DAP предусматривает морскую или внутреннюю водную перевозку товара. Замена базиса поставки DDU (Поставка без оплаты пошлин) по Инкотермс 2000 на DAP предусматривает доставку товара в согласованный сторонами пункт любым видом транспорта. Но в любом случае все расходы и риски до указанного в контракте пункта лежат на продавце. Документы, подтверждающие поставку по любому базису, указаны в таблице 4.
Условие поставки DDP (Поставка с оплатой пошлин). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от DDP по Инкотермс 2000 нет - все расходы и риски по доставке очищенного от импортных пошлин товара в согласованный сторонами пункт лежат на продавце.
Правила для морского и внутреннего водного транспорта
Условие поставки FAS (Свободно вдоль борта судна). Продавец должен разместить товар на причале или на барже (на лихтере), но обязательно вдоль борта судна на указанном сторонами месте в определенном порту отгрузки. Принципиальных отличий от FAS по Инкотермс 2000 нет.
Условие поставки FOB (Свободно на борту). Соответствует правилам применения FOB по Инкотермс 2000, с одним изменением. Из текста термина FOB по Инкотермс 2000 исключено понятие поручней (рейлингов) судна. Теперь поставка фиксируется в момент размещения товара на борту судна в указанном порту отгрузки.
Условие поставки CFR (стоимость и фрахт). Как и на условии FOB, поставка считается выполненной в момент размещения товара продавцом на борту судна в порту отгрузки. Иных принципиальных отличий от термина CFR по Инкотермс 2000 нет.
Условие поставки CIF (Стоимость, страхование и фрахт). Как и на условии FOB или CFR, поставка считается выполненной в момент размещения товара продавцом на борту судна в порту отгрузки. Иных принципиальных отличий от термина CIF по Инкотермс 2000 нет. Варианты использования новых терминов приведены в таблице 2.
Автор предполагает, что кроме предписанной МТП замены базиса поставки DDU (по Инкотермс) 2000 на DAP (по Инкотермс 2010) возможно также применение нового термина DAT. Это объясняется тем, что ранее базисное условие поставки DDU применялось, когда товар поставлялся и доставлялся в тот пункт назначения, где покупатель выполнял таможенные формальности по импорту. А выполнять такие формальности, не выгружая товар из транспортного средства, крайне затруднительно и не всегда возможно. Вообще говоря, замена в применении одних базисов на другие будет определяться практикой. Поэтому, кроме общих положений, Международная торговая палата воздерживается пока от конкретных рекомендаций.
Следует отметить, что новые термины Инкотермс 2010 нельзя считать новыми торговыми обычаями. МТП идет по пути унификации торговых обычаев, правил и процедур, которые создадут единообразное понимание и регламентацию прав и обязанностей сторон договора купли-продажи товара.
Таблица 2
Варианты применения Инкотермс 2010 по сравнению с Инкотермс 2000
№№ п/п Инкотермс 2000 Инкотермс 2010
1. EXW EXW
2. FCA FCA
3. FAS FAS
4. FOB FOB
S. CPT CPT
6. CFR CFR
7. CIP CIP
s. CIF CIF
9. DES DAP
10. DEQ DAT
11. DAF DAP
12. DDU DAP, DAT*
13. DDP DDP
Примечание к таблице:
Применение базиса DAT возможно.
Отнесение терминов Инкотермс 2010 к двум группам по видам транспорта, используемых для доставки товара, является, если не основным, то крайне важным. Применение каждого базисного условия поставки может быть конкретизировано для доставки товаров тем или иным видом транспорта. Преимущественные сферы применения терминов Инкотермс 2010 по видам транспорта приведены в таблице 3.
Следует обратить внимание на строки 9а, 9Ь, 9с, 10а и 10Ь. Их содержание отмечает трансформацию терминов Инкотермс 2000 в термины Инкотермс 2010. Хотя к данным утверждениям следует вернуться через два-три года, которые позволят оценить правильность заявленных предположений и утверждений.
Содержание данной статьи будет неполным, если не указать на практические аспек-
ты реализации контрактов купли-продажи товаров, заключенных на базисных условиях поставки по Инкотермс 2010. Речь, в первую очередь, идет о документах, подтверждающих исполнение обязательств продавца о поставке. Этому посвящены данные и сведения, содержащиеся в таблице 4.
Большинство заинтересованных лиц интересует вопрос, как следует поступать с контрактами, заключенными до 1 января 2011 года, но подлежащими исполнению позже указанного срока. Стороны договоров могут использовать редакцию Инкотермс любого года выпуска. Однако вопрос в большей степень адресуется к таможенным органам для определения структуры цены контракта по конкретным базисным условиям поставки и процедур корректировки таможенной стоимости товара.
Таблица З
Базисы поставки по Инкотермс 2010 и преимущественные виды транспорта4
№№ п/п Название базиса Виды транспорта Способы перевозки Дополнительные условия применения
1. EXW Любой (значения не имеет)
2. FCA Автомобильный, Воздушный, Мультимодальный
3. FAS Морской, Внутренний водный Нет рисков утраты товара при погрузке
4. FOB Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Есть риски утраты товара при погрузке
S. CPT Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный
6. CFR Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Оговорки о сталие, демередже и диспаче
7. CIP Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный
s. CIF Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Оговорки о сталие, демередже и диспаче
9a. DAP Морской или внутренний водный. Поставка на судне в порту назначения Вместо условия DES
9b. DAP Железнодорожный (между зонами СМГС и СІМ-СОТІР) Вместо условия DAF
9c. DAP Любой (значения не имеет) Вместо условия DDU
10a. DAT Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Вместо условия DEQ
10b. DAT Любой (значения не имеет) Вместо условия DDU
11. DDP Любой (значения не имеет)
Таблица 4
Базисы поставки по Инкотермс 2010 и подтверждающие поставку документы5
№№ п/п Название базиса Виды транспорта Способы перевозки Подтверждающие документы
1. EXW Любой (значения не имеет) Приемосдаточный акт
2. FCA Автомобильный, Воздушный, Мультимод альный Автомобильная или авианакладная, FBL*
3. FAS Морской, Внутренний водный Доковая расписка порта или FWR* *
4. FOB Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная)
S. CPT Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL
6. CFR Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная)
7. CIP Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL + страховой полис
s. CIF Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная) + страховой полис
9a. DAP (вместо DES) Морской или внутренний водный. Поставка на судне в порту назначения Сюрвейерский акт выгрузки, тальманская расписка
9b. DAP (вместо DAF) Железнодорожный (между зонами СМГС и С1М-СОТШ) Железнодорожная накладная СМГС или СГМ-СОТШ с отметкой погранстанции
9c. DAP (вместо DDU) Любой (значения не имеет) Приемосдаточный акт
10a. DAT (вместо DEQ) Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Доковая расписка порта или FWR
10b. DAT (вместо DDU) Любой (значения не имеет) Складской документ хранителя или FWR
11. DDP Любой (значения не имеет) Приемосдаточный акт
Примечания к таблице:
*FBL - Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading - Мультимодальный коносамент ФИАТА (Международной федерации экспедиторских ассоциаций)
**FWR - FIATA Warehouse Receipt - Складская расписка ФИАТА