Научная статья на тему ' значимость таможенных льгот в кодексе Евразийского экономического союза и законодательстве Российской Федерации'

значимость таможенных льгот в кодексе Евразийского экономического союза и законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / Таможенный кодекс Таможенного союза / законодательство Российской Федерации о таможенном деле / Налоговый кодекс Российской Федерации / таможенные льготы / льготы по уплате таможенных платежей / запреты и ограничения / меры нетарифного и технического регулирования / таможенные процедуры / экспорт и импорт. / The Eurasian Economic Union / the Customs Code of the Customs Union / the leg- islation of the Russian Federation on customs affairs / the Tax Code of the Russian Federation / customs privileges / privileges on customs payment / the bans and restrictions / measures of non- tariff and technical regulation / customs procedures / export and import.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — П. А. Паулов, Н. С. Алабаева

В статье проводится анализ таможенных льготы в кодексе Евразийского экономического союза и в законодательстве Российской Федерации. Рассматриваются правовые основы нетарифного и технического регулирования в условиях Евразийского экономического союза. Оценивается значимость использования термина таможенные льготы при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF CUSTOMS PRIVILEGES IN THE CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the analysis customs privileges in the code of the Eurasian Economic Union and in the legislation of the Russian Federation is carried out. Legal basics of non-tariff and technical regulation in the conditions of the Eurasian Economic Union are covered. The importance of use of the term customs privileges is estimated when moving goods through customs border of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему « значимость таможенных льгот в кодексе Евразийского экономического союза и законодательстве Российской Федерации»

ЗНАЧИМОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ В КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

П.А. Паулов, доцент Н.С. Алабаева, магистрант

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10498

Аннотация. В статье проводится анализ таможенных льготы в кодексе Евразийского экономического союза и в законодательстве Российской Федерации. Рассматриваются правовые основы нетарифного и технического регулирования в условиях Евразийского экономического союза. Оценивается значимость использования термина таможенные льготы при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный кодекс Таможенного союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, таможенные льготы, льготы по уплате таможенных платежей, запреты и ограничения, меры нетарифного и технического регулирования, таможенные процедуры, экспорт и импорт.

Таможенные льготы всегда вызывают практический интерес. Обыденное восприятие льгот обусловлено какими-либо преимуществами. В таможенной сфере такие преимущества могут иметь достаточно высокую оценку (стоимостную, временную и логическую). Для комплексного анализа содержания данного понятия обратимся к правовым актам, предоставляющим таможенные льготы в праве Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) и в законодательстве Российской Федерации.

Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии переданы наднациональному органу - Евразийской экономической комиссии. Решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу ЕАЭС и подлежат непосредственному применению на территориях государств -членов ЕАЭС.

По итогам 2015 года объем взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС составил 45,4 млрд. долл., что на 26% ниже уровня взаимного товарооборота стран-участниц ЕАЭС в 2014 году. Внешний товарооборот

ЕАЭС за первое полугодие 2016г. составил 228,6 млрд. долларов США (экспорт 140,5, импорт 88,1 млрд. долларов), что меньше на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта сократился на 29,3%, а объем импорта на 10,3%. Уменьшение объема торговли между государствами ЕАЭС в 2015 году было менее глубоким, чем сокращение объема торговли с третьими странами, в результате чего удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в целом по ЕАЭС увеличился с 11,7% по итогам

2014 года до 13,5% по итогам 2015 года. Отметим, что единственный рост взаимной торговли в долларовом эквиваленте в

2015 году наблюдался между Арменией и Кыргызстаном (рост на 8,1%), взаимный товарооборот остальных стран сократился, наибольшее сокращение наблюдается в паре Казахстан - Белоруссия (на 39,2%).

Таким образом, институционально таможенными льготами охвачены таможенные платежи, меры нетарифного регулирования, таможенные операции и таможенный контроль. В отраслевом отношении таможенные льготы встречаются в таких сферах правового (в том числе между-

народно-правового) регулирования как таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, налоговое регулирование.

Принимая во внимание все уровни регулирования внешнеторгового товарооборота, получаем достаточно большой массив документов, содержащих определенные таможенные преимущества. Пример с таможенными льготами для определенных категорий иностранных лиц удобен своей исключительностью, по причине целого ряда преимуществ. Большую упрощенность содержит только порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования при прохождении по «зеленому коридору».

Изучая льготы, предоставляемые таможней, отметим, что в зависимости от их применения, они сегодня классифицируются следующим образом:

- применимые в отношении личных вещей частных лиц, а также товарной продукции;

- применимые непосредственно при осуществлении таможенной проверки на границе;

- тарифные преференции (такое название стало использоваться в таможенной практике совсем недавно).

Как элементы таможенно-тарифного регулирования данные институты, с одной стороны предоставляют участникам ВЭД преимущества в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или применения сниженной ставки, с другой стороны, по праву ЕАЭС рассматриваются отдельно от тарифных льгот. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 ТК тарифные преференции отнесены к льготам по уплате таможенных платежей. По мнению Суда ЕАЭС в рамках тарифной квоты также предоставляется право на применение льготной ставки ввозной таможенной пошлины.

Льготы в области таможенного контроля в виде освобождений от таможенного досмотра и (или) иных форм таможенного контроля «уходят» на национальный подзаконный уровень (пункты 1-4 статьи 94 ТК ТС, статья 162 ФЗ «О таможенном регулировании», приказ ФТС России от

11.04.2016 №732 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность»).

Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.

Таким образом, освобождения от выполнения определенных требований (полностью либо частично) при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возможны применительно к:

- таможенным платежам;

- таможенным операциям;

- таможенному контролю;

- запретам и ограничениям (в контексте пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС).

Экспортная (вывозная) сумма актуального налога взимается в случае пересечения границы, однако применяется достаточно редко. Необходимо отметить, что в настоящее время широко используются импортные (ввозные) пошлины. Таможенные льготы при уплате предусматриваются при ввозе в страну той или иной продукции из развивающихся государств в виде полного освобождения. Помимо этого, не уплачивается пошлина за предметы, отвечающие определенным требованиям в плане страны-изготовителя либо целевого назначения. Помимо этого, освобождаются физические лица в случае ввоза автомобиля, который принимает участие в перевозках международного значения; снаряжения; предметов технического снабжения; ГСМ для удовлетворительного функционирования представленного транспорта.

Отдельный интерес могут предоставлять преимущества, предусмотренные таможенными процедурами (таможенный транзит, переработка, временный ввоз, таможенный склад и другие). Например, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

предоставляются освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенные операции, а также не применяются меры нетарифного и технического регулирования. При помещении иностранных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или таможенного склада не взимаются таможенные пошлины, налоги, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.

Существуют таможенные льготы, имеющие место в случае добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом. Важно знать, что при переселении на постоянное место жительства предполагаются следующие преференциями в соответствии с действующим российским законодательством: Исключение налога в случае провоза вещей персонального типа пользования в страны таможенного союза переселенцам и беженцам. Так или иначе вещи должны быть приобретены до даты приезда в Российскую Федерацию или до присвоения статуса особого значения. В случае возвращения с пребывания за рубежом на временный срок посредством пятого пункта третьего Приложения граждане Российской Федерации имеют возможность не уплачивать таможенные пошлины тогда, когда провозимые вещи являются предметами личного пользования, а стоимость их не превышает пять тысяч евро в рублях. Необходимо отметить, что гражданам, которые получили наследство за рубежом, дается освобождение тогда, когда наследственные имущественные комплексы удостоверяются свидетельством. При обратном ввозе ранее вывезенной товарной продукции последняя не облагается таможенной пошлиной, если пребывает в изначальном состоянии. В случае обращения гражданина, который сам не планирует посещать иностранное

государство, к услугам перевозчика государственная пошлина не уплачивается на ту товарную продукцию, вес которой не превышает тридцати одного килограмма, а сумма в рублях - тысячи евро.

В затронутых таможенных процедурах преимущества (за исключением освобождений от уплаты таможенных пошлин) имеют иную, то есть не «таможенную» правовую природу. Так, освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов предусмотрены в рамках соответствующих таможенных процедур статьями 151 и 185 части 2 Налогового кодекса РФ.

На основании абзаца 3 пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС положения ТК ТС, о применении (неприменении) запретов и ограничений, к которым относятся, в том числе меры нетарифного и технического регулирования, не применяются. При попадании товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений (в частности, мер нетарифного и технического регулирования) подтверждается в случаях, установленных Евразийской экономической комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов ЕА-ЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС (абзац 4 пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС).

С помощью таможенных льгот можно объединить и структурировать все законные дозволения, предоставляющие возможности извлекать определенные выгоды в связи с перемещением товаров через таможенную границу и (или) использованием иностранных товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами). В дальнейшем такая наглядность будет способствовать формированию системного представления о вариантах оптимизации внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Библиографический список

1. «TEXTARCHIVE.RU» навигатор по научным и научно-популярным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-1556213-pall.html (дата обращения: 11.01.2019).

2. Экономический анализ: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Паруши-ной. - М.: КНОРУС, 2013.

3. Журов В.А. Процесс разработки моделей для прогнозирования банкротства // Финансовый менеджмент. - 2018. - №1.

4. «Allbest» электронная база научных и студенческих работ [Электронный ресурс]. URL: https://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65625b3bc68b4c43a88421316c3 7_0.html (дата обращения: 11.01.2019).

5. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 440 с.

IMPORTANCE OF CUSTOMS PRIVILEGES IN THE CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

P.A. Paulov, associate professor N.S. Alabaeva, graduate student Samara university (Russia, Samara)

Abstract. In article the analysis customs privileges in the code of the Eurasian Economic Union and in the legislation of the Russian Federation is carried out. Legal basics of non-tariff and technical regulation in the conditions of the Eurasian Economic Union are covered. The importance of use of the term customs privileges is estimated when moving goods through customs border of the Eurasian Economic Union.

Keywords: The Eurasian Economic Union, the Customs Code of the Customs Union, the legislation of the Russian Federation on customs affairs, the Tax Code of the Russian Federation, customs privileges, privileges on customs payment, the bans and restrictions, measures of non-tariff and technical regulation, customs procedures, export and import.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.