Научная статья на тему 'Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия'

Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
7211
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ВРЕМЕННОГО ДОПУСКА / ВРЕМЕННО ВВЕЗЕННЫЕ ТОВАРЫ / НАЛОГОВЫЕ МОДЕЛИ ВРЕМЕННОГО ДОПУСКА / EEU TAX LEGISLATION / CUSTOMS UNION TAX CODE / RUSSIAN FEDERATION CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS TEMPORARY ADMITTANCE / TEMPORARILY EXPORTED GOODS / TAX MODELS OF TEMPORARY ADMITTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козырин А.Н.

Временный допуск активно используемая в международной торговле таможенная процедура. Без нее трудно представить организацию современных ярмарок и выставок, международных транспортных операций, развитие международных научных и культурных обменов, международных спортивных контактов и туристических обменов. В статье рассмотрено понятие временного ввоза в таможенном праве, проведено разграничение между временным ввозом как внешнеторговой операцией, связанной с различными таможенными процедурами временным допуском товара, переработкой товара на таможенной территории, помещением товара на таможенный или свободный склад и др., и конкретной таможенной процедурой временного ввоза (допуска; temporary admission), в соответствии с которой предусмотрено временное использование в течение установленного срока иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением от ввозных таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Проанализирована система нормативно-правового регулирования таможенной процедуры временного допуска, представленная тремя уровнями: международно-правовым (Киотская и Стамбульская конвенции, Конвенция о карнете АТА), наднациональным (Решения Евразийской экономической комиссии) и национальным (законодательством Российской Федерации о таможенном деле). Выявлены основные условия помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска (возможность идентификации временно ввозимых товаров, отсутствие таких товаров в списке запрещенных к помещению под таможенную процедуру временного допуска), ограничения пользования и распоряжения временно ввезенными товарами (совершение операций по сохранности товаров, текущему ремонту, а также иных операций, не нарушающих принципа неизменности состояния товара; возможность передачи товаров третьим лицам с разрешения таможенных органов, а в отдельных случаях и без такого разрешения). Рассмотрены положения таможенного законодательства о сроке временного допуска, о возможностях приостановления таможенной процедуры и ее завершения. В статье проанализированы налоговые правила, применяемые в отношении временно ввозимых товаров, две налоговые модели временного допуска (полного и частичного освобождения), условия налогового освобождения, способы единовременной и периодической уплаты таможенных пошлин и налогов, сроки уплаты таможенных платежей, административная и судебная практика по этим вопросам и т.д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия»

Право в современноммире

Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия1

1

А.Н. Козырин

профессор, заведующий кафедрой финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: kozyrine@mail.ru

"=|и| Аннотация

Временный допуск — активно используемая в международной торговле таможенная процедура. Без нее трудно представить организацию современных ярмарок и выставок, международных транспортных операций, развитие международных научных и культурных обменов, международных спортивных контактов и туристических обменов. В статье рассмотрено понятие временного ввоза в таможенном праве, проведено разграничение между временным ввозом как внешнеторговой операцией, связанной с различными таможенными процедурами — временным допуском товара, переработкой товара на таможенной территории, помещением товара на таможенный или свободный склад и др., и конкретной таможенной процедурой временного ввоза (допуска; temporary admission), в соответствии с которой предусмотрено временное использование в течение установленного срока иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением от ввозных таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Проанализирована система нормативно-правового регулирования таможенной процедуры временного допуска, представленная тремя уровнями: международно-правовым (Киотская и Стамбульская конвенции, Конвенция о карнете АТА), наднациональным (Решения Евразийской экономической комиссии) и национальным (законодательством Российской Федерации о таможенном деле). Выявлены основные условия помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска (возможность идентификации временно ввозимых товаров, отсутствие таких товаров в списке запрещенных к помещению под таможенную процедуру временного допуска), ограничения пользования и распоряжения временно ввезенными товарами (совершение операций по сохранности товаров, текущему ремонту, а также иных операций, не нарушающих принципа неизменности состояния товара; возможность передачи товаров третьим лицам с разрешения таможенных органов, а в отдельных случаях — и без такого разрешения). Рассмотрены положения таможенного законодательства о сроке временного допуска, о возможностях приостановления таможенной процедуры и ее завершения. В статье проанализированы налоговые правила, применяемые в отношении временно ввозимых товаров, две налоговые модели временного допуска (полного и частичного освобождения), условия налогового освобождения, способы единовременной и периодической уплаты таможенных пошлин и налогов, сроки уплаты таможенных платежей, административная и судебная практика по этим вопросам и т.д.

1 Статья написана в рамках научного проекта № 15-01-0088 «Налоговая составляющая таможенных процедур в Таможенном союзе ЕврАзЭС», выполненного при поддержке Программы Научного фонда НИУ ВШЭ в 2015-2016 гг., и при финансовой поддержке Правительства России в рамках «Дорожной карты» Программы 5/100 НИУ ВШЭ.

Ключевые слова

таможенное законодательство ЕАЭС, Таможенный кодекс Таможенного союза, таможенное регулирование в Российской Федерации, таможенная процедура временного допуска, временно ввезенные товары, налоговые модели временного допуска.

Библиографическое описание: Козырин А.Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. №1. С. 130-148.

JEL К1; УДК: 34 DOI: 10.17323/2072-8166.2016.1.130.148

Таможенная процедура временного ввоза давно используется в таможенном законодательстве и внешнеторговой практике. Ее применение позволяет снять многие административные барьеры и экономические препятствия на пути развития экономических, культурных и гуманитарных связей с зарубежными странами. Под таможенную процедуру временного ввоза обычно помещаются экспонаты и образцы, ввозимые для демонстрации на выставках и ярмарках; товары, ввозимые для образовательных, культурных, научных и спортивных целей; контейнеры, упаковки и образцы, ввозимые в связи с осуществлением внешнеторговых операций; различного рода профессиональное оборудование, используемое для промышленного производства и строительных работ; транспортные средства туристов и т.д. В статье рассмотрены не только особенности применения таможенного режима временного ввоза по таможенному законодательству, формируемому в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — ЕАЭС), но и налоговые последствия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, которые объясняют востребованность этой таможенной процедуры во внешнеторговой практике.

Временный ввоз как таможенная процедура. Временный ввоз (допуск) представляет собой таможенную процедуру, при которой допускается временное использование в течение установленного срока иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Из определения таможенной процедуры временного ввоза, содержащегося в Таможенном кодексе Таможенного союза ЕАЭС (далее — ТК ТС), выводятся ее основные характеристики (ст. 277):

• таможенная процедура применяется в отношении только иностранных товаров;

• таможенная процедура имеет срочный характер; срок, в течение которого она может быть применена, установлен таможенным законодательством;

• состояние товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза, должно быть стабильным; товар, находящийся под этой таможенной процедурой, может использоваться, но не перерабатываться;

• до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза она завершается по общему правилу путем помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта;

• к товарам, помещенным под таможенную процедуру временного ввоза, не применяются меры нетарифного регулирования;

• предполагается условное (полное или частичное) освобождение товаров, помещенных под указанную таможенную процедуру, от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

Определение таможенной процедуры временного ввоза, содержащееся в ТК ТС, в целом соответствует международно-правовым стандартам — определениям временного ввоза, содержащимся в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1973 г. в ред. 1999 г.; далее — Киотская конвенция) и Стамбульской конвенции о временном ввозе (1990 г.; далее — Стамбульская конвенция).

В Киотской конвенции под временным допуском понимается таможенная процедура, под которой определенные товары могут быть доставлены на таможенную территорию с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты импортных пошлин и налогов. В определении указывается, что такие товары должны импортироваться для определенной цели и предназначаться для реэкспорта в течение установленного срока, не претерпев никаких изменений, за исключением обычного износа в результате их использования (глава 1 специального приложения G).

Область применения таможенной процедуры временного допуска устанавливается в Киотской конвенции путем закрепления ряда стандартов и рекомендаций по практическому поведению. Временный допуск не ограничивается только товарами, ввозимыми непосредственно из-за рубежа, он может предоставляться также тем товарам, которые уже помещены под иную таможенную процедуру. В отношении временно допущенных товаров разрешается проведение только таких операций, которые необходимы для обеспечения сохранности таких товаров во время их нахождения на таможенной территории. Таможенную процедуру временного допуска рекомендуется предоставлять независимо от страны происхождения товаров, страны, из которой они прибыли, или страны назначения.

В ст. 1 Стамбульской конвенции, заключенной под эгидой Совета таможенного сотрудничества (ныне — Всемирная таможенная организация) специально для регулирования временного ввоза, временный ввоз определен как таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без изменений, за исключением естественного износа в результате их использования. В определении, данном в Стамбульской конвенции, содержится важное уточнение к требованию стабильности товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза: такой товар может быть изменен только на величину его естественного износа, образовавшегося вследствие использования товара.

В отличие от многих таможенных процедур, предусмотренных действующим таможенным законодательством и появившихся в таможенном праве в постсоветский период, таможенный режим временного ввоза использовался еще в советском таможенном законодательстве. В Таможенном кодексе Союза ССР, утвержденном Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 19 декабря 1928 г. 2 содержалось (ст. 97) понятие «предметы иностранного происхождения, ввозимые временно по особым разрешениям Главного Таможенного Управления под условием обратного вывоза их из пределов СССР в течение назначенного в каждом отдельном случае срока, который не может превышать одного года». Такие товары освобождались от уплаты таможенной пошлины. Такое же понятие временно ввозимых предметов использовалось в Таможенном кодексе СССР 1964 г.3 (ст. 89). В Та-

2 СЗ СССР. 1929. № 1. Ст. 2.

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 20. Ст. 242.

моженном кодексе СССР 1991 г.4 временный ввоз уже рассматривался как один из таможенных режимов (ст. 25 «Пропуск в целях временного ввоза или временного вывоза»).

В действующем таможенном законодательстве ЕАЭС как равнозначные используются два варианта названия этой таможенной процедуры — «временный ввоз» и «временный допуск». Название «временный ввоз» традиционно использовалось в советском и российском таможенном законодательстве. Термин же «временный допуск» точнее отражает аутентичное понятие на английском (temporary admission) или французском языке (admission temporaire) и позволяет различать понятия «временный ввоз» и «таможенная процедура временного ввоза»5. Первое понятие используется для обозначения самого факта ввоза товара на таможенную территорию на определенный срок, предполагающего его обратный вывоз. Второе понятие обозначает конкретную таможенную процедуру, под которую помещаются временно ввозимые товары. Различать факт временного ввоза и одноименную таможенную процедуру важно уже хотя бы потому, что временно ввозимые на таможенную территорию товары могут помещаться декларантом под различные таможенные процедуры, отличающиеся целями использования перемещаемых товаров, сроками временного нахождения на таможенной территории и иными условиями и требованиями, — под таможенные процедуры временного ввоза, таможенного склада, свободного склада, таможенного транзита, переработки на таможенной территории и др.

Отметим также, что в некоторых таможенных конвенциях в официальном названии этой таможенной процедуры отражается ее налоговая сущность, предусматривающая освобождение временно ввозимого товара от уплаты таможенных пошлин и налогов с ввозимых товаров — «временный беспошлинный ввоз» (например, Таможенная конвенция о карнете ATA6 для временного ввоза товаров 1961 г.; далее — Конвенция АТА).

Нормативно-правовое регулирование. Особенностью нормативно-правового регулирования таможенной процедуры временного ввоза является то, что основные параметры этой процедуры установлены на международно-правовом уровне: в Киотской и Стамбульской конвенциях, Конвенции ATA и др. В Киотской конвенции временному допуску посвящено приложение G, в котором сформулированы стандарты и рекомендации, касающиеся области применения таможенной процедуры, формальностей, предшествующих предоставлению разрешения на временный допуск, меры по идентификации временно ввозимых товаров, срок реэкспорта, передача прав на временный допуск, завершение таможенной процедуры и ее налоговые последствия.

Стамбульская конвенция представляет собой результат проведенной Всемирной таможенной организацией систематизации международно-правовых норм, регулирующих временный ввоз. В ней регулируются вопросы использования документов временного ввоза, особенности временного ввоза товаров отдельных видов товаров и т.д. Российская Федерация присоединилась в 1995 г.7 к:

4 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 17. Ст. 484.

5 Руководствуясь этими соображениями, в данной статье используется второй вариант легального названия таможенной процедуры — «временный допуск».

6 ATA (Admission Temporaire — Temporary Admission) — аббревиатура французского и английского переводов словосочетания «временный допуск».

7 Постановление Правительства России от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4339.

• приложению А «О документах временного ввоза (карнеты ATA и карнеты CPD)»,

• приложению B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»,

• приложению B.2 «О профессиональном оборудовании»,

• приложению B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»,

• приложению B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

В 2013 г. Российская Федерация присоединилась с оговорками8 к приложению B.6 «Приложение, касающееся личных вещей путешественников и грузов, ввезенных в спортивных целях».

В Конвенции ATA урегулированы вопросы, связанные с применением карнета АТА при использовании процедуры временного ввоза товаров, а также с гарантиями по выплате таможенных пошлин и любых других сумм, подлежащих уплате в случае невыполнения условий временного ввоза в отношении товаров, ввезенных по карнетам ATA. Российская Федерация присоединилась к Конвенции АТА в 1995 г.9

В таможенном законодательстве Таможенного союза ЕАЭС нормативно-правовые основы таможенной процедуры заложены в главе 37 ТК ТС, в которой определены условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, срок временного ввоза, порядок завершения и приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза и т. д. Особо выделим нормы ТК ТС, регулирующие полное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза.

В случаях, установленных ТК ТС, нормотворческими полномочиями может наделяться наднациональный регулятор — Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК). Решения ЕЭК могут быть направлены одновременно на несколько таможенных процедур, включая временный ввоз, а могут касаться исключительно временного ввоза. Решением от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»10 утверждены, помимо прочего:

«Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру»;

«Перечень, категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза»;

«Перечень, категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза».

8 Постановление Правительства России от 25 января 2013 г. № 36 «О принятии Российской Федерацией Приложения B.6 к Конвенции о временном ввозе» // СЗ РФ. 2013. № 5. Ст. 380.

9 Постановление Правительства России от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4339.

10 // http://www.tsouz.ru (дата обращения: 21.09.2010)

Примером акта наднационального регулирования, посвященного непосредственно таможенной процедуре временного ввоза, является Решение от 18 июня 2010 г. № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки»11. Наднациональный регулятор может устанавливать особые правила применения таможенной процедуры временного ввоза в отношении отдельных товаров и транспортных средств12.

Вопросы, не урегулированные на уровне ЕАЭС, могут передаваться на уровень национального законодательства государств-членов ЕАЭС. Применительно к России Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-Ф3) определены особенности пользования и распоряжения временно ввезенными товарами (ст. 275-277), временного ввоза научных или коммерческих образцов (ст. 279), установлена процедура продления срока временного ввоза (ст. 278).

Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска. Одним из таких условий является возможность идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного допуска. Понятие и процедуры идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест определены в ст. 109 ТК ТС. В ней, в частности, закреплено, что товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация необходима для того, чтобы при таможенном декларировании товаров с целью завершения таможенной процедуры временного допуска таможенные органы были уверены в том, что им предъявляют именно те товары, которые ввозились на территорию Таможенного союза под таможенной процедурой временного допуска.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также другими способами. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Требования к изготовлению средств идентификации, а также порядок их применения устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза. В ст. 170 Федерального закона № 311-ФЗ правом установления порядка применения средств идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, а также транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, наделена Федеральная таможенная служба.

Сами средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если суще-

11 http://www.tsouz.ru (дата обращения: 28.07.2010)

12 Например: Решение от 16 июля 2010 г. № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов» // http://wwwtsouz. ги (дата обращения: 19.07.2010)

ствует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи перемещаемых товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и направляются доказательства существования такой угрозы.

Еще одно условие помещения под таможенную процедуру временного допуска связанно с видом помещаемого товара: такой товар не должен находиться в списке товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру временного допуска. ТК ТС (ст. 278) определил товары, помещение которых под таможенную процедуру временного допуска не допускается:

1) пищевые продукты, напитки (включая алкогольные), табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы (за исключением их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов);

2) отходы, в том числе промышленные;

3) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

При этом таможенное законодательство допускает помещение под процедуру временного допуска иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры (таможенный склад, переработка под таможенным контролем и т.д.), при соблюдении всех предусмотренных требований и условий.

Ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного допуска (временно ввезенные товары), продолжают оставаться товарами, находящимися под таможенным контролем. Таможенные органы контролируют, среди прочего, соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. Установление таких ограничений в отношении временно ввезенных товаров представляет собой одну из существенных характеристик таможенной процедуры временного допуска.

Как уже отмечалось, таможенная процедура временного допуска предполагает стабильность временно ввозимого товара. В Стамбульской конвенции о временном ввозе закрепляется в качестве требования к временно ввозимым товарам сохранение их в неизменном состоянии, за исключением естественного износа в результате их использования.

В соответствии с международно-правовыми стандартами временного допуска в ТК ТС (ст. 279) закреплен принцип неизменности состояния временно ввозимого товара: товары, помещенные под таможенную процедуру временного допуска, должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

Таможенное законодательство допускает совершение ряда действий (операций) с временно ввозимыми товарами, не нарушающих принципа неизменности состояния товара. Речь идет, во-первых, об операциях, необходимых для обеспечения сохранности таких товаров, во-вторых, об испытаниях, исследованиях, тестировании, проверках, проведении опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами.

Операции, необходимые для обеспечения сохранности временно ввезенных товаров, могут включать ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание, а также иные операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте.

По общему правилу, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Декларант может передать временно ввезенные товары во владение и пользование иному лицу только в следующих целях:

• технического обслуживания таких товаров;

• их ремонта (за исключением капитального ремонта и модернизации);

• хранения;

• транспортировки;

• в иных целях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

В перечисленных случаях декларант передает временно ввезенные товары во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа.

Кроме того, Федеральным законом № 311-ФЗ (ст. 276) установлено, что передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа допускается в случае временного ввоза многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данная или аналогичная (того же типа и приблизительно равной стоимости) тара подлежит возврату. В этой же статье содержится норма, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по расширению списка случаев, когда передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу осуществляется без разрешения таможенного органа. Во всех других случаях передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу (не декларанту) возможна только с разрешения таможенного органа.

Для получения такого разрешения декларант должен подать в таможенный орган, в котором производилось помещение товаров под таможенную процедуру временного допуска, письменное заявление с указанием причин передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице. В соответствии со ст. 276 Федерального закона № 311-ФЗ, если стоимость временно ввезенных товаров превышает 500 000 руб., то в заявлении указывается также место нахождения таких товаров.

Соответствующее разрешение таможенный орган выдает только в том случае, если лицо, которому передаются временно ввезенные товары, берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий временного ввоза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Такое лицо пользуется правами и несет обязанности по использованию таможенной процедуры временного ввоза со дня принятия таможенным органом решения о передаче временно ввезенных товаров (ст. 277 Федерального закона № 311-ФЗ).

Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных для таможенной процедуры временного допуска.

Таможенные органы сохраняют возможность осуществлять таможенный контроль за временно ввезенными товарами. В тех случаях, когда передача временно возимых товаров иным лицам осуществляется с разрешения таможенного органа, гарантией непрерывности и эффективности таможенного контроля выступает процедура выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров. Если передача товаров может осуществляться в соответствии с таможенным законодательством без такого разрешения, то гарантией непрерывности и эффективности таможенного

контроля выступает норма ст. 276 Федерального закона № 311-ФЭ, в соответствии с которой таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения о фактическом месте нахождения временно ввезенных товаров. В случае передачи таких товаров иному лицу таможенный орган имеет право запрашивать сведения о таком лице, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Срок временного допуска установлен в ТК ТС (ст. 280) и не может превышать двух лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру. Конкретный срок временного допуска товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза.

Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза. Соответствующими полномочиями наделена Евразийская экономическая комиссия. Она реализовала их, приняв Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»13, которым были утверждены:

«Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза»;

«Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза».

На срок более двух лет на таможенную территорию Таможенного союза могут временно ввозиться следующие товары, в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, в частности:

• морские, рефрижераторные и рыболовные суда, морские паромы — на срок действия договоров тайм-чартера14 или бербоут-чартера15;

• двигатели, запасные части и оборудование, предназначенные для технического обслуживания или ремонта самолетов гражданской авиации, — на срок до 8 лет;

• культурные ценности старше 100 лет — на срок до 8 лет;

• гражданские пассажирские и грузовые самолеты (с определенными ограничениями по весу) — на срок до 3 лет.

Товары, относящиеся к основным производственным фондам, к которым применяется условное частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, могут временно ввозиться на срок до 34 месяцев при условии, что они не являются собственностью лица государства-члена Таможенного союза, использующего эти товары на таможенной территории Таможенного союза.

В «Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза» на данный момент включена только одна категория товаров — гражданские пассажирские самолеты с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек, с оговоркой, что в отношении таких товаров предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. В этом случае мак-

13 http://www.tsouz.ru (дата обращения: 21.09.2010)

14 Тайм-чартер (Time charter) — договор фрахтования судна c экипажем на время.

15 Бербоут-чартер (Bareboat charter) — договор фрахтования судна без экипажа.

симальный срок временного допуска на таможенную территорию ТС составляет 30 календарных дней, при условии, что общая продолжительность нахождения самолета на таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой временного допуска не должна превышать 180 календарных дней в течение одного календарного года.

Таможенное законодательство ЕАЭС устанавливает возможность продления конкретного срока временного ввоза, который был указан при помещении товара под таможенную процедуру временного допуска. При этом оговаривается (п. 1 ст. 280 ТК ТС), что такое продление возможно только в пределах установленного максимального срока. Например, если декларант первоначально поместил пассажирский самолет под таможенную процедуру временного допуска на один год, он может обратиться с заявлением о продлении срока временного ввоза до максимально установленного для этой категории товара — до трех лет.

Течение срока временного ввоза может быть приостановлено путем подачи заявления о приостановлении таможенной процедуры временного допуска и помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории и др. Не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам (ст. 279 ТК ТС). При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного допуска общий срок временного ввоза не может превышать максимально установленного срока. Это правило действует даже в тех случаях, когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица (например, одно и то же транспортное средство, периодически пересекающее таможенную границу, декларируют разные перевозчики).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приостановление действия таможенной процедуры временного допуска. Действие таможенной процедуры временного допуска до истечения срока временного ввоза может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением Евразийской экономической комиссии. В Решении Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» в качестве таких таможенных процедур, помимо процедуры таможенного склада, определены: процедура переработки на таможенной территории и специальная таможенная процедура. При этом помещение временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории возможно в этом случае только для целей совершения операций по их ремонту и техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации.

В этом же акте установлен порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного допуска. Для приостановления таможенной процедуры подается заявление в произвольной письменной форме, в котором содержится:

• информация о наименовании товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза;

• обоснование необходимости приостановления таможенной процедуры;

• срок приостановления.

Приостановление действия таможенной процедуры временного допуска приостанавливает течение срока временного ввоза товаров. Срок временного ввоза товаров приостанавливается со дня выпуска временно ввезенных товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки на таможенной территории, таможенного скла-

да или специальной таможенной процедурой на срок помещения таких товаров под указанные таможенные процедуры.

Для возобновления действия таможенной процедуры временного допуска декларант подает заявление. Если в течение срока приостановления действия таможенной процедуры временного допуска, декларант такого заявления не подал, то со дня, следующего за днем истечения срока приостановления, действие таможенной процедуры временного допуска возобновляется автоматически. Действие таможенной процедуры временного допуска возобновляется со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения о возобновлении действия таможенной процедуры, а если в заявлении указан день возобновления действия таможенной процедуры — с указанного дня.

Завершение действия таможенной процедуры временного допуска. Действие таможенной процедуры временного допуска завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Допускается также завершение рассматриваемой таможенной процедуры через помещение временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру (например, выпуск для внутреннего потребления, отказ в пользу государства, уничтожение), с оговоркой, что завершение таможенной процедуры осуществляется до истечения срока временного хранения. Временно ввезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

Не допускается завершение таможенной процедуры временного допуска через помещение временно ввезенного товара под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 281 ТК ТС).

Налоговая составляющая таможенной процедуры. Международный стандарт в отношении налогообложения временно ввезенных товаров установлен в Киотской конвенции: «Товары, временно допущенные, подлежат полному условному освобождению от импортных пошлин и налогов, за исключением тех случаев, когда в национальном законодательстве указывается, что такое освобождение может быть только частичным».

В соответствии с этой международно-правовой нормой выделяются две налоговые модели таможенной процедуры временного допуска. Первая предусматривает полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а вторая — частичное условное освобождение. В обоих случаях освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов является условным, поскольку оно имеет место только при полном выполнении условий, предусмотренных в таможенном законодательстве.

Параметры полного освобождения (перечень товаров, временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, условия такого освобождения, его предельные сроки) определяются в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии. Действующим источником права по этим вопросам является Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки»16.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, включает пять основных разделов:

1) контейнеры и иная многооборотная тара (поддоны и т. д.);

2) товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству (товары для демонстрации на выставках и ярмарках, рекламные материалы, рекламные фильмы и т. п.);

16 http://www.tsouz.ru (дата обращения: 28.07.2010)

3) товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

4) товары, ввозимые для оказания международной помощи (товары, предназначенные для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и т.д.);

5) «иные товары», к которым отнесены, например, двигатели и запасные части для технического обслуживания или ремонта самолетов гражданской авиации, гражданские пассажирские самолеты (с оговорками), плавучие буровые платформы для геологоразведочных работ, товары для обеспечения социально-бытовых условий жизни экипажей иностранных морских судов, профессиональное кинематографическое оборудование, оборудование прессы, радио или телевидения.

Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в Перечне, предоставляется, если срок временного ввоза не превышает одного года. Предоставление полного освобождения на больший срок возможно, только если это предусмотрено непосредственно в упомянутом решении наднационального регулятора. Так, например, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется на весь срок временного ввоза (даже если он превышает один год) в отношении культурных ценностей старше 100 лет; товаров, предназначенных для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; двигателей и запасных частей для технического обслуживания или ремонта самолетов гражданской авиации. В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в упомянутом Перечне, свыше одного года применяется уже не полное, а частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Кроме максимального срока временного ввоза, в Перечне определены также условия, при соблюдении которых предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов. Так, например, полное налоговое освобождение получают: гражданские пассажирские самолеты (не более чем на 19 человек) если их использование не имеет целью извлечение доходов; плавучие буровые платформы для геологоразведочных работ при условии, что они остаются в собственности иностранных лиц и передаются лицам государств-членов Таможенного союза по договорам аренды или финансовой аренды.

В ТК ТС (ст. 282) предусмотрено, что временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов используются в пределах территории того государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного допуска. Евразийская экономическая комиссия в своих решениях может предусмотреть иные пространственные пределы использование товаров, временно ввезенных с полным налоговым освобождением (например, на всей таможенной территории Таможенного союза).

Последствием несоблюдения декларантом условий освобождения товара, помещенного под таможенную процедуру временного допуска, от уплаты таможенных платежей является возникновение обязанности по их уплате. Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 26 февраля 2014 г. по делу № А23-2683/2013 указано, что достаточным основанием возникновения у декларанта обязанности по уплате таможенных платежей является несоблюдение им условий освобождения помещенного под таможенную процедуру временного ввоза товара.

В соответствии со ст. 283 ТК ТС в случае нарушения условий, при которых товары помещались под таможенную процедуру временного допуска с полным условным ос-

вобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, причитающиеся таможенные платежи подлежат уплате в день регистрации таможенной декларации, в соответствии с которой товары были помещены под таможенную процедуру временного допуска.

Частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов применяется к временно ввезенным товарам:

1) в отношении которых не предоставлено полное налоговое освобождение;

2) по которым не были соблюдены условия полного налогового освобождения.

При частичном налоговом освобождении за каждый календарный месяц (включая

неполный) нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3% суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного допуска. Таким образом, для расчета величины платежей при частичном налоговом освобождении временно ввезенных товаров используется юридическая фикция — моделируется ситуация, при которой товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, определятся причитающаяся к уплате в этом случае величина налоговых платежей, которая и будет использоваться в качестве объекта для расчета трехпроцентного периодического платежа за временно ввезенные товары.

Налоговый платеж при частичном освобождении может уплачиваться по выбору декларанта единовременно или периодически. Заплатить единовременно всю причитающуюся сумму таможенных пошлин и налогов за весь установленный срок действия таможенной процедуры временного допуска можно при помещении товаров под эту таможенную процедуру. В случае выбора периодических платежей они должны быть уплачены не реже раза в три месяца. Конкретная периодичность уплаты причитающихся сумм определяется декларантом по согласованию с таможенным органом

При этом таможенное законодательство устанавливает максимальный предел для суммы таможенных пошлин и налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным налоговым освобождением. В соответствии со ст. 282 ТК ТС она не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза допуска (без учета льгот по уплате таможенных платежей).

Если действие таможенной процедуры временного допуска завершается до истечения срока временного ввоза через помещение временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта или иную таможенную процедуру (кроме таможенного транзита), суммы таможенных пошлин и налогов, уплаченные при частичном условном освобождении, не возвращаются и не подлежат зачету. Они становятся доходом федерального бюджета.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного допуска, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации.

Прекращается эта обязанность в одном из двух случаев:

а) при завершении таможенной процедуры временного допуска до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта или иную таможенную процедуру, кроме таможенного транзита (за

исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов);

б) в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин и налогов в установленных размерах, а также в иных случаях, предусмотренных в ст. 80 ТК ТС (уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, обращение товаров в собственность государства-члена Таможенного союза и т.д.).

Федеральная таможенная служба разъясняет17, что при применении частичного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов период уплаты таких таможенных платежей завершается в календарном месяце, в котором совершен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. В случае частичного налогового освобождения временно ввезенных товаров особое значение для определения налоговой обязанности имеют сроки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. От этого зависят расчет пени за просрочку уплаты таможенных платежей, курс иностранной валюты для пересчета валют и т.д.

Срок уплаты таможенных платежей устанавливаются в таможенном законодательстве в соответствии с принципом обеспечения фискального интереса государства, на территории которого регистрируется таможенная декларация о помещении товара под таможенный режим временного допуска.

При одноразовом платеже сумма таможенных пошлин и налогов за установленный срок временного ввоза должна быть уплачена до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного допуска. В случае периодических платежей уплата первой части суммы ввозных таможенных пошлин и налогов происходит до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного допуска, а последующие платежи осуществляются до начала периода, за который они уплачиваются.

Если декларант помещает товары под таможенную процедуру временного допуска с использованием налоговых льгот, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами, а впоследствии отказывается от использования таких льгот, то причитающиеся таможенные платежи должны быть уплачены до внесения в таможенную декларацию соответствующих корректировок об отказе использования налоговых льгот.

Если декларант, не отказываясь от налоговых льгот, совершил действия с товарами в нарушение ограничений по пользованию или распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием налоговых льгот, причитающиеся таможенные платежи должны быть уплачены в первый день совершения таких действий, нарушивших условия предоставления налоговых льгот. Если этот день установить невозможно, то таким днем считается день регистрации таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза допуска.

В таможенном законодательстве (ст. 283 ТК ТС) содержатся также нормы, устанавливающие срок уплаты таможенных платежей в наиболее типичных для таможенной процедуры временного доступа конфликтогенных ситуациях.

При передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов сроком уплаты причитающихся таможенных платежей считается день передачи товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска. В случае

17 Письмо Федеральной таможенной службы России от 28 июня 2011 г. № 01-11/30320 «О применении положений ТК ТС при частичном условном освобождении товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов» // Таможенные ведомости. 2011. № 9.

утраты временно ввезенных товаров18 таким сроком становится день, когда такие товары были утрачены. Если установить этот день невозможно, то, как и в предыдущем случае, сроком уплаты будет признаваться день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска.

Наконец, в случае незавершения действия таможенной процедуры временного допуска до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта или иную таможенную процедуру (кроме таможенного транзита) сроком уплаты причитающихся таможенных платежей считается день истечения срока временного ввоза товаров.

В перечисленных случаях ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин и налогов. Исчисляются такие таможенные платежи на день регистрации таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного допуска. При этом полученная таким образом сумма должна быть уменьшена на сумму таможенных пошлин и налогов, уплаченных при частичном налоговом освобождении временно ввезенных товаров.

В соответствии с формирующейся по этому вопросу судебной практикой19 обязанность уплатить таможенные платежи, рассчитанные по таким правилам, не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных платежей.

При определении фискальной компоненты таможенной процедуры временного допуска важно оценить налоговые последствия изменения этой процедуры на таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенным законодательством устанавливается (ст. 284), что при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

• во-первых, ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, а также курсы валют, определяются на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска;

• во-вторых, из суммы причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов вычитаются таможенные платежи, которые были уплачены за время нахождения товара под таможенной процедурой временного допуска с частичным налоговым освобождением;

• в-третьих, уплачиваются проценты за предоставленную отсрочку уплаты налога за период, в течение которого применялось полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при нахождении товаров под таможенной процедурой временного допуска.

18 Данная норма не применяется к случаям уничтожения или безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. В этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 80 ТК ТС, в соответствии с которыми перечисленные обстоятельства приводят к прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

19 См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 2 апреля 2014 г. № 33-10398 // СПС КонсультантПлюс.

Проценты исчисляются в порядке, установленном законодательством о таможенном деле государств-членов Таможенного союза (в Российской Федерации такой порядок установлен ст. 120 Федерального закона № 311-ФЗ). При этом Евразийская экономическая комиссия наделяется правом (ст. 284 ТК ТС) определять случаи, когда в отношении отдельных категорий временно ввозимых товаров проценты за предоставленный налоговый кредит не будут уплачиваться. Соответствующие полномочия были реализованы в отношении отдельных типов гражданских пассажирских самолетов20 и транспортных средств21.

Таможенная процедура временного допуска — одна из самых сложных в плане регулирования налоговых отношений, возникающих после помещения под нее временно ввезенных товаров. Особые налоговые правила сопровождают временно ввезенные товары практически на всех этапах этой таможенной процедуры.

Так, при замене налогообязанного лица вследствие передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование третьим лицам устанавливается ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов. Если передача временно ввезенных товаров во владение и пользование третьих лиц происходит без разрешения таможенного органа (ст. 276 Федерального закона № 311-ФЗ), лица, которым декларантом переданы во владение и пользование временно ввезенные товары, несут солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей в полном объеме.

При передаче декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу с разрешения таможенного органа (ст. 277) это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий временного ввоза, включая требования по уплате таможенных платежей, а сам декларант, передающий временно ввезенные товары, должен уплатить таможенные пошлины и налоги за период, когда он использовал товары в соответствии с таможенной процедурой временного допуска, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных платежей.

В случае приостановления действия таможенной процедуры временного допуска приостанавливается не только течение срока временного ввоза товаров, но и уплата таможенных пошлин и налогов за этот период22. При принятии решения о продлении срока временного ввоза товаров, временно ввезенных с предоставлением полного условного освобождения от таможенных платежей, происходит смена «налогового режима»: после окончания срока полного условного налогового освобождения такие товары остаются временно ввезенными, но уже с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов23.

Выводы. Таможенная процедура временного допуска выделяется среди остальных процедур, применение которых предусмотрено таможенным законодательством Тамо-

20 Решение Комиссии Таможенного союза от 16 июля 2010 г. № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов» // http://www.tsouz.ru (дата обращения: 19.07.2010)

21 Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 476 «О сроках полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок, и об особенностях их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления» // http://www.tsouz.ru (дата обращения: 06.12.2010)

22 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

23 Там же.

женного союза ЕАЭС, значительной степенью регулирования нормами международного таможенного права. В Киотской и Стамбульской конвенциях определены основные принципы временного допуска. В Конвенции АТА разработан механизм финансовых гарантий внешнеторговых поставок временно ввезенных товаров, который обеспечивает особую «привлекательность» этой таможенной процедуры в современной практике международной торговли.

Таможенное законодательство ЕАЭС, восприняв международно-правовые стандарты таможенной процедуры временного допуска, устанавливает механизм применения таможенной процедуры на единой таможенной территории Таможенного союза. В этом механизме значительными нормотворческими полномочиями наделены наднациональный регулятор ЕАЭС (Евразийская экономическая комиссия) и законодательства о таможенном деле государств-членов ЕАЭС.

Вместе с тем временный допуск представляет собой одну из самых «сложных» процедур с точки зрения особенностей применения налоговых правил. Наличие двух налоговых моделей таможенной процедуры временного допуска (с полным и частичным налоговым освобождением), установление многочисленных условий и требований, связанных с предоставлением налоговых льгот временно ввозимым товарам, значительно увеличивают нагрузку на таможенные органы при осуществлении таможенного контроля, а также обусловливают необходимость организации взаимодействия таможенных и налоговых органов.

В этом направлении Евразийской экономической комиссии и государствам-членам ЕАЭС предстоит решить актуальные задачи по сопряжению налоговой схемы таможенной процедуры временного допуска с налоговыми законодательствами государств-членов ЕАЭС и по организации эффективного взаимодействия таможенных и налоговых органов при осуществлении контроля за временно ввезенными товарами.

Библиография

Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка Российской газеты, 2013. 192 с. Истомин С.И. Выбор таможенного режима и таможенный контроль // Закон. 2008. № 2. С. 136— 140.

Истомин С.И. О временном вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2011. № 1. С. 15-18.

Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые модели Европейского союза и Таможенного союза: сравнительный анализ / отв. ред. А.Я. Капустин. М.: Контракт, 2012. 368 с. Кирилловых А.А. Правовое регулирование продвижения продукции на ярмарках и выставках // Законодательство и экономика. 2012. № 8. С. 37-52.

Кожанков А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур — международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание // Международное публичное и частное право. 2010. № 6. С. 24-28.

Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. № 1. С. 3-15. Козырин А.Н. Таможенные режимы. М.: Статут, 2000. 247 с.

Малиновская В.М. Борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями: комментарий к Конвенции Найроби // Реформы и право. 2010. № 4. С. 43-48.

Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.

Alexander N. Kozyrin. Temporary Admittance in the Legislation of the Eurasian Economic Community. C. 130-148

Петрик А.С. Особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в государствах-членах Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. 2014. № 4. С. 12-19.

Таможенный кодекс Таможенного союза: научно-практический комментарий / под ред. А.Н. Козы-рина. М.: Библиотечка Российской газеты, 2011. 656 с.

Трошкина Т.Н. Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2014. № 4. С. 52-61.

Фролов В.А. Юридические конструкции реализации запретов и ограничений при ввозе или вывозе через таможенную границу Таможенного союза // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1154-1159.

Чермянинов Д.В. Таможенные процедуры: понятие, назначение, перспективы // Российская юстиция. 2012. № 10. С. 27-30.

Шоренков Р.Н. Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2011. № 2. С. 24-32.

Temporary Admittance in the Legislation of the Eurasian Economic Community: Customs Procedures and tax Consequences

EH,

Alexander N. Kozyrin

Professor, Head, Department of Financial, Tax and Customary Law, Law Faculty, National Research University Higher School of Economics, Doctor of Juridical Sciences. Address: 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russia. E-mail: kozyrine@mail.ru

H==l Abstract

Temporary admittance is a common in international trade customs procedure. It is an integral part of modern trade fairs, international transport operations, international academic and cultural exchanges, international sports contracts and tourist exchanges. The paper features temporary export in customs law, differentiates between temporary export in customs law as a foreign trade operation involving various customs procedures: temporary admittance of a product, product processing on customs territory, storing products at the customs or vacant warehouse etc., and the specific customs procedure of temporary export (admission) under which temporary use is provided for a set period as to foreign goods at the customs territory of the customs union. The paper examines the system of legal regulation for the customs procedure of temporary admission represented by three levels: international law (Kyoto and Istanbul Conventions, Convention on ATA carnet), supranational (Decisions of the Eurasian Economic Commission) and national (customs legislation of the Russian Federation). The main conditions are specified for the products subject to the customs procedure, temporary admittance (identifying temporarily imported goods, absence of such products in the list of the goods forbidden the customs procedure of temporary admittance), limitations in the use and disposition of temporarily imported goods (operation to save goods, to maintain and other operations not violating the principle of immutability principle for goods; etc.). Some provisions of the customs legislation have been studied, in particular on the period of temporary admittance, possible termination of the customs procedure and its completing. The paper analyzes tax rules applied to temporarily exported goods, two tax models of temporary admittance (of complete and partial clearance), conditions of obtaining tax exemption, ways of non-recurring and periodical payment of tax duties and taxes, terms of customs payments, administrative and judicial practice on these issues; etc.

IQ"*!—^I Keywords

EEU tax legislation, Customs Union Tax Code, Russian Federation customs regulation, customs temporary admittance, temporarily exported goods, tax models of temporary admittance.

Citation: Kozyrin A.N. (2016) Temporary Admittance in the Legislation of the Eurasian Economic Community: Customs Procedures and Tax Consequences. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, no 1, pp. 130-148 (in Russian).

DOI: 10.17323/2072-8166.2016.1.130.148

References

Chermyaninov D.V. (2012) Tamozhennye protsedury: ponyatie, naznachenie, perspektivy [Customs Procedures: Concept, Objective, Perspectives]. Rossiyskaya yustitsiya, no 10, pp. 27-30. Frolov V.A. (2014) Yuridicheskie konstruktsii realizatsii zapretov i ogranicheniy pri vvoze ili vyvoze cherez tamozhennuyu granitsu Tamozhennogo soyuza [Legal Models to Implement Bans and Limitations in Customs Union]. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo, no 11, pp. 1154-1159. Istomin S.I. (2008) Vybor tamozhennogo rezhima i tamozhennyy kontrol' [Choosing Customs Regime and Customs Control]. Zakon, no 2, pp. 136-140.

Istomin S.I. (2011) O vremennom vyvoze tovarov s edinoy tamozhennoy territorii Tamozhennogo soyuza [On Temporary Exports from Customs Union]. Tamozhennoe delo, no 1, pp. 15-18. Kashirkina A.A., Morozov A.N. (2012) Mezhdunarodno-pravovye modeli Evropeyskogo soyuza i Tamozhennogo soyuza: sravnitel'nyy analiz: monografiya [International Legal Models of European Union and Customs Union: Comparison. Monograph]. Moscow: Kontract, 368 p. (in Russian) Kirillovykh A.A. (2012) Pravovoe regulirovanie prodvizheniya produktsii na yarmarkakh i vystavkakh [Legal Regulation and Promoting Goods at Fairs and Exhibitions]. Zakonodatel'stvo i ekonomika, no 8, pp. 37-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kozhankov A.Yu. (2010) Mezhdunarodnaya konventsiya ob uproshchenii i garmonizatsii tamozhennykh protsedur — mezhdunarodnyy standart tamozhennogo regulirovaniya. Printsipy i soderzhanie [International Convention on the simplification and harmonization of Customs procedures — International Standard of Customs regulation. Principles and Content]. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo, no 6, pp. 24-28.

Kozyrin A.N. (ed.) (2013) Grazhdanin i tamozhnya: poryadokperemeshcheniya tovarovi transportnykh sredstvcherez tamozhennuyu granitsu [Citizen and Customs: Transferring Goods and Vehicles through Customs]. Moscow: Bibliotechka Rossiyskoy gazety, 192 p. (in Russian)

Kozyrin A.N. (2012) Organizatsionno-pravovye osnovy tamozhennogo regulirovaniya v Tamozhennom soyuze EvrAzES [Organisational and Legal Fundamentals of Customs Regulation in Eurasian Economic Community Customs Union]. Reformy i pravo, no 1, pp. 3-15.

Kozyrin A.N. (2000) Tamozhennye rezhimy [Customs Regimes]. Moscow: Statut, 247 p. (in Russian) Kozyrin A.N. (ed.) (2014) Nadnatsional'noe i natsional'noe regulirovanie v Tamozhennom soyuze EvrAzES: na primere tamozhennoy poshliny [Supranational and National Regulation in Eurasian Economic Community Customs Union. Case of Customs Duty]. Moscow: Institut publichno-pravovykh issledovaniy, 233 p. (in Russian)

Kozyrin A.N. (ed.) (2011) Tamozhennyy kodeks Tamozhennogo soyuza: nauchno-prakticheskiy kommentariy [Customs Code of the Customs Union. Commentary]. Moscow: Bibliotechka Rossiyskoy gazety, 656 p. (in Russian)

Malinovskaya V.M. (2010) Bor'ba s kontrabandoy i inymi tamozhennymi pravonarusheniyami: kommentariy k Konventsii Nayrobi [Combating Trafficking and other Customs Violations: Commentaries to Nairobi Convention]. Reformy i pravo, no 4, pp. 43-48.

Petrik A.S. (2014) Osobennosti peremeshcheniya kul'turnykh tsennostey cherez tamozhennuyu granitsu Tamozhennogo soyuza v gosudarstvakh — chlenakh Tamozhennogo soyuza v ramkakh EvrAzES [Specifics of Tranferring Cultural Values through Eurasian Economic Community Customs Union]. Reformy i pravo, no 4, pp. 12-19.

Shorenkov R.N. (2011) Pravovoe regulirovanie tamozhennykh protsedur vremennogo vvoza (dopuska) i vremennogo vyvoza v Tamozhennom soyuze EvrAzES [Legal Regulation of Customs Procedures for Temporary Import (Admission) and Temporary Export in Eurasian Economic Community Customs Union]. Reformy i pravo, no 2, pp. 24-32.

Troshkina T.N. (2014) Finansovo-pravovye instrumenty v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatel'nosti [Financial and Legal Instruments in the System of State Regulation of Foreign Trade]. Reformy i pravo, no 4, pp. 52-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.