ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.9
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.1.5
А. Ф. КОЛПАКОВ*
Временный ввоз товаров на таможенную территорию: анализ правовых норм
В статье проводится сравнительный анализ основных положений таможенного законодательства Таможенного союза и нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих особенности временного ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза при помещении их под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и специальную таможенную процедуру.
Ключевые слова: временный ввоз товаров, таможенная процедура временного ввоза (допуска), специальная таможенная процедура.
КОЛПАКОВ
Александр Федорович - кандидат химических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. [email protected].
KOLPAKOV A. F. - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Operations, Customs Control and Facilities.
A.F. KOLPAKOV
Temporary Importation of Goods into
the Customs Territory: Analysis of Legal Rules
The article focuses on the comparative analysis of the main provisions of the Customs legislation of the Customs Union and legal acts of the Russian Federation which define the features of temporary importation of goods into the customs territory of the Eurasian Economic Union when they are placed under the customs procedure of temporary import (admission) and special customs procedure.
Keywords: temporary importation of goods, customs procedure of temporary import (admission), special customs procedure.
Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) включает в себя ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. 16 V, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
Порядок и условия ввоза товаров на таможенную территорию Союза определяется нормами права Евразийского экономического союза. Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс), являющийся в настоящее время частью правовой системы Евразийского экономического союза, определяет ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза как «совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами». Товары могут ввозиться на таможенную территорию в целях их постоянного или временного нахождения на этой территории. В том и другом случае ввозимые товары помещаются под определенную таможенную процедуру в зависимости от цели их ввоза.
К таможенным процедурам, предусматривающим постоянное пребывание ввозимых товаров на таможенной территории, следует отнести процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и переработки для внутреннего потребления. Временно ввозимые товары могут быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), специальную таможенную процедуру, процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада и свободной таможенной зоны. Последние три из указанных процедур имеют принципиальные отличия от первых двух, поскольку предусматривают или могут предусматривать ввоз на таможенную территорию иностранного товара, который будет подвергаться определенному воздействию (переработке), что является недопустимым условием помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и специальную таможенную процедуру.
Ввезенные на таможенную территорию Союза товары также могут помещаться под иные таможенные процедуры, имеющие временный характер, например, процедуру таможенного склада, таможенного транзита, но в этих случаях товары будут либо храниться на складе, либо перемещаться по таможенной территории без права их использования по назначению.
Специальная таможенная процедура для ввозимых товаров и процедура временного ввоза (допуска) предусматривают ввоз иностранного товара на таможенную территорию, использование его в определенных целях в течение периода времени, установленного таможенным органом, осуществляющим выпуск товара, и последующий вывоз этого товара с таможенной территории до истечения установленного срока применения заявленной таможенной процедуры.
В целях сравнения и выявления отличительных особенностей таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и специальной таможенной
процедуры необходимо проанализировать нормы таможенного законодательства Таможенного союза и правовых актов Российской Федерации, регламентирующие применение указанных процедур. Сравнению подлежит порядок установления сроков нахождения товаров под этими процедурами, порядок завершения, приостановления и возобновления действия таможенных процедур, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под указанные таможенные процедуры при их ввозе на территорию России.
Исследованию основных положений норм законодательных актов, определяющих особенности применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска), посвящено не так много научных публикаций, к числу которых следует отнести статьи А. Н. Козырина [1] и Р. Н. Шоренкова [7]. Научные публикации, анализирующие применение специальной таможенной процедуры, отсутствуют.
Определение содержания таможенных процедур. ТК ТС в ст. 277 определяет таможенную процедуру временного ввоза (допуска) как «таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта».
Словосочетание «временный ввоз» используется в ТК ТС не только для обозначения таможенной процедуры, но и таможенной операции временного ввоза определенных категорий товаров, не помещаемых под таможенную процедуру. К числу таких товаров относятся транспортные средства международной перевозки, зарегистрированные на территории иностранного государства, товары для личного пользования, ввозимые иностранными физическими лицами, включая транспортные средства для личного пользования.
В отношении специальной таможенной процедуры Кодекс устанавливает, что эта процедура регулируется «законодательством государства - члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 (далее - Решение КТС № 329) [6]. Понятие специальной таможенной процедуры, приведенное в ст. 303 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 311), определяет ее как «процедуру, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, которые установлены Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений,
за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза в отношении этих категорий товаров».
Сроки нахождения товаров под данной таможенной процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, порядок завершения, приостановления и возобновления действия процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 № 218 [2].
Условия помещения товаров под таможенные процедуры. Иностранные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или специальную таможенную процедуру, сохраняют статус иностранных товаров и считаются условно выпущенными товарами. Помещение товаров под эти таможенные процедуры носит разрешительный характер.
Одним из условий получения разрешения таможенного органа на такой ввоз является возможность идентификации товаров, помещаемых под эти таможенные процедуры, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения этих процедур. Под идентификацией в данном случае понимается установление соответствия (тождественности) возвращаемых товаров тем товарам, которые первоначально помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или специальную таможенную процедуру.
Разрешение на временный ввоз товаров выдается таможенным органом, принявшим таможенную декларацию, лицу, обратившемуся с заявлением таможенной процедуры временного ввоза (допуска), при условии представления этим лицом в письменном виде обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров в установленный таможенным органом срок временного ввоза.
Условием помещения товаров, указанных в Решении КТС № 329, под специальную таможенную процедуру является представление в таможенный орган в соответствующей форме письменного подтверждения уполномоченного государственного органа государств-членов о том, что ввозимые товары предназначаются исключительно для проведения определенных мероприятий или использования в определенных целях в интересах государств-членов на некоммерческой основе, с приложением перечня этих товаров, содержащего их наименование и количество.
Порядок получения разрешительного документа таможенного органа устанавливается законодательством Российской Федерации. Представление таможенному органу разрешительного документа является
обязательным условием помещения товаров под специальную таможенную процедуру при их декларировании.
Применение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие временное нахождение товаров на таможенной территории. К числу товаров, ввозимых на таможенную территорию и помещаемых под специальную таможенную процедуру, в отношении которых не применяются запреты и ограничения, относятся:
- вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства;
- товары, предназначенные для целей допинг-контроля;
- лекарственные препараты, специальное спортивное питание, ввозимые на таможенную территорию Союза и предназначенные для проведения лечебных и восстановительных мероприятий кандидатам в национальные и сборные команды по видам спорта;
- иностранные товары, ввозимые на находящиеся за пределами территории государства - члена Союза искусственный остров, установку, сооружение и предназначенные для строительства (создания, сооружения) указанных объектов, а также для обеспечения функционирования (эксплуатации, использования) этих объектов;
- ввозимые товары, предназначенные для использования в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов.
В отношении других категорий товаров, из числа указанных в Решении КТС № 329, при их временном ввозе с помещением под специальную таможенную процедуру не применяются только меры нетарифного регулирования, так же как и в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), согласно определению данной таможенной процедуры.
Использование временно ввезенных товаров на таможенной территории. Товары, ввезенные в Российскую Федерацию и помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов [3], а также товары из перечня, установленного решением КТС № 329, и помещенные под специальную таможенную процедуру, могут использоваться только в пределах территории Российской Федерации и только в целях, указанных при их ввозе.
Лица, уполномоченные выступать в качестве декларанта таможенных процедур. ТК ТС, так же как и законодательство Российской Федерации о таможенном деле, не устанавливает категорию лиц, которые могут выступать в качестве декларанта таможенной процедуры временного ввоза
(допуска). Это означает, что декларантом данной процедуры может быть лицо, удовлетворяющее общим требованиям, установленным ст. 186 Кодекса.
В отношении специальной таможенной процедуры Решением КТС № 239 определены дополнительные условия, при соблюдении которых лица, предусмотренные ст. 186 ТК ТС, могут выступать декларантами товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру. Например:
- декларантом товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, является государственный орган государств-членов, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций и (или) здравоохранения, либо входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации;
- декларантом товаров, предназначенных для использования в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, может выступать организация, в адрес которой они перемещаются;
- декларантом товаров, включающих в себя спортивное снаряжение и оборудование, иные товары, предназначенные исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним, выступают лица, в отношении которых организатором спортивных мероприятий представлены сведения в Федеральную таможенную службу. Перечень таких лиц может включать международные спортивные федерации, национальные спортивные федерации, иные организации и иные лица [4];
- декларантом товаров, предназначенных для целей допинг-контроля, является физическое лицо - инспектор допинг-контроля.
Срок нахождения временно ввезенных товаров под таможенными процедурами. Срок нахождения товаров под таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или специальной таможенной процедурой устанавливается таможенным органом исходя из срока их предполагаемого временного нахождения на территории Российской Федерации, заявленного декларантом.
Срок временного ввоза (допуска) для большинства категорий товаров не может превышать два года, а для товаров, в отношении которых предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - один год. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза решением КТС от 20.09.2010 № 375 [5] установлены более короткие и более продолжительные сроки временного ввоза, например, для отдельных видов гражданских пассажирских самолетов - до 10 лет.
Срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой устанавливается таможенным органом Российской Федерации с учетом:
- сроков действия разрешительных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- срока, в течение которого товар может использоваться, исходя из заявленной цели ввоза;
- сроков, предусмотренных перечнем категорий товаров, утвержденным Решением КТС № 329. Так, в отношении ввозимых товаров, таких как вооружение, военная техника, боеприпасы, дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, срок нахождения под специальной таможенной процедурой не устанавливается [2].
Для товаров, предназначенных для проведения допинг-контроля, специальная таможенная процедура может быть применена в течение срока действия визы, оформленной для въезда на территорию государства -члена Союза инспектора допинг-контроля.
Спортивное снаряжение и оборудование, иные товары, предназначенные исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним, помещаются под специальную таможенную процедуру на срок, не превышающий трех месяцев с даты окончания спортивных мероприятий. В отдельных случаях, установленных законодательством государства - члена Союза, на территории которого проводятся спортивные мероприятия, может быть установлен иной предельный срок, который не может превышать 18 месяцев с даты окончания спортивных мероприятий.
Уплата таможенных пошлин и налогов. В определениях однозначно указывается, что иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, помещаются под рассматриваемые таможенные процедуры с условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, полным или частичным - для таможенной процедуры временного ввоза (допуска), и с полным условным освобождением - для специальной таможенной процедуры.
Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), определен решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 [3].
В то же время в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 137 ФЗ № 311 в случае помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации,
и в случае если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 88 ТК ТС).
Ввоз товаров и их помещение под специальную таможенную процедуру не предусматривает предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Приостановление действия таможенных процедур. В соответствии с п. 1 Порядка приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), утвержденного Решением КТС № 375, действие таможенной процедуры временного ввоза может быть приостановлено помещением временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру.
Возможности приостановления действия специальной таможенной процедуры весьма ограничены. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.03.2015 № 218 [2], действие специальной таможенной процедуры может быть приостановлено только в отношении ввезенных в Российскую Федерацию товаров в случае их изъятия либо наложения на них ареста в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проведенный анализ правовых норм, регламентирующих временный ввоз товаров на территорию Российской Федерации с помещением под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или специальную таможенную процедуру, позволил выявить сходства и различия применения этих процедур.
Общим для данных таможенных процедур является:
- временный характер ввоза на таможенную территорию товаров, перечни которых определяются соответствующими решениями Комиссии Таможенного союза, на срок, устанавливаемый таможенными органами исходя из вида товара, цели и обстоятельств такого ввоза;
- полное освобождение временно ввозимых товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, оговоренных ТК ТС, когда применяется частичное освобождение временно ввозимых товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- неприменение в отношении ввозимых товаров мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, когда отдельным категориям товаров предоставляется более весомая преференция, позволяющая не применять
запреты и ограничения при их помещении под специальную таможенную процедуру;
- использование товаров только на территории Российской Федерации.
Отличие между процедурами проявляется в следующем:
- для таможенной процедуры временного ввоза (допуска) решением Комиссии Таможенного союза [5] установлен конкретный перечень товаров, не подлежащих помещению под эту процедуру, тогда как для таможенной процедуры временного ввоза (допуска) установлен конкретный перечень товаров, в отношении которых данная процедура может применяться [6];
- действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть приостановлено помещением товаров под определенные иные процедуры, тогда как для таможенной процедуры временного ввоза (допуска) это недопустимо.
Условия применения анализируемых таможенных процедур имеет ряд совпадающих критериев при наличии некоторых расхождений. Так, декларантом таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть лицо, удовлетворяющее общим требованиям ТК ТС, а для отдельных категорий товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, требуется выполнение дополнительных условий.
Сроки нахождения товаров под процедурами целесообразно сравнивать между товарами, помещаемыми под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, и товарами, помещаемыми под специальную таможенную процедуру. Можно говорить, что в обоих случаях имеет место соизмеримость длительности сроков применения таможенных процедур, не превышающая одного года. Для таможенной процедуры временного ввоза (допуска) этот срок определен условиями применения таможенной процедуры для данной категории товаров, для специальной таможенной процедуры на практике срок ввоза товаров, предназначенных для использования в рамках международного сотрудничества в различных областях: выставках, ярмарках, спортивных соревнованиях; для целей допинг-контроля, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, при ввозе дипломатической почты чаще всего также не превышает один год.
Список литературы
1. Козырин А. Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 130-148.
2. Об утверждении Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения
обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру: постановление Правительства РФ от 13.03.2015 № 218. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки: решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним: постановление Правительства РФ от 02.07.2013 № 561. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О некоторых вопросах применения таможенных процедур: решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Шоренков Р. Н. Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2011. № 2. С. 24-32.
© Колпаков А. Ф., 2018 © Ко1ракоу А. Б., 2018
Для цитирования:
Колпаков А. Ф. Временный ввоз товаров на таможенную территорию: анализ правовых норм // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1(82). С. 5-14.