ЭКОНОМИКА
Предварительная оценка функционирования ТС в рамках ЕврАзЭС за период 2010-2011 гг.
Е.С. Ратушняк
В статье рассматриваются отдельные аспекты создания Таможенного союза ЕврАзЭС и Единого экономического пространства, приводятся статистические данные о взаимной торговле товарами между государствами - членами Таможенного союза как по Таможенному союзу в целом, так и по государствам - членам Таможенного союза в отдельности (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация), а также рассматриваются основные итоги функционирования Таможенного союза за период 2010 - 2011 гг.
Интеграционные процессы в той или иной степени определяют развитие любой страны в современном мире. Появление новых независимых государств на постсоветском пространстве выдвинуло в качестве одной из возможностей занять достойное место в мировом экономическом сообществе участие в региональной интеграции, проходя через определенные этапы развития - создание зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка, валютного и экономического союза, политического союза.
Таможенный союз (далее - ТС) является одной из форм межгосударственной интеграции, выраженной в соглашении двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними. Он предусматривает также образование единой таможенной территории с проведением политики коллективного протекционизма1. В отличие от предшествующей стадии интеграции - зоны свободной торговли, ТС предполагает свободное движение на единой таможенной территории товаров не только собственного производства, но и товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обра-
щение. Основной задачей создания ТС Белоруссии, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС является формирование единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами2.
ТС в 2000 г. был преобразован в ЕврАзЭС. В целом была сохранена та же структура управления: были учреждены Межгосударственный совет, посты председателя и главы Интеграционного совета, определены задачи и перспективы значительного расширения параметров сотрудничества, включая вопросы макроэкономики, валютно-финансовой, торгово-тарифной и социальной политики. В качестве конкретных мер планировалось обеспечить режим безвизового передвижения, унифицировать налоговое законодательство и размеры таможенных пошлин. На сегодняшний день Сообщество является наиболее крупным и эффективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Государства - участники ЕврАзЭС
Ратушняк Елена Сергеевна - соискатель кафедры управления внешнеэкономической деятельностью МГИМО(У) МИД России, главный специалист-эксперт Минэнерго России. E-mail: [email protected]
занимают 93 % территории бывшего СССР, где проживают более 206 млн человек3.
Договор о создании единой таможенной территории Белоруссии, России и Казахстана был подписан в октябре 2007 г., хотя первые попытки создания ТС были предприняты еще в далеком 1995 г. В конце 2009 г. было достигнуто соглашение
о создании со следующего года единого таможенного пространства. В середине 2010 г. Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории ТС и через год на границах стран-участниц был отменен таможенный контроль, который перенесли на внешние границы.
В рамках ЕврАзЭС, одной из целей создания которой является эффективное продвижение ТС и единого экономического пространства (далее -ЕЭП), а также обеспечение экономического сотрудничества стран-участниц с внешним миром, де-факто этап зоны свободной торговли был пройден, так как страны «тройки» ранее все были в составе мощного единого народно-хозяйственного комплекса СССР. Главным подтверждением этого стало внедрение режима наибольшего благоприятствования в рамках стран-участниц ЕврАзЭС, позволившего увеличить в разы товарооборот между ними. Например, в 2000 г. он составил 29 млрд долл. в рамках ЕврАзЭС, а в 2008 г. - уже 126 млрд, или в сопоставлении вырос более чем в 4 раза.
В период углубляющего мирового финансового кризиса в рамках ЕврАзЭС наметилась тенденция образования «центра», который составили самые крупные и сильные экономики Сообщества -Белоруссия, Казахстан и Россия. Сегодня можно утверждать, что именно создание ТС явилось действенным способом преодоления ими негативных воздействий мирового финансового кризиса.
Необходимо отметить, что ТС в рамках ЕврАзЭС создан в полном соответствии с международными нормами и правилами, то есть с единым таможенным тарифом, единой таможенной территорией и едиными внешними границами. О темпах и результативности проводимой работы говорят следующие факты:
- утвержденные мероприятия по реализации Плана действий по формированию ТС и график совещаний экспертов сторон в 2008 г. были четко выполнены в установленные сроки;
- созданы экспертные группы по шести направлениям формирования ТС, за которыми закреплена каждая из стран - участниц ТС;
- утверждено Положение о принципах и порядке формирования единого таможенного тарифа ТС4.
В рамках первого этапа формирования единой таможенной территории с 1 января 2010 г. Комиссией Таможенного союза уже осуществляются делегированные ей полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). КТС принято 17 решений по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров и 10 решений в части
обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования.
О завершении первого этапа формирования Таможенного союза 5 июля 2010 г. по итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС заявили главы трех интегрируемых государств. В совместном заявлении президенты Белоруссии, Казахстана и России отметили, что проделанная в сжатые сроки качественная работа свидетельствует
0 начале нового этапа взаимодействия государств в экономической сфере, соответствующего духу современности и вызовам времени. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, принимавший юбилейный саммит в казахской столице, с гордостью заявил, что появление полноценного и работоспособного Таможенного союза - главный итог 10-летней истории Евразийского экономического сообщества. Действительно, неожиданное для многих экспертов и политиков появление дееспособного интеграционного образования на постсоветском пространстве сулит все основания для гордости «цифрами», рассчитанными на ближайшую перспективу5.
На переходном этапе - до 1 июля 2011 г. - временно сохранялась необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств - членов ТС в отношении отдельных товаров. Так, с 1 июля 2011 г. в полном объеме функционирует ТС России, Белоруссии и Казахстана, что означало ликвидацию всех таможенных барьеров в торговле между государствами-участниками на их объединенной территории. Была создана единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, единая система применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Кроме того, с января 2012 г. была введена в действие договорно-правовая база ЕЭП.
Каковы же предварительные результаты функционирования ТС в рамках «тройки» за период 2010 - 2011 гг. Объем взаимной торговли за 2011 г. составил 62 273 млн долл. США (исчислен как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств - членов ТС во взаимной торговле). Рис.
1 демонстрирует изменение показателей объемов взаимной торговли государств - членов Таможенного союза по месяцам за 2010 -2011 гг.
Рис. 1
Изменение показателей объемов взаимной торговли государств - членов Таможенного союза (в млрд. долл. США)
І II III IV і V І VI VII VIII IX X ! XI XII І II ! III І IV V VI VII VIII IX X XI І XII 2010 2011
Источник: Евразийская экономическая комиссия: «Взаимная
торговля товарами государств-членов Таможенного союза за 2011 г.: статистический бюллетень».
Е.С. Ратушняк
Приведенная на графике линия тренда свидетельствует о ярко выраженной тенденции роста стоимостных объемов взаимной торговли государств - членов ТС. Быстрый рост взаимной торговли, безусловно, является одним из положительных результатов функционирования «тройки» ТС. По итогам 2011 г. взаимная торговля со странами - членами ТС занимала 46,4% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,5% объема внешней торговли Российской Федерации. Доля торговли с третьими странами в общем объеме внешней торговли составила: в Республике Беларусь - 53,6%, в Республике Казахстан - 81,8%, в Российской Федерации - 92,5%.
Отсюда следует, что наибольшие выгоды от участия в ТС получает Белоруссия, тогда как Российская Федерация в меньшей степени из «тройки» участвует во взаимной торговле трех стран, предпочитая торговлю с третьими странами (рис. 2).
Рис. 2
Удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по Таможенному союзу и по государствам - членам Таможенного союза
Таможенный союз Республика Республика Российская
Беларусь Казахстан Федерация
■ Удельный вес торговли с третьими странами в общем объеме внешней торговли Удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли
Источник: Евразийская экономическая комиссия: «Взаимная торговля товарами государств-членов Таможенного союза за 2011 г.: статистический бюллетень».
Распределение объема взаимной торговли по государствам - членам Таможенного союза (в процентах к итогу по Таможенному союзу) за 2011 г. иллюстрирует рис. 3.
Рис. 3
Распределение объема взаимной торговли по государствам - членам Таможенного союза
и Республика Казахстан
и Российская Федерация
Источник: Евразийская экономическая комиссия: «Взаимная торговля товарами государств-членов Таможенного союза за 2011 г.: статистический бюллетень».
Очевидно, что вклады государств - членов ТС в оборот взаимной торговли существенно разнятся. Так, например, доля Российской Федерации составила 65,2% чистого объема взаимной торговли, доля Республики Беларусь - 23%, а Республики Казахстан - 11,8% соответственно.
Доля товаров, происходящих из третьих стран, в чистом объеме взаимной торговли государств ТС весьма незначительна. В частности, в 2011 г. на эти товары приходилось лишь 3,4% стоимостного объема взаимного экспорта по ТС в целом и 4,4%, 5,3% и 2,8% соответственно по Белоруссии, Казахстану и России. Необходимо отметить, что наибольший удельный вес в объеме торговли товарами, происходящими из третьих стран, занимают товары, произведенные в Китае (27,2% общего объема взаимной торговли такими товарами), Украине (8%), Германии (7,6%), Польше (5,3%), США (4,7%) и Италии (4,6%).
В товарной структуре взаимной торговли государств - членов ТС преобладают минеральные продукты (41,1% чистого объема взаимной торговли), из которых 82% на рынок ТС поставляет Российская Федерация. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 19% чистого объема взаимной торговли, из которых почти половина (49,9%) приходится на Российскую Федерацию и 46,8% - на Республику Беларусь. Существенны также поставки металлов и изделий из них (12,7% чистого объема взаимной торговли), а также продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (9,3%). Наибольший объем металлов и изделий из них (63,3%) продает на общем рынке Российская Федерация, по группе продовольственных товаров лидирует Республика Беларусь (59,1%).
Необходимо добавить, что в России и Белоруссии хорошо развито машиностроение. Данный факт вселяет надежду на то, что этот сектор экономики получит развитие и в Казахстане, поскольку в этой республике существует «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17.05.2003 г. № 1096 (далее - Стратегия). В России же принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., иначе «Стратегия-2020» (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. И Стратегия, и Концепция фактически преследуют одну и ту же цель - диверсифицировать экономику и пустить ее по направлению индустриально-инновационного развития. Можно надеяться, что ТС будет способствовать достижению этой цели.
В рамках взаимной торговли Республика Беларусь поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров: средства наземного транспорта (22,2% общего объема экспорта Республики Беларусь в Российскую Федерацию), молочную и мясную продукцию (17,4%), машины и оборудование (15,6%). Основную долю импорта Белоруссии из России составляют топливо минеральное (64,7% общего объема импорта товаров),
черные металлы и изделия из них (9,4%). Сальдо взаимной торговли Республики Беларусь с Российской Федерацией за 2011 г. сложилось отрицательное в размере 11,8 млрд долл.
В экспорте Республики Беларусь в Республику Казахстан важнейшими являются средства наземного транспорта (18,4% общего объема экспорта Республики Беларусь в Республику Казахстан), молочная продукция (17,9%), машины и оборудование (15,3%). В экспорте Республики Казахстан в Республику Беларусь преобладают топливо минеральное (27,2% общего объема экспорта Республики Казахстан в Республику Беларусь), черные металлы и изделия из них (23,9%), алюминий и изделия из него (21,4%). Сальдо взаимной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан составляет, по данным Белоруссии, 498,2 млн долл., по данным Республики Казахстан, - 489 млн долл. в пользу Республики Беларусь.
Наибольший удельный вес в экспорте Республики Казахстан в Российскую Федерацию занимают руды металлические (30,4% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию), топливо минеральное (26,9%), черные металлы и изделия из них (12%). Импортирует Казахстан из России в основном топливо минеральное (26,9% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15%), черные металлы и изделия
из них (12,3%). Отрицательное сальдо взаимной торговли Республики Казахстан с Российской Федерацией за 2011 г. составило 7,9 млрд долл.
Представленные данные свидетельствуют о том, что основным поставщиком товарной продукции на рынок ТС выступает Российская Федерация. Республика Беларусь и Республика Казахстан покупают на общем рынке товаров больше, чем продают. Словом, ТС внутри «тройки» не просто стал реальностью, а в период своего функционирования решал самые серьезные, крупные проблемы, такие, как таможенный тариф, Таможенный кодекс для трех стран, который основан на Киотской конвенции по упрощению таможенных процедур и принят в 2010 г., а также оформление единой таможенной территории.
С началом функционирования ТС был ускорен процесс подготовки правовой основы для перехода
------------ Ключевые слова --------------------
Интеграция, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, ЕврАзЭС,
Единое экономическое пространство.
на более высокий уровень интеграции, а именно - к формированию ЕЭП с целью реализации «четырех свобод» - свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории трех стран, практические механизмы функционирования которого запущены с 1 января 2012 г. Таким образом, создание ТС расширило рынок сбыта товаров для стран-участниц, позволило компенсировать снижение спроса на мировых рынках. Вместе с тем, как показывает практика, реальные эффекты от интеграции наблюдаются не столько в результате увеличения взаимной торговли товарами, сколько за счет снятия барьеров для движения всех факторов производства и использования взаимных преимуществ по мере углубления интеграции.
Необходимо также отметить, что показатели развития внешней и взаимной торговли государств -членов ТС за 2011 г. могут показаться оптимистичными, поскольку объемы торговли нарастают, товарная структура характеризуется стабильностью. Преимущества интеграции на базе ТС дают надежду на дальнейшее развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как между собой, так и с другими странами.
В заключение необходимо отметить: с созданием ТС и ЕЭП формируется новый масштабный рынок внутри трех стран со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения бизнеса. Улучшение инвестиционного климата, рост совокупного потенциала позволит странам ТС и ЕЭП выйти на более интенсивную и высокую траекторию развития.
Ratushnyak E.S. The Initial Evaluation of the Economic Effects of the Customs Union Operating Process within the Eurasian Economic Community (EurAsEC).
Summary: This note provides an initial estimation of some of the economic effects of the customs union operating process within the Eurasian Economic Community (EurAsEC) and the single economic space,statistical data on mutual trade between the states of the customs union both as a whole on the customs union, and separately on its members(respectively, Belarus, Kazakhstan and Russia), besides it provides the main results offunctioning of the Customs union during the period of2010-2011.
------------- Keywords -------------
Integration, Customs union, external economic activity,
EurAsEC, Single economic space.
Примечания
1. Мустакимов Р.Р., Мустакимов Ш.Р. Таможенный союз в условиях мирового финансово-экономического кризиса
2. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 09.06.2009. №9.
3. Интервью Константина Косачева с Таиром Мансуровым в студии «Голоса России» от 24.07.2012 - http://www.ruvek.info/?module=art icles&action=view&id=7105.
4. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 09.06.2009. № 9.
5. Глазьев С. «О перспективах развития Таможенного союза» - http://www.glazev.ru/sodr_evrazes/267/