МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 339.924:339.544 Е. В. КОСТЮЧЕНКО
E. V. KOSTYUNCHENKO
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: РОССИИ, БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНА
FEATURES OF ECONOMIC INTEGRATION MODEL OF CUSTOMS UNION: RUSSIA,
BELARUS, KAZAKHSTAN
<XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX>
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ показателей торговли между странами — участницами Таможенного союза, выявлены форматы взаимодействия участников союза и определены слабые стороны интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве. В условиях развития и успешного функционирования Таможенного союза определены направления совершенствования экономического взаимодействия стран, а также приоритетов их развития.
Ключевые слова: Таможенный союз; взаимозависимость экономик; единое экономическое пространство; взаимный товарооборот; модель экономической интеграции.
ABSTRACT
The article provides an overview of trade indicators between the countries — participants of the Customs Union. Formats of the Union participants interaction and weaknesses of integration in the CIS are identified. The directions of economic cooperation development between the countries and the priorities of their development are determined with the development and successful operation of the Customs Union.
Keywords: Customs Union; interdependence of economies; common economic space; bilateral trade; model of economic integration.
Определяющей тенденцией развития мировой экономики в современных условиях является региональная экономическая интеграция, которая проявляется в форме построения новых моделей интеграционных отношений между странами, стремящимися сблизить свои национальные экономики, создать единую систему мирохозяйственных связей путём образования блоков, группировок и союзов в целях укрепления своих позиций в мировой экономике. Возникновение новых группировок, а также трансформация их организационных форм определили построение новых моделей интеграционного взаимодействия между странами,
различными по уровню развития экономик — промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Такой формат взаимодействия является наиболее эффективным и позволяет интегрирующимся странам выстроить особую модель отношений путём создания зон свободной торговли, таможенных союзов и единого экономического пространства.
Особый интерес вызывает построение модели экономической интеграции в Евразийском регионе, где странами — участницами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) создан Таможенный союз, а с 1 января 2012 года — Единое экономическое про-
•Оборот Ф Экспорт и Импорт й Сальдо
Рис. 1. Объём внешней торговли стран Таможенного союза с третьими странами (январь 2011 - июнь 2012 гг.), в млрд долл.
Источник: Глазьев С. Ю. Итоги и перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. иВХ: http://www.glazev.ru/econom_polit/295/ (дата обращения: 31.08.2012).
странство. ЕврАзЭС — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ, входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка1. Доля ЕврАзЭС в мировом экспорте товаров составляет более 3 %. Наличие мощного транзитно-транспортного потенциала государств сообщества, а также эффективное использование их энергетических возможностей определило переход к новому этапу интеграции — формированию в рамках трёх государств (России, Белоруссии и Казахстана) Таможенного союза, что придало мощный импульс активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Исследования последствий формирования таможенных союзов в разных интеграцион-
ных объединениях показывают, что реальные эффекты от интеграции наблюдаются не столько в результате увеличения взаимной торговли товарами, сколько в степени углубления интеграции, использовании взаимных преимуществ стран — участниц интеграционных объединений. В этой связи в рамках реализации совместных проектов между Россией, Белоруссией и Казахстаном были достигнуты договорённости по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), основанные на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права (уважение суверенитета, равенство государств), утверждения основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики.
С 1 января 2012 года ведущими странами ЕврАзЭС осуществлён переход к новой ступени экономической интеграции — Единому эко-
Юфициальный сайт Евразийского экономического сообщества. иЯЬ: http://www.evrazes.com/ (дата обращения: 07.09.2012).
номическому пространству, основными принципами функционирования которого являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
С целью обеспечения функционирования и дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2011 году была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — наднациональный орган, позволяющий образовать целостную и эффективную систему регулирования внешнеторговой деятельности на территории союза как единой таможенной территории.
Созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предшествовал период быстрого наращивания объёмов взаимной торговли и интенсификации экономического сотрудничества между странами — членами Сообщества. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Введение единого таможенного тарифа, единых правил нетарифного регулирования, включая порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле, единой правовой основы организации таможенных процедур, взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля на территории Таможенного союза позволили создать более благоприятные условия для развития экономики и осуществления внешнеэкономической деятельности.
С 1 января 2010 года между Республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией сформирован Таможенный союз, который в качестве инструмента использует единое таможенное законодательство и механизм таможенно-тарифного регулирования. Его таможенное законодательство соответствует современным тенденциям развития таможенного дела, оптимизирует таможенные операции, направлено на содействие внешней торговле, ускорение движения товаров и упрощение таможенных формальностей.
Создание реального режима свободной торговли обеспечивает рост объёмов взаимного товарооборота стран ЕврАзЭС. Суммарный объём внешней торговли государств — членов Таможенного союза с третьими странами в январе-июне 2012 года составил 459,6 млрд долл., в том числе экспорт товаров — 302,9 млрд долл., импорт — 156,7 млрд долл. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года стоимостной объём внешнеторгового оборота увеличилсяна 8 %, экспорта — на 9,7 %, импорта — на 4,8 %. Профицит внешней торговли составил 146,2 млрд долл.2
Более 80 % объёма внешней торговли приходится на Россию (82,4 %), в том числе 80 % совокупного экспорта и 87 % импорта товаров. Доля Казахстана составила 12,0 %, Белоруссии — 5,6 %.
И Республика Беларусь м Республика Казахстан и Российская Федерация
Рис. 2. Доля участия стран в совокупном объёме внешней торговли в 2011 г.
Источник: статистические данные с официального сайта Евразийского экономического сообщества. URL: www. evrazes.com (дата обращения: 02.09.2012).
Объём взаимной торговли за январь-июнь 2012 года государств — членов Таможенного союза во взаимной торговле составил 33 869,8 млн долл., или 113,2 % к уровню января-июня 2011 года (см. табл. 1).
Взаимная торговля со странами — членами Таможенного союза занимает 44,7 % объёма внешней торговли Республики Беларусь, 18,2 % внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4 % объёма внешней торговли Российской Федерации. Доля третьих стран составляет, соответственно, в Республике Беларусь — 55,3 %, в Республике Казахстан — 81,8 %, в Российской Федерации — 92,6 % всего объёма внешней торговли страны3.
Экономическое доминирование России в интеграционных процессах на постсоветском пространстве объясняется экономическим потенциалом страны, численностью населения и
2 Аналитические материалы Евразийской экономической комиссии. Об итогах внешней торговли государств - членов Таможенного союза в январе 2011 - июне 2012 г. иЯЬ: http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitika/Documents/Analytics_E_201206.pdf (дата обращения: 05.09.2012).
3 Там же.
Таблица 1
Взаимный товарооборот стран — участниц Таможенного союза (в млрд долл.)
Товарооборот Год
2011 2012
Россия Белоруссия Казахстан Россия Белоруссия Казахстан
Россия — 39,2 22,4 — 22,5 10,9
Белоруссия 39,2 — 0,9 22,9 — 0,6
Казахстан 22,3 1,3 — 10,9 0,7 —
Источник: составлено автором по данным аналитических выпусков стран - участниц Таможенного союза. иВТ: http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitika (дата обращения: 07.09.2012).
территорией, а также ассиметричностью построения хозяйственных связей. Немаловажным является и тот факт, что Россия является влиятельным игроком на мировой арене, занимая лидирующие позиции в системе мировой экономики, а также «связующим» звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Россия является одним из инициаторов основных мероприятий и программ ЕврАзЭС и заинтересована в развитии данного интеграционного объединения, которое позволяет укрепить роль России на постсоветском пространстве и развивать более тесные связи с государствами — членами ЕврАзЭС.
Устойчивое и сбалансированное развитие экономики России в определенной степени связано с успехом экономической интеграции на постсоветском пространстве. Таможенный союз и Единое экономическое пространство в рамках трёх государств должны открыть российскому капиталу доступ к ресурсам Казахстана и производственным активам Белоруссии. Ожидается, что в условиях функционирования единого экономического пространства транзитный статус России резко повысится. Экономический эффект от вступления стран в Таможенный союз определяется объёмом взаимной торговли между странами, каждая из которых преследует определённую выгоду от участия в Таможенном союзе.
Для экономики Белоруссии участие в Таможенном союзе открывает доступ к российским-рынкам и дешёвым энергоресурсам. Однако не-конкурентоспособность внутреннего рынка и значительное преобладание государственных предприятий делает экономику Белоруссии зависимой от России. В свою очередь, для России сотрудничество с Белоруссией, которая пред-
ставляет собой связующее звено между Западной и Восточной Европой, является важным моментом для укрепления своих позиций в мире. Белоруссия исключительно важна для России как транзитный коридор, связывающий её, а также и других участников ЕврАзЭС с Европой.
Казахстан получает серьёзную поддержку со стороны России, благодаря которой может повысить конкурентоспособность своей экономики. Казахстан аккумулирует многие транспортные и товарные потоки и в этой связи представляет особый интерес для России. В сотрудничестве с Россией Казахстан остается более защищённым от экономического давления Китая, претендующего на казахские территории. Экономическое сотрудничество с Казахстаном особенно важно для сибирских, уральских и поволжских регионов России.
Взаимодействие стран в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства способствует укреплению национальных экономик, построению прочных экономических связей и выходу стран на новый уровень интеграционного взаимодействия (см. табл. 2).
Несмотря на указанные преимущества взаимного участия в Таможенном союзе существуют и некоторые негативные последствия. Интересы России и других государств — членов Таможенного союза нередко вступают в противоречия, которые отражаются в периодически вводимых странами тарифных и нетарифных ограничениях во взаимной торговле. С увеличением притока иностранного капитала в отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, такие противоречия могут обостриться.
Существование в странах СНГ, в частности в Белоруссии и Казахстане, авторитарных ре-
Таблица 2
Взаимодействие стран — участниц Таможенного союза
Формат взаимодействия Результат взаимодействия Экономический эффект
Россия -Белоруссия -Казахстан - Таможенный союз; - Единое экономическое пространство; - Наднациональный орган регулирования — Комиссии Таможенного союза - свободное движение товаров на основе унификации таможенных тарифов; - формирование общего таможенного тарифа, мер нетарифного регулирования, применение инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами.
Россия -Белоруссия Договор о создании Союзного государства Для России: - Белоруссия —транзитный коридор с Европой; - возможность влияния в целях укрепления позиций в мировой экономике Для Белоруссии: - доступ к российским рынкам и дешёвым энергоресурсам; - Россия — крупнейший экспортёр товаров
Россия -Казахстан Совместное участие в составе основных экономических, военно-политических международных организаций Для России: - наличие большого количества товарных и транспортных потоков; - наличие в Казахстане важных природных ресурсов. Для Казахстана: - возможность развития внутреннего рынка с перспективой выхода в мировую экономику; - защищённость от экономического давления Китая.
Белоруссия -Казахстан - Договор о дружбе и сотрудничестве; - Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на 2009-2016 годы Укрепление торгово-экономического сотрудничества вследствие увеличения экспортно-импортных операций
Источник: составлено автором
жимов власти, несмотря на значительную поддержку ими интеграционных инициатив, негативно сказывается на построении Таможенного союза и Единого экономического пространства. Дифференцированный уровень развития экономик стран Таможенного союза не позволяет более стремительно развивать интеграционные отношения на постсоветском пространстве.
Экономические риски интеграционного объединения в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС-ЕЭП), связанные с экономической неоднородностью стран Таможенного союза, доминированием России, сложностью включения Белоруссии, объективно не готовой к полномасштабной экономической интеграции в рамках ТС-ЕЭП, а также спецификой экономики Казахстана, имеющей развитый энергетический сектор и сформировавшийся за последнее десятилетие транзитный товарный «коридор» для поставок из Китая.
Таким образом, в настоящее время партнёры России по интеграционному взаимодействию в большей степени заинтересованы в получении дешёвых энергоносителей, решении транзитных проблем, открытом и неограниченном доступе на российский рынок и, в отличие от России, не заинтересованы в достижении стратегических целей, способных привести к ограничению их национального суверенитета в экономике (наднациональные органы, единая валюта и единый эмиссионный центр, единое законодательство). Однако, несмотря на достаточно серьёзные риски и угрозы наступления крайне негативных последствий, главные цели и задачи функционирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана могут быть достигнуты при правильном понимании законов экономики и рынка и соблюдении основных принципов и норм международного права.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазьев С. Ю. Итоги и перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. иЯЬ: http://www.glazev.ru/econom_polit/295/ (дата обращения: 06.09.2012).