ЗОИДОВ К.Х.,ИОНИЧЕВА В.Н.,МЕДКОВ А.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ1
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве, прежде всего, создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях глобальной нестабильности. Подчёркнуто, что сами по себе интеграционные объединения приводят к появлению значительного экономического эффекта только в результате динамичного развития национальных экономик стран-участниц, диверсификации экспортных поставок продукции обрабатывающей промышленности и повышения конкурентоспособности товаров на мировых рынках. Особое внимание уделено анализу последствий более тесной экономической интеграции Украины со странами Европейского Союза и введения экономических санкций на состояние российской экономики в условиях функционирования Таможенного союза.
Ключевые слова: экономический рост, интеграционные процессы, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, Таможенный союз, государственное регулирование, повышение конкурентоспособности, диверсификация экспорта.
ZOIDOV K.KH.,IONICHEVA V.N.,MEDKOV A.A.
MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION IN THE CONDITIONS OF INSTABILITY
Abstract. The article discusses the main problems and prospects of integrational processes in the post-Soviet space, first and foremost, the creation of the Eurasian Economic Union (EEU) in the conditions of global instability. It has been emphasized that by themselves integrational unions lead to the appearance of a significant economic effect only as a result of a dynamic development of national economies of countries-participants, diversification of export deliveries of products of the processing industry and increasing competitiveness of products in world markets. A special attention is given to the analysis of consequences of a closer economic integration of the Ukraine with countries of the European Union and the introduction of economic sanctions on the state of the Russian economy in the conditions of functioning of the Customs Union.
Keywords: economic growth, integrational processes, foreign economic activity, Eurasian economic union, the Customs Union, state regulation, increasing competitive advantage, diversification of export.
Введение
Процессы глобализации мировой экономики и Евразийской экономической интеграции, опыт функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства вовлекли в глобальное международное сотрудничество как государственные организации стран-участниц, так и бизнес-сообщество. К 2015 г. будет сформирован Евразийский экономический союз, с 2020 г. предстоит отмена принципа национального резидентства, что будет стимулировать межстрановую конкуренцию в рамках Таможенного союза.
Россия связана со странами постсоветского пространства производственными и кооперационными связями, что, несомненно, оправдывает создание интеграционного объединения. Государства Единого экономического пространства (Россия, Казахстан и Белоруссия) используют друг друга для осуществления свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, одни страны ЕЭП используют территорию других для осуществления транзитных перевозок грузов и пассажиров. Одним из примеров такого использования являются перевозки зерна из Казахстана по российским путям сообщения для осуществления экспортных поставок более чем в 70 стран мира. Казахстан использует российскую территорию как дополнительный канал экспорта через порты России, Украины и стран Балтии. Государства-участники интеграционного объединения согласованно формируют общие правила внешней торговли, при этом создание интеграционного объединения и снятие барьеров во взаимной торговле можно считать механизмом защиты государств от внешней конкуренции с третьими странами.
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-02 -00325а и проект №14-02-00446а).
В условиях глобализации мировой экономики, вступления России в ВТО и Евразийской экономической интеграции реализуется согласованная политика стран-участниц Таможенного союза при соблюдении международных обязательств согласно заключенным международным соглашениям с третьими странами. Важнейшим этапом экономической интеграции для России является ее вступление 22 августа 2012 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия стала членом ВТО в целях повышения прозрачности внешней торговли для российского и иностранного бизнеса, развития конкуренции и, как следствие, повышения своей инвестиционной привлекательности. Одновременно с Протоколом «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» начали действовать документы, относящиеся к таможенной деятельности и оказывающие непосредственное влияние на условия импорта и экспорта товаров в Таможенном союзе и России.
Вступление России в ВТО повлекло за собой существенные преобразования в области применения таможенно-тарифных и нетарифных механизмов регулирования. Упрощение операций по перемещению товаров через таможенную границу ТС увеличивает возможности участников ВЭД осуществлять международную торговлю товарами в рамках мировой торговой системы. Следует учитывать тот факт, что членство России в ВТО оказывает непосредственное влияние на экономики других стран-участниц Таможенного союза, поскольку Единый таможенный тариф Таможенного союза должен соответствовать договоренностям России с ВТО о ставках импортных таможенных пошлин. Поэтому анализ итогов двухгодичного членства России в ВТО является актуальным как для Белоруссии, так и для Казахстана, планирующего стать полноправным членом ВТО до конца 2014 г.
Кроме того, одним из главных документов, регулирующих правила международной торговли товарами, является разработанная Всемирной таможенной организацией Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола от 1999 г. (модернизированная Киотская конвенция), к которой Россия присоединилась в 2011 г. Киотская конвенция направлена в первую очередь на унификацию таможенных процедур с целью устранения затруднений в международной торговле. Договорная и нормативная правовая база Таможенного союза в настоящее время приводится в соответствие положениям указанной Конвенции.
При формировании Евразийского экономического союза должны также учитываться различные исторические аспекты формирования Европейского союза (ЕС), длительный опыт развития рыночной экономики и капиталистических отношений в странах ЕС, опыт членства в ВТО других стран мира.
В соответствии с Декларацией от 18.11.2011 «О Евразийской экономической интеграции» к 1 января 2015 г. планируется создание Евразийского экономического союза. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в Астане 29 мая 2014 г., до 1 января 2015 г. к ЕАЭС планирует присоединиться Киргизия, Армения — до 15 июня 2015 г.
До 1 января 2016 г. планируется введение в действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) — его разработка ведется с декабря 2013 г.
Внешняя политика России в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) направлена на повышение открытости экономики, интеграцию в рамках ЕврАзЭс, а также на сотрудничество с третьими странами. Региональная интеграция, осуществляемая во всем мире, демонстрирует положительный экономический эффект интеграционных объединений. По мнению ответственного секретаря Комиссии таможенного союза, заместителя генерального секретаря ЕврАзЭс, академика РАН С. Ю. Глазьева, именно исторически сложившаяся специализация и кооперация производства в рамках общих воспроизводственных контуров должны сыграть положительную роль и определить высокую степень интеграции государств и, в конечном итоге, привести к восстановлению единого экономического пространства. Устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью [1]. Осуществление интеграционных процессов наряду с проведением мероприятий по решению комплексной задачи повышения конкурентоспособности национальных экономик должно обеспечить успех формирования ЕЭП на постсоветском пространстве.
1Рюьрлаовлниу экономики, №9, 2014
1. Соотношение объемов торговли РФ со странами Таможенного союза и третьими странами по результатам первых лет работы
В первые годы существования Таможенного союза данные таможенной статистики внешней торговли демонстрировали экономический эффект от интеграционных процессов, который достигался благодаря росту объемов взаимной торговли между странами-участницами ТС. Так, товарооборот России со странами Таможенного союза в 2011 г. составил 59,2 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. вырос на 37,3%, в т. ч. с Республикой Белоруссией — 38,6 млрд долл. США (соответственно на 37,7%), с Республикой Казахстан — 20,6 млрд долл. США (соответственно на 36,0%).
К сожалению, по сравнению с 2012 г. в 2013 г. существенного роста объемов взаимной торговли стран-членов Таможенного союза не наблюдалось.
Следует отметить, что в 2014 г. стало заметно снижение объемов торговли России не только со странами-участницами Таможенного союза, но и со странами СНГ. Так, в соответствии с данными ФТС России, удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-июле 2014 г. составил 9,9 % (по сравнению с 11% за январь-июль 2013 года). Объемы экспорта данной группы товаров упали в сравнении с январем-июлем 2013 года на 10,9%. Кроме того, сократился объем экспорта и других категорий товаров (рис. 1-2).
Рис. 1. Динамика взаимной торговли стран ТС с 2010 по 2013 гг. (млрд долл.)
Рис. 2. Изменение объемов внешней торговли с января по июль 2013 и 2014 гг. в странах Таможенного союза (млн долл.)
В товарной структуре импорта из стран СНГ [2] в январе-июле 2014 г. доля машин и оборудования составила 27,0% (в январе-июле 2013 г. — 32,9%). Стоимостный объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-июлем 2013 г. сократился на 30,0%. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 40,2% и 0,9% соответственно.
Объемы взаимной торговли России и стран СНГ приведены в табл. 1.
Для полноты картины следует обратиться к данным таможенной статистики, характеризующим внешнюю торговлю России не только со странами СНГ и Таможенного союза, но и с третьими странами.
В соответствии с данными таможенной статистики внешней торговли в январе-августе 2014 г. внешнеторговый оборот России составил 535,4 млрд долл. США и по сравнению с январем-августом 2013 г. снизился на 1,7%. Экспорт России в январе-августе 2014 г. составил 342,9 млрд долл. США и по сравнению с январем-августом 2013 г. возрос на 0,6%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-августе 2014 г. приходилось 87,0%, на долю стран СНГ — 13,0% (табл. 2).
Таблица 1
Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран (млн долл. США)
Январь - июль 2013 г.
Январь - июль 2014 г.
Страны Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт
ЕВРАЗЭС 35267,2 23160,1 12107,1 32718,7 21649,2 11069,5 92,8 93,5 91,4
ТС 33580,1 21553,5 12026,6 31139,3 20126,8 11012,5 92,7 93,4 91,6
АЗЕРБАЙДЖАН 2160,4 1820 340,4 2201,9 1841 360,9 101,9 101,2 106
АРМЕНИЯ 675,8 493 182,7 695,5 543,7 151,8 102,9 110,3 83,1
БЕЛОРУССИЯ 20358,7 11800,1 8558,7 18749,4 11809,4 6940 92,1 100,1 81,1
КАЗАХСТАН 13221,4 9753,5 3467,9 12389,9 8317,4 4072,5 93,7 85,3 117,4
КИРГИЗИЯ 1256,4 1200 56,4 1046,3 1006,1 40,2 83,3 83,8 71,3
РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА 863,7 672,9 190,8 1019,6 823,1 196,5 118,1 122,3 103
ТАДЖИКИСТАН 430,8 406,7 24,2 533,1 516,3 16,8 123,7 126,9 69,4
ТУРКМЕНИЯ 798,1 717,2 80,9 596,8 539,9 56,9 74,8 75,3 70,3
УЗБЕКИСТАН 2056,1 1380,8 675,3 2374,8 1809,8 565,1 115,5 131,1 83,7
УКРАИНА 21354,1 12050,8 9303,3 20276,5 13179,8 7096,7 95 109,4 76,3
Темпы роста, %
Основу российского экспорта в январе-августе 2014 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,1% (в январе-августе 2013 г. — 74,8%).
В январе-августе 2014 г. стоимостный объем топливно-энергетических товаров по сравнению с январем-августом 2013 г. возрос на 1,7%.
Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-августе 2014 г. составила 4,9 % (в январе-августе 2013 г. — 5,2%). Доля экспорта машин и оборудования в январе-августе 2014 г. составила 3,0% (в январе-августе 2013 г. — 3,4%). Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-августе 2014 г. составила 2,9% (в январе-августе 2013 г. — 2,2%) [3].
Таблица 2
Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран (млн долл. США)
Регион Январь - август 2013 г. Январь - август 2014 г. Темпы роста, %
Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт
Весь мир 544538,4 340859,8 203678,6 535437,1 342885,6 192551,5 98,3 100,6 94,5
ЕС 272193,0 186168,6 86024,4 263360,9 183492,5 79868,4 96,8 98,6 92,8
АТЭС 133507,2 62683,7 70823,5 141073,1 70895,1 70177,9 105,7 113,1 99,1
СНГ 72445,6 46694,7 25750,9 66849,9 44661,6 22188,3 92,3 95,6 86,2
ЕВРАЗЭС 40358,3 26693,3 13665,0 37108,2 24325,2 12783,0 91,9 91,1 93,5
ТС 38372,3 24803,9 13568,4 35319,3 22599,3 12720,0 92,0 91,1 93,7
УКРАИНА 24637,1 14233,8 10403,2 21913,5 14004,1 7909,5 88,9 98,4 76,0
Рис. 3 наглядно демонстрирует снижение объемов внешней торговли России с зарубежными странами, а также странами СНГ и Таможенного союза в январе-августе 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Рост объемов взаимной торговли России наблюдается только со странами АТЭС.
Отдельно стоит остановиться на данных таможенной статистики внешней торговли между Россией и Украиной и проанализировать ее динамику в 2014 г. (январь-август) по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. На рис. 4 отражены сведения по импорту и экспорту с января по август 2013 и 2014 гг. Как видно из диаграммы, объем экспорта практически не изменился (за счет экспорта энергоносителей), а объем импорта из Украины в Россию существенно снизился.
Региональные проблемы пргоьрлзоьлниа экономики, №9, 2014
Рис. 3. Сравнение объемов внешней тор- Рис. 4. Сравнение объемов внешней тор-
говли России по группам стран за период с говли России с Украиной за период с января января по август 2013 и 2014 гг. (млн долл.) по август 2013 и 2014 гг. (млн долл.)
Следует отметить, что по причине снижения объемов внешней торговли со странами Таможенного союза и третьими странами падает и собираемость таможенных платежей. Так, согласно официальным данным Федеральной таможенной службы РФ, в январе-июле 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года собираемость таможенных платежей упала на 8%.
Как видно из приведенных статистических данных, последние два года наблюдается тенденция падения объемов торговли России не только со странами Таможенного союза, но и со странами СНГ и другими зарубежными странами, что негативно влияет на развитие внешней торговли России. Чем обусловлена данная тенденция? Одной из причин является снижение объемов торговли нефтью между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Помимо снижения объемов внешней торговли России со странами Таможенного союза и третьими странами наблюдается негативная тенденция и по другим показателям, характеризующим состояние российской экономики.
В частности, 2014 г. в России характерен замедлением роста ВВП (рис. 5).
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на рост ВВП страны, является поступление иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в России по годам представлена на рис. 6.
Рис. 5. ВВП России по состоянию на 1 квартал 2014 г. (млрд руб.)
Рис. 6. Поступление иностранных инвестиций в Россию по годам в млн долл. США
Статистика поступления иностранных инвестиций в Россию демонстрирует нестабильную динамику, что подтверждает низкую инвестиционную привлекательность российской экономики и нестабильность условий работы бизнеса. Данные Росстата за I квартал 2014 г. отражают снижение объема иностранных инвестиций по отношению к соответствующему периоду 2013
г. на 5% [4].
Таким образом, выявляются следующие причины снижения объемов взаимной торговли стран Таможенного союза:
- снижение объемов торговли нефтью между Россией и странами Таможенного союза;
- снижение ВВП, рост инфляции, падение курса рубля по отношению к доллару и евро, снижение инвестиционной привлекательности России.
Падение цен на нефть на мировом рынке, как ни парадоксально, влечет за собой рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в России. Данная тенденция связана с падением курса национальной валюты, который, в свою очередь, зависит от цен на нефть. Кроме того, падение цен на нефть влечет за собой сокращение доходов федерального бюджета, основную часть которых составляют поступления в виде таможенных пошлин при экспорте сырьевых товаров, что в связи со снижением темпов роста национальной экономики мгновенно отражается на курсе рубля по отношению к доллару. Падение курса рубля по отношению к доллару влечет за собой повышение цен, в первую очередь, на импортные товары, а затем и на остальные группы товаров.
Поскольку инфляция представляет собой обесценивание денег и снижение покупательной способности денежной единицы, именно эта тенденция приводит к падению объемов как внутренней, так и внешней торговли. В связи с тем, что падение объемов торговли происходит не только среди стран Таможенного союза, но и с другими странами, в т. ч. странами СНГ и дальнего зарубежья, можно сделать вывод о том, что данная тенденция может иметь временный характер и связана с состоянием экономик стран-участниц.
Снижение объемов взаимной торговли не указывает на то, что региональное интеграционное объединение в форме Таможенного союза и Единого экономического пространства, а в дальнейшем и Евразийского экономического союза, не оправдывает своих ожиданий. Но экономический эффект от интеграционных процессов может быть достигнут только на фоне оздоровительных процессов, протекающих в экономиках государств-участниц. Здоровое состояние экономик станет основой и залогом успеха экономической интеграции. И, напротив, экономики, в которых фиксируется падение уровня благосостояния людей, потребления, рост инфляции, падение внутренней и, соответственно, внешней торговли, своим объединением будут лишь приумножать проблемы.
Таким образом, анализ данных таможенной службы об объемах взаимной торговли России со странами-участниками Таможенного союза показал, что наблюдается снижение ее объемов, но причиной этого является не отсутствие экономического эффекта и перспектив развития интеграционного объединения, а замедление темпов экономического роста его стран-участниц.
2. Ассоциация Украины с ЕС — возможные риски для России и Евразийского экономического союза
Экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом была подписана 27 марта 2014 г. Соглашение предполагает создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом и ликвидацию между сторонами таможенных барьеров (таможенных пошлин и налогов при взаимной торговле).
Бытует мнение, что свободная торговля между Украиной и ЕС может нанести вред России в связи с возможным притоком на Украину беспошлинно ввозимых товаров из Европейского союза.
В настоящее время в рамках СНГ действует Договор «О зоне свободной торговли» от 20 сентября 2012 г. Данный договор подписан странами СНГ, в т. ч. и Украиной. Согласно договору, таможенные пошлины и другие платежи, эквивалентные им, не применяются в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой стороны, а также импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны. Кроме того, договором предусмотрено, что освобождению от таможенных платежей подлежат лишь товары, происходящие с территории другой стороны, при этом страна происхождения товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров в СНГ (Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ от 20.11.2009).
Следовательно, действие данного соглашения не распространяется на товары, ввозимые на Украину из стран Евросоюза, которые не имеют статус товаров, происходящих с территории
Украины. Таким образом, создание зоны свободной торговли между ЕС и Украиной не предполагает беспошлинный ввоз в Россию товаров из ЕС и не несет в себе рисков ущерба российской экономике, так же как и экономикам стран-участниц Таможенного союза.
3. О введении Россией продовольственного эмбарго в отношении товаров, происходящих их стран ЕС
6 августа 2014 г. был издан Указ президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Во исполнение данного указа правительством РФ составлен перечень товаров, попадающих под запрет ввоза, в отношении которых распространяется продовольственное эмбарго. Не углубляясь в политические рассуждения, рассмотрим данное нововведение Российской Федерации с учетом ее членства в Таможенном союзе. В соответствии со статьей 2 Договора от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» создание Таможенного союза предполагает установление единого торгового режима, а также установление и применение унифицированного порядка таможенного регулирования. В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенное регулирование — это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем. Учитывая, что Таможенный союз создавался в целях унификации правил торговли с третьими странами, меры по установлению Российской Федерацией продовольственного эмбарго, учитывая, что аналогичные шаги не применяются другими странами Таможенного союза, представляются не соответствующими целям и принципам формирования Таможенного союза.
Более того, ограничение ввоза товаров с территории Европейского союза вступает в противоречие с нормами и принципами ВТО, к которой Россия присоединилась в 2011 г. Одной из целей вступления России в ВТО являлось развитие российской экономики, а также конкуренции на внутреннем рынке страны. Более чем 90% мировой торговли осуществляется между странами-членами ВТО. Документы ГАТТ/ВТО дают государствам ряд преимуществ, в т. ч. предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях, открытость рынков, отказ от дискриминационных ограничений. Механизм переговоров, практикуемый в ВТО, позволяет решать торговые споры и гармонизировать внешнеэкономические отношения государств [5]. Снятие торговых барьеров, в т. ч. снижение таможенных пошлин, направлены на создание в странах-участницах ВТО благоприятного инвестиционного климата.
Несомненно, соблюдение национальных интересов и обеспечение экономической безопасности страны заключаются, прежде всего, в поддержке реального сектора экономики — промышленного производства. Однако одним из факторов, влияющих на развитие производства в России, является конкуренция с иностранными товаропроизводителями при условии реализации мер защиты отдельных категорий отечественных предприятий. Именно конкуренция является двигателем экономической интеграции, поскольку она стимулирует участников рынка к внедрению новых технологий, снижению затрат различными способами, к расширению ассортимента товаров и повышению их качества.
В этой связи предполагается, что ограничение ввоза отдельных товаров в Россию из зарубежных стран может оказать только временный экономический эффект. Исключение из конкурентной борьбы зарубежных товаропроизводителей неминуемо повлечет за собой снижение качества отечественной продукции и повышение цен на нее. Сам факт участия в интеграционных объединениях должен быть связан со стремлением государства интегрироваться в международную торговлю с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики.
4. Перспективы Таможенного союза в условиях ВТО
Поскольку Россия активно участвует в процессах региональной экономической интеграции в рамках Таможенного союза, вступление России в ВТО оказывает непосредственное влияние на развитие экономик других стран-участниц Таможенного союза.
22 августа 2012 г. в целях согласованной работы государств-участников Таможенного союза и их эффективного функционирования в соответствии с правилами ВТО вступил в силу Договор от 19.05.2011 «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» (далее — Договор). Стороны, подписавшие указанный Договор, подтвердили
свое стремление к скорейшему присоединению к ВТО, нацеленность на интеграцию в мировую экономику и укрепление внешнеэкономических связей.
Согласно Договору, положения Соглашения об учреждении ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза, при этом стороны приняли меры по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением ВТО. Договором исключается возможность превышения ставок Единого таможенного тарифа над ставками импортного таможенного тарифа в соответствии с договоренностями сторон по вступлению в ВТО.
Россия стала первым и пока единственным государством среди стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства, вступившим в ВТО. Казахстан планирует стать полноправным членом ВТО до конца 2014 г. Вступление Казахстана в ВТО, несомненно, отразится на его партнерах по Евразийскому экономическому союзу. Поскольку, согласно Договору, ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не должны превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении стороны (в данном случае, Казахстана), к ВТО, то если Казахстан договаривается о снижении ставок ввозных таможенных пошлин, это повлечет за собой снижение ставок таможенный пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Таким образом, Россия и Белоруссия попадают в «зависимость» от договоренностей Казахстана в рамках ВТО. Например, договоренности Казахстана о снижении ввозных таможенных пошлин на ряд товаров автоматически повлекут за собой изменение Единого таможенного тарифа, действующего на всей территории Таможенного союза. Изменение ставок ввозных таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на развитие российского производства и поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.
Какой экономический эффект получает Россия, став членом ВТО? За два года членства России в ВТО существенного увеличения объемов внешней торговли не наблюдается. Более того, в 2014 г. по данным с января по август по сравнению с данными за аналогичный период 2013 г. зафиксировано снижение объемов внешней торговли, в т. ч. со странами ЕС и США.
При вступлении России в ВТО наша страна рассчитывала на увеличение объемов экспорта. Причем существенный рост объемов экспорта может быть обеспечен за счет выхода на зарубежные рынки новых производителей, а не за счет увеличения объемов экспорта уже присутствующими на рынке компаниями. В России зафиксировано сокращение доли продукции предприятий обрабатывающей промышленности в общем объеме экспортных товаров (по стоимости), при этом основную часть экспорта продолжают составлять сырьевые товары (рис. 7). Одним из препятствий выхода на зарубежные рынки российских экспортеров является сложность возмещения НДС в связи с бюрократическими барьерами и отсутствием эффективного взаимодействия между налоговой и таможенной службой РФ. В этой связи, несмотря на членство России в ВТО и снятия странами-членами ВТО ограничительных мер с российского экспорта, за два года не наблюдается существенного роста экспорта, а по ряду стран и товаров таможенная статистика зафиксировала его снижение.
■ Продовольсгвенныетовары и сельскохозяйственное сырье {кроме гекстильного)
■ Минеральные продукты
Топливно-энергетические говары
■ Продукция химической II ромы шл ен ности, каучук
Кожевенное сырье,пушнинз и изделия из них
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Рис. 7. Товарная структура экспорта России со всеми странами (январь-август 2014 г.)
Например, доля экспорта продукции химической промышленности в январе-августе 2014 г. составила 4,9% (в аналогичном периоде 2013 г. — 5,2%). Доля экспорта машин и оборудования в январе-августе 2014 г. составила 3,0% (в аналогичном периоде 2013 г. — 3,4%) [6]. Наблюдаемое снижение доли экспорта машин и оборудования, а также товаров химической промышленности выявляет негативную тенденцию снижения экспорта товаров обрабатывающей промышленности в пользу экспорта сырьевых товаров.
Анализ данных таможенной статистики внешней торговли по группам стран с 2011 по 2013 гг. отражает снижение объемов экспорта с одними странами, в т. ч. США, Мексикой, Бразилией, странами СНГ (рис. 8-9), и увеличение объемов экспорта с другими — странами ЕС, АТЭС (рис. 10-11).
Следует отметить, что снижение объемов экспорта в США происходит за счет сокращения поставок минеральных продуктов в связи с увеличением добычи в США собственной нефти.
Рис. 8. Объем экспорта из России в США (млн долл.)
Рис. 9. Объем экспорта из России в Бразилию (млн долл.)
Экспорт из России в Бразилию составляет дизельное топливо, каменный уголь, удобрения, металлопрокат, изделия из титана. Значительное снижение в 2013 г. объемов экспорта из России в Бразилию обусловлено прекращением закупок в России стальных сварных труб, при этом основным поставщиком стальных труб в Бразилию стал Китай. Отметим, что в последние годы Китай активно развивал машиностроение и металлургию, в т. ч. производство и экспорт стальных труб.
Рис. 10. Объем экспорта из России в страны Европейского союза (млн долл.)
Рис. 11. Объем экспорта из России в страны АТЭС (млн долл.)
Негативной тенденцией является падение объемов поставок импортных товаров в Россию, которое наблюдается даже на фоне снижения ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением России в ВТО (с января по август 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. — на 5,5%). В частности, зафиксировано снижение поставок из Европы машин и оборудования, например, физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 16,6%, грузовых
автомобилей — на 19,5%.
Проведенный анализ показывает, что наибольшую выгоду от членства России в ВТО в настоящее время получают российские компании, экспортирующие сырьевые товары. Что касается развития обрабатывающей промышленности, на примере экспорта стальных труб в Бразилию становится очевидным, что членство России в ВТО дало лишь временный эффект в виде всплеска объемов торговли в 2012 г., однако в 2013 г. российские товары не выдержали конкуренции с дешевыми и качественными товарами из Китая, который стал новым поставщиком стальных труб в Бразилию. Более того, российская металлургическая промышленность помимо конкуренции на внешних рынках столкнулась с конкурентами в лице Китая и других стран-экспортеров стальных труб и на своем внутреннем рынке, что наносит экономический ущерб национальному производству.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что фактором снижения объемов внешней торговли России является не само членство в ВТО, а недостаток конкурентоспособной отечественной продукции, которую Россия могла бы предложить зарубежным рынкам. Экспорта сырьевых товаров недостаточно для того, чтобы обеспечить России стабильное сотрудничество с зарубежными странами в рамках ВТО, которое может принести России долгосрочный экономический эффект. Необходима диверсификация экспорта, которая должна выражаться в увеличении видов товаров и услуг, предлагаемых на внешние рынки.
Заключение
Основные направления развития взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза при условии обеспечения их экономического роста
В современной политической и экономической ситуации особую важность приобретает обеспечение привлекательности членства в формируемом Евразийском экономическом союзе для республик бывшего СССР. В последние годы наблюдается тенденция разобщенности в намерениях государств постсоветского пространства: часть из них проводит подготовительные мероприятия для присоединения к евразийскому экономическому союзу (Киргизия, Армения), другая часть (Украина, Грузия, Молдова) заключило Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, что означает отмену таможенных пошлин между странами ЕС, Грузией, Молдовой и Украиной в целях увеличения объемов их взаимной торговли и обеспечения экономического роста стран-участниц. Выбор того или иного интеграционного объединения обусловлен рядом факторов, которые помимо удобного географического расположения стран и налаженных торговых и производственных связей включают в себя состояние экономики стран-участниц [7-11].
Формирование любого международного интеграционного объединения может создать как положительный, так и отрицательный экономический эффект для стран-участниц. Одним из отрицательных последствий экономической интеграции может стать отток ресурсов из наименее развитых стран в пользу сильных партнеров. Исторически сложившаяся роль России как лидера на постсоветском пространстве потенциально дает ей возможность диктовать партнерам свои условия, что, несомненно, создает дополнительные риски для стран СНГ.
В настоящее время проблемы, существующие в российской экономике, также негативным образом влияют на экономическое развитие других стран-участниц интеграционного объединения. Обеспечение экономического роста в России, создание благоприятных и стабильных условий для работы малого и среднего предпринимательства в стране будут способствовать обеспечению привлекательности евразийских интеграционных процессов для стран постсоветского пространства. Развитие малого и среднего предпринимательства на территориях стран-участниц должно обеспечить рост промышленного производства, в т. ч. с использованием инновационных технологий, увеличение объёмов внешней торговли стран Таможенного союза с третьими странами [12-19].
Результаты анализа статистических данных за два года членства России в ВТО показали проблему снижения объемов торговли России не только со странами-членами ТС и СНГ, но и с третьими странами. Причем таможенной статистикой зафиксировано снижение объемов как импорта, так и экспорта. Одной из причин данной негативной тенденции является низкая конкурентоспособность отечественных товаров ввиду неразвитости отраслей производства обра-
батывающей промышленности, что не дает возможности диверсификации экспортных поставок на внешние рынки.
В целях создания эффекта от деятельности интеграционного объединения в форме Таможенного союза и ЕЭП в условиях участия в ВТО, в первую очередь, необходимо обеспечение экономического роста в России. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
1. Развитие собственного промышленного производства в целях преодоления сырьевой направленности экономики.
2. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в России путем оптимизации налоговой нагрузки на предприятия.
3. Развитие конкурентоспособности российской экономики, диверсификация экспорта. Данные мероприятия будут способствовать росту доходов федерального бюджета, что особенно актуально на фоне снижающихся мировых цен на нефть.
Следует отметить, что развитие промышленного производства наряду с развитием малого и среднего предпринимательства в стране должно осуществляться в условиях конкурентной борьбы как с отечественными, так и с иностранными товаропроизводителями, что обеспечит высокое качество продукции при снижении затрат на ее производство. Наибольший эффект от интеграционного объединения может быть достижим в условиях экономического роста, развития бизнеса в конкурентных условиях и на фоне повышения благосостояния граждан.
Важным фактором развития внешней и взаимной торговли России с сопредельными странами является укрепление политических, экономических, культурных связей между государствами, что является особенно актуальным в сегодняшней нестабильной геополитической ситуации в мире. Постепенный уход от экономических регуляторов в виде протекционистских и фискальных мер поставит товаропроизводителей в условия конкурентной борьбы и будет способствовать инновационному развитию экономики России.
Обеспечение предложенных мер будет способствовать росту экономик стран-участниц интеграционного объединения, а также развитию их взаимной торговли и внешней торговли с третьими странами.
Литература
1. Экспертное мнение. — URL : http://www.evrazes-bc.ru/news/view/1132.
2. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-июль 2014 г. — URL : //http://www.customs.ru/ index2.php ?option =com_content&view =article&id=19849&Itemid=1981.
3. ФТС. — URL : www.customs.ru.
4. Росстат. — URL : //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics /enterprise/ investment/nonfinancial/.
5. Бородулина, Л. П., Кудряшова, И. А., Юрга, В. А. Международные экономические организации : учеб. пособие. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. С. 298.
6. URL: //http://www. customs.ru/index2.php?option =com_content&view =article&id=19994&Itemid=19 78.
7. Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615. — URL : http://www.consultant.ru/popular/custom_eaes/.
8. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Таможенное дело» ; под общ. ред. д.э.н. В.А. Ша-махова и к.ю.н Ю.А. Кожанкова. — М. : Софт-Издат, 2012.
9. Договор «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» (подписан в г. Душанбе 06.10.2007). — URL : //http://www.nalogi.ru/doc_base/document.php? ID=1483040.
10. Белоусов, Р. А. Экономическая история России : XXвек. — М. : ИздАТ, 1999.
11. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс]. — URL : www.customs.ru.
12. Зоидов, К. X Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М. : ИПР РАН, 2003.
13. Зоидов, К. X. Инновационная экономика : опыт, проблемы, пути формирования. — М. : ИПР РАН, 2006.
14. Зоидов, К. X., Дурандин, О. Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Ч. I-III // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4; 2012. № 1-3.
15. Дохолян, С. В. Институциональные инструменты интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №2. С. 24-33.
16. Дохолян, С. В. Концептуальные подходы к формированию механизма интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов // С.В. Дохолян, А.М. Садыкова // Вестник Дагестанского гос. тех. ун-та. Технические науки. 2010. Т. 17. № 2. С. 179-187.
17. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Постсоветское экономическое пространство : современное со-
стояние и перспективы развития. — М. : Финансы и кредит, 2009.
18. Цветков, В.А., Зоидов, К.Х. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. — М. : ЦЭМИ РАН, 2010.
19. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Губин, В. А., Зоидов, З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012.
References:
1. Expert opinion. - URL: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/1132.
2. Export-import essential goods for January-July 2014 - URL: //http://www.customs.ru/index2.php? option =com_content&view =article&id=19849&Itemid=1981.
3. FCS. - URL: www.customs.ru.
4. Rosstat. - URL: //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics / enterprise / investment / nonfinancial /.
5. Borodulin, LP, Kudryashov, IA, Jurga, VA International economic organizations: Proc. allowance. - M. Masters: INFRA-M, 2011. 298pp.
6. URL: //http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=19994&Itemid=1978.
7. Customs Code of the Customs Union // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 13.12.2010. № 50. Art. 6615. - URL: http://www.consultant.ru/popular/custom_eaes/.
8. Customs regulation in the Customs Union within the EurAsEC: a textbook for university students enrolled in the specialty "Customs"; under the total. Ed. PhD VA Shamakhov and k.yu.n YA Kozhankova. - M.: Soft-Izdat 2012.
9. Agreement "On the establishment of a single customs territory and formation of a customs union" (signed in Dushanbe 06.10.2007). - URL: //http://www.nalogi.ru/doc_base/document.php?ID=1483040.
10. Belousov, RA Economic History of Russia: XXcentury. - M.: IzdAT, 1999.
11. Official website of the Federal Customs Service of Russia. [Electronic resource]. - URL: www.customs.ru.
12. Zoid, KH economic evolution and evolutionary economics. - M.: IPR RAS, 2003.
13. Zoid, KH Innovation Economy: experience, problems and ways of formation. - M.: IPR RAS, 2006.
14. Zoid, KH Durandin, OG On the problem of the formation of an innovative economy in the post-Soviet countries in terms of modernization. Part I-III // Regional problems of economic transformation. 2011. № 4; 2012. № 1-3.
15. Dokholyan, SV Institutional instruments of integration interaction of socio-economic systems of regions / SV Dokholyan, VZ Petrosyants AM Sadykova // Regional problems of economic transformation. 2011. №2. S. 24-33.
16. Dokholyan, S. Conceptual approaches to the formation mechanism of integration interaction of socio -economic systems of the region // SV Dokholyan, AM Sadykova // Bulletin of the Dagestan State. those. Univ. Technical sciences. 2010. T. 17. № 2. pp 179-187.
17. Flowers, VA, Zoid, KH et al. Post-Soviet Space: current state and development prospects. - Moscow: Finances and Credit, 2009.
18. Flowers, VA, Zoid, KH et al. Study of economic cycles in the post-Soviet countries. - Moscow: CEMI RAS, 2010.
19. Flowers, VA, Zoid, KH, Gubin, VA, Zoid, ZK Research socio-economic cyclical dynamics in Russia and better regulation strategy of advancing development. - Moscow: CEMI, 2012.