УДК 02
Н. Н. Сметанникова
ЧТЕНИЕ, КОТОРОЕ ОБЪЕДИНЯЕТ
(начало)
Рассмотрены результаты проекта Российской ассоциации чтения «Чтение, которое нас объединяет» (2013) по исследованию чтения молодежи и профессионального сообщества в свете некоторых положений современной теории чтения и практик его использования в учебном процессе в России и за рубежом. Использованы материалы 18 Европейской конференции по чтению «Новые вызовы - новые виды грамотности» (2013 г., Швеция).
Ключевые слова: круги чтения, компетентный читатель, руководство чтением, возрастные, гендерные особенности чтения, кластеры книг, новые виды грамотности, чтение во всех сферах жизни, дейкти-ческая грамотность, Интернет
Project “Reading that unites us” results (2013) concerning students and young professionals in the framework of modern theory and practice in Russia and abroad are interpreted. Some concepts from the 18 European conference “New challenges - new literacies” (Sweden, 2013) are presented in the article.
Keywords: reading circles, competent reader, guidance of reading, age and gender characteristics, book clusters, new literacies, reading life wide, deictic literacy, the Internet
Контекст исследования «Чтение, которое нас объединяет» был связан с проектом «100 книг», инициированным публикацией программной предвыборной статьи В. В. Путина по национальному вопросу 23 января 2012 г. в «Независимой газете». В ней предлагалось создать список «100 книг», чтобы он был прочитан «каждым уважающим себя студентом» [4]. Факт обращения главы государства к проблемам чтения был признан значимым государственными и общественными профессиональными организациями. В ходе обсуждения проекта экспертное сообщество склонилось к замене жесткой цифры 100 на более мягкую форму 100 плюс (+), применению термина круг чтения, признанию рекомендательного характера списка, а также его использованию в качестве инструмента для продвижения чтения [Там же]. Научноидеологический контекст проведенного исследования составили три цели чтения в образовании: воспитание компетентного читателя, обучение учебному, профессиональному и деловому чтению, социализация обучающегося. Содержанием (материалом) становления, формирования и развития компетентного чи-
тателя является классическая художественная литература, учебная, научная и профессиональная литература, а также современная художественная и литература нон-фикшн [6].
Целью проекта «Чтение, которое нас объединяет» было выявление круга чтения читающей аудитории учеников средней школы, юношества и профессионального сообщества. В задачи проекта входило: выявление кругов литературы, читаемой представителями разных возрастных групп, анализ зависимости выбора от гендерных, образовательных, профессиональных особенностей читателей, от характеристик книги и чтения, создание кластеров книг.
Результаты проекта показали, что самыми активными читателями являются девушки и женщины в возрасте 25-29 лет. Активнее отвечают на вопросы о прочитанных книгах школьники и студенты 15-19 лет, а также читатели с высшим образованием.
Осознание себя в качестве читателя приходится на год поступления в первый класс школы, год окончания начальной школы. Значимыми для становления учащегося в качестве читателя являются 12 и 14 лет. Было выяв-
15
лено несколько групп читателей по мотивации к чтению. Так, 10 % - сформировавшиеся в средней школе - составляют группу компетентных читателей, которые создают свой круг чтения в вузе и дальнейшей профессиональной жизни. Во вторую, самую многочисленную группу (40 %) входят «читатели по принуждению», опирающиеся на рекомендательные списки для учебы. В этой группе большинство девочек. Позднее во время учебы в вузах им необходима та или иная форма руководства чтением. Мальчики более независимы в выборе книг, но читают хаотично и составляют большинство в третьей группе «читателей от случая к случаю» (35 %). Четвертая представлена лентяями-нечитателями (15 %). Они могут что-либо прочитать в случае острой необходимости или давления со стороны учителей и/или родителей. Устойчивые нечитатели, которых мы отнесли к пятой группе, в нашем проекте не участвовали.
Проект показал, что до 75 % учащихся нуждаются в той или иной форме руководства чтением. Отдельно стоит вопрос о приемах, формах, методиках руководства для каждой из обозначенных групп.
В проекте также исследовался вопрос о гендерных особенностях чтения и о кластерах книг для продвижения чтения в среде мальчиков и девочек. Было зафиксировано явление, которое мы определили как феномен Робинзона Крузо: мальчики, участвовавшие в комплексной программе активных мероприятий, назвали книгу, которой они были посвящены, повлиявшей на их читательскую биографию. Система мероприятий включала активное чтение с применением различных стратегий работы с текстом, обсуждение книги, проживание событий книги и разыгрывание ситуаций и ролей, включая существование на «необитаемом острове». Система мероприятий, выстроенная вокруг книги, позволила учащимся перенести переживаемые в этих активных действиях и играх эмоции собственно на книгу. Они ее запомнили как интересную, забавную, полезную для практической жизни. В результате выбора школьников и бывших
школьников, ставших сегодня студентами, книга попала на первое место в списке произведений, повлиявших на их жизнь. Полученный результат говорит о том, что библиотекари должны готовить череду активных мероприятий для приобщения школьников, особенно мальчиков, к чтению. Любимыми жанрами мужской части населения остаются научная фантастика, фэнтези, приключения, героика, мемуарная и историческая литература.
Читая определенные книги, школьники и студенты создают то поле содержания, которое помогает им в первую очередь общаться, социализироваться в современной жизни. Чтение как ценность призвано объединять не только учащихся одной школы, но и граждан одной страны, независимо от национальности, языка, вероисповедания. Чтение до сих пор является единственной технологией, которая позволяет человеку раскрывать сохраненные в текстах духовные, нравственные, коммуникативные, информационные, образовательные и воспитательные категории.
Актуальность обсуждения вопросов чтения и грамотности была подтверждена состоявшейся в августе 2013 г. 18-й Европейской научно-практической конференцией «Новые вызовы - новые виды грамотности». На конференции отмечалось, что необходимость поддержки и продвижения чтения связана с рядом социально-экономических факторов. Первым из них является снижение количества художественной и учебно-профессиональной литературы, читаемой как всем населением, так и молодыми людьми. Уменьшение количества и снижение качества чтения зафиксированы во всех национальных и международных социологических исследованиях, отражены в Национальной программе продвижения и развития чтения в нашей стране (2006) [5; 9]. Из круга чтения уходят сложные формы: стихи, драма, объемные романы, популярная литература вытесняет классические произведения, изменяется язык изложения текста в сторону упрощения и более широкого использования разговорного языка, в повседневную жизнь молодежи вошел новояз экранных текстов [8; 10; 11]. Выделим
16
три причины, объясняющие данное явление. Во-первых, это общее падение уровня образованности населения в мире. Во-вторых, смена модели образования с образования на всю жизнь на образование в течение жизни. Третьим фактором является экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения». Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что в тех странах, где продвижение чтения является частью государственной программы образования и культуры, уровень образованности населения не падает, а даже растет. Учащаяся молодежь этих стран имеет высокий рейтинг качества чтения (Финляндия, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и др.) [7]. Поток слабо образованных мигрантов в экономически развитых странах снижает общий уровень образованности населения, который однако почти не падает среди представителей титульной нации.
Второй тезис касается возможностей руководства чтением молодого человека. В любом демократическом обществе вопрос руководства чтением является достаточно щекотливым. Отметим, что в большинстве западных стран не существует такого явления, как общенациональный учебный план или одобренная министерством образования методика преподавания. Учителя и директора школ крайне отрицательно относятся к навязыванию сверху программ и планов, считая их помехой творчеству и индивидуальному подходу к ученику. Однако данное руководство в современном контексте сродни информации о полезной еде или о лекарствах, которые надо принимать в разных ситуациях. Другими словами, руководство носит сугубо рекомендательный характер, к которому молодой человек может прислушаться. Молодые люди откликаются на рекомендательные круги чтения, если они составлены с целью их ознакомления с несколькими мнениями о книге или приглашают к ее обсуждению, что было подтверждено результатами нашего проекта. Так, 15-19-летние учащиеся назвали 104 книги, которые повлияли на них как на читате-
лей. Лишь 7 из них были включены в школьную программу чтения по литературе. Ребятам нравятся сайты, где книги представлены «под настроение». Рекомендации «что почитать, если тебе грустно» или «если хочется посмеяться» помогают им принять более осмысленное решение.
Третий тезис заключается в том, что социализация читателя происходит в основном благодаря доступу к «живой», современной литературе. С малых лет ребенок хочет читать про себя в знакомых обстоятельствах. Это развивает его интерес к чтению, помогает поставить себя на место другого человека. Как свидетельствуют исследования психологов, переживание и проживание ситуаций является источником развития человека [1; 2; 3]. В обществе, в том числе среди педагогов, существует миф о том, что чтение является предметом только начальной школы. Сформировав технику чтения и базовые приемы понимания, начальная школа не может развить умения, необходимые читателю для всех жизненных ситуаций на многие годы вперед.
Воспитание, взращивание компетентного читателя начинается в средней школе на материале классической литературы. Эта функция возложена на учителя литературы в образовательных системах большинства стран, включая и Россию. При необходимых условиях учителя литературы справлялись с возложенной на них миссией в течение многих лет. Если условия будут сохранены (необходимое количество часов, финальная работа по прочитанным литературным произведениям), то позиции чтения и подготовка читателя будут восстановлены.
Деловое, профессиональное, учебное чтение текстов по другим дисциплинам в средней школе так и не стало объектом целенаправленного обучения учителей-предметников. Учитель истории или географии не учит школьников работать с текстом по своему предмету в связи с тем, что они испытывают трудности при работе с профессиональными текстами. Не учат этому и в высшей школе. Студенты отечественных вузов могут только мечтать о курсе
17
этики, построенном на произведениях художественной литературы (по примеру Гарвардской школы бизнеса), а студенты педагогических университетов - о курсе обучения чтению разнообразных текстов. Учебное, деловое, профессиональное чтение отдано на откуп самому обучающемуся. Изучение романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», к примеру, было бы полезно и будущим профессионалам - юристам, историкам, политикам.
Читатель юношеского возраста испытывает потребность в обсуждении произведений авторов, о которых сегодня говорят, особенно если они становятся лауреатами авторитетных премий. Это положение было подтверждено результатами проекта: «Метро 2033», «Над пропастью во ржи», «451° по Фаренгейту», «1984», «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», «Географ глобус пропил» вошли в десятку книг, которые читатели хотели бы обсудить. Однако современный ученик лишен урока внеклассного чтения в начальной школе, в школах сокращены программы второй половины дня, когда можно было бы проводить читательские конференции. Ни дети, ни их родители не пойдут ни в какой кружок, связанный с обсуждением современных литературных произведений, если усилия ребенка не являются предметом оценивания. Читательский кругозор, компетентность читателя выпали из индикаторов, хоть в какой-то степени учитываемых в образовании. Отсюда следует неутешительный вывод о том, что школьник многое недополучает в системе среднего образования в области обучения чтению. Чтобы стать успешным студентом, а затем и профессионалом, ему надо самостоятельно научиться работать с разнообразными текстами. Для начала он должен создать свое собственное поле чтения, прочитав достаточное количество книг, однако место чтения в учебном плане современной школы строго лимитировано.
Сравнивая круг вопросов, обсуждаемых на национальных и европейских конференциях, выделим пять основных, к которым приковано внимание экспертного сообщества: смена
терминологического, а следовательно, и категориального аппарата, достижения в области чтения как показателя качества образования в стране, расширение видов грамотности в жизни и образовании, роль Интернета, условия по сохранению и распространению чтения и грамотности в образовании и культуре.
В современном педагогическом контексте связь между качеством чтения разнообразных текстов, их применением в процессе жизнедеятельности и качеством обученности учащейся молодежи и всего населения фиксируется как уровень грамотности (в широком значении термина). В современных педагогических исследованиях употребляются следующие понятия: грамотность, грамотность чтения и читательская грамотность, информационная и медиаграмотность. Внимание к феномену грамотности было привлечено в середине 50-х гг. ХХ в., тогда быть грамотным означало уметь читать и писать. Позднее стали разделять академическую и функциональную грамотность: первая нужна для получения образования, вторая - для того, чтобы пользоваться чтением и письмом в реальной жизни, а именно: прочитать расписание поездов, объявление, инструкцию, заполнить бланк, написать записку или распоряжение. В последнее время получила распространение трактовка, предложенная В. Греем для ЮНЕСКО: грамотность - использование чтения и письма в их неразрывном единстве в реальной жизни [12]. Термин грамотность носит социальнофункциональный характер. Несмотря на понимание значимости образования для развития общества в направлении повышения благосостояния его населения, 130 млн детей в мире, по данным ЮНЕСКО за 2002 г., были неграмотны, т. е. не умели читать и писать, причем две трети из них девочки. ООН считает грамотность (чтение и письмо) показателем, равным по значению продолжительности жизни и характеризующим ее качество. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включает грамотность в 12 показателей, определяющих здоровье нации. К сожалению, количество слабо читающих учащихся растет не только в эконо-
18
мически развивающихся, но и в развитых странах, что было показано в документах ООН и о чем свидетельствуют результаты PISA за 2009 г. Причин тому несколько, в том числе массовые переселения народов и приход в школу детей, не владеющих языком обучения. В связи с падением уровня образованности населения ООН приняла программу «Образование для всех», цель которой - достижение к 2015 г. общей
грамотности для детей во всем мире. Десятилетие чтения и грамотности (2003-2012) являлось частью этой программы. Его результаты в настоящее время анализируются экспертным сообществом.' Восемнадцатая европейская конференция стала одним из форумов, на котором обсуждались предпринимаемые европейскими странами меры по решению существующих сегодня проблем [13].
1. Гончарова, Е. Л. Нарушения в формировании ядра читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья: пути помощи [Электронный ресурс]: тез. докл. / Е. Л. Гончарова. - Режим доступа: ШрУ/институт-коррекционной-педагогики.рф/тг^Ьепуа-у-Югткоуапц-^а^-сЬ^екко,!/. - Загл. с экрана. -(Дата обращения: 22.11.2013).
2. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы развития читательской компетентности в системе понятий культурноисторической психологии / Е. Л. Гончарова // Человек Читающий: Homo legens - 4 / ред. Б. В. Бирюков, О. А. Борисова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 256 с.
3. Гончарова, Е. Л. У истоков развития жанровой компетентности. Опыт создания диагностической методики / Е. Л. Гончарова // Человек Читающий: Homo legens - 4 / ред. Б. В. Бирюков, О. А. Борисова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 256 с.
4. Котов, Д. А. Проект «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению» / Д. А. Котов // Открытое образование. Педагогика текста. Актуальное чтение: сб. науч. ст. и метод. материалов Четвертой межрегион. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25-26 октября, 2012 г.). - Санкт-Петербург, 2012. - С. 42-46.
5. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Российский Книжный Союз. - М., 2007. - Режим доступа: http://libraries-yanao.ru/index2.php?option=com_content&do_pdf=1&id=31. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 22.11.2013).
6. Сметанникова, Н. Н. Чтение, которое нас объединяет / Н. Н. Сметанникова // Человек читающий: Homo legens - 5. - М.: Русская ассоциация чтения: Канон +: Реабилитация, 2013. - 224 с.
7. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA 2009. Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся [Электронный ресурс] // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). - Б., 2011. - 230 с. - Режим доступа: http://www.testing.kg/files/pdf/2010/PISA2009_KGZ_Report.pdf. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 22.11.2013).
8. Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам междунар. конф. (Санкт-Петербург, июнь 2002 г.) / [сост. В. Д. Стельмах]. - М.: Рудомино, 2003. - 189 с.
9. Чтение в образовании и культуре. - Вып. 4-6. - М.: Канон+, 2012.
10. Чтение и грамотность в образовании и культуре: вторая междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29-31 марта 2012 г.: (По итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): докл. и тез. / Русская ассоц. чтения. - М.: Канон+, 2012. - 235 с.
11. Чтение и грамотность в образовании и культуре: (К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»): материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 26-29 марта 2009 г.). - М.: Канон+, 2009.
12. Holme, R. Literacy. An Introduction / R. Holme. - Edinburgh University Press, 2004.
13. New Challenges - New Literacies. 18th European Conference on Reading. Programme // Book of Abstracts, 2013.
Сдано 15.11.2013
19