Научная статья на тему 'Современное чтение: традиция и новации'

Современное чтение: традиция и новации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
745
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ЧТЕНИЯ / КРУГ ЧТЕНИЯ / ЧТЕНИЕ КЛАССИКИ / ЧТЕНИЕ С ЭКРАНА / READING MODELS / READING CIRCLE / READING THE CLASSICS / READING FROM THE SCREEN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Г.А.

Актуализируются вопросы современного чтения/нечтения; рассматриваются факторы, влияющие на чтение; представлены некоторые традиционные и инновационные стратегии чтения. Исследователи отмечают, что изменившаяся модель чтения, снижение уровня образованности молодежи, чтение с экрана диктуют необходимость поиска новых стратегий чтения. Такие стратегии предлагаются для читателей разных возрастов и для учителей в материалах Русской ассоциации чтения, а также при анализе подготовки студентов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого будущих учителей начальных классов к продвижению чтения, приводятся примеры личностной и профессиональной готовности и ориентации студентов к значимости и развитию интереса к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN READING: TRADITION AND INNOVATIONS

The article actualizes matters of modern reading / non-reading; discusses factors that affect reading; presents some traditional and innovative reading strategies. It is noted that the changed model of reading, the decrease of young people education level, reading from the screen dictate the need for new reading strategies. These strategies are offered to readers of different ages and for teachers in the materials of Russian reading Association, as well as in the analysis of preparation of students of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University future primary school teachers to promote reading, examples of personal and professional preparedness and student orientation to the importance and development of interest in reading.

Текст научной работы на тему «Современное чтение: традиция и новации»

УДК 378.14

СОВРЕМЕННОЕ ЧТЕНИЕ: ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ Г.А.Орлова

MODERN READING: TRADITION AND INNOVATIONS G.A.Orlova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, oga555@mail.ru

Актуализируются вопросы современного чтения/нечтения; рассматриваются факторы, влияющие на чтение; представлены некоторые традиционные и инновационные стратегии чтения. Исследователи отмечают, что изменившаяся модель чтения, снижение уровня образованности молодежи, чтение с экрана диктуют необходимость поиска новых стратегий чтения. Такие стратегии предлагаются для читателей разных возрастов и для учителей в материалах Русской ассоциации чтения, а также при анализе подготовки студентов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого — будущих учителей начальных классов к продвижению чтения, приводятся примеры личностной и профессиональной готовности и ориентации студентов к значимости и развитию интереса к чтению. Ключевые слова: модели чтения, круг чтения, чтение классики, чтение с экрана

The article actualizes matters of modern reading / non-reading; discusses factors that affect reading; presents some traditional and innovative reading strategies. It is noted that the changed model of reading, the decrease of young people education level, reading from the screen dictate the need for new reading strategies. These strategies are offered to readers of different ages and for teachers in the materials of Russian reading Association, as well as in the analysis of preparation of students of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University — future primary school teachers to promote reading, examples of personal and professional preparedness and student orientation to the importance and development of interest in reading.

Keywords: reading models, the reading circle, reading the classics, reading from the screen

Проблемы чтения / нечтения, прежде всего, детского, также важны и обсуждаются, как ЕГЭ, выпускное сочинение, выпускные проверочные работы, концепция преподавания в школе русского языка и литературы.

Исследования процессов чтения, проводимые в ХХ! веке разными структурами, прежде всего «Русской ассоциацией чтения» [1-3] фиксируют следующие факторы, влияющие на современное чтение:

1. Снижение уровня образованности молодежи.

2. Переход на новую модель обучения — от традиционной «образование в молодые годы и на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни».

3. Распространение чтения с экрана.

В статье Н.А.Борисенко [4] проводится обзор ряда опросов, исследований, статистических данных, проектов «свободного чтения» как наиболее естественного, досугового (в отличие от делового, обязательного), для отдыха и т.д. Приводятся данные о круге чтения, читательских предпочтениях девочек и мальчиков, мотивах и времени на чтение, тематике чтения, различия в чтении родителей и детей. Одним из выводов является вывод о смене моделей чтения.

Прежняя модель детского чтения (её ещё называют «литературноцентристской») просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Она ещё не совсем ушла, поэтому ей нельзя присвоить титул «ушедшей», а только «уходящей».

Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это, конечно же, «любовь к чтению», высокий статус чтения, престиж в обществе

«человека читающего», сравнительно небольшая доля «чтива» в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной. Если говорить конкретно о детях, то к этому добавим ориентированность круга чтения на «золотое ядро» детской литературы, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие «литературных героев» [4, с. 16].

Вот некоторые характеристики современного чтения:

1. Происходит изменение круга чтения — ранее: о животных, природе, о путешествиях, фантастика, веселые книги; сейчас: «ужастики», фэнтези.

2. Все ярче проявляется индивидуализация чтения.

3. Уходит чтение объемной литературы; новый читатель — визуальный, мозаично-клиповый, его привлекает быстрая смена декораций, приближенная к компьютерным играм, видимо, с этим связан интерес к комиксам.

4. Уменьшается процент читающих, а главное — падает продуктивность чтения.

5. Возникает поколенческий читательский конфликт — дети не хотят читать то, что видят их чтением родители.

6. Практический подход, утилитарное отношение к чтению проявляется сегодня гораздо откровеннее (отчуждение от поэзии, чтение журналов, взаимодействие с библиотекой, как правило, по практическим вопросам).

7. Распространяется, особенно в молодежной (студенческой) среде, чтение с экрана.

Наряду с этими тревожными явлениями отмечается, что в целом положительное отношение к чтению у школьников сохраняется [5]. Продвижение чтения связывается с поиском новых стратегий чтения.

Одним из самых обсуждаемых вопросов в этих поисках становится определение места классики в чтении школьников и молодежи.

Исследователи говорят о трудностях изучения классики, связанных с отдаленностью во временном и языковом плане от современного читателя. Следовательно, классика становится все сложнее для прочтения и обсуждения.

«Зачем моему сыну щиколотка княжны Мэри?» — вопрос мамы из Великого Новгорода, который обсуждался в газете «Новгород».

Прежде всего о сохранении «золотого ядра» классики свидетельствуют общероссийские проекты, акции, здесь и проект «100 книг Путина», теле проект 150-летие романа Л.Н.Толстого «Война и мир», и возвращение выпускного сочинения, и обсуждение новой концепции преподавания русского языка и литературы в Госдуме и общественностью.

Мы видим — там, где традиция не прервалась, сохранена, текст не только понят, но и принят.

Приведем пример работы со студентами. Кафедра педагогики и методики начального образования Новгородского государственного университета в течение ряда лет ведет подготовку будущих учителей начальных классов к организации чтения младших школьников (курсы для бакалавров: образовательные возможности иллюстраций в детской книге; компьютер и книга, семейное чтение; выпускные квалификационные работы, курсовые работы, учебная практика, магистратура «Литературное образование», выпуски учебных пособий). Постоянное обсуждение классики дает положительные результаты. Вот, например, было предложено третьекурсникам задание: в соответствии с теорией Юрия Лотмана об умножении смыслов художественного текста — письменно обоснуйте найденые смыслы повести А.С.Пушкина «Метель», приведите наиболее понравившиеся отрывки текста.

По итогам предстает не трагический, а очень симпатичный портрет современного молодого читателя — студента.

27 респондентов — 24 неповторяющихся ответа. Наиболее типичные можно представить по группам:

1. Тема любви: искренняя любовь, не имеет пределов, верность, честность друг с другом, тайное венчание.

2. Отношение с родителями: Мария Гавриловна горячо любит своих родителей, нельзя ослушиваться родителей, слушать старших.

3. Случай, судьба, случайность и предопределенность.

4. Во многих работах упоминается божестве-ный смысл событий — Вера в Бога; сила родительского благословения как благодать, которой нужно дорожить; метель как препятствие Божие от тайного венчания; Мария Гавриловна отказывает Бурмину,

так как венчана и чтит Божии законы; ослушалась родителей — нарушила законы Божии и наказана; раскаялись и прощены.

5. Есть и единичные ответы: поменьше надо читать любовные романы, жениться не надо в плохую погоду.

Так, третьекурсница Ирина М. пишет: «Самым главным смыслом для меня является вера в Бога. Все герои произведения были верующими (Бурмин пошел, а старушка перекрестилась и подумала: авось дело сегодня же кончится!), тайное венчание происходило в церкви и влюбленные знали, что после венчания брак нельзя будет расторгнуть. Перед сном родители благословляли дочь (Они ее поцеловали и, по обыкновению, благословили: она чуть не заплакала). Остальные смыслы доказывают и дополняют главную идею и смысл произведения.

Еще один смысл в произведении — метель, как судьба для главной героини — Марьи. Ведь именно после, казалось бы, обыкновенной непогоды случилось событие, навсегда изменившее её жизнь. Этот смысл, он тоже связан с верой. Принимай все события в жизни со смирением, терпением и благодарностью.

Следующий смысл: метель, как наказание влюблённых друг в друга Марьи и Владимира за брак, не благословлённый родителями. С точки зрения христианства брак является священным таинством, на которое, в первую очередь, благословляют родители и церковь.

Также можно рассмотреть метель, а также её последствия, как испытание для Марьи. Из повести ясно, что жизнь не укладывается в заранее построенные схемы. Герои «Метели» одновременно и предназначены, и не предназначены друг для друга. Но эта предназначенность выявляется не через легкомысленную шутку, а через испытания, которые каждый проходит по-своему. Можно сделать и такой вывод: Чтобы стать счастливой, нужно претерпеть все испытания, посланные Богом.

Можно выделить большое количество смыслов в данном произведении, но я увидела, что автор пытался показать нам, что нужно жить по заповедям. Быть верующим человеком и тогда всё в жизни будет восприниматься, как должное, как пути, тропинки, которые и называются жизнь».

Самым выбираемым отрывком повести «Метель» стали слова:

«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!».

Симпатичное лицо молодого читателя предстает и в книге «Мир литературы глазами студента», подготовленной кафедрой педагогики и методики начального образования Новгородского государственного униврситета в Год литературы в 2015 г. Студенты дневного и заочного отделений разных курсов написали мини-сочинения о своих любимых и о детских книгах.

Исследователи считают, что в новой модели образования чтение классики должно сопровождать не только обучение в школе, но и образование в вузе.

Весьма продуктивны и традиционные встречи с писателями — очные и заочные. Так, в октябре 2015 г. студенты общались с современным детским писа -телем Станиславом Востоковым (г. Москва), автором книг «Фрося Коровина», «Праздник поворота рек», «Не кормить и не дразнить!», «Как правильно пугать детей», «Ветер делает деревья» и лауреатом премий «Книгуру» за книгу «Фрося Коровина», международной детской премии им. В.Крапивина за книгу «Фрося Коровина», литературной премии им. С.Маршака за книгу «Рябиновое солнце». Встреча была содержательной, эмоциональной, а интерес к книгам автора заметно вырос.

Среди ярких новаций, представляющих новые подходы в продвижении чтения, назовем некоторые:

— введение учителя чтения в средней школе: он представляет различные приемы и стратегии работы с текстами по разным предметам с тем, чтобы высвободить время для чтения (для учителей и для школьников);

— обучение учителей любого предмета стратегиям работы с текстами по определенному предмету, чтобы демонстрировать это ученикам. С 2014 г. началась такая подготовка в рамках общеевропейского проекта на педагогических факультетах университета и в системе повышения квалификации;

— термин «чтение в течение всей жизни» под -крепляется термином «чтение во всех сферах жизни». Такой подход предполагает дополнительную подго-товку по отбору и использованию разнообразных текстов и на разных носителях;

— практика использования чтения с экрана,

которое приравнивается к «революции» в мире чтения, связана с двумя современными теориями чтения: факторной теорией чтения он-лайн Джона Макинини и дейктической грамотности Дональда Лью [2].

1. Сметанникова Н.Н. Продвижение чтения с помощью чтения с экрана // Библиотековедение. 2015. № 3. С. 6078;

2. Сметанникова Н.Н. Место чтения в процессе становления информационного общества [Электр. ресурс]. URL: http://conference.rusreadorg.ru/conf2012/ (дата обращения 01.12.2015).

3. Бородина В.А., Бородин С.М. Судьба чтения — судьба образования // Личность и культура. 2005. N° 6. С. 38-42.

4. Борисенко Н.А. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований. [Электр. ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/ 2005/04/15.htm (дата обращения 01.12.2015).

5. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: «Академия», 2001. 288 с.

References

1. Smetannikova N.N. Reading from screen promotes reading. Bibleotekovedenie, 2015, no. 3, pp. 60-78;

2. Smetannikova N.N.Phenomenon of reading in the process of establishment of information society. Available at: http://conference.rusreadorg.ru/conf2012/ (accessed 01.12.2015).

3. Borodina V.A. Borodin S.M. Sud'ba chteniya — sud'ba obrazovaniya [Fate of reading is fate of education]. Lichnost' i kul'tura, 2005, no. 6, pp. 38-42.

4. Borisenko N.A. Chto oni chitayut bez nas? Detskoe chtenie v zerkale sovremennykh sotsiologicheskikh issledovaniy [What do they read without us? Children' reading in the mirror of contemporary sociological researches]. Available at: http://lit. 1 september.ru/2005/04/15 .htm (accessed 01.12.2015).

5. Svetlovskaya N.N., Piche-ool, T.S. Obuchenie detey chteniyu: Prakticheskaya metodika [Teaching children to read: Practical methodology]. Moscow, 2001. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.