Научная статья на тему 'Современные формы и приемы организации досугового чтения пятиклассников'

Современные формы и приемы организации досугового чтения пятиклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ МОТИВАЦИЯ / СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ АКЦИИ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / READER’S MOTIVATION / READER’S ACTIONS / LEISURE READING / FREE READING / CONTEMPORARY TEENAGE LITERATURE / SCHOOL CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / OUT-OF-CLASS STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шебалкова Светлана Олеговна

В статье рассматривается роль досугового чтения в формировании читательской мотивации школьников, проблема отбора тех или иных текстов для свободного чтения, а также описываются традиционные и инновационные формы и приемы организации досугового чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Forms and Methods of Fifth Graders’ Leisure Reading Organization

The article examines the role of leisure reading in the development of schoolchildren’s reading motivation, the problem of the selection of texts for free reading. The author describes the traditional and innovative forms and methods of leisure reading organization.

Текст научной работы на тему «Современные формы и приемы организации досугового чтения пятиклассников»

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Современные формы и приемы организации досугового чтения пятиклассников

С. О. Шебалкова (Средняя общеобразовательная школа №2005 г. Москвы,

Московский институт открытого образования)

В статье рассматривается роль досугового чтения в формировании читательской мотивации школьников, проблема отбора тех или иных текстов для свободного чтения, а также описываются традиционные и инновационные формы и приемы организации досугового чтения.

Ключевые слова: досуговое чтение, читательская мотивация, свободное чтение, современная подростковая литература, школьная культурно-образовательная среда, читательские акции, внеурочные занятия.

Воспитание квалифицированного читателя, владеющего навыками филологического анализа текста, глубоко воспринимающего и нестандартно интерпретирующего прочитанный текст, — одна из основных задач изучения дисциплины «Литература», заявленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования (Федеральный государственный..., 2010: Электр. ресурс). Успешная ее реализация невозможна без использования и всестороннего применения такой универсальной технологии, как чтение в самых разнообразных его вариантах: чтение на уроке, вне класса, семейное, ознакомительное и изучающее, просмотровое и выборочное, посредством книги или экрана. Свое место в этом ряду занимает и досуговое чтение, приобщение к которому немаловажно, ибо в основе его мотивации лежит неподдельный интерес школьника к выбранной им самостоятельно либо по чьему-нибудь совету книге.

По данным международного исследования PISA (программы международной оценки обучающихся), проведенного в 2009 г., рос-

сийские учащиеся четвертых классов, т. е. выпускники начальной школы, продемонстрировали высокие результаты работы с художественным текстом. Тем огорчительнее, что наши же девятиклассники, выполняя соответствующие их возрасту задания, оказались в числе аутсайдеров (Первые результаты..., 2009: Электр. ресурс). Одна из главных причин этого кроется в том, что за годы обучения в основной школе ребята теряют интерес к книге как таковой и обращаются к прочтению программных текстов только по заданию учителя, не успевающего либо неспособного привить им устойчивый вкус к чтению. С этим нельзя мириться, так как только свободное, по собственному выбору, а не по принуждению чтение можно считать по-настоящему продуктивным.

Приобщение пятиклассников к чтению целесообразно начинать с книг современных авторов, в которых отражаются хорошо узнаваемые реалии, а в качестве персонажей действуют сверстники сегодняшних школьников, напоминающие им самих себя. Погружение

в незамысловатый, но актуальный для подростков художественный мир, несомненно, может стать началом подготовки к изучению более сложных и глубоких произведений.

Как не вспомнить в этой связи спор двух литературных героев, Павла Ивановича и Маши, из нового романа-сказки двух популярных современных авторов А. А. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Москвест»? Павел Иванович утверждает, что человеку постоянно будут нужны именно современные книги, чтобы он мог узнать себя в главном герое: «Чтобы мысли героя совпадали с его мыслями. Или не совпадали, чтобы он мог возразить, поспорить. Тогда чтение захватывает, тогда оно учит. О чем можно спорить с Джульеттой?» (Жвалевский, Пастернак, 2011: 352).

Девочка, напротив, горячо защищает классическую литературу, интерес к которой не может быть преходящим, ибо она затрагивает вечные темы, важные для любого поколения читателей: «.любовь — это вечная тема. И люди плакали, плачут и будут плакать. Все эти ваши споры с главными героями о смысле жизни уже через сто лет никому не будут интересны. А пушкинское письмо Татьяны будут знать наизусть тысячи людей» (там же: 353).

И русская классика, и современная подростковая литература могут быть одинаково востребованы у нынешнего поколения юных книгочеев, если учитель, библиотекарь, родители принимают активное участие в приобщении детей к чтению. Также крайне важно начинать работу по организации досугового чтения учащихся уже с пятого класса, пока в учениках еще окончательно не угас интерес к книге.

Какими же могут быть формы и приемы организации данного вида чтения в современных условиях? Разумеется, по-прежнему сохраняют актуальность такие традиционные формы работы, как ведение читательских дневников и их презентация, краткие выступления учащихся с аннотацией самостоятельно прочитанных ими книг в начале или в конце урока. В средних и старших классах — это сочинение отзыва или рецензии на книгу, проведение читательских диспутов, конференций по наиболее актуальным, вызывающим неоднозначные

оценки текстам, творческие встречи с современными авторами. В старших классах все более популярными формами внеклассной работы становятся защита читательских проектов, литературные путешествия по разным странам, где происходит знакомство учащихся с жизнью и творчеством тех или иных авторов (Неупокоев, 2005: 36). Не менее интересными могут быть театрализованные представления по мотивам той или иной книги, создание и конкурс презентаций о любимых авторах и книгах.

Нельзя не согласиться с мнением президента Российской ассоциации чтения, профессора Н. Н. Сметанниковой, полагающей, что для успешной стимуляции чтения жизненно необходимо создание в школе благоприятной культурно-образовательной среды, всемерное участие в этом всего педагогического коллектива: «Чтение в школе проходит несколько ступеней: сначала создается мода на чтение, затем читать становится престижно, потом интересно» (Сметанникова, 2010: 32).

Так, в нашей средней образовательной школе № 2005 г. Москвы ежегодно проводятся Дни наук и искусств в поддержку чтения, цель которых заключается в популяризации художественной литературы среди школьников и приобщении их к свободному чтению (более подробно о методике проведения Дней наук и искусств см.: Шебалкова, 2012).

Например, в нынешнем учебном году все школьники с пятого по одиннадцатый класс получили возможность применить свои способности в оформлении красочного плаката о книге-юбиляре или газеты о писателе-юби-ляре, поучаствовать в творческих конкурсах, например в написании оригинального ответа в виде эссе на вопрос: «Почему французский писатель Гюстав Флобер сказал: „Читайте, чтобы жить“?» Кроме того, все желающие могли состязаться в сочинении письма любимому писателю или литературному герою, придумать воображаемый разговор с героем понравившейся книги. Также были проведены две массовые акции в поддержку чтения: «Бампер» и «Синий чемоданчик». В ходе первой из них школьным педагогам помогали психологи чтения, предварительно познакомив-

шие детей с новинками отечественной и зарубежной подростковой литературы, а затем предоставившие детям возможность свободно выбрать и приобрести заинтересовавшую их книгу. Во втором мероприятии приняли активное участие сотрудники Московской детской областной библиотеки, которые выступили перед учащимися восьмых классов с обзором наиболее интересных новинок современной литературы, зачитали самые интересные текстовые фрагменты и в заключение встречи подарили школьной библиотеке и юным читателям целый чемоданчик только что изданных книг. Подобные акции во многом снимают проблему недостаточной информированности школьников о новой литературе, помогают учителям-словесникам и библиотекарям грамотно формировать круг детского и подросткового чтения на основе высокохудожественных, качественных текстов.

Что касается пятиклассников, то здесь формы и приемы организации чтения в соответствии с возрастными особенностями будут уже иными. Многие учащиеся пятых классов изучают учебные дисциплины в условиях перехода школы на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, что позволяет не только реализовать в учебном процессе системно-деятельностный подход, но и дает возможность использовать дополнительный час в неделю на общение учителя с пятиклассниками в рамках внеурочной работы. Именно эти занятия позволяют педагогу координировать читательскую деятельность своих подопечных, используя для этого наиболее адекватные приемы.

С некоторых пор в нашей школе с успехом проводятся «Книжкины чаепития». Каждый пятиклассник имеет возможность в неформальной обстановке кратко рассказать о книге, прочитанной им самостоятельно, заинтересовавшей его и вызвавшей желание поделиться своими читательскими впечатлениями с одноклассниками. Чашка с душистым чаем и ароматные баранки становятся здесь лишь вспомогательным, а может быть, знаковым ходом, придающим встрече непринужденную доверительную атмосферу, что помогает детям раскрыться и развернуто «от себя» выска-

заться о книге. Нет нужды говорить, что на такую встречу учащиеся приходят с большим удовольствием, а главное — абсолютно добровольно. Кстати сказать, они имеют возможность не только показать книги друзьям, но и обменяться ими. Учитель также приносит на занятие свою книгу, адресованную младшим школьникам, и представляет ее. И здесь очень важно исподволь, деликатно, незаметно попытаться скорректировать читательские предпочтения детей.

Как показывает опыт подобных занятий, 80% книг, свободно выбираемых детьми, составляет жанр фэнтези, причем художественное качество этих произведений оставляет желать лучшего. Поэтому краткий рассказ учителя о «своей» книге должен быть предельно ярким, эмоциональным, способным заинтересовать учащегося, вызвать желание самому прочитать ее. На втором этапе гостем «Книжкиных чаепитий» становится школьный библиотекарь, который значительно расширяет читательский кругозор пятиклассников, знакомит их с новинками библиотеки, зачитывает наиболее интересные фрагменты из книг. Очень хорошо, если на такую встречу придет кто-нибудь из родителей, в чьем доме бережно сохраняются традиции семейного чтения, и расскажет о книге, адресованной не только детям, но и взрослым, или просто о книге, которая в свое время поразила его детское воображение.

Свободные рамки внеурочной работы позволяют реализовать и другие формы работы пятиклассников с книгой. Это может быть беседа о книгах того или иного автора, презентация, содержащая материал о жизни и творчестве любимого писателя, инсценировка наиболее понравившихся сцен из его произведений, работа над письмом или вопросами к автору по поводу только что прочитанного текста. Большой интерес, а самое главное — последующее желание прочитать книгу вызывает у младших школьников проведение различных мультимедийных конкурсов. Например, в викторине «Своя игра» по книгам Е. Крыжановской о принцессе Юте принимают участие не только ученики, прочитавшие их, но и «болельщики» — потенциальные чи-

татели сказок современной писательницы. В этом случае педагогу нужно постоянно помнить замечание известного писателя и педагога Д. Пеннака о том, что в основе досугового чтения учеников должен лежать неподдельный интерес, предвкушение удовольствия от предстоящего знакомства с тем или иным текстом: «А что, если вместо того чтобы заставлять читать, учитель вдруг решит поделиться собственной радостью чтения?» (Пеннак, 2010: 68).

Если говорить о доступности современных текстов для пятиклассников и школьников других возрастов, то большие возможности в этом отношении предоставляет школьная интернет-система Net School, с помощью которой по электронной почте можно за несколько секунд разослать виртуальные тексты одновременно учащимся всех классов или ученикам одной параллели, либо только представителям одного класса, а также отдельным школьникам. Таким образом, проблема доступности книг современных авторов в известном смысле может быть разрешена, ибо у экранного чтения есть как свои недостатки, так и преимущества (Шебалкова, 2011: 160).

В заключение можно отметить, что, во-первых, досуговое чтение является важной составной частью в формировании читательской культуры школьников. Во-вторых, всемерная популяризация чтения в школе — важная задача всего педагогического коллектива, работающего над созданием интерактивной культурно-образовательной среды. В-третьих, формы и приемы организации досугового чтения пятиклассников очень разнообразны и не исключают, а лишь дополняют друг друга и определяются учителем в зависимости от уровня его подготовки, темперамента, характера художественного материала, цели занятия и в конечном счете — читательских интересов его воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жвалевский, А. Пастернак, Е. (2011) Моск-вест. М. : Время.

Неупокоев, Б. В. (2005) Читаем вместе! // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности. СПб. : ЛЕМА. С. 34-41.

Пеннак, Д. (2010) Как роман. М. : Самокат.

Первые результаты международной программы PISA-2009 (2009) [Электр. ресурс] // Центр оценки качества образования. URL: http:// www.centeroko.ru/download/PR_PISA2009.zip (дата обращения: 12.05.2013).

Сметанникова, Н. Н. (2010) Что актуально в продвижении и обучении чтению? // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. М. : Русская школа. С. 24-32.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010) [Электр. ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http:/ /standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370 (дата обращения: 12.05.2013).

Шебалкова, С. О. (2011) Использование экранного и других способов чтения на уроках литературы в 7-м классе // Чтение и литературное образование в информационном обществе. М. : МГПИ. С. 154-160.

Шебалкова, С. О. (2012) Когда читать модно! (Школьные Дни наук и искусств в поддержку чтения) // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. М. : МГПИ. С. 181-185.

Дата поступления: 12.05.2013 г.

MODERN FORMS AND METHODS OF FIFTH GRADERS’ LEISURE READING ORGANIZATION S. O. Shebalkova (Secondary Comprehensive School № 2005, Moscow City, the Moscow Institute of Open Education)

The article examines the role ofleisure reading in the development of schoolchildren’s reading motivation, the problem of the selection of texts for free reading. The author describes the traditional and innovative forms and methods of leisure reading organization.

Keywords: leisure reading, reader’s motivation, free reading, contemporary teenage literature, school cultural and educational environment, reader’s actions, out-of-class studies.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Zhvalevskii, A. Pasternak, E. (2011) Moskvest. M. : Vremia.

Neupokoev, B. V. (2005) Chitaem vmeste! // Chtenie detei i podrostkov: motivy i potrebnosti. SPb. : LEMA. S. 34-41.

Pennak, D. (2010) Kak roman. M. : Samokat. Pervye rezul’taty mezhdunarodnoi programmy PISA-2009 (2009) [Elektr. resurs] // Tsentr otsenki

kachestva obrazovaniia. URL: http://www.cen-teroko.ru/download/PR_PISA2009.zip (data obra-shcheniia: 12.05.2013).

Smetannikova, N. N. (2010) Chto aktual’no v prodvizhenii i obuchenii chteniiu? // Obrazovanie. Kniga. Chtenie: tekst i formirovanie chitatel’skoi kul’tury v sovremennoi obrazovatel’noi srede. M. : Russkaia shkola. S. 24-32.

Federal’nyi gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia (2010) [Elektr. resurs] // Federal’nyi gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart. URL: http://standart.edu.

ru/attachment.aspx?id=370 (data obrashcheniia: 12.05.2013).

Shebalkova, S. O. (2011) Ispol’zovanie ekranno-go i drugikh sposobov chteniia na urokakh litera-tury v 7-m klasse // Chtenie i literaturnoe obrazo-vanie v informatsionnom obshchestve. M. : MGPI. S. 154-160.

Shebalkova, S. O. (2012) Kogda chitat’ modno! (Shkol’nye Dni nauk i iskusstv v podderzhku chte-niia) // Podderzhka i razvitie chteniia: sovremen-nye tekhnologii i aktual’nye praktiki. M. : MGPI. S. 181-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.