Заключение
Ключевой категорией нового стандарта, показателем результативности образования является компетенция. На сегодняшний день нет системы диагностических средств сформированности компетенций, однако повышение измеримости стандарта профессионального образования представляется возможным при условии адаптации к условиям образовательного процесса реальных методик оценки персонала бизнес-предприятий и некоммерческих организаций. Комплексный подход к измерению стандарта, восстановление разрушенных связей предприятий с учреждениями профессионального образования, отраслевая консолидация работодателей в регионах позволит переориентировать профессиональную школу на удовлетворение актуальных потребностей рынка труда и даст возможность измерять достигнутый результат образования адекватными диагностическими средствами.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью. URL: http://www.seun.ru/content/ learning/student/standart3/bakalavr/031600.pdf (дата обращения: 23.01.2013).
УДК 37.015.31
Т. Г. Фирсова1
Саратовский государственный университет (Россия) E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе данных социологических и психолого-педагогических опросов граждан России, результатов образовательной программы PISA - 2009 констатируется ситуация кризиса чтения, понижения уровня читательской культуры и читательской компетентности россиян. Выявлен ряд объективных и субъективных причин, обусловливающих современную ситуацию читательского негативизма. Предложены концептуальные характеристики понятий «чтение», «читательское развитие», «читательское сознание», «читательское общение», «читательская компетентность». Показано, что читательская некомпетентность характеризуется как фактор социального риска, угроза национального благополучия. Обоснована актуальность внедрения в школьную практику новой специальности - «акмеолог чтения», дается характеристика профессиональных компетентностей данного специалиста.
1 Фирсова Татьяна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового
и литературного образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия.
2. Красностанова М. В., Осетрова Н. В., Самара Н. В. Assessment center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. URL: http://lib.rus.ec/b/164962/read (дата обращения: 15.01.2013).
3. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты : принципы формирования, назначение и структура : метод. пособие. М., 2011. 100 с.
References
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrasovatelnyy Standart vys-shego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 031600Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu
(The federal state educational standart of higher professional education by course 031600 Publicity and public relations), available at: http://www.seun.ru/content/learn-ing/student/standart3/bakalavr/031600.pdf
2. Krasnostanova M. V., Osetrova N. V., Samara N. V. AsSeSSment center dlya rukovoditeley. Opyt realizatSii v rossiyskoy kompanii, uprazhneniya, keysy (Assessment center for managers. Realization experience in Russian company, exercises, cases), available at: http://lib.rus. ec/b/164962/read
3. Oleynikova O. N., Muravieva A. A. Professionalnyestan-darty: printsipy formirovaniya, naznachenie i struktura: Metodicheskoeposobie (Professional standarts: principles of formation assignment and structure: The study guide). Moscow, 2011. 100 p.
Ключевые слова: чтение, психология чтения, акмеолог чтения, читательское развитие, читательское сознание, читательское общение, читательская деятельность, читательская компетентность.
Children's Reading Acmeologist:
to the Question of Tutorship for Readers' Development
T. G. Firsova2
Abstract. The article is based on the data of sociological and psychological pedagogical polls of the citizens of Russia and results of the educational program PISA-2009 and states the presence of reading crisis, decrease of the level of readers' culture and readers' competence among Russians. The author detects the set of objective and
2 Firsova Tatyana Gennadievna - candidate of philological sciences, associate professor, the Chair of Primary Linguistic and Literary Education, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia.
АКМЕОЛОГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: К ВОПРОСУ О ТЬЮТОРСТВЕ В ЧИТАТЕЛЬСКОМ РАЗВИТИИ
subjective reasons that cause modern situation of readers' negativism. He offers conceptual characteristics of the terms «reading», «readers' development», «readers' cognition», «readers' communication», and «readers' competence». The article shows that readers' competence is characterized as the factor of social risk, threat to the national well-being. The author explains the urgency of the introduction of a new specialty «reading acmeologist» into school practice. He gives the characterization of professional skills of this kind of specialist. Key words: reading, reading psychology, reading acmeologist, readers' development, readers' cognition, readers' communication, readers' activity, readers' competence.
Введение
В России, как и во многих странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. За последние двадцать лет статус чтения и отношение к нему в обществе сильно изменились. Доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 г. снизилась на 9% (с 31% до 22%); в основном это женщины (27%), 25-44-летние (48-50%) и высокообразованные респонденты (45%). 42% респондентов читают книги иногда (в 1996 г. -49%), а вот о том, что никогда не читают, наши сограждане стали сообщать даже чаще (35% против 20% в 1996 г.) [1].
Недавние исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что процессы «кризиса чтения» в России усиливаются. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2008 г. эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 г. до 28% в 2008 г. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е гг. регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7% [2].
Основным «соперником» книги, очевидно, является электронная коммуникация (телевидение, видео- и аудиокассеты, CD, DVD и проч.) и Интернет. Существенно сократилось время чтения: 30 мин в день против 3 ч 36 мин просмотра телевидения. По данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), наши 15-летние соотечественники находятся по показателям читательской компетентности в конце рейтинговой шкалы: в 2000 г. - 27-29-е места среди 32 индустриально развитых стран мира, в 2003 г. - 32-34-е места среди 41 страны-участницы, а в 2006 г. - 37-40-е места среди 57 стран-участниц [3].
Такое положение дел обусловлено комплексом объективных и субъективных причин:
глобализация электронных СМИ (особенно телевидения и Интернета) и экспансия индустрии развлечений сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры;
раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая ра-
бота с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость, что затрудняет чтение в традиционном смысле, работу с печатным словом, требующие внимания и сосредоточенности;
значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, ненаправленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения;
изменилось соотношение деловой и свободной мотивации обращения к чтению, чтение становится все более утилитарным и прагматичным;
институциональные структуры (библиотеки, издательства, предприятия книжной торговли, учреждения образования, СМИ, общества книголюбов, союзы писателей, бюро пропаганды художественной литературы), которые в советское время обеспечивали массовую распространенность и престиж чтения, перестали отвечать новым культурным императивам: некоторые из них прекратили свое существование, в то время как новые структуры пока еще находятся в стадии становления;
неустойчивость финансового положения большинства семей не способствует формированию хорошей домашней библиотеки;
в обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение (чтиво);
чтение самообразовательное, культурное, эстетическое превращается в элитарное занятие.
Вместе с этим очевидно, что чтение - ключ к веку информации, стратегический и интеллектуальный ресурс общества, уникальный феномен культуры; чуткий, надежный и даже универсальный показатель состояния общества в целом (по С. Н. Плотникову) [4].
Читательская компетентность
Культура чтения выступает как показатель гармоничного целостного развития личности, ее социальной зрелости, как фактор социокомму-никативного развития человека - homo legens. Проведенные в ряде стран исследования показали: продуктивные читатели, в отличие от нечитателей, способны осмысливать проблемы категориями, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Homo legens более адекватно оценивают ситуацию и быстрее находят правильное решение; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и более приятны в общении; обладают большей
потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
По мнению специалистов, низкий уровень читательской компетентности является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Зарубежные социологи и экономисты выявили прямую зависимость производительности труда, а значит, и экономической мощи страны от чтения, т.е. кто меньше читает, тот хуже работает [5, 6, 7, 8]. В статье В. П. Чудиновой утверждается, что существует корреляция между преступлением и функциональной неграмотностью: 60% взрослых заключенных в тюрьмах США были функционально неграмотными или малограмотными и 85% юных правонарушителей имели проблемы, связанные с чтением [9, 10]. Очевидно, что малообразованные, не умеющие читать, осмысливать и интерпретировать информацию члены общества составляют группу социального и культурного риска, что препятствует стабильному развитию государства и успешному решению накопленных проблем.
Таким образом, актуализируется роль чтения как целенаправленной воспитательной деятельности, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через это - способствовать развитию богатой и устойчивой личности.
Проблема «кризиса чтения»
Изучение основных характеристик феномена «чтения», анализ современных педагогических подходов к решению проблемы «кризиса чтения» у нас в стране и за рубежом позволяют выявить следующие группы противоречий:
социокультурного плана: между необходимостью сохранения национальной идентичности и уменьшением значимости традиционной книжной культуры в ценностных приоритетах молодежи;
педагогического плана: между декларированием открытости и гуманитаризации современного образования и неготовностью педагогов к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания; между усилением роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагогов в вопросах эффективных стратегий работы с текстом;
организационно-методического плана: между богатым опытом современной отечественной и зарубежной педагогики чтения и недостаточными популяризацией и использованием эффективных педагогических приемов и способов решения этой проблемы;
в развитии культуры чтения школьников: между широким выбором книжных изданий и не-
умением ребенка самостоятельно выстроить круг своего чтения; между ключевой ролью семейного воспитания в вопросах приобщения ребенка к чтению и неготовностью большинства родителей к решению этой проблемы [11].
Реалии сегодняшнего дня указывают на необходимость поиска новых подходов к подготовке специалистов в области детского чтения. Актуально и своевременно звучат призывы В. А. Бородиной, касающиеся внедрения новой педагогической специальности - «акмеолог чтения», который станет своеобразным тьютором в читательском развитии личности.
Акмеолог детского чтения
Если специальность «акмеолог чтения» как менеджер читательского развития существует только в рамках экспериментального образования (в отдельных школах Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга), то должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоц-развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11 731 и № 11 725 соответственно); внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Анализ научных исследований и интернет-ресурсов позволяет определить тьюторство как практику, ориентированную на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека. Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а тьютор выступает в роли проводника ребенка в образовательное и социокультурное пространство.
По определению В. А. Бородиной, читательское развитие - сложное системное образование, включающее упорядоченную совокупность читательского сознания, деятельности и общения личности; способов освоения читательского мира на основе аксиологических, креативных, когнитивных, аффективных и рефлексивных принципов [12]. Читательское сознание - это система взглядов, идей, представлений, знаний, мнений, эмоций, интересов, установок, заблуждений, предрассудков, иллюзий и т.д., возникающих на основе собственного читательского опыта и взаимодействия с другими читателями.
Продуктивная читательская деятельность -реализованная читательская компетентность, структура которой представлена в исследованиях Е. Л. Гончаровой с помощью метафоры «колеса» (рисунок).
Рис. 1. Структура читательской компетентности
На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой колеса (3), все ней-ропсихологическое обеспечение читательской деятельности обозначается с помощью «спиц» (2), личный опыт читателя отмечается «осью» (1), а способность читателя превращать содержание текста в свой личный, смысловой, познавательный и творческий опыт представлена в виде главной части колеса - его обода (4) [13]. Точно так же, как обод делает колесо - колесом, эта способность является важнейшей, определяющей частью читательской компетентности.
Читательское общение - процесс возникновения, установления, развития, разрушения и прекращения контактов между читателями. Осуществляется читательское развитие тремя базовыми путями - стихийным, целенаправленным, самоформированием. Ребенок-читатель, как правило, не может самостоятельно организовать процесс чтения: он осуществляется посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия со стороны семьи, школы, библиотеки, социальных учреждений.
Ю. М. Тугов в исследовании «Педагогика чтения», раскрывая понятие «воспитание читателя», говорит о двух основных значениях:
в широком, социальном смысле: речь идет о воспитательном воздействии всей окружающей среды на читателя, на его вкусы и предпочтения;
в педагогическом смысле: имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое под руководством специально выделяемых обществом людей [14].
В соответствии с требованиями IRA (Международной ассоциацией чтения), специалист по чтению должен: обладать профильным образованием; иметь фундаментальные знания по литературе (в том числе зарубежной), знать фе-
номен массовой литературы XXI в.; педагогике, психологии, литературоведческой герменевтике; уметь создавать и поддерживать мотивацию к чтению; оценивать индивидуальный прогресс каждого учащегося; хорошо ориентироваться в современных методах обучения чтению. Проблемная ситуация заключается в том, что ни один вузовский образовательный стандарт не предполагает целенаправленной подготовки специалистов по квалификации, связанной с поддержкой и развитием чтения. Вместе с этим еще в 2005 г. был основан проект создания экспертно-консуль-тационно-обучающего центра чтения «ЛУЧ» (Лучшее учение - чтение). В работах В. А. Бородиной накоплен научно-методический ресурс для обеспечения деятельности центра: обозначены теоретико-методологические основы, разработаны конспекты уроков и занятий, подготовлены программы для дифференцированного обучения различных категорий читателей, интерактивные семинары [15, 16, 17], тренинги и т.д.
Теоретико-методологической базой проекта является акмеологическая концепция читательского развития личности, которая определяется В. А. Бородиной как универсум непрерывного образования и информационного обеспечения жизнедеятельности в онтогенезе с учетом достигнутого в читателеведении в филогенезе [18]. Кто же такой педагог - акмеолог чтения? Это -своеобразный тьютор в читательском развитии личности, специалист, способный помочь ребенку сформировать через чтение базовые компетенции образования (языковедческую, культуроведче-скую, коммуникативную), чтобы стать конкурентоспособным и успешным в жизни.
Профессиограмма акмеолога детского чтения
Знать информационные ресурсы чтения и уметь их моделировать для решения конкретных задач его поддержки и развития;
изучать коммуникативно-культурологическую среду и ее воздействие на читателя для выработки оптимальной стратегии читательского развития разных субъектов образовательного процесса;
диагностировать уровень читательского развития на разных онтогенетических этапах с помощью системы методов;
выявлять и учитывать «скачки» для корректировки достижения количественно-качественных показателей читательского развития на уровне «акме»;
создавать акме-среду для читательского развития;
знать основные теории, концепции, технологии и методики читательского развития;
уметь выбирать наиболее подходящие технологии и методики воспитания и обучения чтению в зависимости от возрастных и индиви-
дуальных особенностей субъектов читательской деятельности;
осуществлять консультационную деятельность для воспитателей, родителей, учеников, учителей;
проводить внеклассные мероприятия, связанные с культурой чтения;
организовывать межчитательское общение; владеть всем арсеналом читательского развития, ориентированного на формирование речевой, филологической, психологической, культурологической культуры;
уметь реализовать логику обучения «от мотивации к рефлексии», включая и развивая аксиологическую, креативную, когнитивную, эстетическую, эмоционально-чувственную, образную и рефлексивную сферы личности;
формировать концепцию «Я - Читатель» в гармонии ее составляющих (должен, хочу, реально могу, делаю и получаю высокопродуктивный результат) на основе принципа единства трех сфер читательского развития (сознания, деятельности, общения) и принципов единства познания и самопознания, созидания и самосозидания (познай и создай себя);
обучать школьников переводить результаты работы с разными текстами в другие интеллектуально-информационные продукты учебной деятельности, формируя умения переходить от текста в себе в смысл для себя и к тексту от себя;
направлять читательское развитие на основе принципа восхождения от одной акме-ступени к другой, способствуя непрерывному росту культуры чтения, превращая ученика - субъекта деятельности в носителя высокой культуры чтения, способного самостоятельно решать любые образовательные задачи [19].
Акмеолог чтения поможет читателю грамотно выстроить основные фазы в общении с текстом:
1) мотивационно-потребностную: осознание потребностей в чтении, понимание его мотивов, обоснование круга чтения, определение его целей и задач, умение выбирать тексты адекватно этим целям и задачам, планирование чтения разной литературы в соответствии с имеющимся бюджетом времени, обоснование для чего, что и сколько просмотреть, прочитать, изучить, законспектировать, заучить; произвести точный расчет времени на изучение конкретного предмета;
2) процессуально-результативную: определение качества усвоения текстов отраслевой тематики и уровней восприятия художественных текстов, выбор темпа чтения и варьирование его в зависимости от целей чтения и характера текста; подсчет его скорости; применение разнообразных видов сплошного чтения (ознакомительного, изучающего, корректорского, редакторского, критического и других); использование видов
выборочного чтения (справочно-ориентировочно-го, просмотрово-ознакомительного, поискового, пересмотра); анализ текстов отраслевой тематики в соответствии с разными методиками, овладение методикой восприятия художественных текстов; выявление соотношения текста, контекста и подтекста; работу над словарным запасом (общим и специальным); восприятие иллюстративного материала текста (рисунков, схем, графиков, таблиц и т. п.); использование слов-ориентиров в процессе чтения, применение методик смыслового прогнозирования содержания текста;
3) фаза закрепления и использования прочитанного: методика выписок из прочитанного, составление планов и тезисов, конспектирование литературы; составление аннотаций на статьи и книги, рефератов, рецензий, отзывов, дайджестов; составление картотек (алфавитных, систематических, предметных, фактографических, концептографических); критическое оценивание прочитанного; использование прочитанного в разнообразных видах деятельности (учебной, профессиональной, общественной, досуговой, семейно-бытовой, межчитательском общении); прогнозирование и корректирование собственной читательской деятельности и читательского общения; рефлексирование читательского развития.
Заключение
Акмеологические технологии включают все стороны читательского мира и мира чтения как социокультурного и психолого-педагогического явления: это и аксиологическая (ценностная) сторона, и креативная (творческая), и когнитивная (познавательная), и аффективная (эмоциональная), и эстетическая, и рефлексивная в литературно-культурологическом контексте. Подготовленный педагог как акмеолог чтения способен воспитать продуктивного и творческого читателя; сделать чтение (для дела, досуга и души) «культурной нормой» каждого человека.
Список литературы
1. Постоянно читают книги только 22% россиян. Федеральное информационное агентство REGIONS. RU НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ. URL:http://regions.ru/ news/2221389/ (дата обращения: 11.01.2013).
2. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России - 2008. Тен-
денции и проблемы. М., 2008. URL: http://www.levada. ru/books/chtenie-v-rossii-2008-tendencii-i-problemy (дата обращения: 13.01.2013).
3. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA - 2009. М., 2010. 67 с.
4. Плотников С. Н. Читательская культура России (социологический очерк) // Homo legens. М., 1999. С. 17-63.
5. Дунн Дж. Детское чтение в Великобритании : обзор
существующих тенденций // Детское чтение : феномен и традиция в конце ХХ столетия : материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12-14 мая 1999) : в 3 ч. СПб., 1999. Ч. I. С. 146-151.
6. История чтения в Западном мире от Античности до наших дней. М., 2008. 542 с.
7. Куно К. Чтение во Франции. М., 1992. 23 с.
8. МелентьеваЮ. П. Чтение : явление, процесс, деятельность. М., 2010. 182 с.
9. Чудинова В. П., Голубева Е. И., Сметанникова Н. Н. «Политика в области чтения» в странах Запада // Недетские проблемы детского чтения : Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. URL:www. fil.ru:http://teacher.fio.ru/news.php?n=28700&c=1 (дата обращения: 21.02.2013).
10. Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность? URL: http://www.polemics.ru/articles/?articleI D=2218&hidetext=0&itemPage=1 (дата обращения: 21.02.2013).
11. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования). СПб.,
2007. 160 с.
12. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. М., 2006. 336 с.
13. ГончароваЕ. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопроса // Дефектология. 2007. № 1. С. 4-11.
14. Тугов Ю. М. Педагогика чтения. Общая теория // Библиография. 1993. № 9-10. С. 123-132.
15. Бородина В. А. «Акме» - значит вершина. Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Первое занятие. Что такое чтение и в чем его учение. URL: lib. 1september.ru/2002/20/5.htm (дата обращения: 22.02.2013).
16. Бородина В. А. «Акме» - значит вершина. Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Второе занятие. Чтение и анализ текста отраслевой тематики. URL: lib. 1 September.ru/2002/23/9.htm (дата обращения: 22.02.2013).
17. Бородина В. А. «Акме» - значит вершина. Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Третье занятие. Методика работы с поэтическим текстом. URL: lib.1september.ru/2003/11 /7.Ыш(дата обращения: 22.02.2013).
18. Бородина В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сб. науч.-практ. работ / тост. В. Я. Аскарова. М., 2007. С. 19-30.
19. Бородина В. А. Акмеолог чтения : профессиологиче-ский аспект // Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста. СПб.,
2008. С. 61-70.
References
1. Postoyanno chitayut knigi tol'ko 22% rossiyan. Fede-ral'noe informatsionnoe agentstvoREGIONS.RUNOVO-STIFEDERATSII (Only 22 % of Russians read books
regularly. The federal inform agency REGIONS.RU FEDERATION'S NEWS), available at: at:http://regions. ru/news/22213 89/
2. Dubin B. V., Zorkaya N. A. Chtenie v Rossii - 2008. Tendentsii iproblemy (Reading in Russia-2008. Tendencies and problems). Moscow, 2008, available at: http:// www.levada.ru/books/chtenie-v-rossii-2008-tendencii-i-problemy
3. Tsukerman G. A. Otsenka chitatel'skoj gramotnosti. Prezentatsiya i obsuzhdeniepervykh rezul 'tatov mezhdun-arodnoj programmy PISA - 2009 (Valuation of readers' literacy. Presenting and discussing first results of international program PISA - 2009). Moscow, 2010. 67 p.
4. Plotnikov S. N. Chitatel'skaya kul'tura Rossii (sotsiolog-icheskij ocherk) (Readers' culture of Russia{sociological essay}). Homo legens. Moscow, 1999, pp. 17-63.
5. Dunn Dj. Detskoye chtenie v Velikobritanii: obzor sush-chestvuyushchikh tendentsiy (Child's reading in Great Britain: review of existing tendencies). Detskoe chtenie: Fenomen i traditsii v kontseXXstoletiya: V 3 oh. (Child's reading: phenomenon and traditions in the XX century's end: In 3 vol.). St. Petersburg, 1999. Ch. I, pp. 146-151.
6. Istoriya chteniya v Zapadnom mire ot Antichnosti do nashikh dnei (History of reading in West from Antiquity to our time). Moscow, 2008. 542 p.
7. Kuno K. Chtenie vo Frantsii (Reading in France). M., 1992. 23 p.
8. Melentyeva Yu. P. Chtenie.yavlenie, protsess, deyatel'nost' (Reading: event, process, activity). Moscow, 2010. 182 p.
9. Chudinova V. P., Golubeva E. I., Smetannikova N. N. «Politika v oblasti chtenia» v stranakh Zapada («Reading policy» in West countries). Nedetskieproblemy det-skogo chtenia: Detskoe chtenie v zerkale bibliotechnoy sotsiologii (Non-child's problems of child's reading: Child's reading in a mirror of library sociology), available at: http://www.fil.ru; http://teacher.fio.ru/news. php?n=28700&c= 1
10. Chudinova V. P. Chtenie detej kaknatsiona'naya tsennost' (Children' reading as a national value), available at: http:// www.polemics.ru/articles/?articleID=2218&hidetext=0& itemPage=1
11. Galaktionova T. G. Chtenie shkol'nikov kak sotsial' no-pedagogicheskiy fenomen otkrytogo obrazovaniya (teoretiko-metodichiskie osnovy issledovaniya) (Schoolchildren' reading as the social-pedagogical phenomenon of open education {theoretic and methodologic bases of the research}). St. Petersburg, 2007. 160 p.
12. Borodina V. A. Teoriya i tekhnologii chitate'skogo raz-vitiya v otechestvennom bibliotekovedenii (The theory and technologies of readers' development in native library science). Moscow, 2006. 336 p.
13. Goncharova E. L. Rannie etapy chitatelskogo razvitiya: k teorii voprosa (Early stages of readers' development: to problem's theory). Defektologiya (Defectology), 2007, no. 1, pp. 4-11.
14. Tugov Yu. M. Pedagogika chteniya. Obshchaya teoriya (Reading's pedagogics. The general theory). Bibliografiya (Bibliography), 1993, no. 9/10, pp. 123-132.
15. Borodina V. A. «Akme» - znachit vershina. Praktikum po chitate'skomu razvitiyu dlya vzroslykh i detej. Pervoe
zanyatie. Chto takoe chtenie i v chem ego uchenie («Acme» means top. Practicum of readers' development for adults and children. The first lesson. What is reading and what is it's learning in), available at: http://lib.lseptember. ru/2002/20/5.htm
16. Borodina V. A. «Akme» - znachit vershina. Praktikum po chitatel'skomu razvitiyu dlya vzroslykh i detej. Vtoroe zanyatie. Chtenie i analiz teksta otraslevoy tematiki («Acme» means top. Practicum of readers' development for adults and children. The second lesson. Reading and analysis of a text at field topics), available at: http:// lib.1september.ru/2002/23/9.htm
17. Borodina V. A. «Akme» - znachit vershina. Praktikum po chitatel'skomu razvitiyu dlya vzroslykh i detej. Tretiye zanyatie. Metodika raboty spoeticheskim tekstom («Acme» means top. Practicum of readers' development
for adults and children. The third lesson. Methods ofthe work with poetic text), available at: http:// lib.lseptember. ru/2003/11/7.htm
18. Borodina V. A. Vosproizvodstvo kul'tury chtenia v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy (Reproduction of reading's culture in Russia: actual station and perspective). Podderzhka i razvitie chtenia v bibliotechnom prostranstve Rossii /sost. V. Ya. Askarova (Approval and development of reading at the Russian librarian space / Ed. V. Ya. Askarova). Moscow, 2007, pp.19-30.
19. Borodina V. A. Akmeolog chteniya: professiologicheskij aspect (A reading's acmeologist: professional aspect). Akmeologicheskie osnovyprofessional'noy kul'tury sovre-mennogo spetsialista (Acmeological basics of a modern specialist's professional culture). St. Petersburg, 2008, pp. 61-70.
УДК 159.9:316.37 + УДК 37.013
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТУНЕЯДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Н. Ф. Анохина1
Стерлитамакский филиал
Башкирского государственногоуниверситета (Россия) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются особенности интеллектуального тунеядства в образовательной среде. Представлен сравнительный анализ понятий «интеллектуальное тунеядство», «социальный паразитизм», «плагиат». Приведены возможные причины распространения интеллектуального тунеядства в современном образовании. Интеллектуальное тунеядство рассматривается как осознанное бесплатное присвоение личностью, социальной группой или страной продуктов чужой интеллектуальной деятельности и права авторства на них в целях получения доступа к материальным и нематериальным благам. В образовательной среде оно проявляется как способ организации учебной деятельности, основанный на бесплатном присвоении результатов чужого интеллектуального труда под своим именем. Автор приходит к выводу о возможности изучения и переосмысления традиционных проблем в образовании, связанных с неуспеваемостью либо отказом от учения, и обучения с помощью теории социального паразитизма.
Ключевые слова: интеллектуальное тунеядство, образовательная среда, социальный паразитизм, плагиат, донор, реципиент, блага.
1 Анохина Наталья Фаритовна - кандидат педаго-
гических наук, доцент, кафедра экономики и управления, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; пр. Ленина, 47а, г. Стерлитамак, 453103, Россия.
Peculiarities of Intellectual Vagrancy's Manifestation in the Educational Sphere
N. F. Anohina2
Abstract. The article discusses peculiarities of intellectual vagrancy in the educational sphere. It presents the comparative analysis of the terms "intellectual vagrancy", "social parasitism", "plagiarism". The author shows possible reasons, which cause spread of intellectual vagrancy in the modern education. Intellectual vagrancy is considered to be conscious free acquisition of intellectual property products and right of authorship by a person, social group or country with an aim to get access to material and non-material benefits. In the educational sphere it is demonstrated as the method of educational activity's organization, based on free acquisition of intellectual property owned by other people. The author concludes that there is an opportunity concerning studying and rethinking of traditional problems in education, connected with bad performance, refusal of learning and education with the help of the theory of social parasitism. Key words: intellectual vagrancy, educational sphere, social parasitism, plagiarism, donor, recipient, benefits.
2 Anokhina Natalia Faritovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Chair of Economics and Management, Bashkir State University (branch in Sterlita-mak); 47a, Lenina street, Sterlitamak, 453103, Russia.