Н. Н. Сметанникова
ЧТЕНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье рассмотрено современное состояние теории и практики чтения и грамотности в нашей стране и за рубежом. Проведен анализ прав ребенка в области чтения в связи с международными базовыми принципами образования и параметрами их определения; также названы успешные проекты в области чтения и грамотности. Автор раскрывает роль и функции необходимых современной российской школе методологов чтения и библиотекарей-педагогов.
Ключевые слова: чтение, миссия чтения, грамотность, виды грамотности, читательская грамотность, Международный день распространения чтения и грамотности, Десятилетие грамотности ООН, исследования PISA, PIRLS, методолог чтения, библиотекарь-педагог, права ребенка, международные принципы образования.
The article considers modern reading and literacy theory in our country and abroad. It contains the analysis of child rights in the field of reading in connection with the international basic principles of education and characteristics of its determination. The author mentions the most successful projects in the field of reading and literacy. The author discloses the role and functions of methodologists of reading and librarians-teachers necessary for modern Russian school at present.
Key words: reading, mission of reading, literacy, kinds of literacy, readers’ literacy, International Day of Reading and Literacy Spreading, UN Literacy Decade, PISA research work, PIRLS, methodologist of reading, librarian-teacher, child right, international principles of education.
Современный мир, характеризующийся глобализацией, экономическим кризисом, с одной стороны, и острыми вопросами сохранения национальных культур и языков, ценностей национального образования, книжной культуры и читающей нации, с другой, ставят задачу поддержки чтения в различных областях жизни, придания ему особенностей развивающего и творческого вида деятельности.
История становления и развития чтения с XVI до XX в. характеризуется тремя этапами, отражающими его миссию. Начиная с XVI в. - периода становления книгоиздания и массового обучения чтению, его основным предназначением является образование и воспитание читающего человека, познающего окружающий мир и свою роль в нем с помощью печатного текста. Эта миссия чтения сохраняется в качестве задачи обучения литературе в школе.
В XIX в. чтение выступает средством, инструментом обучения, тренинга, получения информации, атрибутом делового человека, чему способствовали достижения в области естествознания, физики, экспериментальной психологии. В этот период массовым становится деловое и профессиональное чтение, начинается работа с информацией. Двадцатый век делает чтение политико-социальной характеристикой общества и человека, раскрывающей его ценностные ориентиры и позиции.
Высокий уровень чтения и грамотности населения страны, влияющей на ее конкурентоспособность в контексте соревнования политических систем социализма и капитализма, привел к пику их сформирован-ности в XX в. Так, во всех экономически развитых
странах стандарты образования предполагали, что к окончанию начальной школы ребенок должен уметь читать и писать. Требования относились ко всем детям независимо от их общей одаренности и языкового развития, совпадения и несовпадения родного языка и языка обучения в школе, сложности обучения грамоте, индивидуальных проблем ребенка и других параметров, что диктовалось требованиями формировавшегося в те годы информационного общества.
В середине XX в. в рамках создания международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, было сформировано понятие грамотности как набора умений, включающего единство чтения и письма, применяемых в социальном контексте [15; 16].
Вскоре понятие грамотность стало употребляться во множественном числе и означало следующее:
- умение читать и писать с целью общения с предполагаемым читателем [28];
- набор умений чтения и письма, обслуживающий жизнедеятельность человека во времени и пространстве [21];
- набор знаний и умений, позволяющий функционировать в обществе (ЮНЕСКО, 1962);
- компетентность в определенной, узкой сфере, например, «компьютерная грамотность»;
- идеологическая категория, дающая возможность человеку «читать не только слово, но и мир вокруг себя» [14].
Развитие грамотности стало определяться как процесс, в котором ребенок изменяется от состояния, когда он не мог пользоваться письменным языком,
13
до состояния, когда он им может пользоваться в одном или нескольких контекстах [17].
Была высказана идея развития грамотности детей, описанная метафорой «приобщение к клубу» [23]. Так, взрослые члены клуба грамотности привлекают ребенка к совместной деятельности, дают ему возможность учиться. Обучение происходит через совместную деятельность старших и младших детей со взрослыми, из которой не должен исключаться ни один ребенок. Репертуар же совместной деятельности постепенно расширяется. Взрослые не ожидают, что ребенок сразу научится читать и писать. Ф. Смит призывал обратить внимание на отношения взрослых и детей в периоды развития устной и письменной речи. По его мнению, родители внимательно, терпеливо и даже трепетно относятся к ребенку, начинающему говорить, пытаясь его понять, интерпретировать произносимые им звуки и слоги. Взрослые по нескольку раз описывают ситуации, помогая ребенку понять их. Дети постигают устную речь через смысловую коммуникацию в естественной ситуации.
Но часто родители не проявляют должного терпения и не оказывают большой помощи начинающему читать и писать ребенку, обучение чтению и письму сопровождается криками и шумом.
Логика сравнения и сопоставления практики овладения устной и письменной речью ребенком привела к нескольким положениям современной теории обучения: для обучения необходима совместная деятельность, т. е. совместное чтение интересных, «полнокровных», повествовательных текстов для детей и работа с ними, включающая как технику чтения, так и понимание, т. е. смысловую коммуникацию в естественной ситуации. Последняя треть ХХ в. отмечена вниманием к чтению и грамотности, Маргарет Мик сформулировала положение о том, что чтение является первой целостной учебной задачей, в которой ребенку предлагается вести себя как читателю [23]. С помощью взрослого или старшего он обязательно научится читать так же, как он научился говорить. Обучение чтению, по ее мнению, уже на самых ранних ступенях есть приближение к поведению взрослого, так как оно имеет настоящую смысловую функцию.
Взгляд на обучение грамотности как естественный этап развития ребенка в современном мире помог снять страх педагога перед использованием в процессе обучения подлинной детской и юношеской литературы, конечно, при условии, что либо родители, либо учитель станут помощниками ребенка при ее чтении.
Таким образом, к концу XX в. было сформировано понятие грамотности и сформулированы его основные положения.
Международные организации и государства предприняли серьезные шаги по продвижению чтения и грамотности. Так, 1999 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом чтения. В этот период прошло много мероприятий, посвященных чтению, письму, книге, но оказалось, что нужна долгосрочная работа многих организаций для развития данного направления.
XXI в. начался с привлечения внимания к проблемам грамотности, т. е. чтения и письма в их нерасторжимой совокупности. Грамотность была включена Всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. ООН считает грамотность взрослого населения индексом развития человеческого рода, грамотность и продолжительность жизни становятся одинаково важными характеристиками качества жизни народа. ЮНЕСКО объявило 2003-2012 гг. Десятилетием грамотности. По данным Международного валютного фонда экономический рост в стране начинается тогда, когда грамотность населения превышает 40 %. Грамотность - базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, расширять доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым расширять свой внутренний мир. Грамотность в настоящее время является одним из самых надежных измерителей интеллектуального потенциала страны; определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни.
Национальная программа поддержки и развития чтения (документ принят в 2006 г.) показывает, что общество недовольно уровнем читательской грамотности в своей стране и готово предпринять ряд мер по ее повышению [5].
8 сентября - Международный день грамотности. Его начали отмечать еще в 1967 г., но подлинный размах праздник приобретает в настоящее время, когда все большее количество стран осознают значимость распространения чтения и грамотности.
В этот день в разных странах мира здания городов и сел украшают плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы. Фотографии читающих деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и других кумиров молодежи появляются в средствах массовой информации. В первую неделю сентября открываются книжные ярмарки, проводятся конкурсы и викто-
14
рины, конференции и семинары. В школах и библиотеках, этих двух институтах, связанных с чтением и грамотностью, проводится большое количество классных и внеклассных мероприятий. В течение первой недели сентября литературные произведения звучат по радио и телевидению, родителям напоминают о важности совместного с детьми чтения, чтении сказки на ночь. В свою очередь детей просят почитать старикам, младшим братьям и сестрам. «Уголки чтения» размещают в городских парках и садах, ребята собирают книги и обмениваются ими. Книжные базары и «книговорот» (буккроссинг) устраиваются вокруг школ, библиотек, подъездов домов и станций метро. В книжных магазинах для детей поставлены стулья, чтобы они могли познакомиться с книжкой прежде, чем родители ее купят.
В нашей стране период с 1 по 8 сентября - неделя от Дня знаний ко Дню чтения и грамотности. Цель ее - привлечь внимание к чтению, которое лежит в основе информационной, образовательной, познавательной, профессиональной, а также повседневной, досугово-развлекательной деятельности человека, являющейся мерилом его культуры и успешности.
Отдельных мероприятий проводится достаточно много, но хочется подвести некоторые итоги. В ознаменование окончания Десятилетия чтения и грамотности мы предлагаем, как это происходит в других странах (Великобритания, Эстония и др.), провести Национальный год чтения.
Читательская грамотность становится инструментом изучения качества образования в международных и национальных исследованиях (PIRLS, PISA, ЕГЭ). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) с 2000 г. трехлетними циклами. До этого ей предшествовали менее масштабные исследования, которые начиная с 1980-х гг. регулярно проводились в Европе по разным направлениям и под разными названиями. В исследовании 2000 г. приняло участие 27 промышленно развитых стран - членов организации и еще 3 страны: Россия, Латвия, Бразилия. В исследовании 2003 г. участвовало уже 40 стран, что говорит о его высоком качестве и возрастающем доверии к нему и о том, что педагогическое сообщество Европы задумывается о сближении целей и задач образовательных систем, хотя бы в пределах Европы, а следовательно, о единообразии критериев его оценки.
Цель исследования PISA, как заявлено в документах, оценить, обладают ли учащиеся, получившие
общее обязательное образование, знаниями, умениями и компетенциями, необходимыми для полноценной жизни в обществе. Помимо оценки образовательных достижений изучается влияние широких культурных и социальных факторов, связанных с семьей, библиотекой, школой и образовательными возможностями вне школы.
Объектом исследования PISA являются достижения 15-летних учащихся (в нашей стране - 9 и 10 классы), т. е. детей, приближающихся (в большинстве стран) к завершению обязательного образования в школе. Уровень грамотности определяет возможности их адаптации в современном мире и возможности продолжения образования.
Исследование PISA проводится по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. В каждом цикле преимущественное внимание (две трети времени, отведенного на тестирование) уделяется одному из направлений. Исследование 2000 г. было в основном посвящено чтению, 2003 г. - математике, 2006 г. - естественно-научной грамотности. Исследование 2009 г. посвящено чтению печатного текста и чтению с экрана.
В настоящее время приходит осознание того, что чтение и грамотность являются инструментом получения образования и распространения культуры, средством воспитания, интеллектуального и эмоционального развития человека, средством достижения им успеха в жизни, свидетельством сформированно-сти коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, показателем конкурентоспособности страны. Чтение и грамотность все чаще рассматриваются в качестве основы, определяющей многие виды деятельности человека, основы непрерывного образования, без них невозможно сохранить свою культуру, нельзя помочь молодому человеку научиться знать, научиться делать, научиться жить вместе и существовать, т. е. реализовать цели образования XXI в., декларированные ЮНЕСКО.
Известно, что 10-летние российские школьники имеют высокие показатели в области читательской грамотности. Так, в международном исследовании PIRLS в 2008 г. у них лучшие результаты, а вот у 15-летних школьников, по данным исследования PISA, пока плохие: 27 место из 40. Десятилетние учащиеся отмечают в анкетах, что они любят читать и читают для себя, для удовольствия, и их количественные и качественные показатели выше, чем у сверстников в других странах; этого нельзя сказать о 15-летних. Другими словами, мы теряем ребенка как читателя в
15
промежутке от 10 до 15 лет. Назовем некоторые причины этого. Школьники самостоятельно читают меньше 11 страниц в день, что является минимальной нормой чтения для поддержания умения чтения. Общеевропейское исследование, проведенное специалистами из Австрии, показало, что если учащийся не сформировался как читатель к 12 годам, то не станет им никогда. Пробелы детского нечтения невосполнимы. Исключение урока внеклассного чтения из программы школы ухудшает ситуацию.
Обучение чтению как цели заканчивается в начальной школе. В средней и старшей школе чтение становится средством работы над текстами по разным предметам. Однако здесь не происходит серьезной работы над учебными текстами, что выражается в отсутствии роста читательской компетентности, уходу из досуга чтения для удовольствия, формализм в изучении литературы. Придет ли такой учащийся в публичную библиотеку? Не случайно, процент посетителей библиотек колеблется по разным оценкам от 11 % до 30 %.
Общее сокращение в школе часов на чтение и литературу, достаточно формальный и необязательный экзамен, отсутствие в школе подписки на газеты и журналы, скудная школьная библиотека, заполненная в основном учебниками, показывают невнимание образования к воспитанию молодого читателя.
Российское общество и образование традиционно связано с книжной культурой. Поэтому мы решили, что так будет всегда. Однако в настоящее время происходит осознание того, что умения читать и писать, а также любовь к ним не записаны в генном коде россиянина, им надо серьезно учить, поддерживать и прилагать усилия к их распространению.
В школе отсутствует специалист или специалисты, в функциональные обязанности которого входит приобщение к чтению учащихся средней и старшей школы. Учителю литературы и русского языка читать некогда, так как на его предмет отводится всего 2 часа в неделю. Школьный библиотекарь, основная функция которого выдача учебников, не член педагогического коллектива, часто не профессионал, поэтому он не может вести программы второй половины дня (дополнительного образования), связанные с чтением. Учителя-предметники также редко владеют методиками текстовой деятельности и имеют мало времени на работу с текстом. Они не чувствуют себя обязанными учить работе с ним.
Для исправления ситуации школе сегодня нужны два специалиста: методолог чтения и библиотекарь-педагог.
Эксперты, работавшие над национальной программой чтения (2006), констатируют, что современная ситуация в России может быть определена как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
С этим утверждением нельзя не согласиться. Несмотря на то что чтение являет собой средство освоения и поддержания интеллектуальных, духовных и мировоззренческих ценностей общества, количество нечитающего населения растет, а пользователей библиотек и людей, покупающих книги для домашних библиотек, падает.
Так, по данным исследования Центра Юрия Левады (2008), 46 % россиян не читает книг (в 2003 г. было 40 %), 37 % - газет (в 2003 г. - 14 %), 54 % -журналов (в 2003 г. - 32 %). Как видно, за последние пять лет заметно сократилась читательская аудитория России. Среди тех, кто не читает книги, 16 % -18-24-летние и 14 % - 25-39-летние. По тем же результатам доля российских семей, не имеющих дома книг, равна 24 %. И лишь 8 % родителей читают своим детям.
Цифры свидетельствуют о том, что молодые родители, приводящие детей в школу, сами в основном относятся к малочитающему или нечитающему слою населения.
Результаты Финляндии в исследовании РША, имеющей 1 и 2 места с 2000 г., показывают, что чем выше читательская грамотность ребенка, формируемая в школе, тем меньше он связан с социальноэкономическим и культурным статусом семьи.
Обратимся к результатам анкетирования в исследованиях РЖЬ8 и РША с позиции прав ребенка и в их связи с четырьмя базовыми принципами образования ХХ в., сформулированными Ж. Делором (ЮНЕСКО), как это сделала Р. Валтин, член Международной группы исследователей по анализу и распространению результатов [27]
Любой ребенок имеет следующие права:
- «Учиться знать и учиться делать»:
1) дети имеют право на поддержку родителей;
2) дети имеют право посещать дошкольные учреждения;
3) дети имеют право на качественные образовательные ресурсы в школе;
4) дети имеют право на достойное обучение, соотнесенное с их индивидуальными потребностями;
5) дети имеют право на поддержку со стороны учителей;
6) дети, отстающие в области чтения, имеют право получать дополнительное интенсивное обуче-
16
ние, осуществляемое специально подготовленным специалистом;
7) дети имеют право на равные образовательные возможности, независимо от социально-экономического статуса семьи, гендерных и национальных различий;
- «Учиться жить вместе»:
8) дети имеют право на благоприятные условия в школе, позволяющие им учиться жить в мире и гармонии;
- «Учиться быть»:
9) дети имеют право на образовательную среду, позволяющую им развивать веру в свои силы и возможности и уверенность в своих способностях хорошо учиться.
Первыми четырьмя странами, получившими наивысший балл по результатам исследований РЖЬ8 и РША, стали Исландия, Норвегия, Великобритания (Шотландия) и Швеция. В этих странах лучше обеспечены права ребенка на достойное обучение. Следующую группу составили Великобритания (Англия) и Россия. Удовлетворительное положение дел отмечается в Венгрии и Италии. Меньше баллов набрали Болгария, Чешская Республика, Румыния. На последнем месте Франция, Германия, Греция.
Какие же параметры принимались во внимание?
1. Поддержка родителей
В качестве родительской поддержки выступают наличие домашней библиотеки, совместные посещения культурных мероприятий. Но несмотря на ожидание того, что дети научатся читать до школы, родители мало читают им вслух (необходимой признана норма 10 часов в неделю), мало обсуждают прочитанное, разговаривают, играют. В странах, набравших высший балл, родители много занимаются с детьми. Кроме того, поддержка осуществляется бабушками, дедушками, а также системой дошкольного и внеклассного воспитания. Дворцы культуры, клубы, библиотеки, дворцы спорта и другие государственные и негосударственные учреждения проводят деятельность, направленную на культурное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, предоставляя родителям возможности выбора образовательных, рекреативно-культурных и оздоровительных услуг.
2. Посещение дошкольных учреждений.
Анализ исследований РЖЬ8 и РША позволил
сделать вывод о том, что низкие результаты показывают дети, не посещающие дошкольные заведения, лучшие результаты - посещающие дошкольные учреждения два года и более.
Результатом становится распространение раннего обучения в дошкольных учреждениях Европы, целью которых являлось создание готовности к обучению в школе, а теперь само обучение - от детей ожидается, что они начнут читать до поступления в школу. Так, с 3-4 лет у ребенка формируются понятия книги, печатного текста, строки, предложения, буквы и звука. Он выучивает буквы и алфавит. Учитель дошкольного учреждения занимается развитием устной речи. С 4-5 лет ребенок находится на стадии «предчтения» («чтения с зрительной помощью» или «псевдочтения»), когда он может узнать или угадать слово, иногда прочитать-расшифровать его по буквам. Ребенок знает алфавит, устанавливает звукобуквенные отношения, знает много слов, стишков и песенок, умеет составлять рассказы по картинкам и др. Раннее обучение «предчтению» требует пересмотра программ подготовки учителей-воспитателей дошкольных учреждений. Это одно из серьезных направлений развития образования в Европе сегодня, обсуждаемое на каждой конференции по чтению. Лидерами этого направления по результатам РГКЬ8 / РША являются Франция, Венгрия, Италия.
3. Качественные образовательные ресурсы в школе включают наличие и пользование школьной библиотекой, компьютерами, ресурсными центрами. Лучшие показатели здесь у Швейцарии, Бельгии, Великобритании. Россия также входит в десятку, но не столько пока по количеству пользователей компьютеров в школе, сколько по количеству читателей школьных библиотек.
4. Компетентностный подход к обучению признается сегодня в большинстве стран, что позволяет снабдить хорошей теоретической базой многие международные проекты в области образования. Целенаправленное постепенное активное выстраивание смысла учеником посредством общения с другими учащимися и педагогом является приоритетной характеристикой обучения. Компетентностное, коммуникативно-когнитивное, личностно-ориентированное обучение в школе, на которое имеет право ребенок, предполагает разнообразие подходов, учет индивидуальных особенностей и стилей обучения. Лучшие результаты по этому показателю были зафиксированы в Венгрии, Норвегии, Великобритании (Англии, Шотландии), Исландии.
5. В поддержке учителя нуждаются в основном слабоуспевающие (в нашем случае - слабочитающие) учащиеся. Результаты анализа ситуаций обучения чтению в школах Европы показали, что в реальной практике: 1) мало ежедневного, целенаправленного
17
обучения пониманию текстов; 2) много фронтальной работы; 3) мало индивидуальной работы с учащимися по коррекции ошибок; 4) мало групповой работы, организованной и направляемой одним из учащихся. Из этих данных складывается реальный план действий учителя по оказанию помощи слабоуспевающим учащимся: таким учителем все чаще является учитель чтения (методолог в нашем понимании), координирующий работу всей школы в области чтения.
6. Дополнительная помощь, осуществляемая специально подготовленным специалистом в области чтения, присутствует все в большем количестве стран, но пока отсутствует в школах России. Мы не раз писали о необходимости позиции учителя чтения (методолога чтения) в школе. В разных странах такие специалисты пришли в школу в разное время, их приход был связан с определенными этапами реформирования школы, и называются они по-разному. В Англии и Шотландии, а затем и в Великобритании в целом, дополнительную подготовку по обучению чтению получает сегодня, как правило, учитель любой области.
Специалист по чтению появился в школе в 1998 г. в рамках Национальной стратегии грамотности (National Literacy Strategy) для проведения часа чтения, введенного в школах в том же году, после плачевных результатов в международных исследованиях. По «английскому пути» дополнительной подготовки учителя в рамках программ повышения квалификация пошли многие страны: Нидерланды, Дания, Португалия.
В других странах в связи с приемом в общеобразовательные школы детей со специальными образовательными потребностями и созданием инклюзивных школ стали работать логопеды или коррекционные педагоги, которое взяли на себя функции учителя чтения. Образовательным сообществом была быстро осознана потребность в специалисте в области чтения в школе, и эта категория педагогов получает в настоящее время дополнительную подготовку в педагогических вузах и по программам повышения квалификации учителей (Исландия, Швеция, Нидерланды). Среди стран, где развита разносторонняя помощь учащимся, первые три позиции занимают Великобритания, Португалия, Дания.
В США дополнительную помощь оказывает либо специалист (reading specialist), либо учитель чтения (reading teacher), которого в настоящее время называют тренером (reading coach). Подготовка учителя в педагогическом вузе (по любой специальности) включает дополнительный курс обучения чте-
нию, а обучение чтению текста по предмету (физика, химия, история, биология и др.) является элементом любого урока (reading across curriculum). Ведется дополнительная подготовка и переподготовка учителей, в том числе по программам повышения квалификации.
7. Равные образовательные возможности обеспечены независимо от социо-экономического статуса семьи лучше всего в Финляндии, Исландии, Швеции, независимо от гендерных различий - в Италии, Чешской Республике и Германии, независимо от национальных различий - в Великобритании и Ирландии.
8. Среди стран, создавших благоприятные условия пребывания в школе, определяемые как безопасность детей, ответственность администрации за состояние дел в школе, чувство принадлежности к ней, позитивное отношение, испытываемое и учащимися, и педагогическим коллективом, наиболее часто упоминаются Швеция, Дания, Норвегия, хотя по отдельным показателям к ним подтягиваются Швейцария, Бельгия, Португалия, Греция, Австрия, Чешская Республика.
9. Развивающая образовательная среда не может быть создана вне контекста воспитания читателя, что предполагает полноценное чтение вне стен учебного заведения. Досуговое чтение, чтение для удовольствия является абсолютно необходимой составляющей гармоничного развития личности. Благодаря работе школьных и публичных библиотек, насыщенной программе чтения в 2003-2006 гг. 31 % российских учащихся читали для удовольствия один час в день. Нечитающие дети заменяли чтение литературного произведения просмотром кинофильма или беглым знакомством с сюжетом произведения.
Распространенным аргументом в пользу нечте-ния книг является интерес к компьютерам. К сожалению, не только родители, но и учителя верят в то, что компьютерные игры заменят чтение, что дети сначала наиграются, а потом начнут читать с экрана. Пока это иллюзия. Исследования показывают, что дети, не читающие книг, не читают и с экрана. Возможности глобальной сети как источника текстов используют лишь 15 % взрослых россиян. Лишь 4 % опрошенных пользуются аудиокнигами. Востребованность электронных средств и Интернета как источника поиска информации связана с культурными особенностями страны, методиками обучения, привычками учащихся. Так, исследование ученых Хорватии, выяснявших предпочтения школьников, оканчивающих начальную школу, в чтении книг различных жанров после обучения с помощью
18
электронных средств, показало, что чтение книги сказок проиграло только ее экранизации [4]. Существуют жанровые предпочтения для аудиокниг, компьютерных и виртуальных игр.
Исследования показали, что предпочтение в поиске информации в целом во всех странах отдано работе с Интернетом. Взглянем на страны-лидеры по применению компьютерных технологий - Южную Корею, Финляндию, Швецию, Японию, Новую Зеландию, Австралию, Великобританию, США - они же занимают высшие строчки по результатам международных исследований, здесь продолжают работать библиотеки, издаваться книги. Учащиеся все
еще пользуются учебниками и тетрадями наряду с компьютерами. Правда, чтение (как и письмо) с листа и с экрана идут уже параллельно в начальной школе, при этом обучение письму подчас предшествует обучению чтению. Стоит задуматься, что же было сделано в этих странах для нейтрализации падения интереса к печатному тексту, для сохранения чтения в качестве ценностного приоритета, особенно в среде подростков.
Каковы же ожидания современного общества в области чтения?
(окончание следует)
1. Ермоленко, В. А. Проблемы функциональной грамотности в современных условиях I В. А. Ермоленко II Через чтение в мировое образовательное пространство. - Вып. II. - М., 2002.
2. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности I И. А. Зимняя. - М.; Воронеж: МОДЭК, 200І.
3. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека I И. А. Зимняя II Высш. образование сегодня. - 200З. - № ІІ.
4. Материалы Европейского отделения МАЧ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIwww.literacyeurope.org (І7.0З.20І0), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
З. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М., 2007.
6. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000. - М.: Логос, 2004.
7. Общественное мнение - 2008 I Аналит. центр Юрия Левады («Левада-центр»); сост. Н. Зоркая. - М.: Левада-центр, 2008.
8. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2003. - М., 2004.
9. Пеннак, Д. Как роман I Д. Пеннак. - М.: Самокат, 200З.
10. Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности I Н. Н. Сметанникова. - М.: Шк. б-ка, 200З.
11. Allen, J. There is room for here: Literacy workshop in the school I J. Allen, K. Gonzaler. - York, M. E.: Stenhouse, І998.
12. Cipolla, C. H. Literacy and development in the West I C. H. Cipolla. - Penguin Books, І9б9.
13. Fehring, H. Literacy Assessment. A Collection of Articles From The Australian Literacy I H. Fehring. - Educators’ Association. ALEA, 2003.
14. Freire, P. Cultural action for Freedom I P. Freire. - Harmondsworth: Penguin, І972.
ІЗ. Gray, W. S. Maturity in reading: Its nature and appraisal I W. S. Gray, B. Rogers. - Chicago, Il: University of Chicago Press, І9Зб.
16. Gray, W. S. The Teaching of reading & Writing I W. S. Gray. - UNBSCO, І9Зб.
17. Hannon, P. Reflection on Literacy in Education I P. Hannon. - Falmer, 2000.
18. Harris, T. L. The Literacy Dictionary I T. L. Harris, R. E. Hodges. - Ed., І99З.
19. Heath, Sh. B. Ways with Words: Language, Life and Work in Communities and Classrooms I Sh. B. Heath. - Cambridge: CUP, І983.
20. Holme, R. Literacy. An Introduction I R. Holme. - Edinburg: University Press, 2004.
21. Macias, R. M. Response Definitions of Literacy I R. M. Macias. - IRA, І990.
22. McCaleb, S. P. Communities of Learning. A Collaboration among Teachers, students, Families, and Community I
S. P. McCaleb. - NY: St Martin’s Press, І994.
23. Meek, M. Learning to read London I M. Meek. - І982.
24. Preparing Reading Professionals. A Collection From the International Reading Association. IRA, 2004.
2З. Sample Tasks From the PISA 2000 Assessment. Reading, Mathematical & Literacy. - Paris: OECD, 2002.
26. Smith, F. Joining the Literacy Club: Further essays into education. Ports mouth I F. Smith. - NH: Heinemann, І988.
27. Valtin, R. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.reading.org.IresourcesIissuesIreportsIpisa/htm(17.05.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
28. Venezky, R. L. In Forward Defining Literacy I R. L. Venezky. - І990.
19