Научная статья на тему 'Биомеханическое обоснование вспомогательной классификации фигур танго'

Биомеханическое обоснование вспомогательной классификации фигур танго Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИКА / СТАНДАРТ / ТАНГО / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИГУРЫ / BIOMECHANICS / STANDARD / BALLROOM / TANGO / CLASSIFICATION / FIGURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Шалманов Александр Александрович, Шалманов Анатолий Александрович, Терехин Владимир Сергеевич

Представлена система критериев для создания вспомогательной классификации стандартных танцевальных фигур и вариаций. Группирующими факторами технических элементов и фигур являлись фундаментальные “слои” их кинематической структуры, важные для процесса обучения спортивным бальным танцам и для судейской оценки. С учётом основных пространственных и ритмических характеристик техники мужской партии фигур танго предложен алгоритм создания наглядной классификационной таблицы. Разработанные на основе данной системы критериев вспомогательные классификации можно адаптировать под разные учебные задачи: использовать при составлении композиций и при определении уровня сложности танцевальных движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Шалманов Александр Александрович, Шалманов Анатолий Александрович, Терехин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biomechanical basis for classification of figures in ballroom tango

The current study represents a system of criteria for classification of men's technical actions in Ballroom Tango. Elements, standard figures and named variations were grouped on the basis of essential biomechanical (spatial and rhythmic) characteristics that were important for teaching and judging in Dance sport. The grouping priorities were defined according to the fundamental technical “layers” of dance figures' descriptions. Proposed system of criteria provides the adaptable table for visualization of dance figures' structure that is practically useful either for composing routines or for objective estimation of difficulty of choreography in Ballroom Tango.

Текст научной работы на тему «Биомеханическое обоснование вспомогательной классификации фигур танго»

(дата обращения: 01.03.2019).

REFERENCES

1. Bolkhovsky, R.N., Ahmaev, A.A. and Mishustin, V.N. (1984), ''The use of laser to determine the speed of lifting the bar'', Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 53-55.

2. Manko, I.N. (2008), "Biomechanical features of strength in powerlifting among qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 42-46.

3. Marchenko, I.M. (2004), The use of computer technologies in the training of weightlifters: final qualifying work of the bachelor in a direction 521900 - "Physical culture", Volgograd.

4. Mirzayev J.A. (2017), ''The influence of the bar lifting speed on various training aspects in strength training'', Physical education and sports training, Vol. 20, No. 2, pp. 133-142.

5. Samsonov, G.A. (2016), Adjustment of bench press technique for highly qualified powerlifters to overcome the dead zones, dissertation, Saint-Petersburg.

6. Suleymanov, N. L. and Sychyov, P.A., (2016), ''The efficiency of speed-strength training powerlifters at the stage of specialized basic preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No.9, pp. 181-186.

7. Chernyak, A.V. (1978), Weightlifter training planning methodology, Physical culture and sport, Moscow.

8. Sheiko, B.I. (2013), Powerlifting. From Novice to Master, Medyagruppa "Aktiformula", Moscow.

9. Krol, H. Golas, A. and Sobota, G. (2010), ''Complex analysis of movement in evaluation of flat bench press performance'', Acta of bioengineering and biomechanics, Vol. 12, No. 2, pp. 93-98.

10. Lacerda, L.T., Martins-Costa, H.C., Diniz, R.C., Lima, F.V., Andrade, A.G., Tourino, F.D., Bemben, M.G. and Chagas, M.H. (2015), ''Variations in repetition duration and repetition numbers influence muscular activation and blood lactate response in protocols equalized by time under tension'', The Journal of Strength and Conditioning Research, Vol. 30, No. 1, pp. 251-258.

11. Pareja-Blanco, F., Rodriguez-Rosell, D., Sanchez-Medina, L., Gorostiga, E.M. and Gonzalez-Badillo, J.J. (2014), ''Effect of movement velocity during resistance training on neuromuscular performance'', International Journal of Sports Medicine, Vol. 35, No. 11, pp. 916-924.

12. Poliquin, C. (1997), The Poliquin Principles: Successful Methods for Strength and Mass Development, Dayton Writers Group.

13. Simmons, L. (2007), The Westside Barbell Book of Methods by Louie Simmons, Westside Barbell.

14. Waterbury, С. (2006), Muscle Revolution: The High-Performance System for Building a Bigger, Stronger, Leaner Body, T-nation.

Контактная информация: nailms@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 793.3:612

БИОМЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФИГУР ТАНГО

Иван Владимирович Тарханов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Александрович Шалманов, кандидат педагогических наук, профессор, Анатолий Александрович Шалманов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических

наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

Представлена система критериев для создания вспомогательной классификации стандартных танцевальных фигур и вариаций. Группирующими факторами технических элементов и фигур являлись фундаментальные "слои" их кинематической структуры, важные для процесса обучения

спортивным бальным танцам и для судейской оценки. С учётом основных пространственных и ритмических характеристик техники мужской партии фигур танго предложен алгоритм создания наглядной классификационной таблицы. Разработанные на основе данной системы критериев вспомогательные классификации можно адаптировать под разные учебные задачи: использовать при составлении композиций и при определении уровня сложности танцевальных движений.

Ключевые слова: биомеханика, стандарт, танго, классификация, фигуры.

BIOMECHANICAL BASIS FOR CLASSIFICATION OF FIGURES IN BALLROOM

TANGO

Ivan Vladimirovich Tarkhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher; Ale-ksandr Aleksandrovich Shalmanov, the candidate of pedagogical sciences, professor; Anatoly Aleksandrovich Shalmanov, the doctor of pedagogical sciences, professor; Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow; Vladimir Ser-geyevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The current study represents a system of criteria for classification of men's technical actions in Ballroom Tango. Elements, standard figures and named variations were grouped on the basis of essential bio-mechanical (spatial and rhythmic) characteristics that were important for teaching and judging in Dance sport. The grouping priorities were defined according to the fundamental technical "layers" of dance figures' descriptions. Proposed system of criteria provides the adaptable table for visualization of dance figures' structure that is practically useful either for composing routines or for objective estimation of difficulty of choreography in Ballroom Tango.

Keywords: biomechanics, standard, ballroom, tango, classification, figures.

Анализ литературы, рекомендованной крупнейшими международными танцевально-спортивными организациями, показывает, что в основных учебно-методических пособиях [1, 2, 3, 4] не вполне очевидна логика распределения фигур по условным уровням сложности. Сравнительно простые фигуры по непонятным причинам относятся к группам повышенной сложности, и наоборот. Это вызывает трудности в процессе обучения танцам, не способствует формированию и положительному переносу двигательных навыков.

Мужчина как лидер в танцевальной паре обязан осваивать большие тренировочные и соревновательные объёмы техники. Эта задача особенно актуальна на этапе обучениям по стандартным классификационным программам. Посредством разработки и применения вспомогательных классификационных программ может быть упрощен и ускорен процесс обучения мужчин стандартным техническим действиям и фигурам с учетом важнейших кинематических характеристик - пространственных и ритмических. Эти характеристики являются предметом экспертной оценки, отражены в правилах судейства соревнований. Системное представление полного набора стандартных фигур танго на основе сходства элементов их биомеханической структуры видится в таком случае не только целесообразным решением, но и вполне осуществимым. Для этого технические действия, технические элементы, фигуры и вариации предлагается группировать и упорядочивать в виде таблиц в соответствии со следующими приоритетными характеристиками положения тела спортсмена в пространстве:

1. Позиции стоп (Positions of Feet) - представляют «программу места». Описывают должное направление перемещения общего центра тяжести спортсмена. При этом предполагается, что в случае выполнения шага проекция общего центра тяжести движется в пределах площади опорной стопы;

2. Исходная позиция, позиция в конце третьего шага и конечная позиция в паре -представляют «программу позы». Описывают изменение суставных углов в теле спортсмена. В процессе исполнения фигур позы (специфические танцевальные позиции корпуса) изменяются за счёт сдвига и вращения партнёров влево и вправо друг относительно друга.

Фигуры рекомендуется расставлять в соответствии со следующими приоритетами:

a) закрытая позиция - ЗП;

b) открытая позиция, дама справа - ОП (открытая позиция, дама слева не используется в стандартных фигурах и вариациях танго);

c) променадная позиция - I II I (контрпроменадная позиция - КПП - также не используется в стандартных фигурах и вариациях танго);

d) фоллэвей позиция - ФП.

3. Построение или направление стоп в исходном и конечном положении (Alignment, Direction);

4. Степень поворота (Amount of Turn) - представляет «программу ориентации». Описывает должную степень поворота корпуса спортсмена вокруг вертикальной оси при ведении пары налево и/или направо.

Для каждого из приоритетных кинематических показателей рекомендуется соблюдать следующую логику упорядочивания технических действий, элементов, фигур и вариаций:

1. От движений без шагов к движениям с шагами;

2. От движения вперед к движению назад;

3. Позиции левой маховой стопы (ЛН) упорядочены против часовой стрелки, а правой (ПН) - по часовой стрелке;

4. От технических действий к техническим элементам и фигурам;

5. От медленного ритма (М) к быстрому (Б).

В качестве примера приведем названия столбцов созданной нами вспомогательной классификационной таблицы. Построение собственной таблицы на основе данной последовательности биомеханических характеристик позволит заинтересованному специалисту или спортсмену получить в свое распоряжение наглядное и практичное средство для обеспечения планомерного и систематичного обучения стандартным фигурам танго:

1. Направление стоп в исходном положении;

2. Исходная позиция корпуса;

3. Какой ногой шагать;

4. Тип фигуры;

5. Структура фигуры;

6. Ритм первого такта фигуры;

7. Ритм второго такта фигуры;

8. Ритм третьего такта фигуры;

9. Название фигуры;

10. Позиция стоп в конце первого шага;

11. Позиция стоп в конце второго шага;

12. Позиция стоп в конце третьего шага;

13. Позиция корпуса в конце третьего шага (или в момент завершения технического действия/элемента, состоящего из двух и менее шагов);

14. Позиция стоп в конце четвертого шага (при его наличии);

15. Особые технические действия в составе фигуры;

16. Степень поворота на фигуре;

17. Направление стоп в конечном положении;

18. Конечная позиция корпуса;

19. Опорная нога в конце фигуры.

В итоге получается таблица, систематизировано отражающая практически все описанные варианты сочетаний действий танго. Столбцы этой вспомогательной классификационной таблицы можно менять местами, адаптируя программу обучения под текущие дидактические, воспитательные и организационные задачи. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется разработка подобных программ для женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка и применение вспомогательных классификационных программ для различных танцев с учётом пространственных и ритмических характеристик будет способствовать реализации в процессе тренировки принципов планомерности, доступности и наглядности.

Распределение фигур по уровням сложности целесообразно проводить на основе ясно сформулированных представлений о приоритетных компонентах двигательной структуры (в особенности, биомеханической) с точки зрения системы обучения танцам и их дальнейшего оценивания на соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говард, Г. Техника европейских танцев / Г. Говард. - М. : Артис, 2003. - 255 с.

2. Moore, A. Revised Technique of Ballroom Dancing / A. Moore. - London : Sportshelf and Soccer Assoc., 1993. - 72 p.

3. Tango / D. Cacciari [et al.]. - World Dancesport Federation : Ballroom and Latin Series, 2012.

- 170 р.

4. The Ballroom Technique / Imperial Society of Teachers of Dancing. - Lincolnwood, 1ll. : NTC Pub. Group, 1982. - 134 p.

REFERENCES

1. Howard, G. (2002), The Technique of Ballroom Dancing, Artis, Moscow.

2. Moore, A. (1993), Revised Technique of Ballroom Dancing, Sportshelf and Soccer Assoc, London.

3. ISTD (The Imperial Society of Teachers of Dancing) (1982), The Ballroom Technique, Lincolnwood, Ill.

4. Sietas, M., Ambroz, N., Cacciari, D., Cacciari, O. and Bosco, F. (2013), Tango, World Dancesport Federation, Lausanne.

Контактная информация: feeria@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2019

УДК 37.013

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-

ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ

Светлана Александровна Тращенкова, кандидат педагогических наук, педагог-

психолог,

Частное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа «Промо -М» (ЧОУ СОШ «Промо -М», Москва

Аннотация

В статье рассматриваются научные исследования позволяющие охарактеризовать и научно обосновать специфику процесса становления и развития детско-взрослых сообществ. Автор к теоретическим основаниям работы относит концепцию реформаторской педагогики, основу которой составили идеи: педагогики открытости, продуктивной педагогики и кооперативной педагогики. Предметом исследования является процесс становления и развития детско-взрослых сообществ.

Ключевые понятия: продуктивная педагогика, педагогики открытости, открытость, кооперативная педагогика, взаимоотношения, взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.