Научная статья на тему 'Примерная классификационная программа мужской партии стандартных фигур танго'

Примерная классификационная программа мужской партии стандартных фигур танго Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИКА / СТАНДАРТ / ТАНГО / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИГУРЫ / BIOMECHANICS / STANDARD / BALLROOM / TANGO / CLASSIFICATION / FIGURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Шалманов Александр Александрович, Терехин Владимир Сергеевич

Представлен пример классификационной таблицы, содержащей пять групп технических элементов и фигур танго. Данная вспомогательная классификация составлена на основе ключевых пространственных и ритмических характеристик техники исполнения мужской партии в стандартной программе спортивных бальных танцев. Предложенная последовательность фигур позволяет обеспечить наглядное, доступное и систематичное освоение значительных объёмов техники стандартных фигур танго. Для составления композиций приводится базовое описание специфической ориентации пары относительно линии танца. На основе данной классификационной программы возможно решение задач планирования, а также оценивания сложности и трудности фигур танго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Шалманов Александр Александрович, Терехин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exemplary classification of man's figures in ballroom tango

This article presents an exemplary classification table of Ballroom Tango man's figures. It contains five groups of figures sorted by rhythmic and spatial characteristics (positions of feet, positions of couple, alignment and direction, amount of turn). Basic rhythm and directions are included in the tables for practical composing routines. Proposed sequence of the figures provides a tool for easy visual perception, planning and systematic mastering of the extensive set of technical elements. This classification program highlights biomechanical structure of standard Tango figures that is essential for evaluation of difficulty of choreography in dance sport.

Текст научной работы на тему «Примерная классификационная программа мужской партии стандартных фигур танго»

дополнительной профессионально-педагогической подготовки студентов к организации занятий по горному туризму с подростками. Разработанная нами модель обеспечивает наглядное отображение содержания и методики подготовки квалифицированных кадров по горному туризму в системе дополнительного образования Китая, исследование возможностей педагогического управления учебно-познавательной деятельностью будущих специалистов, разработку соответствующего учебно-методического сопровождения и контрольно -диагно стиче ского инструментария.

Ожидаемым результатом описанного процесса моделирования дополнительной профессиональной подготовки квалифицированных кадров по горному туризму в КНР является повышение уровня профессионально-педагогической компетентности инструктора-преподавателя детско-юношеского горного туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гониянц, С.А. Компетентностная модель подготовки магистров на основе ФГОС ВПО по направлению 03.46.00.68 - «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / С.А. Гониянц // Туризм и рекреация. Фундаментальные и прикладные исследования : труды VII Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова. 27-28 апреля 2012. - М., 2012. - С. 132-139.

2. Мо, Жоцинь. Содержание и методика туристско-краеведческой деятельности детей в системе дополнительного образования КНР (на примере провинции Цзилинь) : дис. ... канд. пед. наук / Мо Жоцинь. - Москва, 2017. - 193 с.

3. Шеманаев, В.К. К вопросу определения профессионально-важных психологических качеств инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма / В. К. Шеманаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 137-142.

REFERENCES

1. Goniyants, S.A. (2012), "Competence model о!" masters training оп the basis о!" the GEF VPO оп direction 03.46.00.68 - Recreation and sports tourism", Tourism and recreation. Fundamental and applied research: proceedings of the VIIInternational scientific-practical conference, Moscow, pp. 132-139.

2. Mo, Jocin (2017), The content and methods of tourism and local history of children in the system of additional education of China (for example, Jilin province), dissertation, Moscow.

3. Shamanaev, V.K. (2012), "The deterшination of professionally important psychological qualities of instructors-conductors, sports and health tourism", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (93), рр. 137-142.

Контактная информация: 563512171@qq.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 796.412

ПРИМЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ПРОГРАММА МУЖСКОЙ ПАРТИИ СТАНДАРТНЫХ ФИГУР ТАНГО

Иван Владимирович Тарханов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель; Александр Александрович Шалманов, кандидат педагогических наук, профессор; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических

наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

Представлен пример классификационной таблицы, содержащей пять групп технических элементов и фигур танго. Данная вспомогательная классификация составлена на основе ключевых пространственных и ритмических характеристик техники исполнения мужской партии в стандартной программе спортивных бальных танцев. Предложенная последовательность фигур

позволяет обеспечить наглядное, доступное и систематичное освоение значительных объёмов техники стандартных фигур танго. Для составления композиций приводится базовое описание специфической ориентации пары относительно линии танца. На основе данной классификационной программы возможно решение задач планирования, а также оценивания сложности и трудности фигур танго.

Ключевые слова: биомеханика, стандарт, танго, классификация, фигуры.

EXEMPLARY CLASSIFICATION OF MAN'S FIGURES IN BALLROOM TANGO Ivan Vladimirovich Tarkhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Ale-ksandr Aleksandrovich Shalmanov, the candidate of pedagogical sciences, professor; Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow; Vladimir Sergeyevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft

National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article presents an exemplary classification table of Ballroom Tango man's figures. It contains five groups of figures sorted by rhythmic and spatial characteristics (positions of feet, positions of couple, alignment and direction, amount of turn). Basic rhythm and directions are included in the tables for practical composing routines. Proposed sequence of the figures provides a tool for easy visual perception, planning and systematic mastering of the extensive set of technical elements. This classification program highlights biomechanical structure of standard Tango figures that is essential for evaluation of difficulty of choreography in dance sport.

Keywords: biomechanics, standard, ballroom, tango, classification, figures.

ВВЕДЕНИЕ

Для ускорения процесса овладения большими объёмами и разносторонностью техники предлагается вспомогательная классификационная программа, позволяющая в табличном виде систематизировано и наглядно отразить ключевые "слои" кинематической (пространственной и ритмической) структуры мужской партии стандартных фигур танго.

МЕТОДИКА

Технические действия, элементы и фигуры (вариации не включены) в данном варианте классификационной программы расположены с учётом следующих характеристик положения тела спортсмена в пространстве:

1. Позиции стоп - учитывались первые четыре шага, так как большинство стандартных фигур танго состоит из технических элементов, содержащих не более четырех шагов длительностью не более одного такта. В структуру фигуры до или после этого технического элемента могут включаться технические действия;

2. Исходная позиция, позиция в конце третьего шага и конечная позиция в паре -специфический пространственный рисунок фигур различается именно по этим трем позициям. Далее они представлены в соответствии со следующими приоритетами: а) закрытая позиция - ЗП; б) открытая позиция, дама справа - ОП; в) променадная позиция - ПП; г) фоллэвей позиция - ФП);

3. Построение или направление в исходном и конечном положении;

4. Степень поворота налево (Л) или направо (П). В качестве единицы измерения использована 1/8 исключительно из соображений единообразия представления данных и удобства их визуального сопоставления.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Распределение элементов классификационной программы с учётом вышеперечисленных правил приводит к порядку фигур, существенно отличающемуся от имеющегося в известных учебниках (например, [4]). По позициям стоп можно выделить следующие

основные варианты сочетании шагов:

1. Левая стопа (ЛН) вперёд в «позицию противодвижения корпуса» (ППДК) - правая стопа (ПН) в сторону (элементы типа «прогрессивного бокового шага», представленные в таблице 1);

Исходное положение Ритм Название / номер фигуры (по [4]) Поворот Конечное положение

ЛДС в ЗП М Ход с ЛН нет (до 1/8 Л) ЛДС ЗП на ЛН

ЛДС в ЗП ББМ Виск / 19 нет ЛДС в ФП на ЛН

ЛДЦ в ЗП ББМ Телемарк в ПП / 32 4/8 Л ЛЛТ в ПП на ЛН

ЛДЦ в ЗП ББМ ББ ВнешниИ свивл после 1-2 ш. Обрат. пов-та/26 4/8 Л- 1/8 П ЛС в ЗП на ПН

ЛДЦ в ЗП ББМ ББМ ОткрытыИ обратный пов-т, дама в 2 плана /9 6/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

ЛДЦ в ЗП ББББ Обратный фоллэвей и слип пивот / 31 6/8 Л ЛЛТ в ЗП на ПН

ЛДС в ЗП ББ Прогрессивное звено /4 нет ЛДС в ПП на ПН

ЛДС в ЗП ББиМ Браш теп / 3 1/8 Л ЛЛТ в ЗП на ПН

ЛДС в ЗП ББББ Форстеп перемена / 27 2/8 Л СДС ПЛТ ЗП ПН

соотв. пред. в ЗП ББМ Прогрессивный боковой шаг / 2 нет (до 1/8 Л) соотв. пред. в ЗП на ЛН

ЛДЦ в ЗП ББМ ББМ Основной обратный поворот / 8 6/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

ЛДЦ в ЗП ББиББМ Быстрый обратный поворот / 30 6/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

ЛДЦ в ЗП ББМ М Оверсвей / 38 6/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

ЛДЦ в ЗП ББМ М Дроп-оверсвэй / 39 6/8 Л ЛДС в ЗП на ЛН

ЛДЦ в ЗП ББМ ББМ Открытый обратный поворот, дама в линию 6/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

ЛЛТ в ЗП ББББ Фоллэвей форстеп / 23 1/8 Л ЛДЦ в ПП на ПН

ЛС в ЗП ББББ Форстеп / 22 1/8 Л ЛДЦ в ПП на ПН

ЛДС в ЗП ББББМ Мини файвстеп / 29 нет ЛЛТ в ПП на ПН

ЛДЦ в ЗП ББББМ Файвстеп / 28 6/8 Л ЛЛТ в ПП на ПН

ЛДС в ЗП МББ Контрачек/ 41 2/8 Л- 2/8 П ЛДС в ПП на ПН

Таблица 2 - Варианты окончания стандартных фигур танго (по [4])

Исходное положение Ритм Окончание Поворот Конечное положение

ЛДС в ЗП БМ Закрытое нет ЛДС в ЗП на ПН

ЛДС в ЗП БМ Открытое нет ЛДС в ОП на ПН

Таблица 3 - «Променадные» фигуры танго, начинающиеся с левоИ ноги в сторону в позиции променада____

Исходное положение Ритм Название / номер фигуры (по [4]) Поворот Конечное положение

ЛЛТ в ПП иМ Ин-аут 1/8 П- 1/8 Л ЛЛТ в ПП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ Променадное звено, повернутое вправо/15 1/8 П ЛС в ЗП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ Променадное звено, повернутое налево/16 нет (до 1/8 П) ЛС в ЗП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ М Закрыт. променад / 5 до 1/8 П ЛДС в ПП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ М Открытый променад / 6 нет (до 1/8 П) ЛДС в ОП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ ББМ Чейз/36 6/8 П ЛДЦ в ПП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ МББ Натуральный твист поворот (из ПП) / 13 8/8 П ЛДС в ПП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ М Натуральный проме-надный поворот/ 14 6/8 П ЛДЦ в ПП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ М Открытый натураль-ный поворот / 33 3/8 П СДС в ОП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ М Открытый променад назад / 17 2/8 П- до 1/8 Л СДЦ в ЗП на ПН

ЛЛТ в ПП МББ МББ Фоллэвей променад / 18 2/8 П- 1/8 Л ЛС в ПП на ПН

2. Варианты «окончания» («закрытое» и «открытое», представленные в таблице 2);

3. ЛН в сторону - ПН вперед и накрест в «позицию променада» («променадные» фигуры, представленные в таблице 3);

4. ЛН назад с вариантами продолжения в различных направлениях на втором шаге, представленные в таблице 4;

5. Фигуры и технические элементы с ПН, описанные в таблице 5. Структурное разнообразие и в группе фигур типа «прогрессивного бокового шага»,

и в стандартных «променадных» фигурах (за исключением «Ин-аут» и «Чейз»), определяется у мужчин сменой позиций корпуса и направлением постановки левой (маховой) ноги после первых двух шагов, а также последующими техническими действиями, большинство которых подробно описано в работе А.В. Машкова и В. А. Шнырева [2].

Таблица 4 - Стандартные фигуры танго, начинающиеся с левой ноги назад

Исходное положение Ритм Название / номер фигуры (по [4]) Поворот Конечное положение

СЛТ (СДЦ)ЗП ББМ Рокк на ЛН / 10 нет СЛТ (СДЦ) в ЗП

СЛТ в ЗП МББМ Корте назад / 7 2/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

СДС в ОП ББМ Внешний спин / 34 10/8 П ЛДС в ЗП на ЛН

СЛТ в ОП МББ Внеш. свивл после Откр. окончания с пов-том влево / 25 2/8 Л ЛДЦ в ЗП на ПН

СДЦ (СЦ) ПЛТ в ОП МББ Внеш. свивл после Откр. окончания с пов-том вправо/24 1/8 П- 1/8 Л ЛДС (ЛДЦ) в ЗП на ПН

СДЦ ПЛТ ОП ББМ Виск назад / 20 нет ЛЛТ в ФП на ЛН

Нетрудно заметить, что подавляющее большинство (согласно подсчётам, 56 из 62 описанных в методической литературе [1, 3, 4, 5]) стандартных фигур начинается у мужчин с левой ноги. С правой ноги начинается лишь шесть фигур и технических действий, большинство из которых просты по своей двигательной структуре.

Таблица 5 - Стандартные фигуры танго, начинающиеся с правой ноги

Исходное положение Ритм Название / номер фигуры (по [4]) Поворот Конечное положение

соотв. пред. в ЗП М Ход с ПН нет (до 1/8 Л) соотв. пред. в ЗП на ПН

ЛДС в ЗП Ми Теп в ПП / 1 1/8 П ЛЛТ в ПП на ПН

ЛДС в ЗП МББ МББ М Рокк поворот / 12 2/8 П- 2/8 Л ЛДС в ЗП на ПН

ЛЛТ в ЗП МБиБ М Натур. твист поворот / 35 7/8 П ЛДЦ в ПП на ПН

СДЦ в ЗП и Обратный пивот /42 4/8 Л ЛДЦ в ЗП на ПН

СЛТ (СДЦ) в ЗП ББМ Рокк на ПН / 11 нет СЛТ (СДЦ) в ЗП на ПН

Представление о системе организации данной классификационной программы будет более полным, если напротив каждой фигуры в отдельных столбцах таблиц обозначить позиции стоп на первых четырёх шагах и позицию корпуса в конце третьего шага. В рамках настоящей статьи эти позиции не приводятся. Тем не менее, расположение фигур точно в той последовательности, в которой они представлены во всех пяти таблицах, позволяет увидеть, что на первом шаге для левой и правой ноги в технических описаниях указывается всего пять направлений постановки маховой стопы относительно опорной. На втором шаге наблюдается использование уже восьми основных направлений в сочетании с разными действиями сторон корпуса и переносом веса по стопе.

Наборы дальнейших единичных технических действий, совершаемых на третьем и четвёртом шаге, являют собой специфические технические действия. Они отличаются друг от друга особенностями реализации программы места, ориентации или позы, имеют характерную форму и название. Технические действия на последних (в частности, третьем и четвёртом) шагах представляют интерес как предмет обучения в танго, так как, с нашей точки зрения, являются ключевыми при обосновании уровня сложности элементов и фигур танца с учётом биомеханических (пространственных и ритмических) характеристик.

Разработка классификационных программ для разных танцев в различных танцевальных организациях должна сопровождаться обоснованием степени трудности практического освоения технических действий, входящих в состав стандартных фигур. На основе представлений о биомеханической сложности элементов танца и субъективной трудности их освоения спортсмены и тренеры смогут выбрать для себя ясные качественные ориентиры в виде объёма и разносторонности техники на каждом их уровней мастерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная вспомогательная классификационная программа практически может использоваться при планировании тренировочного и соревновательного объёма техники в процессе обучения мужчин и танцевальных пар стандартным фигурам и вариациям танго, а также при разработке композиций и создании новых обучающих программ для спортсменов различных возрастных и классификационных категорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говард, Г. Техника европейских танцев / Г. Говард. - М. : Артис, 2003. - 255 с.

2. Машков, А.В. Классификация по сложности технических действий танца танго / А.В. Машков, В.А. Шнырев // Спортивные танцы : бюллетень / под ред. А.А. Коваленко. - М., 2001. - № 4 (20). - С. 5-20.

3. Moore, A. Revised Technique of Ballroom Dancing / A. Moore. - London : Sportshelf and Soccer Assoc., 1993. - 72 p.

4. Tango / D. Cacciari [et al.]. - World Dancesport Federation : Ballroom and Latin Series, 2012.

- 170 р.

5. The Ballroom Technique / Imperial Society of Teachers of Dancing. - Lincolnwood, 1ll. : NTC Pub. Group, 1982. - 134 p.

REFERENCES

1. Howard, G. (2002), The Technique of Ballroom Dancing, Artis, Moscow.

2. Mashkov A.V. and Shnyrev V.A. (2001), "Classification of technical actions' difficulty level in Ballroom Tango", Dance sport Bulletin, No. 4, pp. 5-20.

3. Moore, A. (1993), Revised Technique ofBallroom Dancing, Sportshelf and Soccer Assoc, London.

4. Sietas, M., Ambroz, N., Cacciari, D., Cacciari, O. and Bosco, F. (2013), Tango, World Dance sport Federation, Lausanne.

5. ISTD (The Imperial Society of Teachers of Dancing) (1982), The Ballroom Technique, Lincolnwood, Ill.

Контактная информация: feeria@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 378.147

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СТРЕССА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Татьяна Павловна Тукачева, аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ)

Аннотация

Военно-профессиональная деятельность будущих офицеров, являясь для них основополагающей, требует от курсанта выполнения определенных условий, связанных со спецификой обучения в военной образовательной организации и обстановкой, складывающейся в настоящее время в армии. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной деятельности, проанализированы основные факторы, приводящие к стрессам.

Ключевые слова: стресс, военно-профессиональная деятельность, курсант, военный вуз, служебно-боевая деятельность, учебная деятельность, копинг-поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.