Научная статья на тему 'Анализ соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев в контексте деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам'

Анализ соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев в контексте деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ХОРЕОГРАФИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SPORTS AND BALLROOM DANCING / DANCE SPORT / PROFESSIONAL COMPETITIONS / CHOREOGRAPHY / COMPETITIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Ольга Викторовна, Смирнов Евгений Геннадьевич

Рассмотрены актуальные проблемы развития научно-теоретических представлений о соревновательной инфраструктуре спортивно-бальных танцев, в настоящее время не обеспеченных достаточным научным осмыслением. Целью является определение оснований деления, применяемых в мировой практике международных организаций по спортивно-бальным танцам для классификации конкурсов, исполнителей, их мастерства и т. д. Интерес к спортивно-бальным танцам, как форме социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, с каждым годом возрастает не только за рубежом, но и в России. Спортивно-бальные танцы в своей структуре имеют две программы: латиноамериканскую (La), в которую входят танцы ча-ча-ча, румба, самба, джайв, пасодобль, и европейскую (St), танцы медленный вальс, венский (быстрый) вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот (квикстеп), танго. Танцевально-спортивные клубы охватывают в своей работе все возрастные категории от детей трех лет до людей пенсионного возраста. Танцевальные объединения базируются в учреждениях культуры, культурно-досугового типа, в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях в рамках дополнительного образования или организации культурно-досуговой деятельности. Каждый танцевально-спортивный клуб, как элемент структуры, зарегистрирован в какой-либо российской официальной организации по спортивно-бальным танцам, которая, в свою очередь, является региональной и входит в состав международной организации по спортивно-бальным танцам. Сейчас существуют и активно функционируют четыре: 1) WDSF World Dancesport Federation Всемирная федерация танцевального спорта ВДСФ; 2) WDC World Dance Council Всемирный Совет по танцу РТС; 3) IDSU International Dance Sport Union Всемирный союз танцевального спорта ВСТС; 4) IDSCA International Dance Studios and Clubs Association Международная Ассоциация клубов, школ и студий танца МАСКТ. В каждой организации проводятся конкурсы, соревнования, турниры, чемпионаты стран, Европы, Азии, мира и т. д. Для анализа материала применялся сравнительно-типологический метод. Выявлены черты сходства и различия в деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам, данная информация научно исследуется впервые. Определено значение соревновательной и любительской инфраструктуры спортивно-бальных танцев для развития культуры и укрепления здорового образа жизни населения. Также впервые в научный оборот вводится систематизированный материал о деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports and ballroom dancing competitive infrastructure analysis in the context of international organizations on sports and ballroom dancing

Bstract. We consider current problems of scientific and theoretical representations development about competitive infrastructure of Sports and ballroom dancing which are not provided with sufficient scientific comprehension. The purpose is to determine the basis of division used in the world practice of international organizations for sports and ballroom dancing for the classification of competitions, performers, their skills, etc. Interest in sports and ballroom dancing, as a form of social, cultural and leisure activities, increases every year not only abroad but also in Russia. Sports and ballroom dancing in its structure have two programs: Latin American, which includes dances Cha-cha-cha, Rumba, Samba, Jive, Pasodoble and European, dance slow waltz, Viennese (fast) waltz, Slow Foxtrot, Quickstep, Tango. Dance and sports clubs cover in their work all age categories from children of three years to people of retirement age. Dance associations are based in cultural institutions, cultural and leisure type, in secondary schools, and in higher education institutions in the framework of additional education or the organization of cultural and leisure activities. Each dance and sports club, as an element of the structure, is registered in any Russian official organization for ballroom dancing, which, in turn, is a regional and part of the international organization for ballroom dancing. Now, there are actively there are four: 1) WDSF World DanceSport Federation; 2) WDC World Dance Council; 3) IDSU International Dance Sport Union; 4) IDSCA International Dance Studios and Clubs Association. Each of the organizations provides, contests, competitions, tournaments, Championships of Europe, Asia, world, etc. To analyze the material, we use a comparative typological method. We discover the similarities features and differences in the international organizations activities in sports and ballroom dancing, this information is scientifically investigated for the first time. We define the importance of sports and ballroom dancing competitive and amateur infrastructure for the development of culture and strengthening of a population healthy lifestyle. Also, for the first time in scientific circulation we introduce a systematic material on the activities of international organizations in sports and ballroom dancing.

Текст научной работы на тему «Анализ соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев в контексте деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-123-129 УДК 793.38

Анализ соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев в контексте деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам

Ольга Викторовна ЕРШОВА, Евгений Геннадьевич СМИРНОВ

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3585-6381, e-mail: olli65@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4954-8352, e-mail: evvgeny.smirnovv@mail.ru

Sports and ballroom dancing competitive infrastructure analysis in the context of international organizations on sports and ballroom dancing

Olga V. ERSHOVA, Evgeny G. SMIRNOV

Moscow Pedagogical State University 1/1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow 119991, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3585-6381, e-mail: olli65@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4954-8352, e-mail: evvgeny.smirnovv@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы развития научно-теоретических представлений о соревновательной инфраструктуре спортивно-бальных танцев, в настоящее время не обеспеченных достаточным научным осмыслением. Целью является определение оснований деления, применяемых в мировой практике международных организаций по спортивно-бальным танцам для классификации конкурсов, исполнителей, их мастерства и т. д. Интерес к спортивно-бальным танцам, как форме социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, с каждым годом возрастает не только за рубежом, но и в России. Спортивно-бальные танцы в своей структуре имеют две программы: латиноамериканскую (La), в которую входят танцы - ча-ча-ча, румба, самба, джайв, пасодобль, и европейскую (St), танцы - медленный вальс, венский (быстрый) вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот (квикстеп), танго. Танцевально-спортивные клубы охватывают в своей работе все возрастные категории от детей трех лет до людей пенсионного возраста. Танцевальные объединения базируются в учреждениях культуры, культурно-досугового типа, в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях в рамках дополнительного образования или организации культурно-досуговой деятельности. Каждый танцевально-спортивный клуб, как элемент структуры, зарегистрирован в какой-либо российской официальной организации по спортивно-бальным танцам, которая, в свою очередь, является региональной и входит в состав международной организации по спортивно-бальным танцам. Сейчас существуют и активно функционируют четыре: 1) WDSF - World Dancesport Federation - Всемирная федерация танцевального спорта - ВДСФ; 2) WDC - World Dance Council - Всемирный Совет по танцу - РТС; 3) IDSU - International Dance Sport Union - Всемирный союз танцевального спорта - ВСТС; 4) IDSCA - International Dance Studios and Clubs Association -Международная Ассоциация клубов, школ и студий танца - МАСКТ. В каждой организации проводятся конкурсы, соревнования, турниры, чемпионаты стран, Европы, Азии, мира и т. д. Для анализа материала применялся сравнительно-типологический метод. Выявлены черты сходства и различия в деятельности международных организаций по спортивно -бальным танцам, данная информация научно исследуется впервые. Определено значение соревновательной и любительской инфраструктуры спортивно-бальных танцев для развития культуры и укрепления здорового образа жизни населения. Также впервые в научный оборот вводится систематизированный материал о деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам.

© Ершова О.В., Смирнов Е.Г., 2019

123

Ключевые слова: спортивно-бальные танцы; танцевальный спорт; профессиональные соревнования; хореография; соревновательная инфраструктура

Для цитирования: Ершова О.В., Смирнов Е.Г. Анализ соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев в контексте деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 182. С. 123-129. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-123-129

Abstract. We consider current problems of scientific and theoretical representations development about competitive infrastructure of Sports and ballroom dancing which are not provided with sufficient scientific comprehension. The purpose is to determine the basis of division used in the world practice of international organizations for sports and ballroom dancing for the classification of competitions, performers, their skills, etc. Interest in sports and ballroom dancing, as a form of social, cultural and leisure activities, increases every year not only abroad but also in Russia. Sports and ballroom dancing in its structure have two programs: Latin American, which includes dances - Cha-cha-cha, Rumba, Samba, Jive, Pasodoble and European, dance - slow waltz, Viennese (fast) waltz, Slow Foxtrot, Quickstep, Tango. Dance and sports clubs cover in their work all age categories from children of three years to people of retirement age. Dance associations are based in cultural institutions, cultural and leisure type, in secondary schools, and in higher education institutions in the framework of additional education or the organization of cultural and leisure activities. Each dance and sports club, as an element of the structure, is registered in any Russian official organization for ballroom dancing, which, in turn, is a regional and part of the international organization for ballroom dancing. Now, there are actively there are four: 1) WDSF - World DanceSport Federation; 2) WDC - World Dance Council; 3) IDSU - International Dance Sport Union; 4) IDSCA - International Dance Studios and Clubs Association. Each of the organizations provides, contests, competitions, tournaments, Championships of Europe, Asia, world, etc. To analyze the material, we use a comparative typological method. We discover the similarities features and differences in the international organizations activities in sports and ballroom dancing, this information is scientifically investigated for the first time. We define the importance of sports and ballroom dancing competitive and amateur infrastructure for the development of culture and strengthening of a population healthy lifestyle. Also, for the first time in scientific circulation we introduce a systematic material on the activities of international organizations in sports and ballroom dancing.

Keywords: sports and ballroom dancing; dance sport; professional competitions; choreography; competitive infrastructure

For citation: Ershova O.V., Smirnov E.G. Analiz sorevnovatel'noy infrastruktury sportivno-bal'nykh tantsev v kontekste deyatel'nosti mezhdunarodnykh organizatsiy po sportivno-bal'nym tantsam [Sports and ballroom dancing competitive infrastructure analysis in the context of international organizations on sports and ballroom dancing]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 182, pp. 123-129. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-123-129 (In Russian, Abstr. in Engl.)

В развитии любого вида деятельности закономерно присутствует этап, на котором непосредственная практика претерпевает научно-теоретическое осмысление, что позволяет ей в дальнейшем совершенствоваться целесообразно и планомерно. До прохождения данного этапа развитие происходит стихийно, порождая иногда эффективные, а иногда контрпродуктивные решения, в связи с чем можно констатировать тот факт, что научно-теоретическое осмысление деятель-ностного феномена является средством редукции случайности и способом качественного совершенствования деятельности. Данное положение в полной мере может быть

применено к спортивно-бальным танцам -широко распространенному виду профессиональной и любительской художественно-спортивной деятельности.

Можно констатировать, что в настоящее время спортивно-бальные танцы развиваются во многом стихийно притом, что профессиональный сегмент этого феномена сформировал ряд всемирных организаций, призванных упорядочить в первую очередь их соревновательный аспект [1].

Спортивно-бальные танцы можно рассматривать с позиций различных научных дисциплин: наибольшим потенциалом могут обладать анализ с позиций искусствоведения

(танец - род искусства), педагогики хореографии, педагогики спорта и теории социально-культурной деятельности. Ни в одной из названных научных дисциплин на данный момент еще не произведено достаточной систематизации научной информации о спортивно-бальных танцах, что создает лакуну в системе научного знания и ставит ряд исследовательских задач, среди которых наибольшим практическим значением обладает классификация соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев, как организационного явления, стихийно сложившегося на практике, но еще не проанализированного в теории. Основные авторы в области научного исследования спортивно-бальных танцев и программ - О.В. Ершова [1], М.С. Гавдис [2], А.А. Безикова [3], А.Ю. Бредихин [4], Л.В. Браиловская [5], П. Боттомер [6].

В настоящее время существует ряд подходов к научным исследованиям спортивно-бальных танцев, как культурного феномена и системообразующего фактора в сфере досу-говой и соревновательной инфраструктуры. Наиболее распространено отнесение данного феномена к танцевальному спорту, что отражено, например, в названии Всемирной федерации танцевального спорта1, а также - к сфере хореографического искусства. Применительно к любительскому сектору спортивно-бальных танцев данное явление иногда рассматривается с позиций теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности [1], так как помимо широкой зрелищной и соревновательной профессиональной индустрии спортивно-бальных танцев существует развитая любительская инфраструктура, позволяющая населению приобщаться к этому виду деятельности, лежащему на стыке искусства и спорта. Мир спортивно-бального танца - это своеобразная субкультура, которая объединяет людей по интересам во всем мире в сфере досуга.

В текущем столетии традиционные ценности, ассоциируемые с рабочей и досуговой деятельностью, претерпели существенные изменения, что особенно ярко проявляется в общественной жизнедеятельности индустриально развитых государств мирового сооб-

1 Всемирная федерация танцевального спорта

(WDSF): официальный сайт. URL: http://www.world-dancesport.org (дата обращения: 10.04.2019).

щества. Концепция труда, как основной жизненной цели, во все большей мере заменяется концепцией досуговой этики, целью которой является улучшение качества жизни каждого индивида посредством его свободного и плодотворного участия в различных видах досуговой деятельности [7].

Оказавшись на стыке творчества и бизнеса, досуговая деятельность, благодаря внедрению технологических принципов в процесс организации досуга, ориентируется на создание и реализацию творческого продукта [8].

В передовых странах мирового сообщества досуг получил невиданное ранее признание в качестве одного из важнейших факторов общественного развития. Там наблюдается не только процесс неуклонного расширения границ свободного времени, которым располагают широкие массы населения, но также и одновременный процесс количественного и качественного увеличения досу-говых программ и услуг [7].

Спортивно-бальные танцы очень часто используются в постановке культурно-досу-говых программ, на их основе проводятся конкурсные, концертные и шоу-программы, в рамках социально-культурной деятельности на их основе организуются коллективы по интересам, клубы, студии социального танца. В дополнительном образовании одним из современных направлений хореографической культуры также являются спортивно-бальные танцы, поскольку дети и их родители с удовольствием выбирают эту форму дополнительного обучения. В фитнес-клубах спортивно-танцевальные программы разрабатываются на основе определенных танцев европейской и латиноамериканской программы и соответствуют выбранному международным сообществом порядку танцев.

Спортивно-бальными танцы начали называться тогда, когда по ним стали проводиться конкурсы, турниры, соревнования. Появились первые положения и требования к исполнению танцев и к их судейству. Постепенно сформировались критерии оценки постановки композиции, исполнения отдельных элементов и танцевальных фигур, требования к музыкальности и эмоциональности танцоров [1; 4].

Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмиче-

ского содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ [3]. Это -танцы латиноамериканской и европейской программ.

Танцы европейской программы спортивно-бальных танцев называются «стандартизированными», в учебной и научной литературе данное определение сокращается и используется как «стандарт». В иностранной интерпретации - St. В европейскую программу («Стандарт») входят 5 танцев: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). Все танцы европейской программы исполняются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки).

Танцы латиноамериканской программы спортивно-бальных танцев называются «латиноамериканскими», в учебной и научной литературе данное определение сокращается и используется как «латина». В иностранной интерпретации - La. В латиноамериканскую программу входят 5 танцев: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. Самба и пасодобль исполняются по линии танца, а остальные танцы исполняются более или менее на одном месте, но перемещение в них возможны из точки в точку [9].

Российские организации по спортивно-бальным танцам являются региональными подразделениями международных организаций, которые соблюдают правила и систему. В системе спортивно-бальных танцев эти организации успешно функционируют и определяют политику спортивно-бального тан-цевания. В настоящее время в мире их существует четыре: WDSF, WDC, IDSU, IDSCA.

1. WDSF - World Dancesport Federation -полное официальное наименование федерации на русском языке - Всемирная федерация танцевального спорта. Сокращенное официальное наименование федерации на русском языке - ВДСФ2.

Общероссийская общественная организация «Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла» является членом Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF) и Всемирной

2 Всемирная федерация танцевального спорта (WDSF): официальный сайт. URL: http://www.world-dancesport.org (дата обращения: 10.04.2019).

конфедерации рок-н-ролла (WRRC), а также членом Олимпийского комитета России3.

2. WDC - World Dance Council. Полное официальное наименование федерации на русском языке - Всемирный Совет по танцу4.

Общероссийская общественная организация «Российский танцевальный союз» является членом WDC от России. Сокращенное официальное наименование федерации на русском языке - РТС5.

3. IDSU - International Dance Sport Union. Полное официальное наименование

федерации на русском языке — Всемирный

6

союз танцевального спорта .

4. IDSCA - International Dance Studios and Clubs Association. Полное наименование Ассоциации на русском языке - Международная Ассоциация клубов, школ и студий танца. Сокращенное наименование на русском языке - МАСКТ7.

Данные организации в силу специфики своей деятельности занимаются систематизацией спортивно-бальных танцев. Можно выделить наиболее часто встречающиеся основания деления, применяемые в подобных организациях для классификации как самих танцев, так и мастерства исполнителей и мероприятий, связанных с демонстрацией спортивно-художественного материала спортивно-бальных танцев:

- возрастная группа исполнителей и/или характеристика профессионализма или любительского мастерства;

- типы конкурса;

- типы/виды танцев;

- классы мастерства исполнения.

Иногда присутствуют и иные основания

деления.

3 Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР): официальный сайт. URL: http://vftsarr.ru (дата обращения: 10.04.2019).

4 Всемирный Совет по танцу (WDC): официальный сайт. URL: http://www.wdcdance.com (дата обращения: 10.04.2019).

5 Российский танцевальный союз (РТС): официальный сайт. URL: http://rdu.ru (дата обращения: 10.04.2019).

6 Всемирный союз танцевального спорта (IDSU): официальный сайт. URL: http ://worlddanceunion.org (дата обращения: 10.04.2019).

7 Международная Ассоциация клубов, школ и студий танца (IDSCA): официальный сайт. URL: http://idsca.org (дата обращения: 10.04.2019).

Всемирные организации по спортивно-бальным танцам в конкурсную программу включают 10 танцев (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп, самбу, ча-ча-ча, румбу, пасодобль, джайв). В WDSF, WDC и IDSU установлены одинаковые возрастные категории и классы мастерства.

В процедурном аспекте систематизации спортивно-бальных танцев некоторые всемирные организации реализуют различающиеся механизмы осуществления соревновательной деятельности: так, в WDSF, WDC, IDSU все танцоры профессионально занимаются спортивно-бальными танцами, а в ГО8СА - один человек в паре является профессиональным танцором, а второй - начинающим. В WDSF принадлежность танцевальной пары к возрастной группе определяется непосредственно по дате рождения старшего в паре. Танцевальная пара переходит в новую возрастную категорию с началом нового календарного года и должна выступать в данной категории в течение всего календарного года, а в WDC и IDSU танцевальная пара переходит в новую возрастную категорию тогда, когда старшему в паре исполнится определенное количество лет.

В WDC и IDSU чемпионаты мира проводятся по всем категориям и носят открытый характер, а в WDSF данные турниры проводятся с категории юниоры-2 и в них могут участвовать не больше двух пар от каждой страны. В WDSF в латиноамериканской программе танцы исполняются в следующем порядке: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв, а в WDC, IDSU и IDSCA - сначала

исполняется танец ча-ча-ча, далее исполняются самба, румба, пасодобль и джайв. В WDC и IDSU камни на костюмах танцоров и макияж у партнерш разрешены с категории юниоры-1, а в WDSF - только с категории юниоры-2.

Национальные федерации, которые являются членами WDSF, по результатам соревнований присуждают танцорам спортивные разряды, а в WDC и IDSU - нет. В WDSF на соревнованиях по 10 танцам в каждом отборочном туре суммируются все оценки за все танцы, а в WDC и IDSU - соревнования в каждом танце проводятся отдельно, а затем результаты суммируются. В ФТСАРР (член WDSF) и РТС (член WDC) для перехода танцоров из одного класса мастерства в следующий используются различные системы.

Как можно убедиться, в системе мирового регулирования соревновательной деятельности по спортивно-бальным танцам стихийно сформировались основания классификации большинства значимых аспектов этого спортивного искусства. Цели и задачи всех организаций: популяризация спортивно-бальных танцев как современного культурного и спортивного феномена; высокие достижения в танцевальном спорте; создание уникальной танцевальной субкультуры. Данные цели и задачи эффективно достигаются, в связи с чем можно доказательно декларировать рост значения спортивно-бальных танцев не только в профессиональном сегменте, но и как средства социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, развивающей культурный и валеологический потенциал населения.

Список литературы

1. Ершова О.В. История, становление и развитие спортивно-бальных танцев. Курс лекций для студентов. М.: МГУКИ, 2011. 152 с.

2. Гавдис М.С. Роль спортивно-бальных танцев в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения // Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орел: Орлов. гос. ин-т культуры, 2018. C. 212-216.

3. Безикова А.А. Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах: на материале подростковых групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 25 с.

4. Бредихин А.Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 322-325.

5. Браиловская Л.В. Самоучитель бальных танцев: вальс, танго, самба. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 156 с.

6. Боттомер П. Учимся танцевать: как научиться танцевать вальс, квикстеп, фокстрот, танго, самбу, джайв, меренгу, ламбаду и другие танцы - просто и с удовольствием! М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 256 с.

7. Максютин Н. Ф. и др. Социально-культурная работа за рубежом / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2007.

8. Левина И.Д. Креативная индустрия досуга в социокультурном пространстве столичного мегаполиса // Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сб. науч. тр. каф. СКД ИКИ МГПУ. М., 2018. С. 44-49.

9. Ершова О.В., Смирнов Е.Г. Специфика спортивно-бальных конкурсов // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса: материалы науч.-практ. конф. ИКИ МГПУ: в 2 ч. / под общ. ред. С.М. Низамутдиновой. М., 2018. Ч. 2. С. 102-110.

References

1. Ershova O.V. Istoriya, stanovleniye i razvitiye sportivno-bal'nykh tantsev [History, Formation and Development of Sports and Ballroom Dancing]. Moscow, Moscow State Art and Cultural University, 2011, 152 p. (In Russian).

2. Gavdis M.S. Rol' sportivno-bal'nykh tantsev v formirovanii zdorovogo obraza zhizni podrastayushchego pokoleniya [The role of sports and ballroom dances in the formation of healthy lifestyle of the younger generation]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnno-prakticheskoy konferentsii «Kul'tura, nauka i iskusstvo -sovremennyye vektory razvitiya vuza kul'tury» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Culture, Science and Art - University of Culture Modern Vectors of Development"]. Oryol, Orel State Institute of Culture, 2018, pp. 212-216. (In Russian).

3. Bezikova A.A. Garmonizatsiya vzaimodeystviya partnerov v sportivnykh bal'nykh tantsakh: na materiale podrostkovykh grupp: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Harmonization of Partners Interaction in Sports and Ballroom Dancing: on the Teenage Groups Material. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Tyumen, 2006, 25 p. (In Russian).

4. Bredikhin A.Y. Vekhi istorii sportivnykh bal'nykh tantsev i tendentsii razvitiya tantseval'nykh program [The milestones of competitive ballroom dancing and development trends of dancing programs]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2012, no. 3, pp. 322-325. (In Russian).

5. Brailovskaya L.V. Samouchitel' bal'nykh tantsev: val's, tango, samba [Ballroom Dancing Tutorial: Waltz, Tango, Samba]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2005, 156 p. (In Russian).

6. Bottomer P. Uchimsya tantsevat': kak nauchit'sya tantsevat' val's, kvikstep, fokstrot, tango, sambu, dzhayv, merengu, lambadu i drugiye tantsy - prosto i s udovol'stviyem! [Learn to Dance: How to Learn to Dance Waltz, Quickstep, Foxtrot, Tango, Samba, Jive, Merengue, Lambada and Other Dances - Simply and with Pleasure!]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2002, 256 p. (In Russian).

7. Maksutin N.F. et al. Sotsial'no-kul'turnaya rabota za rubezhom [Social and Cultural Work Abroad]. Tambov, 2007. (In Russian).

8. Levina I.D. Kreativnaya indstriya dosuga v sotsiokul'turnom prostranstve stolichnogo megapolisa [Creative leisure industry in the social and cultural space of the metropolitan metropolis]. Sotsial'no-kul'turnoye vzaimodeystviye vuza i predpriyatiy industrii kreativnogo dosuga v sisteme innovatsionnoy podgotovki ka-drov dlya stolichnykh uchrezhdeniy obrazovaniya i kul 'tury [Social and Cultural Interaction of the University and Enterprises of the Creative Leisure Industry in the System of Innovative Training for the Capital's Educational and Cultural Institutions]. Moscow, 2018, pp. 44-49. (In Russian).

9. Ershova O.V., Smirnov E.G. Spetsifika sportivno-bal'nykh konkursov [The specificity of sports and ballroom competitions]. In: Nizamutdinova S.M. (gen. ed.). Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii in-stituta kul'tury i iskusstv Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta «Perspektivy razvitiya sovremennoy kul'turno-obrazovatel'noy sredy stolichnogo megapolisa» [Proceedings of the Scientific and Practical Conference Institute of Culture and Arts Moscow State Pedagogical University "Prospects for Development of Modern Cultural and Educational Environment of the Metropolitan Metropolis"]. Moscow, 2018, pp. 102-110. (In Russian).

Информация об авторах

Ершова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности. Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: olli65@mail.ru

Вклад в статью: концепция исследования, систематизация материала, написание статьи.

ORCID: https: //orcid.org/0000-0002-3585-6381

Смирнов Евгений Геннадьевич, тренер-педагог Танцевально-спортивного клуба «Русский клуб», хореограф танцевально-хореографического центра ООО «Системные технологии». Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: evvgeny.smirnovv@mail.ru

Вклад в статью: набор первичного материала, поиск и анализ литературы, написание части текста.

ORCID: https: //orcid.org/0000-0003-4954-8352

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Ершова Ольга Викторовна

E-mail: olli65@mail.ru

Поступила в редакцию 30.04.2019 г.

Поступила после рецензирования 21.05. 2019 г.

Принята к публикации 05.07.2019 г.

Information about the authors

Olga V. Ershova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Social and Cultural Activities Department. Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: olli65@mail.ru

Contribution: study conception, material systematiza-tion, manuscript drafting and design.

ORCID: https: //orcid.org/0000-0002-3585-6381

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Evgeny G. Smirnov, Training Teacher of Dance and Sports Club "Russian Club", Choreographer of Dance and Choreographic Center "System Technologies" LLC. Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: evvgeny.smirnovv@mail.ru

Вклад в статью: source material acquisition, literature search and analysis, part of text drafting.

ORCID: https: //orcid.org/0000-0003-4954-8352

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Olga V. Ershova E-mail: olli65@mail.ru

Received 30 April 2019 Reviewed 21 May 2019 Accepted for press 5 July 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.