Научная статья на тему 'Военно-профессиональная деятельность как источник развития стресса курсантов военных вузов'

Военно-профессиональная деятельность как источник развития стресса курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / STRESS / MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITY / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / SERVICE AND OPERATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / COPING-BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукачева Татьяна Павловна

Военно-профессиональная деятельность будущих офицеров, являясь для них основополагающей, требует от курсанта выполнения определенных условий, связанных со спецификой обучения в военной образовательной организации и обстановкой, складывающейся в настоящее время в армии. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной деятельности, проанализированы основные факторы, приводящие к стрессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тукачева Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and professional activity as a source of cadets’ stress development

Military and professional activity is the basic for the future officers. It applies relatively tough requirements to the cadet’s personality. The specific character of education and difficult current situation in the army determines these requirements. The article deals with the military and professional activity characteristics, main factors leading to the stress.

Текст научной работы на тему «Военно-профессиональная деятельность как источник развития стресса курсантов военных вузов»

Разработка классификационных программ для разных танцев в различных танцевальных организациях должна сопровождаться обоснованием степени трудности практического освоения технических действий, входящих в состав стандартных фигур. На основе представлений о биомеханической сложности элементов танца и субъективной трудности их освоения спортсмены и тренеры смогут выбрать для себя ясные качественные ориентиры в виде объёма и разносторонности техники на каждом их уровней мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная вспомогательная классификационная программа практически может использоваться при планировании тренировочного и соревновательного объёма техники в процессе обучения мужчин и танцевальных пар стандартным фигурам и вариациям танго, а также при разработке композиций и создании новых обучающих программ для спортсменов различных возрастных и классификационных категорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говард, Г. Техника европейских танцев / Г. Говард. - М. : Артис, 2003. - 255 с.

2. Машков, А.В. Классификация по сложности технических действий танца танго / А.В. Машков, В.А. Шнырев // Спортивные танцы : бюллетень / под ред. А.А. Коваленко. - М., 2001. - № 4 (20). - С. 5-20.

3. Moore, A. Revised Technique of Ballroom Dancing / A. Moore. - London : Sportshelf and Soccer Assoc., 1993. - 72 p.

4. Tango / D. Cacciari [et al.]. - World Dancesport Federation : Ballroom and Latin Series, 2012.

- 170 р.

5. The Ballroom Technique / Imperial Society of Teachers of Dancing. - Lincolnwood, 1ll. : NTC Pub. Group, 1982. - 134 p.

REFERENCES

1. Howard, G. (2002), The Technique of Ballroom Dancing, Artis, Moscow.

2. Mashkov A.V. and Shnyrev V.A. (2001), "Classification of technical actions' difficulty level in Ballroom Tango", Dance sport Bulletin, No. 4, pp. 5-20.

3. Moore, A. (1993), Revised Technique ofBallroom Dancing, Sportshelf and Soccer Assoc, London.

4. Sietas, M., Ambroz, N., Cacciari, D., Cacciari, O. and Bosco, F. (2013), Tango, World Dance sport Federation, Lausanne.

5. ISTD (The Imperial Society of Teachers of Dancing) (1982), The Ballroom Technique, Lincolnwood, Ill.

Контактная информация: feeria@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 378.147

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СТРЕССА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Татьяна Павловна Тукачева, аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ)

Аннотация

Военно-профессиональная деятельность будущих офицеров, являясь для них основополагающей, требует от курсанта выполнения определенных условий, связанных со спецификой обучения в военной образовательной организации и обстановкой, складывающейся в настоящее время в армии. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной деятельности, проанализированы основные факторы, приводящие к стрессам.

Ключевые слова: стресс, военно-профессиональная деятельность, курсант, военный вуз, служебно-боевая деятельность, учебная деятельность, копинг-поведение.

MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITY AS A SOURCE OF CADETS' STRESS

DEVELOPMENT

Tatyana Pavlovna Tukacheva, the post-graduate student.

Perm State Humanitarian Pedagogical University

Annotation

Military and professional activity is the basic for the future officers. It applies relatively tough requirements to the cadet's personality. The specific character of education and difficult current situation in the army determines these requirements. The article deals with the military and professional activity characteristics, main factors leading to the stress.

Keywords: stress, military and professional activity, military higher educational establishment, service and operational activity, educational activity, coping-behavior.

В контексте исследования, посвященного педагогическому сопровождению формирования копинг-поведения будущих офицеров, говоря о военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, мы придерживались позиции, что данная деятельность является интегративным феноменом, в котором объединяются учебная деятельность (приобретение определенных знаний, умений, навыков и т. д.) и служебная деятельность (выполнение специальных обязанностей военнослужащих). Именно совмещение этих двух видов детальности и является особенностью организации образовательного процесса в военном вузе, которое приводит к увеличению физических и психических нагрузок, повышению утомляемости, напряженности, возникновению стрессовых состояний курсантов.

Далее полагаем необходимым обратиться к теоретическому анализу понятий учебная и служебная деятельность.

Феноменологический анализ понятия «учебная деятельность» позволил нам выделить его ключевые аспекты:

- учебная деятельность подразумевает трансформацию действительности и индивидуальное развитие обучающихся за счет преобразования личного опыта с помощью освоения элементов социального опыта [4].

- учебная деятельность есть процесс, предполагающий не столько восприятие обучающимися социального опыта, сколько «сличение» продуктов чужого опыта с имеющимся собственным опытом (Н.А. Менчинской и И.М. Сеченова [5]) или «преобразование опыта самого субъекта» (И.И. Ильясова [3]).

Данные определения указывают на субъективную направленность учебной деятельности, которая выражается в постоянном расширении личного опыта обучающегося путем усвоения новых и преобразования уже имеющихся знаний, умений и навыков.

В современной научной литературе существует позиция, относительно которой учебная деятельность рассматривается с точки зрения проявления обучающимися активности. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что в широком смысле активность - личностный способ объективизации, самовыражения личности в соответствии с ее высшими потребностями и признании за счет регуляции и саморегуляции [1]. А.А. Вербицкий в своем исследовании акцентирует внимание на том, что, проявляя активность, субъект реализовы-вает цели, принятые из внешней среды или поставленные самостоятельно, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, анализирует ситуацию, которая объективно может препятствовать достижению данных целей [2].

В контексте нашего исследования считаем данные взгляды удачными и укладывающимися в основной смысл и содержание гуманистического подхода в образовании.

Исходя из наших исследовательских позиций учебная деятельность, будучи для курсантов основной, может нести как позитивные, так и негативные последствия. Также необходимо помнить, что учебная деятельность в военных образовательных организациях имеет свою специфику и отличается от аналогичной деятельности студентов в гражданских учебных заведениях.

Как было сказано ранее особенностью обучения курсантов в военном вузе является то, что наряду с учебной деятельностью они активно включены в служебно-боевую деятельность, которая, в свою очередь, требует от будущих офицеров дисциплинированности, выдержки и профессионализма.

Служебно-боевая деятельность подразумевает обеспечение высокого уровня боевой готовности: способности войск в любых условиях и в установленные сроки начать военные действия и содержит в себе боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Заступая на боевое дежурство, курсанты должны быть готовы к выполнению боевых задач, четко выполнять требования инструкций, что требует от них собранности, ответственности и дисциплинированности, а также владения специальными знаниями и умениями. Караульная служба также требует от военнослужащих четкого исполнения обязанностей, решимости, бдительности и разумной инициативы. Для поддержания в подразделениях внутреннего порядка и дисциплины организуется внутренняя служба. Служебно-бо-евая деятельность становится для вчерашних школьников абсолютно новым видом деятельности, требующим адаптации и к который часто приводит к возникновению стрессовых состояний и я.

Курсанты неизбежно сталкиваются с особенностями обучения в военном вузе и с выполнением новых для них видов деятельности, которые нередко становятся для них источником стресса: строгий распорядок дня и режим, нехватка времени на личные нужды, отрыв от привычного окружения и привычных климатических условий, несение службы в суточных нарядах, большой объем учебной информации в сочетании со служебными обязанностями, высокая ответственность и самостоятельность - данные факторы зачастую могут негативно отразиться на физиологическом и психологическом состоянии юноши, поступившего в военный вуз.

На наш взгляд, стоит уделить внимание аспектам, связанным со спецификой стрес-согенных факторов, которые могут возникать в военно-профессиональной деятельности курсантов.

В целях выявления основных стрессовых факторов военно-профессиональной деятельности курсантов нами был организован опрос, в котором приняли участие курсанты 1-3 курсов Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Курсанты анонимно в письменной форме отвечали на вопрос «Что именно в вашей военно-профессиональной деятельности вызывает стресс?». В опросе принимали участие 250 будущих офицеров. Проанализировав все ответы, они были обобщены в три большие группы: стресс-факторы служебной деятельности (31%); стресс-факторы повседневной деятельности (33%); стресс-факторы учебной деятельности (33%). К первой группе в основном относятся такие стресс-факторы как неожиданные подъемы (например, при проверках боевой готовности); несение службы в суточных нарядах, караулах; полевые выходы; страх наказания за невыполнение задачи, полученной от командира и др. Ко второй - отрыв от привычного окружения, семьи, друзей; смена климата; редкие выходы в увольнение; отсутствие личного времени и пространства; нехватка свободы; жесткий регламент. К третьей - высокие требования по физической подготовке; большое количество материала, который надо изучить во время самостоятельной работы; нехватка времени на самостоятельную подготовку; боязнь получить плохую оценку или быть не оцененным и т.д. Также необходимо отметить, что встречались такие ответы как «политические изменения», «экономическая обстановка», «неурядицы в семье»; «ссора с близкими»; «плохое финансовое положение родителей». Данные ответы необходимо учитывать и целесообразно отнести их к стресс-факторам социальной сферы.

Знание выявленных факторов позволит организовать целенаправленную работу по организации педагогического сопровождения копинг-поведения будущих офицеров, что позволит им в дальнейшем эффективно справляться со стрессами военно-профессиональной деятельности и их негативным влиянием.

Также для того, чтобы определить какие стрессоры военно-профессиональной деятельности являются для курсантов определяющими, мы в своем исследовании использовали модифицированную методику Ю.В. Щербатых [6]). Было продиагностировано 25 военнослужащих 3 курса факультета артиллерийского вооружения (1 взвод 6 рота) и 79 курсантов 3 курса факультета технического обеспечения (4 рота) Пермского военного института войск национальной гвардии РФ.

По результатам данной части исследования можно сделать вывод, что большинство курсантов наиболее значимыми считают такие стрессоры как (п.1 методики): «нехватка свободного пространства» - средний балл влияния данного стрессора по 10-балльной шкале составил 8,1; «большая учебная нагрузка» - 7,8; «страх перед ответственным делом» - 6,6; «проблемы личностного плана» - 6,4; «страх перед будущим» - 5,8.

Следует отметить, что стресс у курсантов проявляется (п.2 методики) я чаще на психологическом уровне (биологические признаки проявляются редко): «страх, тревога» - 6,8; «спешка, ощущение постоянной нехватки времени» - 6,5 «низкая работоспособность, повышенная утомляемость» - 6,4; «ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами» - 6.1; «плохое настроение, депрессия» - 5,8; «потеря уверенности, снижение самооценки» - 5,4; «повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания» - 5,3.

Анализируя результаты, полученные при исследовании уровня экзаменационного волнения курсантов (п.3 методики), мы пришли к выводу, что экзамены и зачеты, организуемые в рамках сессии, являются существенным фактором, который приводит к стрессу (6,9 балла по 10-балльной шкале). Контроль знаний и практических навыков наряду с другими являются психотравмирующими факторами, которые приводят к нарушению психологического комфорта, и могут вызвать отрицательные последствия в регуляции физиологических систем организма [6].

Знание конкретных стрессовых факторов военно-профессиональной деятельности курсантов позволит нам разработать структурно-функциональную модель формирования копинг-поведения курсантов и на ее основе организовать педагогического сопровождение данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 299 с.

2. Вербицкий, А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности / А.А. Вербицкий // Новые исследования в психологии. - 1977. - № 1. - С. 19-24.

3. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М. : Изд-во Московского Университета, 1986. - 200 с.

4. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во Московского Университета, 1989. - 239 с.

5. Сеченов, И.М. Избранные произведения : в 2 т. Т. 1 : Физиология и Психология / И.М. Сеченов. - М. : Изд-во АН СССР, 1952. - 581 с.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2012. - 256 с.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (1980), Activity and psychology of personality, Science, Moscow.

2. Verbitsky, A.A. (1977), "Questions of Genesis and self-regulation of cognitive and professional activity", New researches in psychology, No. 1, pp. 19-24.

3. Ilyasov, I.I. (1986), Structure of study, Moscow University Publ., Moscow.

4. Laudis, V.Ya. (1989), Formation of educational activity of students, publishing house MSU, Moscow.

5. Sechenov, I.M. (1952), Selected works, Vol. 1, publishing house AN USSR, Moscow.

6. Shcherbatykh, Yu.V. (2012), Psychology of stress and methods of correction, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: polkovnikov6990@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2019

УДК 796.093.414

КОМПЛЕКС СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «НАВСТРЕЧУ

УНИВЕРСИАДЕ - 2019», КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Тольяттинская академия управления; Наталья Ивановна Пономарева, старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет

Аннотация

В статье, на основании информационного письма Департамента координации деятельности организаций Министерства науки и высшего образования РФ № МН 35/79 от 31.01.2019, описывается разработанная программа спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий «Навстречу Универсиаде - 2019».

Ключевые слова: студенческое спортивное движение, спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, лыжные гонки, биатлон, зимний трекинг.

COMPLEX SPORTS EVENTS "TOWARDS THE UNIVERSIADE - 2019" AS A FACTOR IN INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS TO EMPLOYMENTS BY PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Nikolay Aleksandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Tolyatti Academy of Management; Natalya Ivanovna Ponomareva, the senior teacher, Tolyatti State University

Annotation

The article, on the basis of the information letter of the Department of coordination of activity of the organizations of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation No. 35/79 MN from 31.01.2019, describes the developed program of sports and mass sports and fitness activities "Towards the Universiade - 2019".

Keywords: student sports movement, mass sports, sports and recreational activities, cross-country skiing, biathlon, winter trekking.

ВВЕДЕНИЕ

На основании информационного письма Департамента координации деятельности организаций Министерства науки и высшего образования РФ № МН 35/79 от 31.01.2019 кафедрой «Физическая культура» ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (Академия) разработан и реализован комплекс спортивно - массовых мероприятий («Навстречу Универсиаде - 2019»), посвященный популяризации XXIX Всемирной зимней Универсиаде - 2019 в г. Красноярске.

Основной целью проведенного комплекса спортивно - массовых мероприятий является повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Пропаганда студенческого спортивного движения

2. Повышение вовлеченности студентов к активным занятиям физической культурой посредством зимних видов спорта

3. Определение актуальности зимних видов спорта в качестве избранных курсов в рамках «Элективные дисциплины по физической культуре»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.