Научная статья на тему 'Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ'

Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7502
750
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / DANCESPORT / COMPETITIVE BALLROOM DANCING / HISTORICAL ASPECTS / DEVELOPMENT TRENDS / DANCING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бредихин Алексей Юрьевич

В статье представлено исследование истории развития спортивных бальных танцев. На основе результатов экспертного опроса и анализа научно-методической литературы определены основные тенденции развития танцевальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бредихин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Milestones of Competitive Ballroom Dancing and Development Trends of Dancing Programs

The article presents a research on the developmental history of competitive ballroom dancing. Based on the results of an expert poll and the analysis of scientific and method literature, the main development trends of dancing programs are defined.

Текст научной работы на тему «Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ»

Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ

А. Ю. Бредихин (Московский гуманитарный университет)

В статье представлено исследование истории развития спортивных бальных танцев. На основе результатов экспертного опроса и анализа научно-методической литературы определены основные тенденции развития танцевальных программ.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, исторические аспекты, тенденции развития, танцевальные программы.

В настоящее время спортивные бальные танцы являются одним из самых красивых и зрелищных видов спорта. Спортивный бальный танец — активно развивающийся вид танцевального искусства, который в своем генези-

се и развитии, с одной стороны, представляет собой хореографическое искусство, а с другой — результат своеобразного синтеза искусства и спорта (Воронин, 2007). В последние годы вопрос о соотношении спортивной со-

ставляющей и искусства в бальных танцах приобрел особую остроту. В связи с этим актуальна проблема разработки спортивных технологий и методик тренировки танцоров и критериев оценки их спортивного мастерства. Решение данной проблемы должно основываться на исследовании исторических аспектов и тенденций развития бальных танцев, анализе научной литературы по вопросам подготовки спортсменов-танцоров. Данным вопросам посвящено немного научных исследований (например: Путинцева, 2007; Ересько, 2005; Терехова, 2008 и др.). Таким образом, аналитическое исследование истории развития спортивных бальных танцев и тенденций развития танцевальных программ весьма остро стоит на повестке дня.

Цель работы — проанализировать историю развития спортивного бального танца и сформулировать тенденции развития танцевального спорта на современном этапе. В работе использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы и официальных документов по спортивным бальным танцам, экспертный опрос и интервьюирование специалистов в области спортивных танцев.

Из анализа литературных источников установлено, что бальные танцы появились в XV в. в Италии и Франции в связи с увлечением балами (от лат. ballare — танцевать) светского общества. В то время бальные танцы представляли собой видоизмененные нормами этикета и уклада жизни бытовые народные танцы. Изменяясь и приобретая новые грани, к XIX в. бальные танцы стали модными во многих странах Старого Света. Благодаря отсутствию сложных фигур, простоте движений и пленительности мелодий ведущее место занял вальс (Васильева-Рождественская, 1987: 157).

К началу XX в. в связи с появлением различных видов бальных танцев назрела необходимость их систематизации и стандартизации. В 20-х годах XX в. некоторые европейские государства стали проводить неформальные конференции. Это были первые шаги в возникновении и развитии танцевального спорта. В 1924 г. в Англии Имперское общество учителей танца (Imperial Society of Teachers of Dancing — ISTD) решило стандартизировать из-

вестные в то время танцы (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп), и специальный комитет ISTD по бальным танцам, в состав которого вошли лучшие исполнители бальных танцев тех лет, начал заниматься этим важным делом.

В начале XX в. соревнования по бальным танцам получили широкое развитие. В 1935 г. в Праге создано первое танцевальное объединение — Международная федерация танцоров любителей, которая просуществовала до

1956 г. Первый чемпионат мира среди любителей прошел в Германии в г. Бад Нойхейме в 1936 г. В нем приняли участие танцоры из пятнадцати стран трех континентов.

В 1930—1950-е годы количество бальных танцев в конкурсных программах было постепенно увеличено до десяти за счет латиноамериканских танцев (румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча). И в конечном итоге были сформированы современные программы: европейская и латиноамериканская.

Лидером конкурсного бального танца становится Англия, где была образована и сохраняет свое значение до настоящего времени английская школа бальной хореографии. В ней сформулированы первые правила международного стандарта бальных танцев и создана система техники их исполнения (Безикова, 2006).

В 1957 г. был создан Международный союз танцоров любителей (1САБ), который в 1990 г. переименован в Международную федерацию танцевального спорта (IDSF), ныне это Всемирная организация танцевального спорта (WDSF), образованная в 2011 г. В начале 80-х годов XX в. IDSF ввела термин «танцевальный спорт», чтобы обозначить соревновательную форму бальных танцев (РкаЛ, 2006).

К 1992 г. IDSF получила полноправное членство в международной конвенции «Спорт-Аккорд», которая объединяет более 100 международных федераций по видам спорта. Вскоре танцевальный спорт был признан Международным олимпийским комитетом. Однако несовершенная система судейства и неразработанность понятных критериев оценки до настоящего времени не позволяет танцевальному спорту быть включенным в программу Олимпийских игр.

В СССР спортивный танец появился летом

1957 г. Тогда по инициативе группы энтузиастов бального конкурсного танца (так в то время именовался танцевальный спорт) в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам. К концу 90-х годов XX в. ведущие советские танцевальные пары показывали высокие результаты на международных соревнованиях. Все эти годы бальный танец относился к сфере художественной культуры. Немногочисленные кружки и студии бального танца существовали в системе советской художественной самодеятельности. Только в условиях перестройки возникли предпосылки для организационного оформления спортивно-танцевального движения. В 1988 г. была учреждена Ассоциация бального танца СССР, в состав которой вошли общественные объединения бальной хореографии девяти союзных республик.

В конце 1991 г., после распада СССР Ассоциация бального танца РСФСР была выделена в самостоятельную общественную организацию под названием Российская ассоциация спортивного танца. Нынешнее название — Федерация танцевального спорта России (ФТСР).

С февраля 1992 г. ФТСР представляет Российскую Федерацию в IDSF. К середине 90-х годов XX в. органы управления спортом в нашей стране на федеральном и региональном уровнях признали конкурсный бальный танец самостоятельным видом спорта. В 1998 г. ФТСР стала коллективным членом Олимпийского комитета России.

В результате расширения соревновательных программ и увеличения количества категорий участников спортивный танец охватывает все большее количество спортсменов. В настоящее время на соревнованиях исполняются три программы спортивных танцев: европейская, латиноамериканская и так называемая десятка, куда входят все десять танцев. В спортивных танцах существует множество разнообразных фигур, движений, связок, линий, поддержек, которые могут быть использованы для составления программы. Постоянно улучшается техника спортсменов, впитывая в себя наиболее значимые технические аспекты ис-

полнения лучших танцоров прошлого и современности. Формируются различные школы со своим индивидуальным стилем, образуемые выдающимися танцорами и их последователями, некоторые из них объединяются, образуя свои направления в спортивных танцах.

Для определения тенденций развития танцевальных программ нами в 2010-2011 гг. был проведен анализ научно-методической литературы, официальных документов по спортивным танцам, расположенных на официальном сайте Федерации танцевального спорта России (www.ftsr.ru), а также проведен опрос специалистов в области танцевального спорта. Всего опрошено 42 эксперта, из них 3 судей категории WDSF, 7 судей всероссийской категории, 6 тренеров по спортивным танцам различных клубов («Линия танца», «Лидия», «Бис-Альянс», «Ритм»), воспитавших танцоров международного класса, 10 танцоров — мастеров спорта международного класса, 16 танцоров — мастеров спорта России.

В результате анализа полученных данных установлено, что в настоящее время основными тенденциями развития танцевальных программ являются:

— увеличение зрелищности выступлений танцоров, прежде всего в латиноамериканской программе, которая становится все более атлетичной, насыщается элементами шоу, некоторыми игровыми моментами, превращающими спортивные танцы в красивое эстетическое зрелище; увеличивается число разнообразных поддержек, поз, основные фигуры изменяются благодаря необычным соединениям, движениям корпуса и позициям рук;

— развитие скорости и динамичности танца;

— повышение сложности и разнообразия программ за счет включения в танцевальные программы новых комбинаций из основных фигур, выполненных по частям, использования партнером (или партнершей) партии партнерши (или партнера), увеличения количества поддержек, оригинальных элементов и находок, синкопированных ритмов, разнообразия фигур-линий, уменьшения количества несложных фигур в танце и др.;

— увеличение амплитуды шейпов в европейской программе;

— улучшение технической подготовленности спортсменов.

Таким образом, очевидно, что спортивный танец как часть не только спорта, но и искусства тесно связан с модой, с социальными изменениями, политической обстановкой, что в разные периоды накладывало свои отпечатки на развитие танцевального спорта. Из года в год происходит повышение технического мастерства спортсменов. Изменяется система оценки в спортивных танцах — внедряется абсолютная система оценки, направленная на объективизацию системы судейства и более доступное понимание оценки для зрителя. Происходит расширение программы международных соревнований, которые теперь включают соревнования среди ансамблей, шоу-программ, фристайла, чемпионаты по европейскому и латиноамериканскому секвею. Разработана и постоянно расширяется единая программа соревнований, которые проходят уже более чем в ста странах мира. Задачами Всемирной федерации на ближайшие пятьдесят лет являются включение танцевального спорта в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, молодежных Олимпийских игр. Увеличение спортивной составляющей и зрелищности бального танца как прогрессивной тенденции его дальнейшего развития способствует повышению качества исполнительского мастерства танцоров, успешному привлечению зрителей на соревнования по танцевальному спорту, осознания обществом спортивных танцев как вида спорта. Они нуждаются в разработке научных основ организации тренировочного процесса, переосмыслении средств, форм и методов обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безикова, А. А. (2006) Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах (на материале подростковых групп) : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень.

Васильева-Рождественская, М. В. (1987) Историко-бытовой танец. М. : Искусство.

Воронин, Р. Е. (2007) Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец, вторая половина XX века) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М.

Ересько, И. Е. (2005) Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск.

Путинцева, Е. В. (2007) Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах : дис. ... канд. пед. наук. Омск.

Терехова, М. А. (2008) Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград.

Picart, C. J. (2006) From Ballroom to Dancesport : Aesthetics, Athletics, and Body Culture. Albany : State University of New York Press.

THE MILESTONES OF COMPETITIVE BALLROOM DANCING AND DEVELOPMENT TRENDS OF DANCING PROGRAMS A. Yu. Bredikhin (Moscow University for the Humanities)

The article presents a research on the developmental history of competitive ballroom dancing. Based on the results of an expert poll and the analysis of scientific and method literature, the main development trends of dancing programs are defined.

Keywords: dancesport, competitive ballroom dancing, historical aspects, development trends, dancing programs.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bezikova, A. A. (2006) Garmonizatsiia vzaimod-eistviia partnerov v sportivnykh bal’nykh tantsakh (na materiale podrostkovykh grupp) : dis. ... kand. ped. nauk. Tiumen’.

Vasil’eva-Rozhdestvenskaia, M. V. (1987) Istori-ko-bytovoi tanets. M. : Iskusstvo.

Voronin, R. E. (2007) Filosofsko-esteticheskie i khudozhestvennye aspekty tantseval’nogo iskusstva (sportivnyi bal’nyi tanets, vtoraia polovina XX veka) : avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniia. M.

Eres’ko, I. E. (2005) Metodika sovershenstvo-vaniia trenirovochnogo protsessa tantsorov 7-9 let na osnove ispol’zovaniia sredstv khoreografii : dis. ... kand. ped. nauk. Khabarovsk.

Putintseva, E. V. (2007) Struktura vidov nachal’noi podgotovki detei 7-9 let v sportivnykh tantsakh : dis. ... kand. ped. nauk. Omsk.

Terekhova, M. A. (2008) Metodika fizicheskoi podgotovki tantsorov 10-11 let na etape nachal’noi sportivnoi spetsializatsii : dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd.

Picart, C. J. (2006) From Ballroom to Dancesport : Aesthetics, Athletics, and Body Culture. Albany : State University of New York Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.