Научная статья на тему 'Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования'

Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования»

82

Высшее образование в России • № 9, 2006

сивных начинании - с опорой на лучшие отечественные традиции, что позволяет обеспечить историческую преемственность деятельности университета. В таком подходе видится залог не только продуктивного развития российского образования, но и сохранения его своеобразия.

Таким образом, наш обновленный университет призван стать уникальным цент-

ром гуманитарной науки, культуры и образования в республике и за ее пределами, консолидировать лучшие научно-педагогические силы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации высокообразованных специалистов-гуманитариев. Эта идея красной нитью проходит в недавно принятых Концепции и Программе развития университета на 2006-2010 годы.

Р. ЗАМАЛЕТДИНОВ, профессор, проректор по учебной работе

Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования

Кардинальные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны обусловили современные реформы, направленные на восстановление в сфере духовной жизни человека национально-ценностных ориентаций, связанных с языком как значимым явлением национальной культуры. Кроме того, важность обновленного филологического образования школьников и студентов дикту-

ется современной стратегией развития российской школы и высших учебных заведений, их направленностью на формирование духовно богатой и образованной личности. В связи с реализацией данной стратегии в Республике Татарстан приобретают особую значимость закон «О языках народов Республики Татарстан» (1992), «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государ-

Из жизни вуза

83

ственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы» (2004).

Система образования в Татарстане уделяет особое внимание совершенствованию двустороннего - татарско-русского и русско-татарского - двуязычия. При этом необходимо помнить, что истоки изучения татарского и русского языков в качестве неродного (татарского языка в русской школе, русского языка в татарской) уходят в далекое прошлое. Восприятие этого опыта, его анализ помогают воссоздать картину целостного исторического процесса зарождения и развития билингвизма в нашей республике, раскрыть роль и значение лингвистической и методической науки в формировании двустороннего национально-русского и русско-национального двуязычия, которое возникает при сосуществовании в сознании обучащегося разносистемных языков, между которыми устанавливаются определенные контакты, в одних случаях облегчая, а в других затрудняя восприятие и усвоение изучаемого языка.

Руководство ТГГПУ, глубоко понимая важность и значимость деятельности в области изучения и сохранения государственных языков Российской Федерации (русского и татарского) в Республике Татарстан, уделяет особое внимание решению вопросов, связанных с организацией такой деятельности.

В нашем учебном заведении с учетом специфики подготовки кадров уже с конца 1980-х годов была начата работа по изучению и сохранению языков и культур народов, проживающих в регионе. Однако целенаправленная и систематическая деятельность в этой области ведется с начала 90-х годов ХХ века, т. е. после принятия ряда нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование этих вопросов в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации. Данная работа в университете проводится в следующих направлениях:

1) научные исследования по русскому языкознанию и литературе, татарскому языкознанию и литературе, а также созданию методологии обучения на билингваль-ной и полилингвальной основе;

2) работа по подготовке и повышению квалификации кадров, способных работать в условиях билингвизма и полилингвизма;

3) воспитательная деятельность, направленная на формирование толерантной личности.

При этом особо хочется выделить следующие виды работ.

• Через докторантуру и аспирантуру университета осуществляется подготовка научно-педагогических кадров как для нашего вуза, так и для других педвузов, а также ряда вузов иного профиля. Здесь, наряду с работой ведущих ученых университета и республики, являющихся научными руководителями и консультантами, хочется отметить плодотворную деятельность двух диссертационных советов ТГГПУ - по педагогике и методике обучения, возглавляемого ректором университета профессором Зямилем Газизовичем Ниг-матовым, и по сопоставительному языкознанию, руководимого профессором Руза-лем Абдуллазяновичем Юсуповым. На заседаниях данных советов защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, где нашли научное решение многие проблемы языкознания, теории и методики обучения различным дисциплинам.

• Проведена работа по разработке и систематизации терминологии (на русском и татарском) различных дисциплин. В этом направлении наиболее успешно работали профессора и преподаватели математического, биологического, географического, исторического, физического, музыкального факультетов и факультета физической культуры, а также общеуниверситетских кафедр истории педагогики и эт-нопедагогики, педагогики, психологии и философии. Благодаря усилиям ученых-педагогов вышеуказанных подразделений университета были систематизированы тер-

84

Высшее образование в России • № 9, 2006

мины по данным дисциплинам, а по некоторым из них, например, по математике, биологии, анатомии и физиологии человека, географии, педагогике, истории разработаны и изданы терминологические словари. В настоящее время готовы к изданию словари по физической культуре и искусствоведению.

• Разработаны и изданы программы, учебники и учебно-методические пособия по русскому и татарскому языкам, литературам этих народов, иностранным языкам и различным дисциплинам, предназначенные для студентов татарских отделений средних и высших профессиональных учебных заведений, а также национальных школ республики. Например, сегодня университет является пионером в подготовке учебников для вузов на татарском языке по математике, педагогике, ботанике, анатомии, физике, географии, физической культуре, музыкальному образованию и некоторым другим предметам. Они являются логическим продолжением школьных учебников, характеризуются отличным изложением материала, за что и получили высокую оценку вузовской и научной общественности. Всего за последнее десятилетие учеными-педагогами нашего вуза подготовлено и выпущено более 500 учеб-но-методическихи научных изданий общим объемом более 5000 п.л.

• На факультетах русской и татарской филологии, наряду с подготовкой учителей соответствующих квалификаций, студентам предоставляется возможность получения дополнительных специальностей и специализаций. В частности, учителя русского языка готовятся для работы и в национальных (татарских) школах, а учителя татарского языка получают специализацию «Русский язык и литература в национальной школе »; часть выпускников обоих филологических факультетов в дополнение к основной специальности получают квалификацию учителя английского языка. На базе факультета русской филологии ведется подготовка по специальности

«Логопедия». С 2003 г. на факультете татарской филологии в качестве дополнительных специализаций введены «Издательское дело и редактирование», «Практическая журналистика».

• На некоторых факультетах университета (математическом, биологическом, географическом, музыкальном, физическом, физической культуры, историческом) на протяжении нескольких десятилетий успешно ведется подготовка специалистов, способных работать в условиях двуязычия.

• В свете требований Болонской декларации начиная с 2003 и 2004 гг. в вузе осуществляется подготовка учителей, которые, имея дополнительную квалификацию учителя иностранного языка, смогут преподавать отдельные дисциплины, в частности информатику, математику, историю, географию и биологию, на английском языке. В дальнейшем планируется расширить перечень таких дисциплин.

• В вузе накоплен опыт работы, направленной на развитие форм деятельности, которые способствуют приобщению студентов к языку и культуре народов, проживающих в республике. На наш взгляд, важную роль в этом сыграла прежде всего программа художественно-творческого развития студентов, фестивальные проекты, в которых присутствуют элементы татарского и русского фольклора, художественное слово, современные жанры татарского и русского национального искусства и др.

О результативности деятельности коллектива университета в области языковой подготовки говорят следующие факты:

• ТГГПУ является базовым вузом Республики Татарстан по обучению на билинг-вальной и полилингвальной основах, а ректор университета профессор Зямиль Гази-зович Нигматов избран заместителем председателя Совета ректоров вузов по национальным вопросам (2003); он возглавляет также Межвузовский научно-методический совет, занимающийся данными проблемами;

Из жизни вуза

85

• решением президиума совета Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования (УМО) на базе нашего университета создана учебно-методическая комиссия по специальности «Родной (татарский) язык и литература» данного УМО (2005);

• на протяжении последних 7 лет на

общегородском межвузовском фестивале студентов конкурсные программы коллектива ТГГПУ занимают только призовые места.

В текущем учебном году отмечается 130-летие вуза и 80-летие основания отделения татарского языка и литературы (с 1995 г. -факультет татарской филологии) нашего университета.

Ф. СИТДИКОВ, профессор, проректор по научной работе

Авторитет, известность высшему учебному заведению обеспечивают его ученые, научные школы и результаты научно-исследовательской деятельности. Как известно, научная школа формируется в течение многих десятков лет и характеризуется устойчивыми признаками, такими как постоянство тематики исследований, подготовка квалифицированных научно-педагогических кадров, наличие творческой атмосферы, организация научных встреч и практическая применимость исследовательских результатов. Присутствие доктора

Научная школа -основа креативного потенциала вуза

наук, аспирантуры или докторантуры и диссертационного совета ещё не говорит о наличии научной школы, хотя, к сожалению, в директивных документах определение научной школы порой ограничивается перечислением только этих квалификационных критериев.

В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете на 60 кафедрах работают более 1000 преподавателей, из них 80 - доктора наук, профессора, половина сотрудников обладает учеными степенями и званиями. Все они при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.