Научная статья на тему 'О компетенциях будущего педагога дошкольного образовательного учреждения'

О компетенциях будущего педагога дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧ-РЕЖДЕНИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА / ПРОЕКТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER OF A 'PROJECT CREATION' TYPE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS / MULTI-LEVEL HIGHER EDUCATION / PROJECT CREATION / EDUCATIVE / ORGANIZATIONAL AND RESEARCH AND METHODO-LOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Каюмова Алия Магзумовна, Юсупова Гульназ Фаритовна

В статье рассматривается проблема профессиональных компетенций педагога дошкольного обра-зовательного учреждения в контексте перехода на многоуровневую (бакалавриат, магистратура) подготовку в высших учебных заведениях. Технология формирования профессиональных компе-тенций включает четыре вида учебной деятельности: проектно-педагогическую, воспитательно-развивающую, организационно-управленческую и научно-методическую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Каюмова Алия Магзумовна, Юсупова Гульназ Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

The article deals with the problem of professional competence of the teachers of preschool institutions in the context of transition to the multi-level system in higher education (bachelor's and master's degrees). The technology of formation of professional competence includes four types of training activities: project creation, educative, organizational and research and methodological.

Текст научной работы на тему «О компетенциях будущего педагога дошкольного образовательного учреждения»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.414

О КОМПЕТЕНЦИЯХ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© В.Ф.Габдулхаков, А.М.Каюмова, Г.Ф.Юсупова

В статье рассматривается проблема профессиональных компетенций педагога дошкольного образовательного учреждения в контексте перехода на многоуровневую (бакалавриат, магистратура) подготовку в высших учебных заведениях. Технология формирования профессиональных компетенций включает четыре вида учебной деятельности: проектно-педагогическую, воспитательноразвивающую, организационно-управленческую и научно-методическую.

Ключевые слова: профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, многоуровневая подготовка, педагог проектно-технологического типа, проектно-

педагогическая, воспитательно-развивающая,

методическая педагогическая деятельность.

Педагогическая компетенция не может пониматься как некая сумма профессиональных знаний и умений, т.к. она в значительной мере корректируется личностными ориентирами и ценностями педагога, личностными характеристиками детей (ДОУ, школ) или студентов вуза [1]. О компетенциях можно говорить лишь тогда, когда они проявляются в какой-либо конкретной педагогической ситуации, причем ситуации, имеющей непосредственное отношение к профессионализму будущего педагога.

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования в процессе разработки образовательных программ третьего поколения выделяет категорию профессионализма как наиболее значимую. Профессионализм педагогической деятельности - это качественная характеристика его компетентности, меры и степени владения педагогом знаниями и продуктивными способами решения профессиональных задач, это концентрированный показатель его личностнодеятельностной сущности, обусловленный мерой реализации гражданской ответственности, зрелости и профессионального долга педагога. Это результат творческой педагогической деятельности, предполагающей самый высокий уровень продуктивности труда [2]. Высокопрофессиональный педагог не только знает, чему учить и как учить и воспитывать, но и умеет переводить ребенка из одного состояния в другое [3].

В структуре профессионализма мы выделяем три составляющих компонента: профессионализм знаний - основание, базис формирования профессионализма в целом; профессионализм общения - готовность и умение использовать систему знаний на практике; профессионализм

организационно-управленческая и научно-

самосовершенствования - обеспечение динамичности развития целостной системы профессиональной деятельности, постоянная потребность целенаправленного приобретения новых знаний и умений. Отсутствие одного из этих компонентов свидетельствует о несформированности педагогического профессионализма [4].

Известно, что высокий уровень профессиональной деятельности может быть достигнут только при условии формирования к ней ценностного отношения у преподавателя, предполагающего сознательное, индивидуальное, общественно-обусловленное, положительно-эмоцио-

нальное реагирование (рефлексия) на информацию о профессиональной деятельности, проявляющееся в стремлении к ее глубокому изучению и осмыслению, трансформировании в соответствии с социальным заказом и реализации на практике. Модель ценностного отношения к профессиональной деятельности представляет собой сложное психолого-педагогическое образование, состоящее из когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов.

Все компоненты модели тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них предполагает выполнение комплекса профессиональнозначимых, целенаправленных психических и практических действий в их логической последовательности:

• когнитивный компонент характеризуется осознанием субъектом общественной значимости профессиональной деятельности как целостного явления, учением его содержания, знанием

и пониманием цели своей деятельности, путей и средств ее достижения;

• эмоциональный компонент находит свое выражение в особом отношении педагога к своей деятельности. Без учета особенностей эмоциональной сферы преподавателя невозможно адекватно анализировать профессионализм педагога как целостную систему, а также отдельные его компоненты, невозможно объяснить удивительную гибкость, пластичность и артистизм поведения педагога;

• мотивационный компонент характеризуется стремлением педагога к самостоятельному познанию структурных составляющих профессионализма педагогической деятельности в целях достижения наибольшей продуктивности труда.

Основным, определяющим показателем ценностного отношения субъекта к профессионализму является поведенческий или деятельностный компонент, проявляющийся в целенаправленных действиях по овладению структурными составляющими профессиональной деятельности:

1) профессионализм знаний - знания о профессионально-значимых качествах преподавателя педагогического вуза; его знания о целях подготовки специалистов для дошкольного образования и путях, средствах и методах диагностики их достижения, основных видах и задачах профессиональной деятельности педагога, имеющего квалификацию и степень бакалавра или магистра, внутрипредметной, межпредметной, практической (в профессиональной деятельности), развивающей (научное, аналитическое, логическое, пространственное, мировоззренческое, моделирующее, проектировочное, конструктивное, системное мышление) значимости и объективной сложности и субъективной трудности усвоения каждой темы (единицы учебной информации), преподаваемой педагогом учебной дисциплины (только при этих условиях дидактическая позиция преподавателя будет обоснованной), теории и современных активных технологиях обучения и воспитания студентов, особенностях работы с коллективом разновозрастных студентов, психо-лого-педагогической, методической и специальной литературе, политике и культуре и т.д.; готовность ответить на любой вопрос студентов;

2) профессионализм общения - коммуникационная культура взаимодействия преподавателя и студентов; коллектива преподавателей; преподавателя и руководителей различных подразделений вуза; преподавателя и студентов с опытными педагогами дошкольных образовательных учреждений (в процессе исследования содержания и перспектив профессиональной деятельно-

сти специалистов конкретного профиля и, соответственно, роли преподаваемой педагогом дисциплины в формировании творческой готовности будущего специалиста к этой деятельности в процессе педагогических практик), проявление самых лучших (с точки зрения продуктивности педагогической деятельности) педагогических качеств и умений в учебной, научной и общественной работе;

3) профессионализм самосовершенствования - такая организация жизни и профессиональнопедагогической деятельности преподавателя, которая отличается постоянным стремлением к совершенствованию его личностных качеств и педагогического мастерства, потребностью в новых знаниях, как в области своей науки, так и в области методологии обучения и воспитания. В любой образовательной системе обучаемых воспитывает, прежде всего, личность педагога (это особенно значимо для дошкольного обучения, когда знакомство с различными знаниями "персонифицируется" детьми - "любимая воспитательница - любимые сказки, интересные экскурсии, беседы, занятия").

Продуктивная педагогическая деятельность преподавателя кафедры педагогики и методики дошкольного образования является результатом длительной творческой педагогической деятельности, успешно сочетающей личностную и деятельностную сущности, в результате которой вырабатываются умения моделирования предметной среды с целью получения объективной оценки состояния обученности объекта управления (студента) на локальных этапах процесса обучения (например, семестр); анализа и формирования конкретных структур системы межпредметных связей, алгоритмизация процессов взаимодействия элементов предметной среды (учебных дисциплин); количественной оценки состояния объекта управления как для локальных, так и для заданного множества элементов предметной среды; определения множества управляющих факторов (анализ и классификация форм и методов индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов, связей кафедры с детскими садами, районным управлением образования, ИРО и др.), обеспечивающих реализацию основных показателей качественной подготовки педагогов для системы дошкольного образования.

Теоретической основой управления качеством подготовки современных педагогов ДОУ является программно-целевой подход, базирующийся на ценностном подходе к содержанию и контролю качества обучения, комплексных программах изучения и применения информационных технологий, планах непрерывной подготов-

ки. Этот подход позволил выйти нам на определение профессиональных компетенций педагогов ДОУ [5; 6; 7; 8; 9; 10].

Предложенное в европейском проекте TUNING "... понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)" [11: 19]. Понятие "компетенция" включает не только когнитивную и операционнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций). В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. В проекте подчеркивается обобщенный интегральный характер этого понятия по отношению к "знаниям", "умениям", "навыкам" (но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание).

В связи с этим мы разработали алгоритм соотнесенности уровней высшего образования, квалификации и вытекающих отсюда отличительных признаков (см. таблицу 1).

Таблица 1

Алгоритм соотнесенности уровней высшего образования, квалификации и отличительных

тельного учреждения

Второй уровень Специалист Методист-организатор дошкольного образования Преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в педагогических колледжах)

Магистр дошкольного образования Педагог дошкольного образовательного учреждения (со знанием двух языков -русского и татарского) Педагог дошкольного образовательного учреждения (со знанием трех языков -русского, татарского и иностранного) Методист-организатор дошкольного образования (исследователь проблем дошкольного образования) Заведующий дошкольным образовательным учреждением (по направлению "Управление дошкольным образованием") Преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в педагогических вузах)

На основе этого алгоритма к основным видам и задачам деятельности подготовки педагогов нового типа (педагогов проектно-технологического типа) мы отнесли:

1. Проектно-педагогическую деятельность:

• проектирование содержания образования в области дошкольного образования, родного языка и литературы, иностранного языка в зависи-

признаков каждой квалификации

Уровни высшего образования Квалификация Основные отличительные признаки каждой из квалификаций

Первый уровень Бакалавр дошкольного образования Педагог дошкольного образовательного учреждения Психолог дошкольного образовательного учреждения Музыкальный работник дошкольного образова-

мости от ступени и уровня образовательной программы;

• планирование учебно-воспитательной деятельности по русскому языку и литературе, родному языку и литературе, иностранному языку в соответствии с образовательной программой, учебным планом и графиком учебного процесса в учреждениях системы дошкольного образования;

• использование современных методов поиска, обработки и применения информации;

• проектирование воспитательной, развивающей, игровой деятельности детей в ДОУ;

• планирование мероприятий по культурнопросветительной деятельности, социальной профилактике, здоровому образу жизни, экологическому образованию и воспитанию.

2. Воспитательно-развивающую деятельность:

• осуществление процесса воспитания и развития детей на русском языке, родном (татарском) языке, иностранном языках в зависимости от ступени и уровня образовательной программы с ориентацией на задачи развития личности через язык, литературу, культуру;

• обеспечение освоения детьми основ языковых знаний, формирования у них учебных компетенций, позволяющих наблюдать, оценивать и исследовать явления в области языка и литературы; навыков коммуникации, культуры речи;

• использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств развития, в том числе информационных и коммуникационных технологий;

• применение современных средств оценивания результатов развития;

• осуществление культурно-просветительной деятельности;

• осуществление воспитания детей на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений;

3. Организационно-управленческую деятельность:

• составление планов воспитательной и развивающей работы, проведение отчетности по утвержденным формам;

• организация контроля за результатами воспитания и развития детей;

• ведение документации;

• обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательно-развивающего процесса;

• управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ.

4. Научно-методическую деятельность:

• изучение информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам дошкольного образования и воспитания, современных достижений в области дошкольной педагогики, психологии и методики дошкольного образования;

• поиск путей повышение профессиональной квалификации, совершенствования мастерства педагога и управленца и способов самосовершенствования;

• изучение и внедрение новых форм воспитательной и развивающей деятельности, современных педагогических технологий;

• проведение исследований в области педагогики и методики дошкольного образования, поиск и применение новых форм, методов и средств воспитательной и развивающей деятельности, анализ полученных результатов;

• участие в работе методических объединений, в педагогических конференциях, научных семинарах по обмену опытом и в других формах методической работы и исследовательской деятельности.

Приведем пример образовательной программы "Теория и практика формирования языковой личности в условиях билингвизма".

Программа иллюстрирует подготовку будущих педагогов с учетом названных видов деятельности.

Направление: Магистр педагогики дошкольного образования.

Цель изучения дисциплины: содействие становлению базовой профессиональной компетентности магистра педагогики дошкольного образования на основе овладения содержанием дисциплины.

Задачи по обеспечению достижения цели:

• выработка системы знаний о теории и практике формирования языковой личности в условиях билингвизма и месте этих знаний в перспективной системе дошкольного образования;

• развитие умений использовать современную теорию и практику формирования языковой личности в условиях билингвизма для повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования;

• организация деятельности, направленной на проведение мониторинга уровня развития языковой личности билингва в системе дошкольного образования;

• овладение формами и методами аттестации (проведения квалификационных испытаний) педагогов, связанных с развитием личности ребенка в условиях билингвизма;

• организация исследовательской деятельности по изучению закономерностей и тенденций развития языковой личности ребенка в условиях билингвизма;

• инициирование самостоятельной деятельности по проектированию и организации образовательной деятельности будущих педагогов, ориентированных на формирование языковой личности в условиях билингвизма;

• организация самостоятельной работы по определению объекта исследовательского поиска в парадигме теорий языковой личности, концепций билингвального образования и оформлению диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования.

Текущая и итоговая аттестация:

1. В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения знаний по теории и практике формирования языковой личности в условиях билингвизма. Для этого используются разнообразные формы текущей аттестации: фронтальные опросы на лекциях и семинарах, тестовые задания по узловым (модульным) вопросам дисциплины, анализ "продуктов" решения учебных задач: методик и технологий проведения констатирующих и формирующих экспериментов, результатов обучающих и диагностирующих экспериментов, выводов, оформленных в виде тезисов, статей, методических рекомендаций, разнообразных исследовательских работ. Критерии оценки конкретных "продуктов" решения профессиональных задач могут быть разработаны преподавателем совместно с будущими магистрами в зависимости от уровня их исследовательской подготовки. Текущая аттестация проводится во время защиты лабораторных работ или индивидуальных заданий и предполагает организацию самоконтроля и взаимоконтроля выполняемых заданий: экспертные листы, портфолио, профессиональное резюме, фрагменты исследовательской работы на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования, обоснование, защита и утверждение темы диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования.

2. В ходе итоговой аттестации оцениваются:

• качество освоения системы знаний по теории и практике формирования языковой личности в условиях билингвизма;

• умения использовать современную теорию и практику формирования языковой личности для повышения эффективности профессиональ-

ной подготовки педагогов дошкольного образования;

• умения осуществлять деятельность, направленную на проведение мониторинга уровня развития языковой личности билингва в системе дошкольного образования;

• умения проводить аттестацию (квалификационные испытания) педагогов, связанных с развитием личности ребенка в условиях билингвизма;

• умения проводить исследовательскую деятельность по изучению закономерностей и тенденций развития языковой личности ребенка в условиях билингвизма;

• умения проектировать и организовывать образовательную деятельность будущих педагогов, связанных с развитием языковой личности в условиях билингвизма;

• умения определять объект исследовательского поиска в парадигме теорий языковой личности, концепций билингвального образования и оформлять диссертацию на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования.

3. Итоговая аттестация проводится в форме защиты диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования с представлением каждым выпускником магистратуры рукописи диссертации, выполненной в ходе самостоятельной работы.

Содержание дисциплины

В развитии дошкольного образования Республики Татарстан можно выделить несколько тенденций. Одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является внедрение в республике предшкольного образования детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Совместно с муниципальными органами управления образованием в ТГГПУ проводится большая работа по обеспечению доступности предшкольного образования всем слоям населения. Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей. В соответствии с Типовым положением о ДОУ (от 12.09.2008 №666) детские сады самостоятельны в выборе программы из комплекса вариативных программ. Однако из-за перехода ДОУ на автономный режим, неплатежеспособности населения и нехватки детских мест в ДОУ возникла проблема неравных стартовых условий при поступлении детей в первый класс.

Поликультурное языковое образование и развитие личности ребенка (в дошкольном образовательном учреждении, в начальной и средней

школе) - одна из центральных проблем антропологической лингвистики, психолингвистики, методики преподавания общеобразовательных дисциплин. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимальном объеме и с естественным произношением. Можно сказать однозначно, что дети имеют неоспоримое преимущество в изучении иностранного языка перед взрослыми, поскольку память ребенка более восприимчива, в отличие от взрослого, он не стеснен комплексами, не боится совершить ошибку или не вспомнить вовремя нужное слово.

В нашей стране педагогами ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) используются несколько методик обучения иностранным языкам детей раннего возраста. К примеру, во многих образовательных учреждениях обучение английскому языку проводится с использованием методик В.Н.Мещеряковой, А.Н.Утехиной,

Х.Дорон и др. В Татарстане интерес к поликуль-турному языковому образованию сформировался уже давно, во многих детских садах осуществляют воспитание и развитие детей на трех языках (русском, татарском, иностранном). Мы предлагаем не только и не столько обучать второму и третьему языкам, сколько создавать в ДОУ условия для реализации стратегии полилингвального развивающего обучения.

В настоящее время в некоторых детских садах (под эгидой МО и Н РТ, ИРО РТ) начат эксперимент на тему "Поликультурное образование как основа гражданской идентичности". Однако тема, цели и задачи этого эксперимента сформулированы без опоры на закономерности развития ребенка. Такой эксперимент может нанести вред развитию ребенка (и не только языковому, но и интеллектуальному, нравственному и т.д.). В современной психолингвистике идеальным считается такой билингвизм, когда ребенок легко переключается с одного языка на другой, т.е. говорит на двух языках свободно. Однако если изучаются одновременно три языка (скажем, татарский, русский, английский), то на две семантические базы (значения слов) наслаивается третья: для одних - русского языка, для других - татарского, для третьих - английского. Определить, как это происходит у того или иного ребенка, очень важно для выработки общей стратегии скоординированного и синхронизированного обучения трем языкам. Отсутствие такой стратегии отрицательно влияет не только на речевую, но и на мыслительную, интеллектуальную, эстетическую и нравственную деятельность. Чтобы выяснить, какая семантическая база (какой языковой код) доминирует, можно сравнить тексты

высказываний, сделанных ребенком на родном и втором языке за одинаковый промежуток времени. Подсчитывается уровень концентрации информации, логической взаимосвязи, синтаксической сложности речи и т.д. Полученные результаты позволяют определить стратегию развития связной речи в рамках интегрированного, скоординированного и синхронизированного изучения разных языков, знакомства с разными национальными культурами.

Содержание самостоятельной работы

Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной учебной и исследовательской работы будущих магистров, которая включает:

• самостоятельное изучение отдельных вопросов курса, на основе соответствующей научной литературы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, подготовку сообщения-презентации с использованием инструментальных программ (например, Power Point или web-сайта);

• изучение и анализ научной литературы по выбранной теме, систематизация источников, оформление списка в соответствии с современными библиографическими требованиями;

• работа над обоснованием темы диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики начальной школы;

• овладение методами профессиональных педагогических исследований, математическими методами проверки эффективности (репрезентативности) результатов педагогического эксперимента;

• овладение теорией и практикой педагогического эксперимента как основного метода исследовательского поиска;

• организация и проведение констатирующего эксперимента по изучению исходного уровня развития языковой личности младшего школьника в условиях билингвизма;

• проектирование содержания и системы экспериментального обучения;

• моделирование авторской технологии формирования языковой личности в условиях билингвизма;

• организация работы по проведению формирующего эксперимента на практике;

• разработка методики проверки эффективности результатов формирующего эксперимента;

• оформление рукописи диссертации в соответствии с государственными требованиями;

5. Габдулхаков В.Ф. Личность учителя в системе непрерывного профессионального и персонифицированного образования // Изв. РАН. - 2010. -№1(13). Январь-март. - С.101-112.

6. Габдулхаков В.Ф. Развитие технологии профессионального самоопределения личности будущего учителя // Мир образования - образование в мире. -2010. - №1(37). - С.128-132.

7. Габдулхаков В.Ф., Муртазина Л.Т. О развитии культуры личности в контексте национальных традиций семейного воспитания // Мир образования - образование в мире. - 2010. - №2(38). -С.76-80.

8. Габдулхаков В.Ф. О диагностике детской речи // Изв. Академии педагог. и социал. наук. - 2010. -Вып. XIV. - С.50-53.

9. Габдулхаков В.Ф. Повышение эффективности общения в условиях двуязычия // Изв. Академии. педагог. и социал. наук. - 2010. - Bbm.XIV. -С.259-263.

10. Габдулхаков В.Ф. Язык, речь и школа // Директор школы. - 2007. - №4. - С.53-56.

11. Tuning Project // URL: http://www.

let.rug.nl/TuningProject/index.htm (дата обращения 25.08.2010).

TO THE PROBLEM OF COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

V.F.Gabdulhakov, A.F.Kayumova, О^.Ушироуа

The article deals with the problem of professional competence of the teachers of preschool institutions in the context of transition to the multi-level system in higher education (bachelor’s and master’s degrees).

The technology of formation of professional competence includes four types of training activities: project creation, educative, organizational and research and methodological.

Key words: professional competence of teachers of preschool institutions; multi-level higher education; teacher of a ‘project creation’ type; project creation, educative, organizational and research and methodological activities.

Габдулхаков Валерьян Фаритович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: Pr_Gabdulhakov@mail.ru

Каюмова Алия Магзумовна - учитель средней школы №177 (прогимназия) Ново-Савиновского муниципального района г.Казани.

E-mail: Kamilkay@mail.ru

Юсупова Гульназ Фаритовна - ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

• работа над авторефератом диссертационного исследования;

• подготовка диссертационного исследования к защите.

1. Габдулхаков В.Ф., Исламшин Р.А. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. -288 с.

2. Габдулхаков В.Ф., Попова Г.Е., Платова И.Н. Стратегии реализации стандартов второго поколения в Республике Татарстан // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №1. - С.38-44.

3. Габдулхаков В.Ф. О построении технологии по-ликультурного языкового развития в Татарстане // Русский язык в национальной школе. - 2009. -№3. - С.39-46

4. Gabdulhakov W., Podgorecki J., Sapachov A. The usulfulness of attribution machiavelism in the communication process // Almanach Komunikacji Spolecznej. - Opole: Uniwersytetu Opolskiego, 2010. - С.247-267.

E-mail:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.