Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Зиннуров Ф.К., Габдулхаков В. Ф., Чанышева Г.Г.,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Известно, что высокие достоинства русской речевой культуры создаются огромным словарным запасом русского языка, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
Речь юриста как никакая другая должна соответствовать требованиям речевой культуры. Умение и навыки юридического общения являются важнейшей составляющей подготовленности юриста, выполняющего функцию защитника в уголовном деле [1, 2, 3, 4].
В этом смысле, юридическое общение предполагает больше, чем простое знание норм законодательства. Можно знать законы, но, не уметь их правильно применять к фактическим обстоятельствам уголовного дела, что чаще всего наблюдается на практике.
Профессиональные юристы не могут позволить себе превращать судебное разбирательство в митинг или в шоу. Для первого есть улица, а для второго - театральная сцена.
Профессиональные юристы общаются между собой в судебном процессе посредством особой нормативно-определённой лексики, формирующей юридическое общение. И в основе этого общения лежат факты, фактические обстоятельства и доказательства как их источники. Поэтому содержанием юридического общения являются доказательства, аргументы, доводы в поддержание правовой позиции, которую представляет защитник.
Юридическое общение основано на умении юриста убеждать других юристов в правильности выдвигаемых им тезисов, имеющих юридическое значение.
Юридическое общение предполагается и возможно тогда и только тогда, когда наличествует взаимодействие двух субъектов правильного понимания правовой действительности. Иначе юридическое общение априори невозможно. Например, адвокат обращается к судье с ходатайством, а судья говорит, что стадия заявления ходатайств уже прошла. Поэтому адвокат не может заявлять ходатайства. Это не юридическое общение. Это безграмотность со стороны судьи, исключившая возможность юридического, то есть, юридически правильного общения адвоката с судом. В этом случае, сначала должна быть исправлена допущенная судьёй ошибка (как вариант, в форме повторного заявления ходатайства), а затем, адвокату должна быть предоставлена возможность реализовать своё право на юридическое общение с судьёй.
В данном случае, этому праву адвоката защитника корреспондирует обязанность судьи выслушать, обсудить со сторонами и затем разрешить ходатайство адвоката в установленном законом порядке. Иными словами, юридическое общение проистекает только в установленных законом правовых формах (процедурах).
Все это говорит о том, что в юридических вузах необходимо уделять особое вни-
29
ISSN 1029-3388
мание правилам построения юридической речи, навыкам русской речевой культуры, общим вопросам культуры.
Под культурой мы понимаем не просто совокупность богатств, выработанных человечеством, но совершенно особый феномен духовной жизни человека, насущный именно сейчас, который в работах В.С. Библера осмыслен в следующих определениях.
1) Культура - это способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне.
2) Культура - это сотворение мира впервые, на грани с варварством - в отличие от цивилизации, которая продолжает и продолжается.
3) Культура как диалог культур.
Так понимаемая культура не синонимична, но в определенном смысле противоположна таким феноменам человеческой жизни, как цивилизация, образование и т.п. И задача школы культуры мира - вводить ребенка, ученика в культуру, формировать человека культуры.
Современная школа в высшей степени ответственна за сохранение культуросферы общества и родной страны. Что значит воспитать, «образовать» человека, выпустить его готовым к «взрослой жизни» и «продуктивной деятельности»? Ввести человека в родную для него «этногомосферу» — так можно сформулировать великую миссию школы. И такая задача школы, несомненно, окажется шире и точнее, чем понятие «социализации» ученика или подготовка «конкурентоспособной личности». В таком ракурсе школа оказывается ответственна не только за судьбу ученика, но и за сохранение самой культурой сферы нации — акцент на этой проблематике представители современной культуры делают со всей четкостью.
Основываясь на концепцию культуры мира Д.С.Лихачева, основную проблему современного образования можно сформулировать как проблему сохранения «образовательно-культурного баланса». Для образования (прежде всего в части содержания образования) - это в первую очередь сохранение «культурного баланса» между прошлым и будущим, сохранение баланса между естественно-технической и культурной составляющими образования. При этом, если учесть мнение Д.С.Лихачева о кризисной ситуации в области культуры и образования, то придется, скорее, говорить не о сохранении, а о восстановлении в образовании баланса, естественного для нормального состояния культуросферы.
Одним из таких вопросов, ключевых с точки зрения культуры мира, является вопрос о гуманитарном компоненте образования. Лихачев писал: «Воспитание в школе должно основываться на взвешенном и продуманном отношении между гуманитарными знаниями и знаниями естественно-техническими при преобладании, конечно, гуманитарных». Говоря о воспитании культурной, этической и эстетической восприимчивости — о воспитании интеллигентности — Д.С.Лихачев говорил, что огромное значение имеет семья и средняя школа, дополнительное — высшее образование.
Вопрос о дисбалансе между собственно юридической (с одной стороны) и гуманитарно-культурной составляющими высшего юридического образования не сводится только к проблеме профилизации, количеству часов и набору дисциплин. Это распространяется и на саму методику, например, методику преподавания юриспруденции, для которой характерной особенностью зачастую остается подача фактических данных не как данных науки (т.е. как в том числе и человеческой деятельности, связанной со своей
30
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
эпохой и т.д.), не в контексте научных методик или в соотнесении с другими концепциями и гипотезами, а вне специфической научной рефлексии. Однако, с точки зрения экологии культуры, юридическая наука является такой же зависимой частью культуросферы, как искусство или литература.
Причастность ученика общей для всех, исторически данной культуре — вот, по Д.С.Лихачеву, органический, естественный путь воспитания чувства гражданского, национального единства, путь создания общества ответственных граждан и патриотов. Д.С.Лихачев не раз заострял внимание именно на объединительной функции культуры как на ее главном качестве: «Прогресс часто состоит в дифференциации и спецификации внутри какого-то явления (живого организма, культуры, экономической системы и пр.). Чем выше на ступенях прогресса стоит организм или система, тем выше и объединяющее их начало. В высших организмах объединяющим началом является нервная система. То же самое и в культурных организмах — объединяющим началом являются высшие формы культуры. Объединяющее начало русской культуры — это Пушкин, Лермонтов, Державин, Достоевский, Толстой, Глинка, Мусоргский и т.д. Но захватываются не только люди, гении, но и гениальные произведения (особенно важно это для древнерусской культуры)». «Культивирование отечественной культуры», внимание к гуманитарному компоненту, ориентир образования на эту составляющую — вот ответ ученого на вопрос о гражданском и патриотическом воспитании.
Свободная личность как высшая ценность, развитие такой личности как цель, демократическая педагогическая культура как средство ее достижения - вот направление, в котором пытается идти современная российская школа. Но сделать это непросто. Многое сегодня мешает ее движению. Создание условий для всестороннего развития личности требует качественно новой материальной базы, в то время как у государства не хватает средств даже на поддержание в должном порядке старой. Для педагогики сотрудничества необходимо иное педагогическое образование, формирующее иной тип учителя, в то время как большая часть преподавателей готовилась к реализации задач авторитарной педагогики. И не их в том вина, их так учили. Поэтому даже теперь, когда сняты прежние запреты, многие из них не знают, что делать. Наконец, новая педагогическая культура требует новых учебников, хороших и разных. А наши вузы не всегда достаточно обеспечены даже старыми. И не только юридические вузы.
Таким образом, одной из важнейших задач современного юридического образования является приобщение курсантов к глобальным ценностям, формирование у них умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к формированию поликультурного социума. Поликультурный социум - это такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются молодые люди разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории. Поэтому-то и оформилось такое направление, как поликультурное образование.
Обучение русскому и татарскому языкам (как государственным в условиях Республики Татарстан), иностранному языку (как языку межкультурного общения) приобретает несколько значений:
1. Важное гуманитарное образовательное значение. Полноценное образование
31
зависит от степени владения языком как средством общения.
2. Особое лингвистическое значение. Между языками существует непрерывная взаимосвязь, в результате которой обеспечивается сопоставление и перенос иностранного языка на родной (русский или татарский). При данном взаимодействии языки вступают в сложные отношения, что стимулирует общее развитие личности школьника.
3. Специфическое социально-религиозное значение. Носители различных языков являются представителями различных религиозных конфессий, взаимовлияние языков и религий также способствует общему развитию.
4. Культурно-политическое значение. Современная смена акцентов изучения традиционных европейских языков на изучение языков стран востока способствует расширению и поддержанию культурно-образовательных связей.
5. Особое глобальное значение, которое заключается в идее глобализации на условиях мирного сосуществования народов различных стран, этнических групп, культур.
Преподавание русского, татарского, иностранного языков и иноязычных культур способствует формированию у курсантов умения общаться, сосуществовать с людьми разных этнических групп, формирует богатый опыт социально-культурного общения, который является прочной базой приобщения учащихся к глобальным ценностям цивилизации. Переход к информационному обществу требует полноценного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих её вхождение в мировое сообщество, позволяющих успешно функционировать в нём. Сейчас сменились ценностные ориентации, самая большая ценность - свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Будущий выпускник юридического вуза должен владеть знаниями, представляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществления деятельности, современными ценностными ориентациями, основами межкультурного общения внутри страны, на международном уровне. Говоря о задачах поликультурного образования, мы в их число включаем следующие:
1. Развитие культуры восприятия современного, многоязычного мира.
2. Комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности курсанта.
3. Развитие у курсантов полифункциональной социокультурной компетенции (которая является одним из компонентов коммуникативной компетенции), помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и соотносимых с ними норм коммуникации и форм общения.
4. Обучение технологиям защиты от культурной дискриминации и ассимиляции.
5. Создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.
Реализация данных задач готовит курсантов к становлению их как субъектов
диалога в межкультурном общении. Под межкультурным общением понимается функционально обусловленная коммуникативное взаимодействие людей, которые выступают носителями разных культурных сообществ в силу осознания ими или другими людьми их принадлежности к разным геополитическим, континентальным, региональным национально-этническим сообществам, а также социальным субкультурам. Эффективность процесса поликультурного образования средствами разных языков обусловлена соблюдением разработанных отечественными и зарубежными исследователями принципов дидактической культуросообразности, диалога культур и цивилизаций, доминирования
32
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
проблемных культуроведческих заданий.
Применительно к содержанию обучения мы рекомендуем следующие установки [1, 2, 3, 4]:
1. Акцент делается на деятельностный компонент, на развитие опыта творческой деятельности, на формирование ценностных ориентаций. «Знаниевая» составляющая предполагает активное применение и практическую направленность получаемых знаний.
2. При отборе иноязычного содержания обучения учитываются в большей мере интересующие курсантов проблемы, интересы, прежде всего это проявляется в отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, видео, аудио материалов, применение Интернета.
3. Используется проблемная подача материала, упражнения на рефлексию, на развитие самооценки самосознания.
4. Отбираются такие материалы, которые апеллируют к личному опыту курсантов, к их чувствам, эмоциям, побуждающие их к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.
5. Выбираются такие приемы и технологии обучения, при которых курсант ставится в центр учебного процесса, становясь субъектом деятельности. Поэтому необходимо организовать его взаимодействие с другими курсантами, придать процессу обучения практическую направленность. Предпочтение отдается обучению в сотрудничестве, использованию групповой работы и т. д.
6. Обучение строится как персонифицированный процесс. Персонифицированное образование (образование, построенное на индивидуальной, личностно-ориентированной основе, образование, направленное на максимальное социально-профессиональное развитие личности и базирующееся на присущем ей стремлении к самоактуализации, к самосовершенствованию), должно строиться на основе использования методов, приемов и средств различных подходов: концентрированного, интенсивного, компетентностного и т.д.
7. В результате анализа научных источников был сделан вывод о том, что технология персонификации образовательной деятельности курсантов должна представлять собой гармоничное сочетание многих способов обучения, находясь на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик и ставить в центр внимания педагога раскрытие творческого потенциала каждого ученика, его индивидуальных (данных природой) качеств.
Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank) и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия (Ландшеер, 1988). Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятель-
33
ISSN 1029-3388
ности. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Таким образом, если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, выделяют четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную.
В связи с этим персонифицированную технологию обучения будущих юристов должны отличать: акцент на обучении коммуникации через реальное общение; построение общения по траектории индивидуальных возможностей каждого; предоставление обучаемым возможности сфокусировать внимание не только на изучаемом содержании, но и на процессе обучения как таковом; привлечение личного опыта обучаемых в качестве одного из элементов процесса обучения; попытка связать академическое изучение дисциплины с использованием его в реальной (или профессиональной) деятельности; использование усвоенного материала в проектной деятельности и творческой самореализации каждого воспитанника [1, 2, 3, 4].
Все это способствует созданию благоприятной обучающей и воспитывающей среды.
Таким образом, обеспечение правильного выбора обучающегося - это не сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать курсантам в составлении индивидуальных образовательных траекторий. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения. Кроме того, и это опять же впервые в истории нашей системы образования в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на «нелинейное» рассмотрение проблем и проектный поиск.
Преподаватель юридического вуза в этих условиях должен выступить как инженер, обладающий умениями не только анализировать, но и конструировать, проектировать содержание образования. Преподаватель-инженер - это преподаватель эпохи информатизации, обладающий мобильным знанием, гибким методом и критическим мышлением для целенаправленного анализа, проектирования и конструирования дидактических объектов и результативного их использования в условиях информатизации образования. Дидактическая инженерия определяется сейчас как сфера научно-практической деятельности инженера-преподавателя по анализу, проектированию и конструированию дидактических объектов, их применению в учебном процессе с целью достижения планируемых результатов обучения. Объектами дидактической инженерии могут выступать обучающие технологии, дистанционные курсы, дистанционная лекция и т.п.
34
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
Литература
1.Габдулхаков В.Ф. Персонификация профессиональной подготовки в вузе: компоненты педагогической технологии. // Монография / В. Ф. Габдулхаков. - М.: Московский пси-холого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (При-волж-ский) федеральный университет, 2013. - 293 с.
2.Зиннуров Ф.К., Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г. Русский язык и культура речи в юридическом общении: учебно-методическое пособие для слушателей и курсантов. / Ф.К.Зиннуров, В.Ф.Габдулхаков, Г.Г.Чанышева. - Казань: КЮИ МВД России, 2013. - 168 с.
З.Зиннуров Ф.К., Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г. Технология профилактики и коррек-ции девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности: монография; изд. 2-е, доработанное / Ф.К. Зиннуров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 280 с.
4.Юридическое общение: теория и практика: Учебно-метод. пособие / К.Амиров, В.Габдулхаков, Ф.Зиннуров, Ю.Подгурецки, Г.Чанышева. - Казань: Центр инноваци-он-ных технологий, 2012. - 328 с.
35