Зиннуров Фоат Канафиевич
кандидат психологических наук, доцент, начальник Казанского юридического института МВД России
(тел.: 88432788180)
Значение социокультурного воспитательного пространства
в социокультурном проектировании образования
В статье рассмотрены вопросы создания социокультурного воспитательного пространства, понимаемого в качестве специально организованной педагогической среды, структурированной системы педагогических факторов и условий становления ребенка. Также анализируется значение социокультурного воспитательного поля в технологии выявления проблем oбразовательной деятельности, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние образования, разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, интериоризация, воспитательный процесс, трансформация школы, образование.
F.K. Zinnyrov, Master (Psychology), assistant professor, Chief of the Ministry of Internal Affairs Kazan legal institute of Russia; tel.: 88432788180.
The questions of the socio-cultural educational space creation are considered in the article. The socio-cultural educational space is understood as specially organized pedagogical environment, the structured system of pedagogical factors and conditions of upbringing cildren. The value of socio-cultural educational field in technology of revealing of problems of the educational activity, in the research of the purposes and problems characterizing a desirable condition of education, in the working out of ways and means of achievement of these purpose is also analyzed.
Key words: socio-cultural activity, interiorisation, educational process, school transformation, education.
овременное образование носит циокультурный феномен. С этой точки зрения вое-
С
принципиально общественный характер; оно, по своей сути, духовно и социально. На настоящем этапе развития общества растет потребность людей осваивать культурное богатство, приобщаться к общечеловеческим духовным ценностям, так как история народа - не что-то на-всегда ушедшее, это школа жизни, которая заключает в себе опыт предшест-вующих поколений, культурные ценности и любовь к своему Отечеству. Также прекрасным средством для воспитания высоких нравственных качеств в человеке является искусство. Все это нужно учитывать в образовании и воспитатании молодого поколения, вводить ребенка в мир прекрасного, чтобы с помо-щью искусства, которое обращается к уму человека через его сердце и душу, воздействовать на формирование его внутреннего мира.
Воспитание же, как социальная функция воспроизводства человеческого качества , может быть понято лишь в контексте культуры, как со-
питание человеческого в человеке - это воспроизводство в нем социальной культуры, его "окультуривание". Личность - это способ общественного бытия человека. Родившись, человек предстает пе-ред опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях. Интериоризация этих ценностей, идентификация с социокультурным окружением (т. е. личностное становление) - первое, что ожидает от человека его окружение.
В педагогическом аспекте интериоризация социокультурных ценностей обеспечивается в рамках культурологического подхода через организацию педагогически целесообразной среды (общественное мнение, традиции, коллективные дела, события, праздники и т.д.). Такой системный подход позволяет организовать среду в воспитательное пространство, технологизировать воспитательный процесс, повысив степень целостности воспитательных влияний.
295
При этом под социокультурным воспитательным пространством понимается специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления ребенка.
Важная характеристика воспитательного пространства - субъективность восприятия. То, что воспринимается одним человеком как пространство, слу-жит для него ценностью, пределом, имеет определенные очертания и границы, для другого - есть бесформенное "нечто", невоспри-нимаемое и незначимое, т.е. пространством не являющееся .
В окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью людей, - поле значений, которое отдельный индивид находит как вне его существующее (им восприни-маемое, усваиваемое); как то, что входит в его образ мира.
В пространстве культуры или в пространстве духовно-культурного опыта школьник и педагог обретают действительно духовно-личностный уровень и способ общения с миром, который в любой модели духовно-познавательной деятельности (философской, религиозной, художественной, научной и т.д.) не только приведет воспитанника к знанию, но и оставит право на незнание, на постижение сущности явлений, на выбор и локализацию во взаимодействии с миром личностного диалекта.
Однако возможности создания социально-культурных воспитательных пространств достаточно ограничены: реально мы можем говорить о совокупно-сти пространств воспитания ребенка.
Средовый подход к воспитанию, понимание его как социокультурного феномена подчеркивает значимость и актуальность воспитания для общества. В рамках этого конструируются идеал личности как социального типа, модели гражданина, патриота и т. д. Однако этот подход не дает возможности сформулировать инструментальные педагогические цели, тем более, определить способы отбора содержания воспитания .
С вопросом пребывания личности в бытийном пространстве М.М.Бахтин связывает диалогич-ность сознания и рассматривает процесс становления души, когда человек начинает самоосознавать себя, делая себя и субъектом, и объектом самопостроения, самоформирования . Наиболее перспективным тезисом гуманистической психологии и педагогики является тезис о том, что развитие ребенка имеет свои внутренние закономерности, внутреннюю логику, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается.
Понятие внутренней логики развития, являющееся ключевым для гуманистической психологии, фиксирует то обстоятельство, что человек, являясь саморегулирующимся в процессе жизнедеятельности, приобретает такие свой-ства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. В соответствии с таким подходом непременным условием эффективности воспитания является опора на собственные силы ребенка и внутреннюю логику его развития.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыноч-ной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом человеческого капитала, который оп-ределяет уровень науки, культуры, производства. Вместе с тем возрастание его роли обусловливает социокультурные преобразования в системе образования, оказывающие влияние на интенсивное развитие общего и профессионального образования.
Как отмечает А.А. Петрусевич, общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, отражающим состояние и тенденции раз-вития общества, влияющим на само общество. Изменения, происходящие в обществе в условиях его социокультурной трансформации, задают направления изменений школьного процесса обучения .
Современное общество амбивалентно оценивает функционирование сис-темы образования как социального института. Система современного образования во многом не соответствует существующей социальной реальности, не отвечает потребностям будущего. Мало исследований, которые способствовали бы становлению теории образовательной реальности, осмысливали бы кризис смысла образования в современной социальности и предлагали бы теоретиче-ские и практические способы его разрешения.
В последние десятилетия в школе, как и во всем обществе, происходят серьезные социокультурные преобразования, касающиеся целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий воспитательного влияния на подрастающее поколение. Ценностно-смысловое содержание этих преобразований является ответом на "вызовы" информационного общества в переориентации школьного образования от структурно-количе-
296
ственного, "знаниевого" подхода к определению целей и результатов образования, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого обра-зования для становления нового социокультурного типа личности, характеризующегося готовностью к построению жизненных и образовательных целей и выборам средств их реализации, субъектной позицией учащегося, направленной на реализацию жизненных и профессиональных планов, наличием ценностно-смысловых ори-ентаций, характеризующих взаимосвязь их социальных и личностных ценностей.
Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Человек рассматривается как самоцель общественного развития, что приводит к ориентации обра-зова-ния прежде всего на саморазвитие человека. Исходя из понимания, что в систе-ме образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека, становится понятным, что в современных условиях система образования должна работать на опережение требований и готовить человека к будущей жизни в условиях, изменившихся по отношению к условиям жизни во время его обучения. Очевидно, система школьного образования может оказаться состоятельной в этом плане только в условиях интеграции школы в общества, сохранения общих ценностей, обучения "независимости" и создания равных возможностей для каждого в развитии собственного потенциала и самореализации.
А так как образование является отражением социокультурных условий, то на основе анализа социокультурных изменений в глобальном масштабе, изучения зарубежного опыта и особенностей современного этапа развития страны можно определить основные направления социокультурных преобразований системы школьного образования: демократизация школьной жизни и гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, создающие необходимые условия реализации идеи личностноориентированного образования; построение открытой образовательной системы, обеспечивающей развитие широких связей школы с различными социальными институтами общества; гуманитаризация образования, вызывающая необходимость построения вариативных учебных программ и дифференциация образовательного процесса в соответствии с возможностями учащихся; внедрение в образовательный процесс современных технологий обу-
чения на основе использования новых возможностей компьютеризации образования.
Эти направления вызывают необходимость перемен в сфере образования, которые проявляются в следующем: в направленности школьного образования на "опережающую подготовку"; в установке на непрерывное образование; в переходе от ориентации на получение "готового знания" к развитию самостоятельной активности личности учащегося; в обеспечении свободного доступа к необходимой информации. Вместе с тем наличие этих направлений обусловлено целым рядом социокультурных факторов, отражающих особенности постиндустриального (информационного) общества в предъявлении требований к его социальным институтам и, в частности, системе образования .
Теоретический анализ содержания этих факторов дает основание классифицировать их в соответствии с масштабом влияния на образование и другие социальные сферы. В результате классификации нами выделены: 1) общие внешние факторы, влияние которых распространяется на все сферы деятельности социальных институтов общества: ускорение темпов развития общества; динамичное развитие экономики; переориентация ведущего сектора экономики с сектора производства на сектор услуг; рост конкуренции; сокращение сферы неквалифицированного труда; структурные изменения в сфере занятости; повышение роли информационной технологии; наличие постоянной потребности в повышении профессиональной квалификации; повышение интереса к сохра-нению человеческих ценностей и падение роли идеологий, сплачивающих людей; повышение роли СМИ, вовлекающей в политическую жизнь миллионы людей, остававшихся прежде пассивными; 2) внешние факторы, обусловливающие социокультурные преобразования в образовании: становление нового социокультурного идеала типа личности, в котором человек в новой социокультурной ситуации становится единственной и неизменной целью образования, его субъектом и объектом, стратегической линией и задачей; становление гражданского общества, в рамках которого усиливается независимость общеобразовательной школы, самостоятельность и ответственность за результаты школьного образования, принципиально меняется роль школы в структуре об-щественной жизни современного мира; становление общества открытого типа, в котором одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового менталитета молодого человека, готового к со-трудни-
297
честву, к трудовой деятельности, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, за ее экономическое процветание; информатизация всех сторон жизни общества, оказывающая влияние на информатизацию образова-тельного процесса, применение новых информационных технологий, определяющих школу "завтрашнего дня", школу, которая должна давать не только информацию, но и способы работы с ней; непрерывная профессионализация человека как реализация идеи о том, что общеобразовательная школа и профессиональное учебное заведение не являются окончательным этапом на пути образования личности и их интеграция в систему непрерывного образования, где на основе устойчивой мотивации к учению осуществляется усвоение новых ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала; 3) внешние факторы, непосредственно влияющие на деятельность современной общеобразовательной шко-лы: социокультурное окружение школы, обусловливающее наличие культурно-образовательного пространства; поддержка деятельности общеобразовательной школы региональным сообществом; наличие связей общеобразовательной школы с субъектами культурно-образовательного пространства, которые выступают как социальные партнеры в решении задач образования; конкретная выраженность социального заказа школе и материально-техническая и технологическая готовность к его реализации; условия организации социально-трудовой и общественно-полезной деятельности учащихся, содержание которых обеспечивает соединение ценностей учения и ценностей профессионального самоопределения.
Наличие различных по масштабу воздействия на современное образование социокультурных факторов обусловливает внутренние социокультурные изменения общеобразовательной школы, которые осуществляются под их влиянием. Теоретический и практический анализ обусловленности этого влияния показывает, что школьные преобразования напрямую зависят от характера проявления внешних факторов третьего типа (непосредственно влияющих), которые, безусловно, зависимы от более масштабных. Это позволяет утверждать следующее.
Социокультурное окружение школы, обусловливающее наличие культурно-образовательного пространства, интегрирует в себе социальные, культурные, научные, производственные, профессионально-образовательные институты и учреждения регионального сообщества. Наличие внутренних связей между ними, в центре которых находится общеобразовательная школа, харак-
теризует культурно-образовательное пространство как систему, обеспечивающую реализацию важнейших задач образования, реализуемых школой. Тогда содержание внутренних социокультурных преобразований характеризует стремление субъектов образовательного процесса к приобретению положительного опыта в создании особой образовательной ситуации в школе, где каждый школьник, обучающийся в старшем классе, планирует и реализует индивидуально-образовательный маршрут, основу которого составляют жизненные и профес-сиональные перспективы.
Поддержка деятельности общеобразовательной школы региональным сообществом реализуется в участии его институтов в осуществлении образовательных задач. При этом его институты выступают как социальные партнеры, берущие на себя часть ответственности за качество образования. В реальной практике это находит свое выражение в наличии договорных отношений между общеобразовательной школой и другими учреждениями и институтами культурно-образовательного пространства. Содержание этих договоров отражает наличие взаимных интересов общеобразовательной школы и социальных партнеров, проявляющих готовность к участию в осуществлении задач образования.
Установление связей с различными субъектами культурно-образовательного пространства способствует внутренним изменениям образовательного процесса общеобразовательной школы, выражающихся в появлении новых возможностей реализации вариативной части базисного учебного плана. Эти возможности определяются участием социальных партнеров школы в создании условий расширения числа элективных и факультативных курсов, обеспечивающих углубленную подготовку по предметам, вызывающим особый интерес учащихся, педагогической поддержкой проектной и исследовательской деятельности старшеклассников, содержание которых отвечает их профессиональным намерениям, объединением усилий школы и социальных партнеров в укреплении положительных мотивов учения школьников.
Внутренние социокультурные изменения общеобразовательной школы осуществляются под влиянием социально-трудовой и общественно-полезной деятельности учащихся, организация которых может иметь место только при субъектной позиции социальных партнеров культурно-образовательного пространства школы. Социально-трудовая деятельность - это знакомство с основными трудовыми и технологическими процессами производства, функциями специалистов, посильное участие школьников в деятельности предприятия или учреждения во внеурочное вре-
298
мя, исследования, проводимые учащимися в рамках их проектной деятельности, то есть это широкий круг практического взаимодействия школьников с различными социальными партнерами, участ-вующими в осуществлении задач школьного образования .
Современная модель культурно-образовательного пространства, построенная на основе сотрудничества с различными социальными партнерами (учреждениями дополнительного и профессионального образования, государственными органами: службами занятости, центрами психолого-педагогической поддержки молодежи, производственными предприятиями и др.), позволяет привлекать материально-техническую базу этих партнеров для организации социально-трудовой деятельности школьников. При этом общественно-полезная деятельность выступает как результат развития школьных общественных организаций: научных обществ учащихся, школьных академий, деловых и информационных центров и др. форм школьного самоуправления.
Нетрудно заметить, что внутренние социокультурные изменения основаны на внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий, в которых поновому распределяется ответственность за качество образования школьников. В рамках этого распределения повышается роль самих учащихся в планировании и осуществлении индивидуально-образовательных траекторий, в педагогической поддержке и помощи учащимся в построении и реализации "личностной концепции будущего", в объединении усилий общеобразовательной школы и других субъектов культурно-образовательного пространства в формировании положительных мотивов учения.
С учетом представленного выше социокультурная трансформация общеобразовательной школы может рассматриваться как отражение современной ситуации общественного развития и определяется как преобразование:
в котором изменяется роль общеобразовательной школы во всех сферах общественной и экономической жизни на основе построения культурно-образовательного пространства, обеспечивающего поворот школы к культуре, общечеловеческим ценностям, к социокультурным акцентам ее деятельности;
целью и содержанием которого является построение педагогической системы, основанной на таком взаимодействии структурных элементов, кото-рые направлены на удовлетворение потребностей развивающегося общества в подготовке современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству,
]ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью;
в рамках которого осуществляется развитие демократических отношений субъектов образования, становление школы как открытой образовательной системы, гуманитаризация содержания обучения, разработка и использование новых образовательных технологий на основе современных информационных средств обучения.
Таким образом, социокультурная трансформация общеобразовательной школы обусловлена наличием внешних и внутренних факторов, определяющих характер и направленность социокультурных изменений ее деятельности. Эти изменения отражают общественные социокультурные преобразования, в которых выражены важнейшие черты современного общества как общества Знания, где главным условием благополучия человека становится получение знаний и появление возможностей его пополнения, умение использования для наращивания интеллектуального потенциала. Общества, которое предъявляет школе новый "общественный вызов" в формировании современного социокультурного типа личности. Основной, содержательной стороной этого "вызова" является наличие социально значимых качеств личности: готовность к построению социально значимых жизненных и образовательных целей и выборе средств их реализации, наличие
1. См.: Киселева И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.07. Ростов н/Д, 2005. С. 76.
2. Более подробно см.: Зиннуров Ф.К. Технология профилактики девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности: монография/Ф.К. Зиннуров, В.Ф. Габдулхаков, Г. Г. Чанышева. Казань: КЮИ МВД России, 2010. С. 77-91.
3. См.: Габдулхаков В.Ф. Современная лингводидактика и проблемы межкультурного образования/ В. Ф. Габдулхаков // Подготовка педагога нового типа в контексте концепций деятельностного, культурно-исторического, поликультурного развития личности. М.: Национальный книжный центр, 2011. С. 19-21.
4. См.: Бахтин М. М. Философия поступка. В кн.: Философия и социология науки и техники. М, 1986. С. 63.
5. См.: Петрусевич А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы/А.А. Петрусевич // Современные проблемы науки и образования. 2008.№ 2. С. 79-83.
299
6. Шамсутдинова Д.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения учащихся средствами культурно-досуговой деятельности: учебное пособие/Д.В. Шамсутдинова. Казань: Изд-во Казан, гос. унта культуры и искусств, 2011. 131 с.
7. См.: Зиннуров Ф.К. Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография / Ф.К. Зиннуров. Казань, 2011. С. 320-321.
1. See: Kiselyov I.E. Pedagogical conditions of formation of sociocultural experience of the child
preschool child in the dramatized activity: yew....
edging. ped. sciences: 13.00.07. Rostov N/D, 2005. P. 76.
2. In more detail see: Zinnurov F.K. Technology of prevention of deviantny behavior in the conditions of sociocultural activity: monograph / F.K. Zinnurov, V.F. Gabdulkhakov, of Chanyshev. Kazan: KYuI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. P. 77-91.
3. See: Gabdulkhakov V.F. Modern lingvodinamic and problems of intercultural education / V.F. Gabdulkhakov//Preparation of the teacher of new type in a context of concepts of deyatelnostny, cultural and historical, polycultural development of the personality. M.: National book center, 2011. P. 19-21.
4. See: Bakhtin M.M. Act philosophy. In book: Philosophy and science and equipment sociology. M, 1986. P. 63.
5. See: Petrusevich A.A. Sociocultural conditionality of transformations of modern general educational school / A.A. Petrusevich//Modern problems of science and education.2008. No 2. P. 79-83.
6. Shamsutdinova D. V. Prevention and correction of deviantny behavior of pupils by means of cultural and leisure activity: V. Shamsutdinov's Manual/. -Kazan: Publishing house Cauldron, state culture and arts, 2011. 131 p.
7. See: Zinnurov F.K. Pedagogical system of prevention of deviantny behavior of teenagers in the conditions of sociocultural activity: monograph / F.K. Zinnurov. Kazan, 2011. P. 320-321.