Обобщая, подведем некоторые итоги. Содержание, система и структура психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних необходимо включает в себя все ступени обучения и воспитания несовершеннолетних (начиная с дошкольной ступени к начальной школе и до полного среднего образования], определяет цели, задачи, методы, средства, технологии социокультурного взаимодействия, критерии оценивания продуктивности проводимой коррекционной работы.
Литература
1. Буртонова И.Б. Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / / Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып. 3. - С. 48-54.
2. Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г., Зиннуров Ф.К О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков / / Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 2. - С. 93-94.
3. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века. - Казань: Центр инновационных технологий, 2 012. - 404 с.
4. Коваленко О.П. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2016.
5. Попов В.А., Липнягов Н.П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 410-412 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: moluch.ru/archive/su/728 (дата обращения: 26.12.2018).
6. Свиницкая Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 1224-1226.
7. Шипунова Т.В. Факторы риска девиантного поведения молодежи в контекстах повседневности: некоторые результаты исследования / / Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - Т.9. -№ 2. - С.175-182.
References
1. Burtonova I.B. Social'no-pedagogicheskie strategii profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo univer-siteta. - 2015. - Vyp. 3. - S. 48-54.
2. Gabdulhakov V.F., Chanysheva G.G., Zinnurov F.K. O pedagogicheskih principah profilaktiki de-viantnogo povedeniya podrostkov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2012. - № 2. - S. 93-94.
3. Zinnurov F.K. Profilaktika i korrekciya deviantnogo povedeniya detej i podrostkov v novyh social'no-kul'turnyh usloviyah XXI veka - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2012. - 404 s.
4. Kovalenko O.P. Psihologo-pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov // Pedagogika i psihologiya: sovremennyj vzglyad na izuchenie aktual'nyh problem: sbornik nauchnyh tru-dov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Astrahan', 2016.
5. Popov V.A., Lipnyagov N.P. Social'no-pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v sisteme srednih obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Molodoj uchenyj. - 2013. - № 7. - S. 410-412 [Electronic resource]. - Rezhim dostupa: https: moluch.ru/archive/su/728 (date of address: 26.12.2018).
6. Svinickaya T.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v social'noj rabote // Molodoj uchenyj. - 2015. -№ 11. - S. 1224-1226.
7. Shipunova T.V. Faktory riska deviantnogo povedeniya molodezhi v kontekstah povsednevnosti: nekotorye rezul'taty issledovaniya // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - T.9. - № 2. - S.175-182.
УДК 378.048.2
Л.А. Малахова, Г.Р. Ситдикова
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАК СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения профессионального становления, повышения квалификации преподавателей иностранных языков, особенности роли тьютора при повышения квалификации преподавателей иностранных языков.
Ключевые слова: профессиональное образование, социально-педагогичсекое сопровождение, система повышения квалификации, обучение в течение всей жизни, непрерывное профессиональное
образование, профессиональное развитие, конкурентоспособный специалист, преподаватели иностранных языков.
Liliya A. Malakhova, Guzel R. Sitdikova ABOUT THE PECULIARITIES OF SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES AS A SUBJECT OF THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION.
Abstract. The article deals with the issues of social and pedagogical support of professional development, advanced on the training of teachers of foreign languages, also about the role of the tutor in the advanced training of teachers of foreign languages.
Keywords: vocational education, social-pedagogical support, advanced training system, lifelong learning, continuing professional education, professional development, competitive specialist, teachers of foreign languages.
Вопрос социально-педагогического сопровождения профессионального становления, повышения квалификации и развития личности, определение сущностных характеристик данного процесса является сложным и всегда актуальным.
Данный вопрос является исследованием на стыке двух наук, его изучают представители различных областей науки - философы, психологи, педагоги. Понимание социально-педагогического сопровождения опирается также на результаты изучения различных аспектов становления личности, которые отражены в исследованиях Л.М. Аболина, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Э.Ф. Зеера, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.Ш. Масленниковой, В.А. Сластенина [7].
Актуальность социально-педагогического сопровождения субъектов в системе повышения квалификации объясняется постоянным изменением условий образовательной среды, социально обусловленным повышением требований к качеству профессиональности специалиста, осуществляемых на основе международных и российских государственных стандартов образования.
Анализ специальной литературы показывает, что в зарубежных вузах существует огромное количество служб помощи и поддержки студентов и преподавателей, функционирующие наряду с ассоциациями, союзами, клубами для соблюдения интересов и поддержки обучаемых. Основной упор в деятельности этих структур делается на превентивный подход.
Американские педагоги применяют термин «абилитация» (ability - способность], предполагающий создание нового жизненного опыта, развитие личностных особенностей и навыков социальной жизни. Абилитация в этом смысле качественно изменяет систему отношений человека, упорядочивает его ценностную структуру.
Принципами, на которых основываются программы социальной работы в США, являются: гибкость, универсальность, критичность в содержании программ, скоординированность действий всех субъектов социальной работы, направленной на поддержку обучаемого и его сопровождение [1].
В целом между американской и европейской моделми социальной поддержки существует много общего. Отличием является принцип социальной работы: в Европе занимаются часто предупреждением и профилактикой неблагополучия, а в США важным становится помощь студенту или преподавателю, уже находящемуся в сложной ситуации.
В Толковом словаре русского языка сопровождение трактуется как совместное передвижение, преодоление части пути спутника в качестве провожатого, поддержание другого человека в решении возникающих проблем.
Рассмотрение различных источников помогает высказать мнение, что сопровождение сегодня - это специфичная форма конкретной помощи, данный термин часто используется в различных сферах жизнедеятельности: финансово-экономической, информационной, научно-методической, юридической, психолого-педагогической, социальной и др.
В финансово-экономической области сопровождение выполняет следующие функции: проведение маркетинговых исследований, составление бизнес-планов, оформление кредита или лизинга, консультирование по экономическим вопросам, диагностика и комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятий.
Информационное сопровождение трактуется двояко. Создание информационных технологий обусловило проявление сопровождения программного обеспечения после ввода его в эксплуатацию и информационного сопровождения сайтов в Интернете, выполняющее
функции актуализации и добавления новой информации, продвижения сайтов, поддержки запросов.
Информационное сопровождение удовлетворяет потребности в информации, направлено на достижение доступности информации об основных мероприятиях с широким привлечением СМИ, проведение брифингов, круглых столов, пресс-конференций и пр.
Юридическое сопровождение рассматривает комплексное обслуживание по всему правовому спектру, консультирование.
В настоящее время ключевыми становятся усвоение современных профессиональных компетенций, разработка и изучение новых социокультурных ценностей. Вузы, создавая образовательную среду подготовки профессионала, выполняют важную социально-педагогическую функцию воспитания [2].
Профессиональное становление личности - это процесс овладения комплексом компетенций, реализуемый посредством технологий, содержания образования, стиля жизни образовательной организации, типа взаимодействия между тьютором и преподавателями.
Целью деятельности преподавателя в таком процессе становится становление и развитие личностно-профессиональной позиции, являющейся ценностно-смысловым аспектом самореализации личности, который напрямую связан со специфической деятельностью, такой, как социально-педагогическое сопровождение.
При этом сопровождение профессионального становления личности основывается на принципах использования образовательного потенциала вуза, на сопровождении деятельности согласно основной стратегии развития вуза, изменяющимся социально-экономическими условиями, индивидуальным личностным характеристикам.
Социально-педагогическое сопровождение охватывает множество видов социально-педагогической помощи, где важная функция принадлежит преподавателям-тьюторам.
Главной особенностью сопровождения личностного развития преподавателя иностранных языков установим его междисциплинарность: исследование общего предмета (рассматривание процесса развития человека] изучаются философией, психологией и педагогикой.
Анализ учебной, методической литературы, многообразных исследований позволяет констатировать рассмотрение педагогического сопровождения в образовательном процессе, повышении квалификации как моделирования и проектировании путей и способов достижения социально желаемого уровня личностного либо профессионального развития. Смысл социально-педагогического сопровождения проявляется во всестороннем подходе к решению вопроса развития [4].
Следовательно, существуют различные подходы и к пониманию самой природе педагогического сопровождения, определяя его как систему профессиональной деятельности, целью которой является создание определенных условий для полноценного развития, сужая его применение, акцентируя внимание на особенностях процесса и его социальной направленности.
Идея педагогического сопровождения, имеющего бельгийские корни, а на российском педагогическом пространстве, получившем название «Санкт-Петербургская модель сопровождения», рассматривается как особый способ помощи личности в преодолении актуальных для него проблем развития, означающий поиск и поддержку скрытого потенциала личности.
Сопровождение развития личности обозначает его социальное взаимодействие с окружающим миром, воздействующим на формирование и развитие данной личности.
Реализация данной деятельности направлена на его социальное развитие, рациональное использование его педагогического потенциала, управление повседневным процессом взаимодействия личности и социума.
Тьюторская позиция в системе повышения квалификации организовывается в условиях индивидуально-личностного подхода, что способствует развитию мотивации к самопознанию и самореализации, навыков самоорганизации и умений конструктивного взаимодействия.
Тьютор в системе повышения квалификации отождествляется с консультантом, наставником, партнером преподавателей, выполняющий функции сопровождения
индивидуальной образовательной траектории образования; способствующим формированию и развитию преподавателя иностранных языков в системе повышения квалификации.
Задачи тьютора определяются актуализацией, созданием и развитием поддерживающей образовательной среды, которая помогает преподавателям иностранных языков в удобном для них формате достичь целей развития собственной компетентности [3].
Тьютор обладает некоторыми особенностями: может создать особую среду общения с учетом индивидуальных образовательных интересов, запросов, потребностей преподавателей иностранных языков в профессиональном саморазвитии; совместно с преподавателем иностранных языков обозначить индивидуальную профессионально-образовательную линию движения, путь достижения и решения возникающей проблемы, динамики роста профессионального мастерства; на всех этапах совместной деятельности тьютор может изменить свою позицию от «ведущей» до «консультанта», «наставника».
Тьюторство в повышении квалификации становится формой взаимодействия обучающего и обучающегося, характеризуется профессионально-, личностно-ориентированным, социально-педагогическим сопровождением и поддержкой [6]. Тьютор создает дополнительные условия для реализации преподавателем возможностей непрерывного профессионального образования, самостоятельного проектирования, моделирования образовательного маршрута с учетом собственных профессиональных потребностей.
Начальную цель необходимо определить как осознание и формирование готовности преподавателей иностранных языков к обучению в течение всей жизни. Личностное становление - составная часть профессионализма, которая развивается в процессе повышения квалификации [8].
Конечной целью взаимодействия стало формирование у преподавателя иностранных языков социальной, профессиональной, педагогической, психологической, творческой готовности к непрерывному повышению своей квалификации, обучению в течение всей жизни.
Социально-педагогическое сопровождение преподавателей системы повышения квалификации - это специфическая педагогическая деятельность, основанная на взаимодействии, основная функция которого - стимулирование той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта повышения квалификации, которая обусловливает его самореализацию, а также на создание комфортных условий, в которых эффективно осуществляется процесс формирования его личностно-профессиональной позиции [9].
При невозможности сформировать самостоятельный штат социальной службы в вузе было предложено совмещение тьюторами функции социальной поддержки преподавателей.
Анализ опыта отечественной и зарубежной систем социально-педагогической работы в вузах позволяет выявить закономерности, определяющие сущность адаптивной природы социально-педагогического сопровождения как компонента социализации:
- включение преподавателя иностранных языков в различные виды и формы повышения квалификации для удовлетворения профессиональных, личностных потребностей;
- сближение, сочетание, взаимосвязь интересов и потребностей личности и общества;
- стремление к личному участию и самоорганизации повышения квалификации.
Успехом социально-педагогического сопровождения при повышении квалификации
должно проявиться то, что преподаватели иностранных языков начнут заниматься самообразованием, проявят самостоятельный интерес к вопросам пополнения знаний, проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации, что, несомненно, способствует увеличению мотивации и профессиональному росту личности.
Литература
1. Катекина, А.А. Инновационное обучение английскому языку в высшей школе // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования : материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов; под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань : ИЦ Университета управления «ТИСБИ», 2015. - С. 194-196.
2. Малахова, Л.А, Ситдикова, Г.Р. Подготовка и повышение квалификации преподавателей иностранных языков к овладению технологиями поликультурного образования // Научно-практический журнал «Высшая школа» - Уфа : Изд-во «Инфинити». - 2016. -№5. - с.54-55 (0,25 п.л./0, 12 п.л.) - ISSN 2409-1677.
3. Мудрик, АВ. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. - М. : Институт практической психологии, 1997. - с.13.
4. Мухаметзянова, Г.В., Масленникова, В.Ш., Трегубова, Т.М., Ширшов, В.П. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ : Учебное пособие. - Казань : ИССО РАО, 1997. - 112 с. - с.32
5. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Слюсарев Юрий Викторович. - СПб., 1992.
6. Толковый словарь русского языка 2-е изд., испр.и доп. / / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. - М. : Азъ, 1995. - 908 с
7. Трегубова, Т.М., Ситдикова, Г. Р. Формирование академической мобильности преподавателей в контексте европеизации образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 9. - с.118-123 (0,46 п.л./0,23 пл.) - ISSN 2079-5513.
8. Филонов, Г.Н. Социальная педагогика Управляемый потенциал и прикладные функции. - М., 1995. - 36 с.
9. Шакуров, Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества : (Пособие для слушателей ИПК) / Р.Х. Шакуров. Всеросс. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов профтехобразования. Казан.филиал. - СПб., 1994. - 43 с.
References
1. Katekina, A.A. Innovacionnoe obuchenie anglijskomu yazyku v vysshej shkole // Innovacionnye podhody v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya : materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov; pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan' : IC Universiteta upravleniya «TISBI», 2015. - S. 194-196.
2. Malakhova, LA, Sitdikova, G.R. Podgotovka i povyshenie kvalifikacii prepodavatelej ino-strannyh yazykov k ovladeniyu tekhnologiyami polikul'turnogo obrazovaniya / / Nauchno-prakticheskij zhurnal «Vysshaya shkola» - Ufa : Izd-vo «Infiniti». - 2016. -№5. - s.54-55 (0,25 p.l./0, 12 p.l.) - ISSN 2409-1677.
3. Mudrik, A.V. Vvedenie v social'nuyu pedagogiku Uchebnoe posobie dlya studentov. - M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. - s.13.
4. Muhametzyanova, G.V., Maslennikova, V.Sh., Tregubova, T.M., Shirshov, V.P. Social'no-pedagogicheskaya podgotovka inzhenerno-pedagogicheskih kadrov SSUZ : Uchebnoe posobie. - Kazan' : ISSO RAO, 1997. - 112s. - s.32
5. Slyusarev, Yu.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizacii samorazvitiya lichno-sti : avtoref dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01 / Slyusarev Yury Viktorovich. - SPb., 1992.
6. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka 2-e izd., ispr.i dop. / / Pod red. S.I. Ozhegova, N.Yu. Shvedovoj. - M. : Az", 1995. -
908 s.
7. Tregubova, T.M., Sitdikova, G. R. Formirovanie akademicheskoj mobil'nosti prepodavatelej v kontekste evropeizacii obrazovaniya // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal sorial'-nyh nauk). - 2015. - № 9. - s.118-123 (0,46 p.l./0,23 p.l.) - ISSN 2079-5513.
8. Filonov, G.N. Social'naya pedagogika. Upravlyaemyj potencial i prikladnye funkcii. - M., 1995. - 36 s.
9. Shakurov, R.H. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo sotrudnichestva: (Posobie dlya slushatelej IPK) / R.H. Shakurov. Vseross. in-t povysheniya kvalifikacii inzh.-ped. rabotnikov i speciali-stov proftekhobrazovaniya Kazan.filial. -SPb., 1994. - 43 s.
УДК009
О.А. Масалова, Д.Р. Джанбахшиева
СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Данная статья посвящена проблеме приведения системы высшего образования Российской Федерации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов в музейном учреждении. Дискуссионный вопрос - фрагментарное введение профессиональных стандартов.
Ключевые слова: музей, образование, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, компетенция.
Olga A. Masalova, Dinara R. Dzhanbakhshieva THE RATIO OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS IN MUSEOLOGY.
Abstract: This article is devoted to the problem of bringing the system of higher education of the Russian Federation in line with the requirements of professional standards. The relevance of this problem is due to a radical change of approaches in the personnel museum policy and in the profile system of higher education. The authors draw attention to the very changed understanding of the museum worker, the peculiarities of the