2. Малахова, Л.А, Ситдикова, Г.Р. Подготовка и повышение квалификации преподавателей иностранных языков к овладению технологиями поликультурного образования // Научно-практический журнал «Высшая школа» - Уфа : Изд-во «Инфинити». - 2016. -№5. - с.54-55 (0,25 п.л./0, 12 п.л.) - ISSN 2409-1677.
3. Мудрик, АВ. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. - М. : Институт практической психологии, 1997. - с.13.
4. Мухаметзянова, Г.В., Масленникова, В.Ш., Трегубова, Т.М., Ширшов, В.П. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ : Учебное пособие. - Казань : ИССО РАО, 1997. - 112 с. - с.32
5. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Слюсарев Юрий Викторович. - СПб., 1992.
6. Толковый словарь русского языка 2-е изд., испр.и доп. / / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. - М. : Азъ, 1995. - 908 с
7. Трегубова, Т.М., Ситдикова, Г. Р. Формирование академической мобильности преподавателей в контексте европеизации образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 9. - с.118-123 (0,46 п.л./0,23 пл.) - ISSN 2079-5513.
8. Филонов, Г.Н. Социальная педагогика Управляемый потенциал и прикладные функции. - М., 1995. - 36 с.
9. Шакуров, Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества : (Пособие для слушателей ИПК) / Р.Х. Шакуров. Всеросс. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов профтехобразования. Казан.филиал. - СПб., 1994. - 43 с.
References
1. Katekina, A.A. Innovacionnoe obuchenie anglijskomu yazyku v vysshej shkole // Innovacionnye podhody v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya : materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov; pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan' : IC Universiteta upravleniya «TISBI», 2015. - S. 194-196.
2. Malakhova, LA, Sitdikova, G.R. Podgotovka i povyshenie kvalifikacii prepodavatelej ino-strannyh yazykov k ovladeniyu tekhnologiyami polikul'turnogo obrazovaniya / / Nauchno-prakticheskij zhurnal «Vysshaya shkola» - Ufa : Izd-vo «Infiniti». - 2016. -№5. - s.54-55 (0,25 p.l./0, 12 p.l.) - ISSN 2409-1677.
3. Mudrik, A.V. Vvedenie v social'nuyu pedagogiku Uchebnoe posobie dlya studentov. - M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. - s.13.
4. Muhametzyanova, G.V., Maslennikova, V.Sh., Tregubova, T.M., Shirshov, V.P. Social'no-pedagogicheskaya podgotovka inzhenerno-pedagogicheskih kadrov SSUZ : Uchebnoe posobie. - Kazan' : ISSO RAO, 1997. - 112s. - s.32
5. Slyusarev, Yu.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizacii samorazvitiya lichno-sti : avtoref dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01 / Slyusarev Yury Viktorovich. - SPb., 1992.
6. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka 2-e izd., ispr.i dop. / / Pod red. S.I. Ozhegova, N.Yu. Shvedovoj. - M. : Az", 1995. -
908 s.
7. Tregubova, T.M., Sitdikova, G. R. Formirovanie akademicheskoj mobil'nosti prepodavatelej v kontekste evropeizacii obrazovaniya // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal sorial'-nyh nauk). - 2015. - № 9. - s.118-123 (0,46 p.l./0,23 p.l.) - ISSN 2079-5513.
8. Filonov, G.N. Social'naya pedagogika. Upravlyaemyj potencial i prikladnye funkcii. - M., 1995. - 36 s.
9. Shakurov, R.H. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo sotrudnichestva: (Posobie dlya slushatelej IPK) / R.H. Shakurov. Vseross. in-t povysheniya kvalifikacii inzh.-ped. rabotnikov i speciali-stov proftekhobrazovaniya Kazan.filial. -SPb., 1994. - 43 s.
УДК009
О.А. Масалова, Д.Р. Джанбахшиева
СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Данная статья посвящена проблеме приведения системы высшего образования Российской Федерации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов в музейном учреждении. Дискуссионный вопрос - фрагментарное введение профессиональных стандартов.
Ключевые слова: музей, образование, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, компетенция.
Olga A. Masalova, Dinara R. Dzhanbakhshieva THE RATIO OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS IN MUSEOLOGY.
Abstract: This article is devoted to the problem of bringing the system of higher education of the Russian Federation in line with the requirements of professional standards. The relevance of this problem is due to a radical change of approaches in the personnel museum policy and in the profile system of higher education. The authors draw attention to the very changed understanding of the museum worker, the peculiarities of the
formation of the Federal state educational standards in connection with the actualization of the competent approach in education. The most raised controversial issue in this study is the question of fragmentary introduction of professional standards in the field of museum business and their dependence on the transformation of the educational process. The article identifies the problems caused by the changed approach to the definition of qualification requirements for a number of museum professions and assesses the possibility of their resolution at the level of the education system. The main research method is the method of comparative analysis, which allowed to determine the semantic load of the definitions used and to correlate professional and educational standards in the study area. The materials of the article can be useful both for the formation of lecture materials and for the development of working curricula in the field of Museology and protection of cultural and natural heritage.
Keywords: museum, education, professional standard, educational standard, competence.
Начать разговор о столь непростой, и может быть даже болезненной теме как введение в систему образования новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов] и в трудовую деятельность Профессиональных стандартов хотелось бы с того, а кто такой музейный работник, как учат на будущего музейщика и кто работает в музее. Если не затрагивать различные нормативно-правовые акты поясняющие специфику профессии, то музейный работник - профессия, обладающая, прежде всего, неким эмоционально-этическим и интеллектуальным капиталом. Так, музейный работник - это не просто профессия, - это призвание, любовь и преданность своей профессии. Музейный работник - это, прежде всего, человек, который разбирается в истории, культуре, искусстве, ценит прекрасное и бережно относится к экспонатам и истории. Музейный работник становится проводником не только по музею, но и в историю культурного наследия человечества. И, наконец, современное коммуникационно-символическое ориентирование культуры в целом позволяет увидеть подспудную миссию музейного работника - «производство позитива» и некоторое управление «коллективным бессознательным»[13, с.229].
Поэтому очень важным становиться посмотреть, а как видят эту профессию официальные документы, регламентирующие образование и трудовую реализацию.
В 2013 г. система высшего образования Российской федерации в соответствии с требованиями Болонской системы перешла на двухступенчатую систему образования, которая стала регламентироваться ФГОСами - федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, представляющими собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Содержание ФГОС было направлено на сближение системы высшего образования и тех квалификационных требований, которые предъявляются к профессии непосредственно в сфере ее производства. Базовым понятием новых образовательных ФГОСов стало понятие «компетенция», заменившая собой понятие «квалификация». Теперь главной целью образования стало развитие компетенций, а точнее способностей, знания, умения и опыта в трудовой деятельности. А понятие «квалификация» было отнесено к сфере конкретного выполнения трудовых функций.
ФГОСы выдержали несколько редакций. ФГОС 3 поколения закрепил двухуровневую систему получения высшего образования (при этом первый уровень - бакалавриат -признается законченным высшим образованием]. ФГОС 3+ окончательно сформулировал блок профессиональных компетенций и позволил высшему учебному заведению самостоятельно формировать Блок Б2 - основных профессиональных дисциплин с учетом профессиональных потребностей региона.
В данный момент система высшего образования находится в состоянии серьезной трансформации в связи с приказом Министерства образования и науки РФ 01.06.2016 № 788. О переходе на ФГОС3++, который находит в очень жесткой привязке к Профессиональным стандартам.
Профессиональный стандарт (далее профстандарт] - это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов [3], использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, предъявляемые современными условиями рынка.
Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.
Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.
Работа с персоналом на предприятии: кадровая политика; должностные инструкции и их изменение; тарификация сотрудников; аттестация; организация повышения профессионального уровня и др.
Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.
С 1 июля 2016 г. использование профессиональных стандартов объявлено непременным условием для всех нанимателей. На данный момент разработаны и утверждены 800 профессиональных стандартов из предполагаемых 1200. Процесс их разработки и внедрения должен быть завершен к 2021 г.
Как видно, один из основополагающих моментов любого профессионального стандарта -связь обучения и профессиональной деятельности.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 92 [4] определило Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО).
Так как же соотносятся между собой образовательные и профессиональные стандарты?
Отличие профессиональных стандартов от образовательных проявляется в ответах на следующие вопросы.
1.Что регулируется?
Профессиональные стандарты - требования к квалификациям, компетенциям.
Образовательные стандарты - определяют структуру и устройство образовательного процесса.
2. Кто разрабатывает?
Профессиональные стандарты разрабатывает сообщество профессионалов (в своей отрасли)
Образовательные стандарты - Министерство Образования и Науки и Учебно-методические объединения.
З.Что фиксируют?
В профессиональных стандартах внутренними устройствами зафиксированы работы, функции, технологии, а также знания, компетенции и умения, какими должен обладать профессионал.
В образовательных стандартах указываются компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника, доля вариативной и свободной части, а также какими образовательными средствами должна быть сформулирована та или иная компетенция [14].
На что ориентированы?
В профессиональных стандартах профессиональная квалификации определяется уровнем и качеством выполняемых функций и определяемых словами «формулировать», «оценивать», «работать», «уметь».
В образовательных стандартах уровень освоенных компетенций определяется способностью их применения и зафиксирован в словах «владеть», «быть способным», «быть готовым».
А что же происходит в среде музейного образования и в области профессиональных стандартов для музейной сферы?
Ответственной организацией разработчиком Профессионального стандарта в музейной сфере стал Московский государственный университет культуры и искусств. В числе разработчиков Профессионального стандарта являются крупнейшие профильные образовательные учреждения и музеи: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный Русский музей, Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского, Государственный центральный музей современной истории России, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И.Глинки, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Государственный Дарвиновский музей, Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей, Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой, Химкинская картинная галерея им.С. Н.Горшина.
Профессии, реализуемые в музейной среде, отнесены к блоку 04. Культура, искусство. В настоящий момент утверждены и приняты к внедрению только три профессиональных стандарта:
Профессиональный стандарт «Хранитель музейных ценностей», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 537н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2014 г., регистрационный № 33965] [10];
Профессиональный стандарт «Специалист по учету музейных предметов», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 № 521н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2014 г., регистрационный № 33915] [9];
Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид]», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 539н (с изменениями и дополнениями от 18.03.2016] (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 сентября 2014 г., регистрационный № 33924] [11].
Отсутствие профстандартов по другим музейным профессиям создает ряд проблем в музейной сфере (вопросы тарификации оплаты труда, определение квалификационных требований, выполняемые функции музейными специалистами].
В дополнении к разработанным и утвержденным профстандартам стали внедряться показатели эффективности и этические кодексы. С одной стороны, они на время заменяют собой пока еще отсутствующие профстандарты в музее; с другой стороны, стимулирующие музейных работников готовиться к текущим аттестациям; с третьей стороны, вводят российских музейных сотрудников в международное этическое поле. Следуя приказу Министерства культуры России № 920 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» [7], Кабинетом Министров Республики Татарстан были утверждены «Примерные показатели эффективности деятельности работников учреждений культуры» [5]. Данные разработаны для практической и методической помощи федеральным учреждениям культуры определять стимулирующие выплаты и премирование работников за выполненную работу. Определение показателей эффективности деятельности сотрудников проводится, основываясь на анализе и согласование между собой: целей деятельности в целом и отдельных подразделений; программой развития; круга должностных обязанностей работников и т.п. Согласно приказу для музеев, музеев-заповедников и учреждений музейного типа существу 9 показателей эффективности, значения которых устанавливается каждым учреждением самостоятельно. Должностей, выполняющих показатели больше: научный сотрудник; хранитель музейных предметов; специалист по учету музейных предметов; эксперт по
технико-технологической экспертизе; художник реставратор; редактор электронных баз данных; специалист по экспозиционной и выставочной деятельности; экскурсовод; методист по музейно-образовательной деятельности. Кроме показателей, должностей и значения показателей в приказе прописаны и показатели деятельности работника, т.е. количество выполненной работы.
На региональном уровне, по аналогии с федеральным, существует кодекс «Этики и служебного поведения работников культуры Республики Татарстан» [1], представляющий совокупность общих принципов и правил профессиональной служебной деятельности независимо от должности.
Кодекс является моральной базой при взаимоотношениях в сфере культуры, выступает как институт нравственности работников культуры Татарстана и их самоконтроля. А также призван улучшить эффективность выполнения работниками культуры своих должностных функций.
Министерство образования и науки в 2016 г. приняло меры по созданию укрупненных групп специальностей. В результате была сформирована укрупненная группа специальностей 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты», в которую входят: культурология, народная художественная культура, социально-культурная деятельность, музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, режиссура театрализованных представлений и праздников, библиотечно-информационная деятельность. ФГОС 3++ по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» на данный момент нет. Проект ФГОС 3++ по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» [8] для ознакомления представлен на сайте www/fgosvo.ru - Портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Для того чтобы эти столь разные необходимые требования рынка труда и базовые основания образовательного процесса не были бы абсолютно полярными, система высшего образования и вводит новый ФГОС 3++[12].
Пункт 1.7. закрепляет возможность сетевого обучения. Известны несколько вариантов сетевого обучения: между вузами, имеющими общие направления подготовки, между вузами и профессиональными институциями как в России, так и с зарубежными партнерами. Однако образовательные реалии не отрегулировали механизмы аккредитации сетевых форм обучения; есть ограничения, связанные со статусом учебного заведения.
Пункт 3.5 обязует вузы формировать блок профессиональных компетенций самостоятельно с учетом реестра профессиональных стандартов, размещённого в программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru] (при наличии соответствующих профессиональных стандартов]. Как говорилось выше, до настоящего времени более 400 профстандартов еще не введены в оборот. Если соответствующий профессиональный стандарт отсутствует, то и формировать компетенции, которые были в ФГОС 3+ вуз не имеет права. Поэтому реализация открытых лицензированных направлений подготовки и их профилей оказывается под вопросом.
Пункт 4.4.5. в отношении преподавательских кадров предписывает привлекать к образовательному процессу не менее 5 % соответствующей профессиональной сферы. Но впервые сделано уточнение, что они должны являться руководителями и (или] работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники программы бакалавриата (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет].
Пункт 4.6.2. утверждает требования привлечения работодателей и (или] их объединения для проведения регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
В соответствии со всем выше сказанным система высшего образования обязана реализовывать только те компетенции, которые соответствуют утвержденным профессиональным стандартам и вузы обязаны разрабатывать рабочие учебные планы по
направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», направленные на подготовку музейных работников, на специализацию которых утверждены профессиональные стандарты. Еще раз необходимо напомнить, что это профессиональные стандарты на хранителя музейных ценностей, специалиста по учету музейных предметов и экскурсовода (гида].
К чему это может привести?
Во-первых, снижение самой идеи высшего образования, направленно не только на формирование квалифицированного специалиста, но и целостной личности. Ибо он сводится к освоению компетенции, реализуемых в достаточно узкой профессиональной спецификации.
Во-вторых, сложности в создании возможной образовательно-профессиональной сети, связанное с ограничениями по программам сетевого партнерства, наличии образовательных лицензий у музейных институтов. Например, федеральные университеты имеют право в границах российского государства создавать сетевые образовательные программы только с вузами-партнерами, определенными Соглашением о взаимодействии федеральных университетов при реализации сетевых образовательных программ, подписанных «Клубом десяти», сетью федеральных университетов РФ (2013 г.]. В РФ только несколько музеев, в том числе Политехнический музей, Государственный Русский музей.
В-третьих, очень непростая реализация пункта 4.4.5, ибо он требует привлечения в образовательный процесс представителя среды работодателя уровня руководителя и желательно имеющего научную степень, представителя утвержденных профессиональных стандартов. К сожалению, в казанской музейной среде не так много специалистов обладающих соответствующей ученой степенью и занимающих руководящие должности.
В-четвертых, собственно реализация образовательного процесса становится более сложной. В соответствии с профессиональными стандартами вуз обязан предоставить инструменты для освоения конкретных компетенций. Например, для реализации компетенций в рамках профессионального стандарта специалиста по учету музейных предметов необходимо иметь как минимум один вариант музейной автоматизированной информационной системы и материала для формирования базы данных. Техническая сторона вопроса может быть решена в формате оснащения лицензионной автоматизированной информационной системой (АИС] компьютерного класса. Но вторая составляющая требует наличия реального музейного материала для ведения АИС, а соответственно и переноса части занятий на базу потенциального работодателя. В соответствии с ФГОС 3 ++ 50% практических занятий должен будет проводиться на базе работодателя. В зависимости от дисциплины практическими учебными площадками должны становиться фондовые помещения, экспозиционно-выставочные площади, специализированные лаборатории. И если в принципе этот вопрос вполне может быть отрегулирован, то проблема того как, кто и на каких условиях будет проводить эти практические занятия остается открытым. Или вузы оплачивают эти часы музейным работникам, а они осваивают программу курса, утвержденную образовательным учреждением. Или сотрудники музеев допускают преподавателей в специализированные музейные пространства и обеспечивают возможность работы с музейными предметами и музейным оборудованием, что противоречит Инструкции по учету и хранению музейных фондов СССР (1985 г.] и различным нормативным документам, регулирующим технику безопасности в музее.
Еще один важный момент связывает между собой ФГОС и профессиональный стандарт -это квалификация сотрудников. В соответствии с профессиональным стандартом они все обязаны иметь профильное образование. Но само профессиональное музеологическое образование в России стало реализовываться только на рубеже XX - XXI вв. Следовательно, достаточно большое количество музейных работников оказывается не соответствующими современным профессиональным стандартам. И если ранее было достаточно пройти курсы повышения квалификации и стажировки, то сейчас они не будут учитываться в качестве признаваемого Министерством труда профессионального образования. Они становятся важной частью аттестации музейных работников. Аттестация персонала - это мероприятие, направленное на оценивание уровня труда, профессиональных и личных качеств работника и соответствие требованиям занимаемой должности. Аттестация необходима для улучшенного
подбора кадров, их расстановки, подготовки, повышения уровня профессионализма, квалификации, эффективности работы и т.д. В Республике Татарстан аттестационные мероприятия осуществляются в соответствии с положением «О порядке проведения аттестации работников государственных учреждений культуры и искусства, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан» от 21.07.2014 г. [6], План-графика «Повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов социокультурной сферы и искусства Республики Татарстан» [2] рассчитывается на один учебный год и утверждается Министром культуры РТ.
В настоящее время работнику предлагается несколько вариантов для продолжения выполнения своих профессиональных функций: получение второго высшего образования, обучение в профильной магистратуре или профессиональная переподготовка. Первый вариант практически не реализуем, поскольку второе высшее образование является платным и его стоимость зачастую не соответствует доходам музейного работника. Второй вариант возможен при условии также наличия бюджетных мест и соответствующего профессиональному стандарту профиля. Законодательство предлагает несколько способов разрешения данной ситуации: либо работодатель оплачивает профильное образование сове сотрудника, либо компенсирует часть стоимости обучения или выделения целевых мест; либо решение этого вопроса отдается на откуп самому музейному работнику.
Третий вариант - наиболее приемлемый. Программы профессиональной переподготовки разработаны и высшими учебными заведениями и самими культурными институциями. Министерство культуры РФ обладает системой Институтов дополнительного профессионального образования (ИДПО), которые должны реализовывать программы профессиональной переподготовки работников культуры различной протяженности - от одного года до двух лет. К сожалению, профессиональная переподготовка осуществляется в общем музеологическом ключе (например, программы профессиональной переподготовки «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» АПРИКТ и «Музейное дело и охрана памятников» ИДПО при Министерстве культуры Республики Татарстан). Соответственно в настоящее время перед ними стоят те же самые проблемы, что перед системой высшего образования, а именно приведение программ профессиональной переподготовки в соответствие с профессиональными стандартами.
В заключение хотелось бы отметить, что модернизация образовательного процесса, его многоуровневость, направленность на формирование определенных профессиональных компетенций, связь с экономическими реалиями направлено на подготовку конкурентоспособных выпускников, которые в своей последующей деятельности смогут решать и выполнять многозадачные функции. Привлечение в образовательный процесс представителей сферы работодателей (в частности музейных работников) позволит связать образовательный процесс напрямую с рынком труда. Совместная деятельность позволит сформировать конкурентоспособный образовательный продукт, реализуемый на всех уровнях: бакалавриат, магистратура, программы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации и стажировки. Осталось дождаться выхода профессиональных стандартов других музейных профессий, на основе которых можно будет расширить возможность формирования новой комплексной образовательной музеологической среды.
Литература
1. Кодекс этики и служебного поведения работников культуры Республики Татарстан от 20 мая 2014 года № 2306 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minculttatarstan.ru/kodeks-etiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-rabotnikov.htm (дата обращения: 19.05.2018).
2. План-график повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов социокультурной сферы и искусства Республики Татарстан на 2 016-2017 учебный год / / Министерство культуры Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_895481.pdf (дата обращения: 19.05.2018).
3. Постановление Правительства Российской Федерации № 23 от 22.02.2013 г. «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов (с изменениями на 9 февраля 2018 года)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902393797. (дата обращения: 19.09.2018).
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 92 от 10 февраля 2014 г. «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в
квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499075966 (дата обращения: 19.09.2018).
5. Приказ Министерства культуры Республики Татарстан от 12.09.2008г. №719 «Об утверждении примерных критериев оценки эффективности деятельности работников муниципальных бюджетных учреждений культуры». Приложение 2. // Министерство культуры Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minculttatarstan.ru/rus/file/pub/pub_20237.pdf (дата обращения: 19.05.2018).
6. Приказ Министерства культуры Республики Татарстан от 21.07.2014 №787 д «Об утверждения положения о порядке проведения аттестации работников государственных учреждений культуры и искусства, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан». // Министерство культуры Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_781329.pdf (дата обращения: 19.05.2018).
7. Приказ Министерства культуры России от 28.06.2013 № 920 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/41 (дата обращения: 20.05.2018).
8. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510304_B_3plus_25042017.pdf. . (дата обращения: 19.09.2018).
9. Профессиональный стандарт «Специалист по учету музейных предметов», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 № 521н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70734996 (дата обращения: 19.09.2018).
10. Профессиональный стандарт «Хранитель музейных ценностей», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 537н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.003.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
11. Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 539н (с изменениями и дополнениями от 18.03.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garantru/#/document/70737152/paragraph/8:1 (дата обращения: 19.09.2018).
12. Родионова Д.Д Корреляция федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в свете современных тенденций развития подготовки музеологов / Д.Д.Родионова / / Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №4. - 28-34.
13. Харченко В. Работник музея: скрытые смыслы профессии / В.Харченко // Нева. - 2017. - №2. - С.229-234.
14. Черных Л.В. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта?/Л.В.Черных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/chem_otlichaetsya_professionalnyy_standart_ot_obrazovatelnogo_standarta-541838.htm. (дата обращения: 19.09.2018).
References
1. Kodeks etiki i sluzhebnogo povedeniya rabotnikov kul'tury Respubliki Tatarstan ot 20 maya 2014 goda № 2306 [Electronic resource]. - Access: http://mincult.tatarstan.ru/kodeks-etiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-rabotnikov.htm (date of address: 19.05.2018).
2. Plan-grafik povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki specialistov so-ciokul'turnoj sfery i iskusstva Respubliki Tatarstan na 2016-2017 uchebnyj god // Ministerstvo kul'tury Respubliki Tatarstan [Electronic resource]. -Access: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_895481.pdf (date of address: 19.05.2018).
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 23 ot 22.02.2013 g. «O Pravilah razra-botki i utverzhdeniya professional'nyh standartov (s izmeneniyami na 9 fevralya 2018 goda)» [Electronic resource]. - Access: http://docs.cntd.ru/document/902393797. (date of address: 19.09.2018).
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 92 ot 10 fevralya 2014 g «0b utver-zhdenii Pravil uchastiya ob"edinenij rabotodatelej v monitoringe i prognozirovanii potrebnostej ehkonomiki v kvalificirovannyh kadrah, a takzhe v razrabotke i realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti srednego professional'nogo obrazovaniya i vysshego obrazovaniya» [Electronic resource]. - Access: http://docs.cntd.ru/document /499075966 (date of address: 19.09.2018).
5. Prikaz Ministerstva kul'tury Respubliki Tatarstan ot 12.09.2008g. №719 «Ob utverzhdenii primernyh kriteriev ocenki ehffektivnosti deyatel'nosti rabotnikov municipal'nyh byudzhetnyh uchrezhdenij kul'tury». Prilozhenie 2. // Ministerstvo kul'tury Respubliki Tatarstan [Electronic resource]. - Access: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_20237.pdf (date of address: 19.05.2018).
6. Prikaz Ministerstva kul'tury Respubliki Tatarstan ot 21.07.2014 №787 d «Ob utverzhdeniya polozheniya o poryadke provedeniya attestacii rabotnikov gosudarstvennyh uchrezhdenij kul'tury i is-kusstva, podvedomstvennyh
Ministerstvu kul'tury Respubliki Tatarstan». // Ministerstvo kul'tuiy Respubliki Tatarstan [Electronic resource], - Rezhim dostupa: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_781329.pdf (date of address: 19.05.2018).
7. Prikaz Ministerstva kul'tury Rossii ot 28.06.2013 № 920 «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po razrabotke organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i or-ganami mestnogo samoupravleniya pokazatelej ehffektivnosti deyatel'nosti podvedomstvennyh uchrezh-denij kul'tury, ih rukovoditelej i rabotnikov po vidam uchrezhdenij i osnovnym kategoriyam rabot-nikov». [Electronic resource]. - Access: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/41 (date of address: 20.05.2018).
8. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 51.03.04 «Muzeologiya i ohrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya» (uroven' bakalavriata) [Electronic resource]. - Access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++ /Bak3++ /510304_B_3plus_25042017.pdf. . (date of address: 19.09.2018).
9. Professional'nyj standart «Specialist po uchetu muzejnyh predmetov», utverzhdennyj pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2014 № 521n [Electronic resource]. - Access: http://base.garant.ru/70734996 (date ofaddress: 19.09.2018).
10. Professional'nyj standart «Hranitel' muzejnyh cennostej», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2014 g. № 537n [Electronic resource]. - Access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.003.pdf (date of address: 19.09.2018).
11. Professional'nyj standart «Ekskursovod (gid)», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 04 avgusta 2014 g. № 539n (s izmeneniyami i do-polneniyami ot 18.03.2016) [Electronic resource]. - Access: http://ivo.garant.ru/#/document/70737152/paragraph/8:1 (date of address: 19.09.2018).
12. Rodionova D.D. Korrelyaciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov i professional'nyh standartov v svete sovremennyh tendencij razvitiya podgotovki muzeologov / D.D.Rodionova // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. - №4. - 28-34.
13. Harchenko V. Rabotnik muzeya: skrytye smysly professii / V.Harchenko / / Neva - 2017. - №2. - S.229-234.
14. Chernyh L.V. Chem otlichaetsya professional'nyj standart ot obrazovatel'nogo standar-ta?/LV.Chernyh [Electronic resource]. - Access: https://infourok.ru/chem_otlichaetsya_professionalnyy_standart_ot_obrazovatelnogo_standarta-541838.htm. (date of address: 19.09.2018).
УДК 378
А.З. Минигалеева
ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье актуализируется проблема формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов. Анализируются трактовки ключевых терминов по данной проблеме, ориентируясь на которые раскрывается сущность рассматриваемого процесса. С позиций психического и социального детерминизма раскрыты особенности развития мотивации студентов к здоровому образу жизни, приведены примеры их возможного использования в педагогической практике. Обозначены внешнее и внутреннее направления приобщения будущих специалистов к вопросам здоровьесбережения, основанные на традиционном понимании субъективной и объективной сторон психики.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, потребности.
Albino Z. Minigaleeva FEATURES AND MAIN DIRECTIONS OF PROCESS OF FORMATION OF REQUIREMENTS OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF MODERN STUDENTS.
In this article the problem of forming of requirements of a healthy lifestyle of modern students is updated. Interpretations of key terms on this problem are analyzed, being guided by which the entity of the considered process reveals. From positions of mental and social determinism features of development of motivation of students to a healthy lifestyle are revealed, examples of their possible use in student teaching are given. The external and internal directions of familiarizing of future specialists with questions of health-saving based on traditional understanding of the subjective and objective parties of mentality are designated.
Key words: healthy lifestyle, students, requirements.
Проблема здоровья и здорового образа жизни, имманентно присущая человечеству, носит внеисторический характер, всегда заботила, и будет беспокоить людей как прошлом, настоящем, так и в обозримом будущем. Актуализируя данную проблему в наши дни, прежде всего, хочется отметить ее вариативность, обусловленную спецификой психологических