Научная статья на тему 'Полиязыковая личность как феномен современности'

Полиязыковая личность как феномен современности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК / ЛЕКСИКОГРАФИЯ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдурахимова Нигора Азизовна

Статья посвящена изучению турецкого языка как второго иностранного языка в вузе. Дана характеристика понятию «языковая личность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиязыковая личность как феномен современности»

В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Необходимо держать в памяти то, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя. Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения.

Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее. Эффективными для совершенствования произношения у учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений.

При условии выполнения упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной.

Список литературы

1. Чет тилларини укитишни жадаллаштиришнинг инновацион йуналишлари: Республика илмий-амалий конференция материаллари. Т.: УзПФИТИ, 2014. 160 б.

ПОЛИЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

Абдурахимова Н.А.

Абдурахимова Нигора Азизовна - преподаватель, кафедра интенсивного преподавания второго иностранного языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена изучению турецкого языка как второго иностранного

языка в вузе. Дана характеристика понятию «языковая личность».

Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, турецкий язык, лексикография, метод.

В настоящее время одним из актуальных социальных приоритетов в Республике Узбекистан является изучение иностранных языков, обоснованное вызовами современности, стремлением государства к прорыву экономики, достижению конкурентоспособности, успешному вхождению в мировое пространство, в том числе, образовательное. Инструментом реализации важнейшей составляющей структуры личности является изучение студентами иностранных языков в вузе. Это закономерно для нашего государства, исторически являющегося многонациональным, полиэтническим и поликультурным.

В современной науке языковая личность рассматривается как целостный феномен, в котором интегрированы результаты междисциплинарных лингвистических исследований. Так, с точки зрения Ю.Н.Караулова, языковая личность - это многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, а, с другой, - по уровням языка [1, с. 39].

Дополняя эту точку зрения, О.Ю. Левашкина отмечает, что языковая личность существует в культуре как носитель языковой и культурной картин мира, обладающий целостной совокупностью общекультурных, социальных, коммуникативных, лингвистических и нелингвистических характеристик, посредством которых она способна участвовать в межличностной и, шире, межкультурной коммуникации [2, с. 27].

Полиязыковая личность представляет собой личность речевую - комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивиду осуществлять речевую деятельность одновременно на нескольких языках; личность коммуникативную -совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную -

совокупность мировоззренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков.

Учёные выделили три основных типа билингвизма: координативный, субординативный, смешанный [3, с. 46], хотя языковая личность в принципе всегда балансирует в зависимости от речевой среды между этими тремя типами. Идеальным, отмечают исследователи, считается координативный тип, когда обучающийся свободно переключается с одной семантической базы на другую, т.е. говорит на двух языках свободно. Однако на две семантические базы наслаивается третья/четвёртая (для одних - национального языка, для других - русского, для третьих - английского, для четвёртых - турецкого).

На наш взгляд, верно наблюдение В.А. Сухомлинского: «...чем глубже человек познаёт тонкости родного языка, тем больше подготовлен его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова».

В настоящее время в нашей стране реализуется политика расширения инвестиций в собственный человеческий капитал, вложение капитала в самого человека. Изучение иностранных языков - яркий тому пример, так как оно способствует не только социально -экономическому развитию государства, но, прежде всего, личностному росту.

Основным носителем инновационного потенциала развития является молодежь, которая выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию информации.

Именно поэтому современному качественному обучению иностранных языков, учитывающему мировые тенденции, отводится ведущая роль в формировании и развитии личности.

Список литературы

1. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. С. 29-68.

2. Левашкина О.Ю. Текст как репрезентант языковой личности в межкультурной коммуникации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов, 2014. 35 с.

3. Габдулхаков В.Ф., Зиннуров Ф.К., Чанышева Г.Г. Технология формирования языковой личности в условиях билингвизма // Вестник Казанского (Приволжского) федерального университета. Филологические науки. К., 2012. С. 45-49.

О РОЛИ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аликулова Ш.А.

Аликулова Шахноза Абдулло кизи - преподаватель, кафедра теории аспектов английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: мотивация важна в обучении иностранному языку. Она позволяет студентам глубже вникнуть в суть изучения английского языка.

Ключевые слова: мотивация, английский язык, студент, преподаватель, вуз, культура, образование.

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Ведь знание иностранного языка свидетельствует об уровне культуры и образования человека. Сфера его применения для современной личности значительно расширяется с увеличением межгосударственных связей, а также возможностью использования в своей профессиональной работе иностранной литературы. Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации.

Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у обучающихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.