Научная статья на тему 'Особенности произношения в английском языке'

Особенности произношения в английском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
837
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКА / ПРОИЗНОШЕНИЕ / МЕТОДИКА / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зияева Мухайё Усмонжоновна

Статья раскрывает вопросы, связанные с методикой изучения английского языка в вузе. В ней затрагивается фонетика английского языка и правильное его произношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности произношения в английском языке»

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Зияева М.У.

Зияева Мухайё Усмонжоновна - старший преподаватель, кафедра практических аспектов английского языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с методикой изучения английского языка в вузе. В ней затрагивается фонетика английского языка и правильное его произношение.

Ключевые слова: фонетика, произношение, методика, вуз, студент, преподаватель, английский язык.

На первом году обучения английскому языку предусматривается овладение артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. В основе работы над любыми средствами общения, включая и произносительные, лежат принципы коммуникативной ориентации и осознанного овладения языком. Произносительные навыки включают слуховые, артикуляционные и интонационные виды.

Английское произношение - это один из самых сложных моментов в изучении английского языка. Наши студенты говорят по-английски с узбекско/русским произношением, и поэтому англоязычному собеседнику приходится напрягаться, чтобы разобрать, что же они все-таки хотели сказать. Значит, существуют отличия в произношении английских слов. Сложность его состоит из нескольких аспектов. То, как английское слово произносится, зачастую не соответствует тому, как оно пишется. Несмотря на то, что в английском алфавите всего 26 букв, звуков в английском языке практически в два раза больше. Некоторые английские слова имеют одинаковое написание, но произносятся по-разному в зависимости от контекста, а некоторые слова могут абсолютно одинаково произноситься, но при этом имеют совсем разные значения и пишутся по-разному. Проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения этому языку. Обучение правильному английскому произношению - чрезвычайно сложное дело.

Для того чтобы обучить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего обучения произношение всегда было в центре внимания учителя. Нужно обеспечить ребёнку хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков. Возраст детей предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Целенаправленная работа над формированием слуховых и артикуляционных навыков у них проводится на специальном этапе урока -произносительной зарядке. В ее основе - звукоподражательная игра с интересными и занимательными сюжетами, постоянным персонажем которых является веселый английский язык. Без правильно поставленного произношения невозможно проявление коммуникативной функции этого языка. Поэтому с самого начала необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка. Обучение фонетике как продуктивному процессу требует от учащегося знания строения речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и ученика. Основной задачей на данном этапе является формирование основополагающих навыков иноязычного общения.

Осознание возможности правильно и красиво выражать одну и ту же мысль на другом языке включает языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.

Обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются. Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам.

В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Необходимо держать в памяти то, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя. Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения.

Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее. Эффективными для совершенствования произношения у учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений.

При условии выполнения упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной.

Список литературы

1. Чет тилларини укитишни жадаллаштиришнинг инновацион йуналишлари: Республика илмий-амалий конференция материаллари. Т.: УзПФИТИ, 2014. 160 б.

ПОЛИЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

Абдурахимова Н.А.

Абдурахимова Нигора Азизовна - преподаватель, кафедра интенсивного преподавания второго иностранного языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена изучению турецкого языка как второго иностранного

языка в вузе. Дана характеристика понятию «языковая личность».

Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, турецкий язык, лексикография, метод.

В настоящее время одним из актуальных социальных приоритетов в Республике Узбекистан является изучение иностранных языков, обоснованное вызовами современности, стремлением государства к прорыву экономики, достижению конкурентоспособности, успешному вхождению в мировое пространство, в том числе, образовательное. Инструментом реализации важнейшей составляющей структуры личности является изучение студентами иностранных языков в вузе. Это закономерно для нашего государства, исторически являющегося многонациональным, полиэтническим и поликультурным.

В современной науке языковая личность рассматривается как целостный феномен, в котором интегрированы результаты междисциплинарных лингвистических исследований. Так, с точки зрения Ю.Н.Караулова, языковая личность - это многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, а, с другой, - по уровням языка [1, с. 39].

Дополняя эту точку зрения, О.Ю. Левашкина отмечает, что языковая личность существует в культуре как носитель языковой и культурной картин мира, обладающий целостной совокупностью общекультурных, социальных, коммуникативных, лингвистических и нелингвистических характеристик, посредством которых она способна участвовать в межличностной и, шире, межкультурной коммуникации [2, с. 27].

Полиязыковая личность представляет собой личность речевую - комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивиду осуществлять речевую деятельность одновременно на нескольких языках; личность коммуникативную -совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.