Научная статья на тему 'О роли мотивации в обучении английскому языку'

О роли мотивации в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аликулова Шахноза Абдулло Кизи

Мотивация важна в обучении иностранному языку. Она позволяет студентам глубже вникнуть в суть изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли мотивации в обучении английскому языку»

совокупность мировоззренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков.

Учёные выделили три основных типа билингвизма: координативный, субординативный, смешанный [3, с. 46], хотя языковая личность в принципе всегда балансирует в зависимости от речевой среды между этими тремя типами. Идеальным, отмечают исследователи, считается координативный тип, когда обучающийся свободно переключается с одной семантической базы на другую, т.е. говорит на двух языках свободно. Однако на две семантические базы наслаивается третья/четвёртая (для одних - национального языка, для других - русского, для третьих - английского, для четвёртых - турецкого).

На наш взгляд, верно наблюдение В.А. Сухомлинского: «...чем глубже человек познаёт тонкости родного языка, тем больше подготовлен его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова».

В настоящее время в нашей стране реализуется политика расширения инвестиций в собственный человеческий капитал, вложение капитала в самого человека. Изучение иностранных языков - яркий тому пример, так как оно способствует не только социально -экономическому развитию государства, но, прежде всего, личностному росту.

Основным носителем инновационного потенциала развития является молодежь, которая выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию информации.

Именно поэтому современному качественному обучению иностранных языков, учитывающему мировые тенденции, отводится ведущая роль в формировании и развитии личности.

Список литературы

1. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. С. 29-68.

2. Левашкина О.Ю. Текст как репрезентант языковой личности в межкультурной коммуникации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов, 2014. 35 с.

3. Габдулхаков В.Ф., Зиннуров Ф.К., Чанышева Г.Г. Технология формирования языковой личности в условиях билингвизма // Вестник Казанского (Приволжского) федерального университета. Филологические науки. К., 2012. С. 45-49.

О РОЛИ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аликулова Ш.А.

Аликулова Шахноза Абдулло кизи - преподаватель, кафедра теории аспектов английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: мотивация важна в обучении иностранному языку. Она позволяет студентам глубже вникнуть в суть изучения английского языка.

Ключевые слова: мотивация, английский язык, студент, преподаватель, вуз, культура, образование.

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Ведь знание иностранного языка свидетельствует об уровне культуры и образования человека. Сфера его применения для современной личности значительно расширяется с увеличением межгосударственных связей, а также возможностью использования в своей профессиональной работе иностранной литературы. Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации.

Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у обучающихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном

61

языке, читать, узнавать о других странах. Но в процессе овладения этой достаточно кропотливой деятельностью отношение их меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления знаний, умений и навыков; преодоления трудностей, что отодвигает достижение поставленных ими целей. Мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивы обучения. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной филологической науки. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения, выявивших сущность мотивации в обучении, показавших его важную роль и значимость [1, с. 107]. Ведь учебная деятельность студентов побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью обучающегося занять определенную позицию в системе общественных отношений. Преподаватель должен развивать с их помощью универсальных учебных действий, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества образования. Путем мотивации достигается и преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, общего среднего и среднего специального и высшего профессионального образования. Преемственность в обучении чему-либо подразумевает непрерывность и единообразие требований к процессу обучения, которые должны приводить к более высоким результатам обучения.

Непрерывность и единообразие требований обязывают к взаимосвязи содержания, методов и форм обучения. Также к связи между всем положительным знанием, заложенным у обучающихся на предыдущих ступенях обучения. Кроме того, новым знанием, получаемым на последующих этапах обучения. Всё это, несомненно, способствует совершенствованию процесса обучения и развитию личности студентов. Преемственность в обучении невозможна без осмысленного их участия в процессе познания, т.е. без его желания учиться, осваивать новые знания, новые способы действий, которые достигаются путём мотивации.

В широком значении мотивация предоставляет возможность лучше учиться, развивает способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении мотивация - это совокупность способов действия студентов, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, самостоятельное формирование учебных умений, включая организацию самого процесса обучения.

Таким образом, формирование мотивации учения у студентов в процессе изучения английского языка может осуществляться при организации следующих условий:

* активное включение каждого студента в процесс совместной учебной деятельности на занятиях английского языка;

* создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях с одногрупниками и преподавателем;

* интеграция игровой и учебной деятельности, которая предполагает их взаимопроникновение в процессе построения и организации сюжета игры и игрового действия, когда основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами учебной деятельности;

* обеспечение содержательного плана иноязычной речевой деятельности, который отвечает личностным особенностям студентов;

* создание эмоциональной и содержательной поддержки, способствующей включению студентов в общую работу группы.

Список литературы

1. Сайдазимова Д. Обучение письму на английском языке на разных этапах // Узлуксиз

таълим. Т., 2018. № 4. С. 106-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.