Список литературы
1. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. М/СПб.: ГЛОССА/КАРО, 2006. 336 с.
2. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2001. 448 с.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Усманова Ф.Р.
Усманова Феруза Рахматжановна — преподаватель, кафедра аспектов теории английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на основе усовершенствования государственного образовательного стандарта по изучению английского языка обеспечивается новый подход в его обучении. Используются современные технологии в обучении с учётом склонностей и потребностей студентов.
Ключевые слова: обучение английского языка, вуз, преподаватель, студент, новый подход в образовании.
Новым вектором в методике обучения иностранным языкам является подход, целеполагающим концептом которого является продуктивность.
Ключевые позиции приобретают проектирование и реализация продуктивной учебно-языковой среды, а также используются эффективные лингводидактические технологии. Они позволят обеспечить системную организацию продуктивного учебно-воспитательного процесса инновационного характера, соответствующего стандартам качества высшего образования. Данная педагогическая концепция позволяет обеспечить изменение взаимных позиций преподавателей и студентов; использовать гибкую высокоэффективную систему оценивания; расширить структурирование содержания обучения; качественно отбирать адекватные методы и приемы овладения иностранным языком, а также средства и формы обучения; обеспечить индивидуализацию обучения; создать наиболее благоприятные условия для развития личности студента посредством вариативности и гибкости содержания обучения, адаптировать лингводидактическую систему к индивидуальным потребностям обучающегося и уровню его базовой языковой подготовки.
Интенсивно развивающееся направление в методике преподавания английского языка - это использование информационно-коммуникационных технологий, которые имеют высокий лингводидактический потенциал и характеризуются полифункциональностью. Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию.
Коммуникативные умения и навыки работы в группе во многом обеспечивают психолого-педагогическую компетентность личности и достижение ею жизненного успеха. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы обучающиеся самостоятельно открывали и конструировали технологии преподавания. Ценность такого сформированного умения в процессе формирования профессиональных компетенций и в социальной практике не вызывает сомнения. Обычные формы образовательной работы имеют несколько ограниченные возможности в активизации позиции преподавателя, так как он всегда находится в состоянии обучения. Нетрадиционные же формы обучения в одном случае ставят его в позицию режиссера, в другом - в позицию преподавателя, в третьем - в позицию консультанта, в четвертом - ученого, в шестом -законодателя и т.д. Чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разнообразнее развивается личность будущего специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, формируется творческий, заинтересованный подход к деятельности, вырабатывается гибкость мышления и действий.
Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки будущих специалистов. Выбор методов обусловливался целями подготовки, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией, необходимостью формирования коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности [1, с. 28]. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, имеющие в своей основе психолого-педагогическую составляющую: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием самих обучающихся, проведение
деловых игр, тесты, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, организация работы парами и в командах.
Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего можно выделить «метод обсуждения в малых группах». Использование интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций по специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес, как к профильным предметам, так и к реальным процессам: сформировать потребность к занятию профессиональной активной жизненной позиции; адаптировать к сложным условиям.
Решение новых задач педагогической деятельности связано с созданием и использованием наиболее эффективных интерактивных методов и форм обучения, имеющим в основе психолого-педагогическую составляющую.
Список литературы
1. Рудик Г.А. Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы) // Инновационная школа
XXI века. К., 2012. 96 с.
К ВОПРОСУ О МНОГОЯЗЫЧИИ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ Федотова К.А.
Федотова Кристина Анатольевна — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: многоязычие выступает как важный показатель не только в социолингвистическом, но и психологическом аспекте. В связи с этим данному вопросу сегодня уделяется особое внимание. Ключевые слова: язык, психология, социолингвистика, студент.
В меняющихся условиях языковой жизни общества закономерности, касающиеся взаимоотношений языка и общества, видоизменяются, что обосновано необходимостью более глубокого проникновения в суть языковых явлений, к возможно более детальному анализу их лингвистической и социальной природы. Учёные сегодня открывают новые стороны социальной обусловленности языка, показывая, что проникновение социального в язык гораздо более глубоко и разнообразно, чем это было принято считать прежде [1, с. 7]. Все более актуальной становится задача исследования роли человеческого фактора в языке, вопросов о том, что связывает жизнедеятельность человека с языком или, что обусловливает воздействие человека на язык, в чем конкретно проявляется влияние языка на мировидение человека и в чем сказывается его влияние на язык, его строение и использование. Решение этих задач представляется невозможным без детального изучения картины функционирования языка как коммуникативного средства, как средства самовыражения языковой личности. Исходя из этого, в современных условиях становится важным исследовать такие проявления внешней системы английского языка, как выполняемые им функции в нынешних условиях и его влияние на другие языки в процессе языковых контактов.
Для достижения выбранной нами цели необходимо проанализировать статус английского языка в объективном (функциональная нагрузка) и субъективном (ценностные ориентации) плане; выявить механизм взаимосвязи внешней системы английского языка и русско-английского билингвизма и степень их влияния на речевое поведение молодежи и формирование языковой личности; охарактеризовать элементы английского языка, используемые в русском языке и речи; проанализировать факторы, способствующие их проникновению в повседневную разговорную речь и определить семантические и прагматические аспекты функционирования элементов английского языка в речевой практике студентов как в рамках малых социально-возрастных групп, так и на примере отдельных представителей современной молодежи. Поскольку функциональная система английского языка и условия русско-английских языковых контактов оказывают влияние на характер русско-английского билингвизма и формирование языковой личности. Речевое поведение студентов отличается перманентным употреблением элементов английского языка не только в форме литературных и жаргонных заимствований, но и в форме иноязычных вкраплений. Процесс заимствования в литературный язык на современном этапе имеет ряд принципиальных отличий от предшествующих периодов.