Научная статья на тему 'К вопросу о многоязычии в социолингвистическом и психологическом аспектах'

К вопросу о многоязычии в социолингвистическом и психологическом аспектах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛИНГВИСТИКА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федотова Кристина Анатольевна

Многоязычие выступает как важный показатель не только в социолингвистическом, но и психологическом аспекте. В связи с этим данному вопросу сегодня уделяется особое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о многоязычии в социолингвистическом и психологическом аспектах»

деловых игр, тесты, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, организация работы парами и в командах.

Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего можно выделить «метод обсуждения в малых группах». Использование интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций по специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес, как к профильным предметам, так и к реальным процессам: сформировать потребность к занятию профессиональной активной жизненной позиции; адаптировать к сложным условиям.

Решение новых задач педагогической деятельности связано с созданием и использованием наиболее эффективных интерактивных методов и форм обучения, имеющим в основе психолого-педагогическую составляющую.

Список литературы

1. Рудик Г.А. Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы) // Инновационная школа

XXI века. К., 2012. 96 с.

К ВОПРОСУ О МНОГОЯЗЫЧИИ В СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ Федотова К.А.

Федотова Кристина Анатольевна — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: многоязычие выступает как важный показатель не только в социолингвистическом, но и психологическом аспекте. В связи с этим данному вопросу сегодня уделяется особое внимание. Ключевые слова: язык, психология, социолингвистика, студент.

В меняющихся условиях языковой жизни общества закономерности, касающиеся взаимоотношений языка и общества, видоизменяются, что обосновано необходимостью более глубокого проникновения в суть языковых явлений, к возможно более детальному анализу их лингвистической и социальной природы. Учёные сегодня открывают новые стороны социальной обусловленности языка, показывая, что проникновение социального в язык гораздо более глубоко и разнообразно, чем это было принято считать прежде [1, с. 7]. Все более актуальной становится задача исследования роли человеческого фактора в языке, вопросов о том, что связывает жизнедеятельность человека с языком или, что обусловливает воздействие человека на язык, в чем конкретно проявляется влияние языка на мировидение человека и в чем сказывается его влияние на язык, его строение и использование. Решение этих задач представляется невозможным без детального изучения картины функционирования языка как коммуникативного средства, как средства самовыражения языковой личности. Исходя из этого, в современных условиях становится важным исследовать такие проявления внешней системы английского языка, как выполняемые им функции в нынешних условиях и его влияние на другие языки в процессе языковых контактов.

Для достижения выбранной нами цели необходимо проанализировать статус английского языка в объективном (функциональная нагрузка) и субъективном (ценностные ориентации) плане; выявить механизм взаимосвязи внешней системы английского языка и русско-английского билингвизма и степень их влияния на речевое поведение молодежи и формирование языковой личности; охарактеризовать элементы английского языка, используемые в русском языке и речи; проанализировать факторы, способствующие их проникновению в повседневную разговорную речь и определить семантические и прагматические аспекты функционирования элементов английского языка в речевой практике студентов как в рамках малых социально-возрастных групп, так и на примере отдельных представителей современной молодежи. Поскольку функциональная система английского языка и условия русско-английских языковых контактов оказывают влияние на характер русско-английского билингвизма и формирование языковой личности. Речевое поведение студентов отличается перманентным употреблением элементов английского языка не только в форме литературных и жаргонных заимствований, но и в форме иноязычных вкраплений. Процесс заимствования в литературный язык на современном этапе имеет ряд принципиальных отличий от предшествующих периодов.

Основной функцией англоязычной лексики в речи студенческой молодежи является эмоционально-экспрессивная функция.

Кроме того, квантитативные и квалитативные параметры англоязычных слов и выражений зависят, прежде всего, от личностных характеристик студента, конкретных целевых установок, качества русско-английского билингвизма. Студент, как в целом, так и в его различных социально-групповых разновидностях, в силу своих возрастных и психологических особенностей наиболее восприимчив к социальным и обусловленным социальными факторами языковым изменениям.

Студенческая молодежь - потенциальная среда формирования двуязычия, что является необходимым условием функционирования иностранного языка. Поэтому, на наш взгляд, влияние социальных факторов на функционирование английского языка именно в молодежной среде является наиболее показательным. К тому же характеристики и способности каждого студента индивидуальны и определяются его языковым сознанием, которое и реализуется в речевом поведении. Индивидуальна и ситуативно обусловлена и граница между осознанным и бессознательным в речевом поведении личности. Под ней следует понимать совокупность способностей студента, обусловливающих создание и восприятие им текстов, различающихся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности. Поэтому будет правильнее говорить о влиянии социальных факторов на речевое поведение не столько определенных социально-языковых общностей, сколько в конечном итоге о влиянии их на языковую личность, хотя этот процесс и носит в значительной степени опосредованный характер, поскольку сама языковая личность является продуктом и выразителем определенной социальной среды.

Список литературы

1. Вишневская Г.М. Билингвизм и его аспекты: Учебное пособие. Иваново, 1997. 98 с.

РУССКИЙ ЯЗЫК - ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Хакимова Н.Т.

Хакимова Насиба Тургуновна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Среди бесчисленных творений нет такого, Что было бы мудрей и драгоценней слова.

Алишер Навои

Аннотация: показана в статье значимость изучения языков в современных условиях. Рассмотрена роль русского языка в качестве мирового языка. Ключевые слова: русский язык, слово, изучение, развитие.

В современных условиях в атмосфере идеологии демократизации, светскости, открытости миру, интеграции суверенного Узбекистана в мировое сообщество, в атмосфере принципиально нового экономического и политического мышления появился ряд факторов, способствующих формированию большей готовности к изучению иностранных языков, особенно мировых, к которым относится и русский язык. Изучение и знание языков рассматривается именно сегодня, в принципиально новых социально-политических и экономических условиях, как фактор социально-экономического, научно-теоретического и общекультурного прогресса, как жизненная потребность. Вот почему в нынешних условиях предъявляются повышенные требования к качеству обучения языкам. Ведь приобретённое студентами языковое знание должно выполнять роль средства приобщения к культуре страны изучаемого языка и средства осуществления взаимодействия людей, а это предопределяет необходимость и социальную значимость формирования у учащейся молодежи культуры общения. Искусство общения приобрело в наши дни глобальное значение - ведь на этой основе держатся взаимоотношения, взаимопонимание и взаимодействие, как отдельных людей, так и целых народов и государств [1, с. 3]. Данные факторы обусловливают повышение внимания к проблемам обучения языкам, поскольку язык является важнейшим составляющим структуры личности человека. Это фундаментальный элемент самобытности, передаваемый вместе с культурой от поколения к поколению. Кроме того, это средство укрепления единства общества, активизации открытого общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.