Основной функцией англоязычной лексики в речи студенческой молодежи является эмоционально-экспрессивная функция.
Кроме того, квантитативные и квалитативные параметры англоязычных слов и выражений зависят, прежде всего, от личностных характеристик студента, конкретных целевых установок, качества русско-английского билингвизма. Студент, как в целом, так и в его различных социально-групповых разновидностях, в силу своих возрастных и психологических особенностей наиболее восприимчив к социальным и обусловленным социальными факторами языковым изменениям.
Студенческая молодежь - потенциальная среда формирования двуязычия, что является необходимым условием функционирования иностранного языка. Поэтому, на наш взгляд, влияние социальных факторов на функционирование английского языка именно в молодежной среде является наиболее показательным. К тому же характеристики и способности каждого студента индивидуальны и определяются его языковым сознанием, которое и реализуется в речевом поведении. Индивидуальна и ситуативно обусловлена и граница между осознанным и бессознательным в речевом поведении личности. Под ней следует понимать совокупность способностей студента, обусловливающих создание и восприятие им текстов, различающихся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности. Поэтому будет правильнее говорить о влиянии социальных факторов на речевое поведение не столько определенных социально-языковых общностей, сколько в конечном итоге о влиянии их на языковую личность, хотя этот процесс и носит в значительной степени опосредованный характер, поскольку сама языковая личность является продуктом и выразителем определенной социальной среды.
Список литературы
1. Вишневская Г.М. Билингвизм и его аспекты: Учебное пособие. Иваново, 1997. 98 с.
РУССКИЙ ЯЗЫК - ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Хакимова Н.Т.
Хакимова Насиба Тургуновна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Среди бесчисленных творений нет такого, Что было бы мудрей и драгоценней слова.
Алишер Навои
Аннотация: показана в статье значимость изучения языков в современных условиях. Рассмотрена роль русского языка в качестве мирового языка. Ключевые слова: русский язык, слово, изучение, развитие.
В современных условиях в атмосфере идеологии демократизации, светскости, открытости миру, интеграции суверенного Узбекистана в мировое сообщество, в атмосфере принципиально нового экономического и политического мышления появился ряд факторов, способствующих формированию большей готовности к изучению иностранных языков, особенно мировых, к которым относится и русский язык. Изучение и знание языков рассматривается именно сегодня, в принципиально новых социально-политических и экономических условиях, как фактор социально-экономического, научно-теоретического и общекультурного прогресса, как жизненная потребность. Вот почему в нынешних условиях предъявляются повышенные требования к качеству обучения языкам. Ведь приобретённое студентами языковое знание должно выполнять роль средства приобщения к культуре страны изучаемого языка и средства осуществления взаимодействия людей, а это предопределяет необходимость и социальную значимость формирования у учащейся молодежи культуры общения. Искусство общения приобрело в наши дни глобальное значение - ведь на этой основе держатся взаимоотношения, взаимопонимание и взаимодействие, как отдельных людей, так и целых народов и государств [1, с. 3]. Данные факторы обусловливают повышение внимания к проблемам обучения языкам, поскольку язык является важнейшим составляющим структуры личности человека. Это фундаментальный элемент самобытности, передаваемый вместе с культурой от поколения к поколению. Кроме того, это средство укрепления единства общества, активизации открытого общения
и понимания. Любое профессиональное образование предполагает эффективное формирование языковой культуры студентов, как на родном языке, так и на не родном, в том числе русском языке, который продолжает оставаться языком общения и профессиональной деятельности в полиэтнической среде не только в нашей республике, но и за её пределами.
Вспомним слова первого руководителя Узбекистана по этой проблеме: «...русский язык в силу объективных причин стал языком, объединяющим народы, языком, обеспечивающим их совместную деятельность в условиях углубляющейся интеграции производства, языком-посредником в приобщении наций к мировой культуре, науке. Это очевидный и неоспоримый факт. Соответствующие институты должны четко определить задачи в этом плане» [2, с. 68].
Мы разделяем обобщающее определение академика В.В. Виноградова о том, что «слово - это фокус, в котором отражаются все важнейшие свойства языка» [3, с. 22]. Это - основная единица языка.
«Значение слова для рассудочного процесса ... громадно, - утверждал К.Д. Ушинский. - Слово выражает собой понятие. Процесс мышления... весь совершается в словах... Слово в высшей степени концентрирует материалы сознания и тем самым допускает их одновременное обозрение сознанием; оно же сберегает в памяти плоды рассудочного процесса в самой сжатой, концентрированной форме» [4, с. 535]. Вот почему при проведении словарной работы на уроках русского языка в школах столь важную роль играет исходный этап, а именно семантизация, т.е. раскрытие значения слова. Оно достойно выполняет свою миссию, выступая «руководителем самосознания ребёнка» [4, с. 536]. А «золотым ключиком» в этом сложнейшем духовном процессе выступает слово, ибо всякий язык - это, прежде всего, язык слов, в которых заключена могучая духовно-нравственная сила.
Говоря о слове как феномене семантической, интонационной и коммуникативной многоёмкости, приведём ещё исключительно яркую характеристику этих качеств слова, данную в одной из былин об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное; ты умей его ... перевёртывать» [5, с. 12-13].
Научить учащихся грамотному и эффективному «перевёртыванию» слова - одна из важнейших задач современного педагога-филолога.
Список литературы
1. Андриянова В.И. Теория и практика обучения узбекских школьников устноречевому общению на русском языке: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ташкент, 1997.
2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге достижений независимости. Ташкент: Узбекистан, 2011.
3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматические учения о слове. 3-е изд. Москва, 1986.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Вопросы обучения. Москва, 1954.
5. Андриянова В.И., Аннамуратова С.К., Медетова Р.М. и др. Стратегия формирования у обучаемых способностей самовыражения и самореализации: Коллективная монография. Ташкент: УзНИИПН, 2014.