Научная статья на тему 'Язык, открывающий все двери на жизненном пути студента'

Язык, открывающий все двери на жизненном пути студента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбанова Диляфруз Шухратовна

Статья посвящена одной из важнейших проблем в процессе изучения английского языка на современном этапе развития вузовского образования в Узбекистане. В ней приводится сущностная характеристика понятий «языковая личность», «полиязыковая личность», «поликультурная личность». Подчеркивается, что полиязычие способствует взаимопониманию и сотрудничеству народов, обогащению и развитию языков, а также повышению общей культуры студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык, открывающий все двери на жизненном пути студента»

ЯЗЫК, ОТКРЫВАЮЩИЙ ВСЕ ДВЕРИ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ

СТУДЕНТА Курбанова Д.Ш.

Курбанова Диляфруз Шухратовна - преподаватель, кафедра теории и практики перевода, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена одной из важнейших проблем в процессе изучения английского языка на современном этапе развития вузовского образования в Узбекистане. В ней приводится сущностная характеристика понятий «языковая личность», «полиязыковая личность», «поликультурная личность». Подчеркивается, что полиязычие способствует взаимопониманию и сотрудничеству народов, обогащению и развитию языков, а также повышению общей культуры студента. Ключевые слова: английский язык, студент, преподаватель, вуз.

Современное развитие Узбекистана показывает, что наряду с государственным (узбекским) языком, уровень владения населением нашей республики русским языком составляет 88%. На основе постановления Первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О дальнейшем совершенствовании изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года кардинально изменился подход к изучению иностранных языков, преимущественно английского языка в образовательных учреждениях нашей страны. Учитывая то, что сегодня этот язык относится к шести мировым языкам (английский, русский, французский, китайский, арабский и испанский) и является одним из официальных языков Организации Объединенных Наций, назрела необходимость глубокого овладения английским языком для выхода республики на мировую арену. Поэтому наша страна стремительно выходит в мировое сообщество и, исходя из этого, ставит перед собой высокие цели социально-экономического развития, напрямую связанного с уровнем образованности учащейся молодежи республики. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых сегодня не самоцель, а требование времени. Сегодня для достижения высокого рейтинга высших учебных заведений необходимо, чтобы вузы, а значит и наука смогли не только общаться на английском языке, но и создавать научно-методическую литературу на иностранных языках. Одним из условий решения данных проблем является, на наш взгляд, выявление сущностной характеристики базовых понятий «языковая личность», «полиязыковая личность», «поликультурная личность» и др. В современной науке языковая личность рассматривается как целостный феномен, в котором интегрированы результаты междисциплинарных лингвистических исследований. Так, с точки зрения Ю.Н. Караулова, языковая личность - это многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, а с другой - по уровням языка [1, с. 39]. Дополняя эту точку зрения, О.Ю. Левашкина отмечает, что «языковая личность существует в культуре как носитель языковой и культурной картин мира, обладающий целостной совокупностью общекультурных, социальных, коммуникативных, лингвистических и нелингвистических характеристик, посредством которых она способна участвовать в межличностной и, шире, межкультурной коммуникации» [2, с. 27].

Понятие «полиязыковая личность» рассматривается как активный носитель нескольких языков с позиций системного и структурного подходов. Полиязыковая личность представляет собой личность речевую - комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивиду осуществлять речевую деятельность одновременно

| 55 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 5(19) 2017

на нескольких языках; личность коммуникативную - совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную - совокупность мировоззренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков. Понятие «полилингвальная личность» имеет смысловой подтекст «поликультурная личность», под которой понимается индивид с развитым лингвистическим сознанием. Полиязычие - прогрессивный феномен, поскольку способствует взаимопониманию и сотрудничеству народов, обогащению и развитию родных языков, повышению общей культуры человека. Фрэнк Смит писал: «Один язык приводит вас в коридор жизни. Два языка открывают все двери на этом пути». Изучение иностранных языков способствует не только социально-экономическому развитию государства, но, прежде всего, личностному росту каждого студента.

Список литературы

1. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.

2. Левашкина О.Ю. Текст как репрезентант языковой личности в межкультурной коммуникации: Автор. дис. ... к.п.н. Ростов, 2014. 35 с.

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING AND LEARNING ENGLISH

Ismoilov I.M.

Ismoilov Ihtiyor Madamin ogli - Student, 3 ENGLISH FACULTY, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the role of innovative technologies in the process of teaching and learning English. The article also shows some teaching strategies in learning the English language.

Keywords: Innovative technology, pedagogical skill, modern strategies, rate of education, teaching system, English atmosphere.

High development of the English language around the world, this foreign language is considered by different nations as a key to communicate. At present time English has a great role in all spheres of life, as well in education. That is to say, knowing the English language opens the door of chance widely.

Most people want to learn any language easily. This article describes some advantages of innovative technologies which help people learn English well. Well, how innovative technology helps us to develop our English knowledge?

The role of technology is very important in our century. For example: when people able to communicate with their friends, book something, pay bills and aware of news within less time without difficulties, they could do their jobs well and easily.

Nowadays technological advances are very essential into not only business but also educational system. In addition, modern teachers and learners have several opportunities to communicate each other efficiently while doing another job.

According to the research of Professor Chirac Patel [1, p. 117] innovative technologies provide both teachers and universities' students with opportunities which help to develop

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 5(19) 2017 | 56 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.