Научная статья на тему 'Роль мотивации в формировании полиязыковой личности школьника'

Роль мотивации в формировании полиязыковой личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫЧИЕ / ПОЛИЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОПРОСНИК / ДИАГНОСТИКА / MULTILINGUALISM / MULTILINGUAL EDUCATION / MULTILINGUAL PERSONALITY / MOTIVATION / FORMATION / QUESTIONNAIRE / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосиенко Людмила Васильевна, Харламова Юлия Сергеевна

В статье определяется роль мотивации в формировании полиязыковой личности, готовой к активной и продуктивной деятельности в условиях полиязычия. Рассмотрено понятие мотивации к изучению иностранных языков на основе анализа трудов в области психологии, педагогики, методики преподавания иностранных языков. Раскрыта структура учебной мотивации обучающихся, способы учебной мотивации школьников, изучающих два иностранных языка и более. Представлены результаты диагностики сложной структуры мотивов, прогнозирования целей и определения факторов, влияющих на повышение мотивации, на основе авторского вопросника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосиенко Людмила Васильевна, Харламова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION ROLE IN FORMING A SCHOOLCHILD’S MULTILINGUAL PERSONALITY

The article determines motivation role in the formation of a multilingual personality ready for active and productive activity under the conditions of multilingualism. The notion of motivation to learn foreign languages is considered basing on the analysis of works in the field of psychology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. The paper reveals the structure of educational motivation and the ways of motivating the schoolchildren learning two and more foreign languages. The authors present the results of diagnosing a complex structure of motives, predicting goals and determining factors affecting increase in motivation basing on an authorial questionnaire.

Текст научной работы на тему «Роль мотивации в формировании полиязыковой личности школьника»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.73

Мосиенко Людмила Васильевна, Харламова Юлия Сергеевна

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье определяется роль мотивации в формировании полиязыковой личности, готовой к активной и продуктивной деятельности в условиях полиязычия. Рассмотрено понятие мотивации к изучению иностранных языков на основе анализа трудов в области психологии, педагогики, методики преподавания иностранных языков. Раскрыта структура учебной мотивации обучающихся, способы учебной мотивации школьников, изучающих два иностранных языка и более. Представлены результаты диагностики сложной структуры мотивов, прогнозирования целей и определения факторов, влияющих на повышение мотивации, на основе авторского вопросника. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/3/73.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 344-348. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

LINGUISTIC COMPETENCE DEVELOPMENT THROUGH READING JOURNALISTIC TEXTS IN THE CLASSES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Gvozdeva Elena Viktorovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics, Moscow gvozdeva_15@mail. ru

Teaching Russian as a foreign language is based on the fundamental principles of the communicative approach. Vocabulary learning as a tool for thought transmission plays an essential role in the communicative approach. In the article, a theoretical model of linguistic competence development is analysed, and its practical realisation on the basis of journalistic texts is offered. The author is convinced that knowledge of the peculiarities of the journalistic language can help students not only understand the content of the text and delve into its meaning, but also develop linguistic and communicative competences and join the socio-cultural values of Russia.

Key words and phrases: Russian as a foreign language; journalistic text; note; communicative method; vocabulary learning; lexical skills formation; linguistic competence.

УДК 372.881.1:81'272 Дата поступления рукописи: 13.12.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.73

В статье определяется роль мотивации в формировании полиязыковой личности, готовой к активной и продуктивной деятельности в условиях полиязычия. Рассмотрено понятие мотивации к изучению иностранных языков на основе анализа трудов в области психологии, педагогики, методики преподавания иностранных языков. Раскрыта структура учебной мотивации обучающихся, способы учебной мотивации школьников, изучающих два иностранных языка и более. Представлены результаты диагностики сложной структуры мотивов, прогнозирования целей и определения факторов, влияющих на повышение мотивации, на основе авторского вопросника.

Ключевые слова и фразы: полиязычие; полиязыковое образование; полиязыковая личность; мотивация; формирование; вопросник; диагностика.

Мосиенко Людмила Васильевна, д. пед. н., доцент Харламова Юлия Сергеевна

Оренбургский государственный университет lvmosienko@yandex.ru; sammy-girly@mail.ru

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Введение

Современные реалии мирового развития, такие, как «стирание границ», унификация национальных особенностей, нивелирование национально-культурного опыта, потеря связи молодого поколения со своими корнями и необходимость сохранения и развития культурного и языкового разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, определяют необходимость формирования и развития полиязыковой личности, характеризующейся определенными психофизиологическими свойствами, гуманистическими общечеловеческими качествами, коммуникативными способностями, позволяющими общаться и осуществлять деятельность на нескольких языках, в современной поликультурной и полиязычной среде, сохраняющей свою национально-культурную идентичность, стремящейся к пониманию других культур, уважающей культурно-этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований [9].

Актуальность исследования

Государственная языковая политика России имеет целью сохранение и развитие государственного языка, языков народов, населяющих территорию Российской Федерации, предполагает свободу выбора языков общения и обучения. В контексте современных реалий главной задачей современной школы является создание условий для формирования коммуникативной иноязычной компетенции как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации.

Несмотря на активную государственную языковую политику в Российской Федерации, остаются нерешенными вопросы повсеместного и регулярного изучения полиязыковой ситуации в стране, формирования политики сохранения и защиты языков и культур, разработки и реализации моделей полиязыкового образования. Однако обращение только к сфере управления формированием полиязыковой личности лишает процесс обучения личностно ориентированного смысла, в связи с чем считаем важным обратиться именно к обучающемуся, к его потребностям, интересам, мотивации к изучению двух и более иностранных языков.

Цель данной работы заключается в определении роли и места мотивации в формировании полиязыковой личности, готовой к активной и продуктивной деятельности в условиях полиязычия.

Материал и методы исследования

В ходе исследования проведен анализ российских и зарубежных источников по проблеме формирования полиязыковой личности, уточнено понятие мотивации к изучению иностранных языков, раскрыта структура учебной мотивации школьников, изучающих два и более языка, выявлены способы мотивации учебной деятельности школьников по изучению иностранных языков.

Анкетирование на основе разработанного нами вопросника «Твое отношение к изучению иностранных языков в школе» позволило выявить уровень мотивации к изучению иностранных языков в школе, определить круг интересов обучающихся по отношению к предмету «Иностранный язык», диагностировать сложную структуру мотивов и спрогнозировать цели, факторы, влияющие на повышение мотивации.

Обсуждение

Исследование мотивации является одним из главных направлений психологии (Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Г. У. Олпорт, К. Левин, А. Г. Маслоу, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, С. Т. Григорян), педагогики (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский), методики преподавания иностранных языков (Г. В. Рогова, И. А. Зимняя, Н. Е. Кузовлева). В последнее время наблюдается новый подъем интереса ученых к проблеме мотивации (М. Н. Крылова, Е. А. Рождественская, Н. А. Рощина, Е. Н. Кубарев, В. А. Ткаченко, Л. М. Ткаченко, Д. Вайзман, Г. Хант) в связи с прозвучавшей на заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2011 года своевременной и актуальной идеей непрерывного образования - от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». В контексте этих идей утверждение Д. И. Фельдштейна о том, что мотивационно-эмоциональная сторона деятельности является активным фактором развития современного человека и общества, ориентирует на более глубокое изучение проблемы мотивации.

Важным принципом данного исследования является признание возможности формирования мотивации в ходе обучения двум и более иностранным языкам. Следует заметить, что ее изучение и формирование -это два взаимосвязанных процесса, ориентированных на решение разных задач. Изучение предполагает фиксацию, учет имеющейся мотивации у обучающихся на начальном этапе, это предпосылка, фактор обучения; оно заключается в выявлении ее реального уровня и возможных перспектив [10, с. 45]. Формирование происходит в естественных условиях обучения, позволяет выявить новые резервы ее развития у каждого отдельного обучающегося и группы в целом.

Мотивация определяется как совокупность факторов, обусловливающих действие и поведение индивидуума в своем стремлении к достижению цели или осуществлению деятельности [7; 12], это «особый вид детерминации» [3, с. 17], в содержание которой включают причины активности, волю, безусловно-рефлекторные реакции, условно-рефлекторные реакции на внешние раздражители, а также «самоинициацию, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию» [4, с. 11]. Это первая составляющая воли, а воля - составляющая детерминации [11], это «запускной механизм», который вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств, приемов, их упорядочение для достижения целей [2], это душевное состояние, которое побуждает кого-либо к действию, заставляет действовать в определенном направлении и заниматься определенной деятельностью [13], направляет и поддерживает стремление к чему-либо [14], «внутреннее состояние, которое побуждает студентов к действиям, направляет их к определенному поведению, помогает им в осознании того, что эмоциональный настрой и действия должны соотноситься с определенным поведением и соответствовать учебному процессу» [1, с. 98].

Учитывая, что мотивация определяется потребностями, «потребность поделиться, общаться, что-то увидеть в человеке, самого себя через своего друга увидеть, познать» [8, с. 423] является основополагающей в формировании полиязыковой личности.

В основе мотивации - совокупность мотивов, которыми «называют все то, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует... динамизирует, вообще движение, деятельность человека» [Там же, с. 431]. Мотивы «как то, ради чего совершается действие», как результат, ради которого осуществляется деятельность [Там же, с. 432] в контексте формирования полиязыковой личности, связаны с содержанием обучения и процессом обучения, а также с теми предметами, что лежат вне учебной деятельности.

Анализ научной и методической литературы [6; 7; 10; 12] позволил выявить способы мотивирования обучающихся в процессе изучения двух и более языков. Важнейшую роль в создании мотивации играют правильно поставленные цели. В контексте данного исследования личностными результатами для их достижения являются национально-культурная идентичность, патриотизм, уважение к своему и другим народам, сформи-рованность гражданской позиции и мировоззрения, основанных на диалоге культур, на национальных и общечеловеческих ценностях; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности в соответствии с ценностями и идеалами многонационального общества; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, подразумевающий взаимопонимание, сотрудничество. В практическом отношении в процессе изучения языка или языков формируется способность свободно общаться как устно, так и письменно на разные темы, в том числе демонстрируя творческие способности обучающихся; умение использовать язык как средство для получения информации из источников в образовательных и самообразовательных целях, вырабатывать устойчивый интерес к познанию других культур, уважительное отношение к ним.

Не менее важным является убеждение обучающихся в практической необходимости изучения двух и более языков. С этой целью в учебном процессе целесообразно использовать практические задания, способствующие

осознанию необходимости владения иностранными языками не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В данном контексте наиболее ярким примером может служить волонтерский труд (программы реставрации памятников архитектуры, культурного наследия, организации и проведения спортивных и иных массовых мероприятий, в том числе международных, как на территории России, так других стран, для реализации которых привлекаются молодые люди, владеющие иностранными языками).

Индивидуализация обучения в полиязыковом образовании предполагает не только учет индивидуальных особенностей, но и «возрастание их индивидуальных различий» [6, с. 88]. Например, в подготовке проектов самостоятельный выбор обучающимися тех видов деятельности, которые вызывают у них интерес, наилучшим образом соответствует их способностям, возможностям, потребностям.

Эмоциональное воздействие подразумевает влияние на различные чувства обучающихся, которые, в свою очередь, сказываются на формировании отношения к знаниям, деятельности, поведению, их оценки. Именно эмоции определяют успешность познавательной деятельности, ее уровень. Благоприятный эмоциональный климат, эмоциональный настрой занятий, эмоционально-нравственные переживания являются обязательным условием внимания и запоминания особенно в процессе изучения двух и более иностранных языков, важным фактором в процессе ориентации обучающихся на ценности полиязыкового образования, в осознании своих возможностей, успехов.

Активизация речемыслительной деятельности направлена на достижение планируемого результата обучения. Вслед за Е. В. Каширской, понимаем речемыслительную деятельность «как динамичный процесс формирования и формулирования... речевого высказывания, средство... общения, которое обслуживает различные стороны деятельности. и является необходимым условием становления. компетентности» [5, с. 286]. Основными характеристиками речемыслительной деятельности являются языковые (владение специфическим словарем, умение пользоваться им в определенных ситуациях общения), речевые (быстрота, продуктивность рече-мышления, объем высказывания), смысловые (умение ориентироваться в ситуациях общения, умение понимать и интерпретировать смысл сообщения, создавать новые смыслы с учетом собственной индивидуальности).

Использование интерактивных методов и коммуникативно-ценностных технологий (мастерская, «философское кафе», дискуссия, ролевая игра) значительно повышают мотивацию к обучению иностранных языков. Так, интерактивное взаимодействие направлено на совершенствование деятельности обучающихся, на развитие у них самостоятельного творческого мышления, способности адекватно решать проблемные задачи, характеризуется высокой степенью интенсивности общения, обмена мнениями, активностью познавательной деятельности, разнообразием форм деятельности, целенаправленной рефлексией, атмосферой сотрудничества и сотворчества.

Вовлечение в работу по освоению приемов самообразования, саморазвития предполагает познавательную деятельность, которую планирует, осуществляет сам обучающийся в соответствии со своими целями, потребностями, интересами, мотивами. Она может присутствовать как в учебном процессе, так и вне аудитории, выражаясь, например, в творческой деятельности, в работе с информацией, в научных исследованиях, в осуществлении проектов и т.д.

Создание аутентичной обстановки заключается в организации подлинного общения, атмосферы, естественной для определенной нации, и подразумевает культурологическую аутентичность (знакомство с культурой страны, особенностями быта, менталитетом носителей языка), информативную аутентичность (включение информации в соответствии с интересами обучающихся), ситуативную аутентичность (воспроизведение реальных ситуаций общения в учебном процессе), аутентичность национальной ментальности (отражение национальной ментальности в выборе тематики, источников информации, норм и правил поведения), реактивную аутентичность (выбор содержания, методов, технологий, вызывающих у обучающихся эмоциональный, мыслительный и речевой отклик).

Результаты исследования

Цель настоящего исследования состояла в выявлении уровня мотивации к изучению иностранных языков в школе, в определении круга интересов обучающихся по отношению к предмету «Иностранный язык», а также в установлении уровня их заинтересованности в изучении двух и более иностранных языков. Анкетирование на основе вопросника «Твое отношение к изучению иностранных языков в школе» проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Европейский лицей» (п. Пригородный, Оренбургский район). Было опрошено 82 обучающихся. Опрос осуществлялся на основе анкеты, включавшей вопросы открытого и закрытого типов. Всего в анкете было 19 вопросов.

Большинство обучающихся - 72% - отмечают, что начали изучать иностранный язык с интересом. Остальные утверждают, что не были заинтересованы в данном предмете и иностранный язык изучали без интереса (28% опрошенных).

Для определения цели изучения обучающимися иностранных языков было предложено несколько вариантов ответов. Получены следующие результаты: 34% отметили, что изучают иностранные языки для путешествий; 31% - для жизни; 28% - для того, чтобы дружить с иностранцами; 20% - потому что желают стать умными, образованными людьми; 16% нуждаются в знании языков для будущей учебы, чтобы получить хорошую работу; 13% - для работы на компьютере; 12% - для того, чтобы получить хорошие оценки в школе; 9% изучают этот предмет постольку, поскольку он является обязательным; 6% сообщили, что их заставляют родители.

Четвертый вопрос имел своей целью определение языков, интересующих обучающихся. В качестве первого иностранного языка большинство опрошенных выбрали английский (59%), как второй иностранный

язык учащиеся хотели бы изучать французский (28%) или китайский (13%). Третьим иностранным языком большинство выбрало украинский (13%).

Пятый и шестой вопрос имели целью определить, какими видами деятельности обучающимся нравится и не нравится заниматься на уроках иностранного языка в школе. Наибольшие трудности испытывают обучающиеся во время устных ответов у доски (31%) и при написании сочинений (42%). С интересом обучающиеся смотрят видео (60%), изучают песни (44%), участвуют в дискуссиях (42%), узнают новые слова (35%), читают тексты на иностранных языках (28%).

Седьмой вопрос позволил выявить и ранжировать темы, представляющие наибольший интерес для обучающихся, а именно: хобби, социальные проблемы, путешествия, животный мир / природа, музыка, литература страны изучаемого языка, окружающая среда, космос, достопримечательности, школа, город/село, выбор профессии, благотворительность, искусство, дружба, история.

Анкетирование показало, что 94% опрошенных хотели бы заниматься иностранным языком, если бы это было необязательно. 63% опрошенных хотели бы принять участие в полиязычных образовательных проектах.

Стимулируют интерес обучающихся к изучению иностранных языков следующие факторы: строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны преподавателя (31%); эмоциональность, увлеченность преподавателя (31%); творческие задания (31%); интерактивные и игровые технологии (28%); использование интересного дидактического материала (20%); использование наглядных пособий (20%); использование новых информационных технологий, технических средств (20%); соревновательные техники (15%), объяснение важности и необходимости знания иностранного языка (10%), работа в группах (7%).

Среди трудностей, которые возникают в ходе изучения иностранных языков, учащиеся выделили следующие: сложность грамматики (38%), отсутствие желания / лень (25%), говорение (18%), необходимость изучения лексики (10%), перевод и произношение (9%), письмо и аудирование (6%). Следует подчеркнуть, что 22% отмечают отсутствие трудностей при изучении иностранных языков.

Для 88% опрошенных изучение иностранных языков не ограничивается учебным процессом, что является ориентиром для выбора методов, технологий обучения, способствующим повышению мотивации к изучению не только одного, но и нескольких языков. Так, особый интерес представляет чтение текстов в оригинале и их переводов на другие языки, в том числе и русский, а также полиязычные дискуссии, научно-исследовательская работа с использованием источников на нескольких языках.

Для того чтобы установить, как обучающиеся представляют себе процесс полиязычного образования, им предлагалось закончить фразу «Полиязычное образование - это.». Выяснилось, что для 53% обучающихся это изучение нескольких языков, тогда как другие считают, что это возможность научиться понимать большее число людей (10%), то, что делает нас развитыми (7%), углубленное, всестороннее изучение языка (6%). При этом 10% не смогли ответить на данный вопрос. Обучающиеся отмечают, что полиязычное образование дает им возможность овладения основами межкультурного взаимодействия (42%), способствует расширению знаний в области родного и иностранных языков (38%). Для 34% опрошенных это обогащение знаний о родной культуре и других национальных культурах, для 22% - получение опыта проявления отношения к миру, к иным культурам, деятельности в ситуациях полиязыкового и поликультурного взаимодействия, для 16% - обогащение опыта осуществления различных способов деятельности; для 10% - понимание собственной культурной принадлежности; для 6% - возможность общения; для 4% - обогащение опыта творческой деятельности.

Рассмотрев результаты анкетирования, приходим к выводам о структуре мотивации в процессе формирования полиязыковой личности обучающегося, включающей следующие мотивы: мотивы, связанные с содержанием обучения (стремление быть образованным человеком, знать иностранные языки, овладевать духовными ценностями и культурой носителей изучаемых языков и др.), с процессом обучения (интерес к приобретению знаний иностранных языков, культуры, географии, политики, экономики, истории стран изучаемых языков; стремление к высокой результативности; стремление участвовать в интерактивной деятельности, в коммуникативно-ценностных технологиях, в проектной деятельности); социально значимые мотивы (мотивы самоопределения, самореализации, самосовершенствования; стремление к пониманию других культур, уважению культурно-этнических общностей, выработка умений жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований); личностно значимые мотивы (стремление к развитию психофизиологических свойств, коммуникативных способностей, гуманистических общечеловеческих качеств, позволяющих вступать в общение и осуществлять речевую деятельность на нескольких языках, к получению похвалы, успеху в процессе полиязыкового образования; сохранение социально-культурной идентичности).

Выводы

Изучение роли мотивации особенно актуально в контексте формирования полиязыковой личности, так как именно она выступает движущей силой в определении необходимости знания нескольких языков, в их выборе и дальнейшем изучении. Исследование мотивов необходимо для оптимизации процесса преподавания иностранных языков в ситуации полиязычия, совершенствования полиязыкового образования, а именно: формулирования целей, отбора содержания, поиска методов и технологий обучения.

Проведенное исследование позволило выявить мотивы выбора и изучения иностранных языков, определить интересы обучающихся; рассмотреть способы мотивирования деятельности обучающихся в процессе изучения двух и более языков, такие, как целеполагание, убеждение обучающихся в практической необходимости изучения двух и более языков, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, активизация речемыслительной деятельности, использование интерактивных методов и коммуникативно-ценностных

технологий, вовлечение в работу по освоению приемов самообразования, создание аутентичной обстановки. Анализ публикаций по проблеме исследования, а также результатов проведенного анкетирования позволил определить структуру мотивации в процессе формирования полиязыковой личности обучающегося.

Список источников

1. Вайзман Д., Хант Г. Методика преподавания в вузе. М.: Изд-во Российского гос. соц. ун-та, 2014. 257 с.

2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

4. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2011. 368 с.

5. Каширская Е. В. Альтернативные стратегии становления речемыслительной деятельности будущих психологов // Казанская наука. 2013. № 12. С. 286-291.

6. Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-95.

7. Леванова А. Е. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11). С. 121-125.

8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

9. Мосиенко Л. В., Хажгалиева Г. Х. Развитие полилингвальной культуры как цель современного языкового образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С. 21-26.

10. Рождественская Е. А., Рощина Н. А., Кубарев Е. Н. Особенности мотивации обучения в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (45). С. 44-46.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 712 с.

12. Ткаченко В. А., Ткаченко Л. М. Структура учебной мотивации старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. Ч. 2. С. 170-183.

13. Elliott S. Educational Psychology: Effective Teaching, Effective Learning. 3rd ed. N. Y.: McGraw Hill, 2000. 631 р.

14. Woolfolk A. Educational Psychology. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon, 2012. 672 р.

MOTIVATION ROLE IN FORMING A SCHOOLCHILD'S MULTILINGUAL PERSONALITY

Mosienko Lyudmila Vasil'evna, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Kharlamova Yuliya Sergeevna

Orenburg State University lvmosienko@yandex. ru; sammy-girly@mail. ru

The article determines motivation role in the formation of a multilingual personality ready for active and productive activity under the conditions of multilingualism. The notion of motivation to learn foreign languages is considered basing on the analysis of works in the field of psychology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. The paper reveals the structure of educational motivation and the ways of motivating the schoolchildren learning two and more foreign languages. The authors present the results of diagnosing a complex structure of motives, predicting goals and determining factors affecting increase in motivation basing on an authorial questionnaire.

Key words and phrases: multilingualism; multilingual education; multilingual personality; motivation; formation; questionnaire; diagnostics.

УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 20.01.2019

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.3.74

Статья посвящена вопросам включения регионального компонента в преподавание курса русского языка как иностранного. Представлен практический опыт использования лингвокультурного комментария при знакомстве студентов-иностранцев с краеведческими реалиями г. Иркутска и Иркутской области. На материале топонимии и на основе анализа региональных языковых единиц в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» показаны возможные формы аудиторной и внеаудиторной работы, направленной на приобщение студентов-инофонов к культурному наследию Восточной Сибири.

Ключевые слова и фразы: русский язык как иностранный; региональный компонент; лингвокраеведческий материал; топоним; лингвокультурный комментарий.

Чупановская Мария Николаевна, к. филол. н., доцент Маклакова Татьяна Борисовна, к. филол. н., доцент

Иркутский государственный университет mariya-chupanovskaya@yandex. гы; tanya-834@mail. гы

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Необходимость включения регионального компонента в практику преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ) не вызывает сомнений [1; 6; 8; 13] и объясняется целым рядом причин. Во-первых,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.