Научная статья на тему 'Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет в созвездии вузов Казани (к 130-летию со дня основания)'

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет в созвездии вузов Казани (к 130-летию со дня основания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет в созвездии вузов Казани (к 130-летию со дня основания)»

ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

О.В.Синицын

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СОЗВЕЗДИИ ВУЗОВ КАЗАНИ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ)

У каждого вуза свое лицо: это люди, связавшие с ним свои судьбы, его руководители, преподаватели, выпускники, студенты, их дела и свершения. Именно они - поколение за поколением - творят биографию ALMA MATER. Сегодня Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет - один из старейших и авторитетнейших вузов Казани и Российской Федерации, в 2006 году он отмечает свое 130-летие.

История ТГГПУ своими корнями уходит в 1876 год, когда в Казани был открыт Учительский институт. Это было вызвано развитием системы народного просвещения, открытием новых городских и уездных школ, слабым развитием педагогических учебных заведений.

Торжественное открытие нового учебного заведения состоялось 24 октября 1876 г., о чем объявил попечитель Казанского учебного округа П.Б.Шестаков. Возглавил институт известный в то время педагог и общественный деятель Егор Иванович Парамонов, бывший до этого директором Самарской учительской семинарии. Первыми преподавателями КУИ стали математик М.М.Мальцев, филолог Н.К.Невзоров, естествовед Н.А.Износков, историк и географ В.Х.Эккерман.

Казанский учительский институт вошел в систему образовательных учреждений Министерства народного просвещения. Срок обучения был определен в три года, и окончившие полный курс обучения получали аттестаты на звание учителя. Значительное место в учебном плане отводилось педагогике, математике, русскому языку, истории, географии, физике и естествознанию.

Директорами Казанского учительского института после Е.И.Парамонова были известный педагог Андрей Иванович Анастасиев (в 1896-1903 гг.), Алексей Степанович Никольский (в 1903-1906 гг.), переведенный в институт с должности директора народных училищ и Василий Михайлович Гаиев (в 1906-1918 гг.), до этого работавший инспектором народных училищ и директором учительской семинарии.

За время своего существования (1876-1918 гг.) Казанский учительский институт выпустил более 900 специалистов.

После Октябрьской революции новой властью был поставлен вопрос о реформировании учительских институтов. На основании Постановления Наркомпроса "О преобразовании существующих учительских институтов в высшие педагогические учебные заведения" (№1303, октябрь 1918 г.) был образован Казанский государственный педагогический институт, его открытие произошло 19 октября 1918 года. Обучение студентов велось на семи факультетах: физико-математическом, биологическом, химическом, географическом, историко-социальном, литературно-художественном, краеведения.

КГПИ возглавлял Совет и правление из семи человек, его председателем был известный общественный деятель А.А.Дитякин.

С сентября 1919 года КГПИ был переименован в Высший институт народного образования, получив задание готовить преподавателей для всех пединститутов РСФСР. Управление вузом также осуществлял Совет и правление, которое возглавлял А.П.Машкин. К чтению лекций в институте привлекались ученые университета: языковеды В.А.Богородицкий, Е.Ф.Будде, философы А.О.Маковский, В.В.Ивановский, физиологи А.Ф.Самойлов, историки Н.Н.Фирсов, Г.Губайдуллин, М.Д.Бушмакин, Е.И.Чернышов, биолог Н.А.Ливанов, экономист В.В.Перцев, математик Н.Н.Парфентьев и др. Они заложили прочные традиции формировавшихся научных школ нашего вуза, высокого уровня преподавательской деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов для средней и высшей школы.

22 октября 1922 года постановлением Наркомпроса РСФСР на базе Высшего института народного образования был создан Восточно-педагогический институт, в состав которого вошли Восточная академия и факультет общественных наук Казанского университета. ВПИ готовил учительские кадры для Татарстана и других национальных регионов Поволжья. Ведущими преподавателями института в эти годы являлись языковеды Г.Ш.Шараф, Н.И. Ашмарин, Д.Д.Валидов, В. А. Богородицкий, В.П.Брюханов, М.А.Файзул-лин, литературоведы Г.Нигмати, Г.Рахим, Г.Саади, Г.Ф.Линсцер, историки Г.Губайдуллин, С.П.Сингалевич, Н.Н.Фирсов, методисты В.Я.Струминский, Н.И.Медянцев, М.Х.Курбангалеев, математик Н.В.Юсупов, этнографы Н.В.Никольский, Н.И.Воробьев и др. ВПИ был инициатором разработки научных основ методики преподавания учебных дисциплин. А. В. Луначарский, посетивший в октябре 1924года Восточно-педагогический институт, отмечал: "Прекрасно поставлена опытно-показательная школа при институте, производящая много в высшей степени любопытных работ по обществоведению и естествознанию с оригинальным творческим подходом" ("Красная Татария", 4 октября 1924 г.).

С 1925 года в педвузах страны стала действовать аспирантура и уже в 1926 году в Восточном пединституте была открыта аспирантура по педагогическим и естественным наукам.

В 1930-е годы произошли новые структурные преобразования, которые отразились на качестве подготовки педагогических кадров.

В 1934 году при ВПИ был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей неполных средних школ.

Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 августа 1934 года Восточно-педагогический институт вновь был переименован в Казанский государственный педагогический институт с факультетами естествознания, истории, языка и литературы, физико-математическим.

Основной задачей Казанского педагогического института становится подготовка учительских кадров для школ республики и обеспечение преподавателями татарского языка татарских школ республик и областей СССР. Профессорско-преподавательский состав КГПИ в 1930 годы пополнился

видными учеными и педагогами. Кафедры возглавляли профессора В.П.Брюханов (русский язык), Г.Ф.Линсцер (литература), С.П.Сингалевич (история), М.А.Фазлуллин (татарский язык), Н.В.Юсупов (математика), Н.И.Меденцев (физика), А.М.Алексеев (ботаника), С.П.Батищев (философия) и др. В то же время тридцатые годы были для института, как и для всей страны, очень сложными. Сложившемуся в 1920-30-е годы коллективу был нанесен тяжелый удар: вал репрессий прошелся по руководителям института, преподавателям, студенчеству. Один за другим были репрессированы четыре ректора института: С.П.Сингалевич, Г.Г.Кудояров, М.Р.Юсупов,

Г.К.Касымов. Понесли потери и многие кафедры.

Следующим испытанием для вуза стала Великая Отечественная война. Уже через несколько часов после начала войны более 80 студентов КГПИ записались добровольцами на фронт. Среди преподавателей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, были И.М.Ионенко, Н.И.Назаров, Е.И.Устюжанин, Р.Ш.Тагиров, М.И. Абдрахманов, И.А.Айнетдинов, Ш.М.Еналиев, Н.В.Мохов, Р.Х.Яхин и др. В первые же дни войны в главном здании института разместился госпиталь, поэтому занятия проводились в аудиториях других вузов, городских школ. Значительную помощь в организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности оказали ученые академических институтов и столичных высших учебных заведений, эвакуированных в Казань. В их числе были академики Б.Д.Греков, Е.А.Косминский, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский, С.П. Обнорский,

Н. С. Державин и др.

После окончания Великой Отечественной войны и возвращения к мирной жизни в истории КГПУ открывается новая страница. В 1945 г. директором был назначен Юзеф Ахметжанович Туишев, проработавший в этой должности 22 года.

Одной из первейших задач было укрепление материальной базы, развитие научных исследований в институте, пополнение преподавательского состава кадрами высшей квалификации.

1 сентября 1949 г. в институте открылся новый факультет физического воспитания и спорта. Первый декан - С.Н.Гладков (некоторое время два факультета - исторический и физической культуры и спорта - возглавлял Н.П.Муньков - историк, в последующем проректор по учебной работе, зав.кафедрой истории СССР, проработавший в вузе более 50 лет).

В 1960 г. открывается музыкально-педагогический факультет. Ректорат добился передачи ему бывшего здания консерватории. С 1 сентября 1959 г. институт стал работать во вновь построенном третьем здании (историко-филологический факультет и факультет иностранных языков). В этом же 1959 г. был построен спортивно-оздоровительный лагерь "Яльчик", а в 1962 г. - общежитие на 400 мест (ул. Ак.Губкина).

В 1940-60-е годы перестраивалась организация НИР. Увеличилось число комплексных тем, снизилась дробность тематики, что сказалось на эффективности результатов. Уже во второй половине 40-х годов шесть преподавателей защитили докторские диссертации: В.М.Горохов (педагогика),

Г.С.Салехов (математика), М.И.Альмухамедов (математика), О.Д.Курмаев (физиология), И.Г.Пехтелев (литература), Б.В.Болгарский (методика преподавания математики). Было защищено 20 кандидатских диссертаций (Е.И.Устюжанин, М.Р.Булатов, Р.Ш.Тагиров, А.Д.Сайганов, Дж.Вазеева, З.А.Старицына, К.А.Толстяков и др.). На заведование кафедрой методики преподавания географии был приглашен член-корр. АПН РСФСР В.А.Кондаков. На кафедре физики начались исследования в области парамагнитного резонанса. Талантливым организатором этой работы явился руководитель кафедры физики в 1956-1963 гг. Камиль Ахметович Валиев, который после защиты докторской диссертации стал директором физического института в Москве, ныне он академик. В 2004 году он был приглашен в КГПУ в связи с присвоением ему почетного звания "Заслуженный профессор КГПУ". В настоящее время научные исследования в области физики твердого тела успешно продолжает его ученик, "Соросовский профессор", заведующий кафедрой теоретической физики Р.М.Юльметьев.

В 50-60-е годы студентами, а затем выпускниками КГПИ стали нынешние руководители вуза и его подразделений: ректор З.Г.Нигматов, проректоры Ф.Г.Ситдиков, Ф.Ф.Харисов, И.А.Абдуллин, деканы Р.А.Абзалов, А.А.Попов, М.З.Хуснетдинов, И.А.Гафаров и др.

В 1967 г. ректором КГПИ стал известный языковед Мирфатых Закие-вич Закиев, проработавший в этой должности 19 лет. В эти годы коллектив вуза плодотворно работал, наращивал педагогическое мастерство и научный потенциал. Открывались новые специальности и кафедры, были построены два девяти этажных общежития в центре Казани. Свой весомый вклад в прогрессивное развитие педагогического вуза внесли проректоры А.А.Кирсанов, Ф.Г.Ситдиков, деканы Е.Г.Бушканец, Ш.Х.Галеев, А.А.Абзалов, Г.Ф.Фаз-леев, А.А.Михеева, заведующие кафедрами М.З.Тутаев, А.М.Ременников, Н.П.Муньков, Л.З.Шакирова, Я.И.Ханбиков, Д.В.Вилькеев, Ф.Г.Газизуллин,

А.А.Попов и многие другие. Признанием заслуг коллектива КГПИ стало награждение вуза в связи со 100-летием со дня основания в 1976 г. орденом Трудового Красного Знамени.

В 1986 г. ректором КГПИ стал Рузаль Абдуллазянович Юсупов, до этого бывший деканом историко-филологического факультета. В этой должности он проработал 16 лет. Эти годы были очень непростыми для страны, общества и системы высшего образования, они были связаны с процессами перестроечного характера и становления государственного суверенитета России и Татарстана. Тем не менее коллектив преподавателей, сотрудников и студентов сумел не только сохранить положительный потенциал, накопленный за предыдущие десятилетия, но и достигнуть серьезных сдвигов во всех областях учебно-воспитательного процесса, научных исследований, общественно-политической жизни. Свидетельством этому стало то, что в 1994 году институт успешно прошел аттестацию государственной комиссией Министерства образования РФ и получил статус педагогического университета.

В середине 1990-х годов в педагогическом университете сложилось и продолжает успешно действовать уникальное для казанских вузов общест-

венное образование - совет деканов. Известны советы вузов и факультетов, советы ректоров и т.д. Но совет деканов - это своеобразное коллективное решение стратегии и тактики развития факультетов и вуза в целом. Жизнь доказала, что самые трудные и, казалось бы, неразрешимые проблемы, которые есть в любом вузовском коллективе, можно решить, используя опыт, коллегиальность, взаимодополняемость, доверие коллективов студентов и преподавателей, партнерское сотрудничество с ректором, ректоратом, администрацией вуза. Уже 10 лет совет деканов педагогического университета возглавляет декан факультета физической культуры доктор биологических наук, профессор Ринат Абзалович Абзалов. Коллеги-деканы единогласно доверяют ему председательство совета не только благодаря его колоссальному опыту деканства, но и в виду значительных успехов в научной, учебной, воспитательной работе факультета, которым он целенаправленно и плодотворно руководит более 30 лет. Гордостью вуза, города Казани и Республики Татарстан являются студенты этого факультета чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, Универсиады, чемпионатов СССР, России, Татарстана. В течении последних 10 лет неизменным победителем студенческой спартакиады среди вузов Республики Татарстан является педагогический университет, костяк которой составляют студенты (и тренеры) факультета физической культуры.

Уже традиционными для педагогического вуза Казани за последние шесть-семь лет стали Гран-при за конкурсную программу республиканских межвузовских фестивалей студенческого театрально-художественного творчества "Студенческая весна", первые места среди общежитий города, победы в студенческих научных Олимпиадах различного уровня (от международных до региональных), музыкальных конкурсах и т.д.

В 2003 году ректором КГПУ был избран Зямиль Газизович Нигматов, до этого исполнявший обязанности первого проректора. Уже сегодня можно констатировать, что открылась новая страница истории старейшего вуза нашей республики. 1 сентября 2003 года Казанский государственный педагогический университет посетил Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев, что дало новые импульсы в развитии вуза, повысило его значимость и авторитет среди вузов России, Татарстана и Казани. Началось масштабное строительство новых корпусов учебных зданий, библиотеки, книгохранилища, проведена капитальная реконструкция бывшего общежития на ул.Товарищеской под учебное здание для новых факультетов юриспруденции и педагогики и методики начального и дошкольного образования. Открылся и функционирует с 2004 года Институт дополнительного образования, открыты представительства КГПУ в районах нашей республики. По инициативе ректора З.Г.Нигматова разработаны Программы развития Казанского государственного педагогического университета до 2010 года и информатизации КГПУ на 2005-2010 гг. Проведены Всероссийские конференции и совещание-семинар по проблеме, одобренной Министерством образования и науки РФ: "Воспитательный потенциал учебных дисциплин в подготовки будущего учителя" (в 2004 и 2005 годах). В 2004 году Казанский государствен-

ный педагогический университет прошел комплексную проверку экспертной комиссией Минобразования РФ и аттестован для ведения образовательной деятельности с выдачей лицензии до 2009 года. В 2005 году по инициативе Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, правительства республики и администрации г.Казани к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана новому вузу Татарскому государственному гуманитарно-педагогическому университету были переданы два новых учебных корпуса - главное здание по ул.Татарстан,

2 (построено и сдано в эксплуатацию в августе 2005 г.) и капитально отреставрированное четырехэтажное бывшее здание Татэнерго по ул.Пушкина, 1. В профессорско-преподавательский и студенческий коллектив ТГГПУ влились коллективы ТГГИ и ТАРИ.

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет по праву может гордиться своими профессорско-преподавательскими кадрами, выпускниками и студентами. Среди его выпускников: бывший президент АПН, действительный член АН СССР, лауреат Государственных премий

В.М.Хвостов, ректоры З.Г.Нигматов, Г.В.Мухаметзянова, Н.М.Прусс, замечательные татарские писатели М.Джалиль, А.Алиш, А.Кутуй, поэт Э.Рахман, народный артист РСФССР и ТАССР Г.Шамуков, писатели и поэты Г.Губай, М.Маннур, К.Кашшаф, Р.Харис, Б.Гиззат, С.Хаким, И.Юзеев и др., генералы Л.В.Онянов, Г.П.Уткин, В.А.Салимов, контр-адмирал Г.Т.Антонов, олимпийские чемпионы Н.Гилязова, В.Никонова, Д.Капустин, чемпион Европы по академической гребле А.Плюшкин, Народный учитель СССР А.С.Салахов, десятки Заслуженных деятелей науки и культуры, учителей школы России и Татарстана.

В КГПУ действуют четыре диссертационных совета: по общей педагогике (председатель проф. З.Г.Нигматов), языкознанию (председатель проф. Р.А.Юсупов), физиологии (председатель проф. ФГ.Ситдиков), теоретической физике (председатель проф. Р.М.Юльметьев). В аспирантуре по девяти отраслям наук (более 20 специальностей) обучаются более 200 человек. Ежегодно сотрудниками университета защищаются пять-шесть докторских, более 30 кандидатских диссертаций.

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет занимает свое достойное место среди созвездия вузов Казани и Республики Татарстан, растет его рейтинг и в общероссийском масштабе. Сохраняя и развивая свои вековые идеалы и традиции, он уверенно вступил в XXI век и имеет хорошие перспективы развития в условиях модернизации системы образования и всемерного удовлетворения потребностей России и Республики Татарстан в специалистах высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.