З.Г.Нигматов, Ф.Г.Ситдиков
ТАТАРСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГУМАНИТАРНОПЕДАГОГИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 130 ЛЕТ
В июне 2005 года на базе Казанского государственного педагогического университета, одного из старейших высших учебных заведений страны, был создан Татарский государственный гуманитарно-педагогичсекий университет. Свою историю он ведет от Казанского учительского института, открытого еще в 1876 году, почти сразу за Московским и Санкт-Петербургским, и изначально сориентированного на подготовку кадров для образовательных учреждений Поволжья, Приуралья и Сибири. Именно этот вуз в 1978 году был признан лучшим педагогическим учебным заведением Советского Союза, что и неудивительно: ведь на протяжении всей истории Казанский педагогический университет стремился к единству научного, образовательного и воспитательного аспектов как залогу успешной образовательной деятельности в целом.
В разные годы в Казанском пединституте работали известные ученые, академики АН СССР В.Адоратский, А. и Б.Арбузовы, К.Валиев, Б.Греков, Н.Державин, Е.Косминский, С.Обнорский, А.Ефимов, А.Хинчин и др. Среди выпускников КГПУ - первый президент Академии педагогических наук СССР, академик АН СССР В.Хвостов, директор Института педагогики и психологии профессионального образования академик Г.Мухаметзянова, академик РАО, профессор Г.Волков.
Весной 2005 года вуз принял участие во Всероссийском конкурсе высших учебных заведений, проходившем в Санкт-Петерьурге, где получил золотую медаль "Европейское качество" в номинации "100 лучших вузов России", диплом лауреата в номинации "Проект года", а ректор был отмечен почетным знаком "Ректор года - 2005".
Новый вуз должен продолжить традиции своих предшественников и выступить в качестве духовного центра, призванного формировать личность специалиста нового типа.
Решение задач, которые сегодня стоят перед российским высшим образованием, диктует необходимость вхождения ТГГПУ не только в единое российское, но и мировое культурно-образовательное пространство. Этот процесс предполагает учет ряда факторов, которые можно отнести к числу региональных. Среди них многонациональный и поликультурный состав народов Республики Татарстан и республик Поволжья и Приуралья, региона, являющегося своеобразным центром евразийского сообщества, точкой пересечения, взаимодействия и взаимовлияния разных мировых религий и цивилизаций, восточной и западной культур, народов разных языковых групп и традиций. Начало этому процессу было положено раньше - всей практикой и историей Казанского государственного педагогического университета, который осуществлял подготовку национальных педагогических кадров по самым разным специальностям.
Сегодня на 15 факультетах ТГГПУ (математический, физический, биологический, географический, татарской филологии, русской филологии, иностранных языков, факультет восточных языков, исторический, физической
культуры, музыкальный, психологии, факультет педагогики начального и дошкольного образования, факультет юриспруденции, факультет изобразительного исскуства) и в филиале в городе Набережные Челны по очной и заочной формам обучаются более 14 тыс. студентов по 57 специальностям, на 60 кафедрах трудятся около 1000 преподавателей.
Главной задачей коллектива педвуза является подготовка высококвалифицированных, эрудированных и идейно-выдержанных педагогов. Реализуя эти задачи, ректорат осуществляет обновление и совершенствование учебных планов и программ, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Создаются новые специальности, кафедры; внедряются дисциплины, необходимые для подготовки специалистов, способных успешно решать современные задачи образования и культуры.
Важнейшее направление в деятельности университета - организация научно-исследовательской работы, создание научного потенциала, способного к интеграции образования и науки, фундаментализации содержания обучения.
Это предполагает дальнейшее развитие наиболее актуальных и перспективных направлений, поддержку имеющихся и создание новых научных школ; усиление профессионально-педагогической направленности научноисследовательской работы, привлечение ученых университета к созданию учебников, учебных пособий для вузов и школ; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; развитие творческого потенциала студентов, будущих специалистов; участие в исследованиях по республиканским, федеральным и международным программам, развитие хоздоговорных работ.
За 130-летнюю историю университета в научно-исследовательской деятельности сложились определенные традиции, своеобразная творческая атмосфера, которые во многом определяют успехи коллектива. На кафедрах ведутся фундаментальные и прикладные исследования по 30 направлениям в восьми отраслях наук. В соответствии с профилем вуза преобладают исследования гуманитарного характера. Они получают дальнейшее развитие в связи с созданием Института региональных и социально-правовых исследований. Успешно ведутся исследования и по естественно-математическим наукам.
Теоретические работы по физике, физиологии, математике, биотехнологии и др. эффективно сочетаются с подготовкой инновационных проектов.
В университете за этот период возникли известные и за пределами Российской Федерации научные школы, в деятельности которых естественно сочетаются все признаки научных школ: подготовка научной смены через аспирантуру и докторантуру; аттестация научно-педагогических кадров, организация регулярных научных встреч и связь с практикой образования и народного хозяйства.
Самая многочисленная по исполнителям в университете - педагогическая школа, в составе которой 17 докторов педагогических наук.
Ведущими в Республике Татарстан являются ученые по татарскому языкознанию и литературоведению. Представители этих школ удачно со-
вмещают теоретические исследования с научно-методическими, они ежегодно составляют и издают более 20 программ, учебников, учебных пособий по татарскому языку и литературе.
Широкой известностью пользуется научная школа по теории и методике преподавания русского языка и литературы в национальной школе. Авторы почти всех учебников по русскому языку и русской литературе для татарской школы - ученые нашего университета.
Закон "О сохранении и развитии языков народов РТ" стал стимулом развития теории и методики преподавания татарского языка в русской школе. Теоретические и методические разработки ученых этого направления представляют интерес и для других регионов Российской Федерации.
Приносят известность университету ученые научных школ естественно-математического цикла: теоретической физики, физиологии, математики. О значимости исследований ученых этой группы можно судить по многочисленным публикациям в реферируемых центральных и зарубежных журналах.
Высока эффективность докторантуры - она составляет свыше 90%, ежегодно пять-семь соискателей защищают докторские диссертации. В аспирантуре по 20 специальностям обучается около 200 аспирантов, ее эффективность по году выпуска составляет около 40%, а через год, как определяют аккредитационные показатели, - около 70%. За последние 10 лет через аспирантуру университета повысили свою квалификацию более 630 представителей вузов г.Казани, Поволжского региона, Сибири, Кавказа и т.д.
Успешно функционируют советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогике, филологии, физиологии. Через совет по педагогическим наукам прошли аттестацию 52 доктора наук, 380 кандидатов наук. На диссертационном совете по физиологии защищено 125 диссертаций, по филологии - 72. Всего на советах в ТГГПУ защищено 570 диссертаций, 63 из них - на ученую степень доктора наук.
Результативность научно-исследовательской работы преподавателей университета достаточно высокая. Так, только в 2005 году опубликовано 16 учебников, более 100 учебных пособий, 28 монографий, 23 сборника научных трудов. Среди авторов наших публикаций есть и студенты, и работники образовательных учреждений.
Для нашего вуза, как и для многих вузов России, актуальным является вопрос внебюджетного финансирования науки, коммерциализации результатов научных исследований, подготовки инновационных проектов по результатам гуманитарных и естественно-математических исследований. Университет принимает участие в выполнении проектов по федеральным, международным и региональным программам (это Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, фонд "Университеты России", тематический план Министерства образования и науки РФ, международный проект "Стипендия Карнеги", "Мегауниверситет" по информатизации в Республике Татарстан, проект через Национальный фонд подго-
товки кадров и т.д.), проекты НИОКР Академии наук РТ и хоздоговорные исследования. Однако для нашего коллектива, имеющего достаточно сильный научный потенциал, объем финансирования НИР, может быть значительно больше.
130-летие Татарского гуманитарно-педагогического университета будет стимулом для дальнейшего развития научно-исследовательской работы.
Традиционные естественно-математические направления, при доминировании гуманитарных исследований, будут сохранены и получат дальнейшее развитие. Появятся новые специальности в аспирантуре, докторантуре, новые советы по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Данный выпуск "Вестника ТГГПУ" посвящен истории и современному состоянию научно-исследовательской работы в университете.
Центром научной, учебной и воспитательной работы в вузе является кафедра, поэтому для анализа научно-исследовательской деятельности университета мы взяли кафедральный принцип.