Научная статья на тему 'Научная школа основа креативного потенциала вуза'

Научная школа основа креативного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа основа креативного потенциала вуза»

Из жизни вуза

85

• решением президиума совета Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования (УМО) на базе нашего университета создана учебно-методическая комиссия по специальности «Родной (татарский) язык и литература» данного УМО (2005);

• на протяжении последних 7 лет на

общегородском межвузовском фестивале студентов конкурсные программы коллектива ТГГПУ занимают только призовые места.

В текущем учебном году отмечается 130-летие вуза и 80-летие основания отделения татарского языка и литературы (с 1995 г. -факультет татарской филологии) нашего университета.

Ф. СИТДИКОВ, профессор, проректор по научной работе

Авторитет, известность высшему учебному заведению обеспечивают его ученые, научные школы и результаты научно-исследовательской деятельности. Как известно, научная школа формируется в течение многих десятков лет и характеризуется устойчивыми признаками, такими как постоянство тематики исследований, подготовка квалифицированных научно-педагогических кадров, наличие творческой атмосферы, организация научных встреч и практическая применимость исследовательских результатов. Присутствие доктора

Научная школа -основа креативного потенциала вуза

наук, аспирантуры или докторантуры и диссертационного совета ещё не говорит о наличии научной школы, хотя, к сожалению, в директивных документах определение научной школы порой ограничивается перечислением только этих квалификационных критериев.

В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете на 60 кафедрах работают более 1000 преподавателей, из них 80 - доктора наук, профессора, половина сотрудников обладает учеными степенями и званиями. Все они при-

86

Высшее образование в России • № 9, 2006

влечены к научно-исследовательской и научно-методической работе по тематическому плану университета, где определено 30 основных направлений по 9 отраслям наук.

Ведущую роль в планировании и организации исследовательской работы, подготовке и аттестации научно-педагогических кадров играют научные школы, которые сложились в университете в результате работы, занявшей несколько десятилетий.

Профильной, наиболее известной и многочисленной по составу исследователей является педагогическая школа, в рамках которой интенсивно разрабатываются проблемы истории педагогики, этнопедагоги-ки, дидактики, управления в системе образования, воспитательного потенциала аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий. Наличие аспирантуры, докторантуры, совета по защите докторских и кандидатских диссертаций позволяет успешно готовить и аттестовать научно-педагогические кадры для Республики Татарстан и многих регионов Российской Федерации. Руководство аспирантами и докторантами осуществляют 23 доктора педагогических наук, в том числе заслуженные деятели науки РФ Я.И.Ханбиков, З.Г.Нигматов, заслуженные работники высшей школы РФ Д.В.Вилькеев, Г.Г.Габдуллин и др.

Представители данной научной школы ежегодно созывают международные конференции, причем часто с выездом в разные города Республики Татарстан с целью расширения исследовательской работы в республике. Их соисполнителями являются работники образовательных учреждений другого уровня, например школ, включая сельские. В районном центре Арске был создан региональный центр по подготовке для сдачи кандидатских экзаменов и для оказания консультаций при организации педагогических исследований в школах. Более десятка соискателей, работающих в школах, защитили диссертации, в том числе докторские.

Начало исследований по педагогике приходится на 20-е годы прошлого столе-

тия. Такую же историю имеет и филологическая школа. Ученые данной школы, кроме теоретических исследований в области языкознания, разрабатывают учебники и учебные пособия по русскому языку, русской литературе для национальной школы Республики Татарстан. Представители научных школ татарского языкознания, татарского литературоведения успешно ведут также научно-методическую работу. В рамках этой научной школы развивается новое направление - методика и методология обучения татарскому языку в русской школе

С 1930-х годов ведет свою историю физиологическая школа университета, одна из ведущих в Российской Федерации по экспериментальной работе на животных. Основное направление исследований физиологов - возрастные особенности и механизмы адаптации растущего организма ребенка к учебной и физической нагрузке.

Известны в России своими учеными и исследовательскими трудами научные школы по теоретической физике, математическая, историческая, социологическая и др.

Научные школы объединяют исследователей разных кафедр, факультетов, успешно готовят научно-педагогические кадры через докторантуру и аспирантуру. Выпускники и преподаватели имеют возможность подтвердить свою квалификацию посредством защиты докторских и кандидатских диссертаций. Ректорат ТГГПУ обеспечивает развитие научных исследований и гуманитарного, и естественно-математического направлений.

Высокая эффективность научно-исследовательской работы в университете подтверждается количеством и качеством публикаций. Ежегодно издаются 15-20 монографий, 12-15 учебников, до 100-140 учебных пособий, около 100 статей в центральных журналах и т.д. Количество публикаций за последние пять лет выросло почти в два раза, что свидетельствует о положительной динамике в организации НИР.

Университет ежегодно представляет проекты на конкурсы РФФИ, РГНФ, Ми-

Из жизни вуза

87

нистерства образования и науки РФ, на конкурсы ведущих научных школ России и др. Однако в конкурсных комиссиях преобладает несколько предвзятое отношение к педагогическим вузам в том, что касается организации и результативности научно-исследовательской работы. Не случайно ни одна из 500 научных школ России, признанных наиболее эффективными, якобы не действует в педагогическом вузе. Между тем вузовский сектор науки в значительной мере представлен докторами и кандидатами наук именно педагогических вузов, и укрепление материально-технической базы способствовало бы росту эффективности их научной деятельности.

Университет готовит научно-педагогические кадры и легитимно подтверждает их квалификацию не только для внутренних целей, но и для других вузов Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации. На наших диссертационных советах защищено более 570 диссертаций, из них 65 - докторские. Университет в состоянии расширить подготовку научно-педагогических кадров, поскольку имеет достаточно высокий научный потенциал и материальную базу. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки повысила, как аккредитационный показатель, необходимое число аспирантов на 100 студентов, обучающихся по очной форме. В то же время Федеральное агентство по образованию сокращает прием в аспирантуру. Думается, должен осуществляться индивидуальный подход к каждому вузу с учетом его научного потенциала, эффективности аспирантуры и докторантуры, материальной базы.

В современных условиях уровень научных исследований на кафедре должен находить выражение во внебюджетном финансировании НИР. Это показатель аккре-дитационный, он свидетельствует о значимости и востребованности результатов исследований. Как правило, проекты на конкурсы РФФИ, РГНФ, Минобрнауки РФ и НИОКР АН Республики Татарстан, на

гранты Президента и Правительства России и т.д. формулируются представителями научных школ, там же создаются и различные инновационные проекты.

Ректорат ТГГПУ и в дальнейшем будет развивать фундаментальные и прикладные исследования гуманитарного и естественно-научного направлений, поскольку только при этом условии возможна настоящая интеграция науки и образования, фунда-ментализация образования. Для решения этих задач необходимо и широкое привлечение студентов к исследовательской работе, что способствует улучшению качества подготовки специалистов.

Оценивая работу научных кадров, мы обращаем внимание на качество публикаций, а именно на наличие статей, тезисов в материалах всероссийских и международных конференций; для аспирантов, докторантов - на наличие статей в центральных научных журналах, высокий уровень которых подтвержден ВАК. Рейтинг статей, опубликованных в вузовских изданиях, даже если они входят в список ВАК, невысок, они малодоступны и не доходят до научной общественности. Наличие монографий, изданных местными книгоиздательствами, также не имеет решающего значения при защите диссертации.

Диссертант должен обеспечить достаточную апробацию результатов своего исследования, доложить свои материалы на конференциях разного уровня, особенно на всероссийских и международных.

Постановление Правительства РФ от 20.04.06.г. № 222 о внесении изменений в Положение о порядке присуждения ученых степеней стало весьма своевременным, особенно в части, регламентирующей публикации по результатам кандидатской диссертации. Новые правила позволят отсечь слабые работы, которые часто выносятся на защиту на основании тезисов, опубликованных в материалах местных, региональных конференций.

С целью дальнейшего развития исследований гуманитарного направления создан

88

Высшее образование в России • № 9, 2006

Институт региональных социально-экономических и правовых исследований. На его базе проводятся семинары ведущих специалистов Республики Татарстан по экономической теории, планы этого НИИ будут

включены в перспективные планы работы Академии наук Татарстана. Институт разработал и представил различные инновационные проекты для министерств и фондов Республики Татарстан.

О проекте региональной

В. ГАЛЕЕВ, профессор, инфраструкТУрЬ1

проректор информационной

поддержки педагога

Образование человека - непрерывный процесс, начинающийся с его рождения и заканчивающийся не раньше, чем завершится его профессиональная деятельность. Образование представляет собой, по сути, процесс перманентной социализации человека. Соответственно и содержание образования, и его характер полностью определяются текущим состоянием социума и требованиями, предъявляемыми им человеку. Сегодня человек если не в детском саду,

то на пороге общеобразовательной школы обязательно попадает в условия компьютеризованного учебного процесса. Однако, как показывает практика татарстанской общеобразовательной школы, интернет-технологии в школе (особенно - в сельской) не получают широкого распространения прежде всего в связи с неподготовленностью учителей-предметников к использованию информационных технологий. С большой долей вероятности можно предположить, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.