Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров в Оренбургском государственном университете'

Подготовка научно-педагогических кадров в Оренбургском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко В. А.

Доклад ректора ОГУ В.А. Бондаренко на первом заседании семинара-совещания Высшей аттестационной комиссии Минобразования РФ «Актуальные вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров», который проходил 15-16 октября 2003 года на базе Оренбургского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров в Оренбургском государственном университете»

Бондаренко В.А.

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОРЕНБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Доклад ректора ОГУ В.А. Бондаренко на первом заседании семинара-совещания Высшей аттестационной комиссии Минобразования РФ »Актуальные вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров», который проходил 15-16 октября 2003 года на базе Оренбургского государственного университета.

О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раденьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

М.В. Ломоносов

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Горячо приветствую всех участников семинара-совещания «Актуальные вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров», который в соответствии с утвержденной программой Высшей аттестационной комиссии и Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования РФ проводится на базе Оренбургского государственного университета.

Актуальность данного семинара-совещания близка и понятна всем присутствующим в этом зале, но тем не менее я приведу одну цитату заместителя министра образования Российской Федерации Владимира Николаевича Неволина из статьи «Высшая школа как основа возрождения науки в России»: «Активизация подготовки специалистов высшей квалификации для научной и научно-педагогической деятельности, в том числе повышение эффективности аспирантуры, -центральная проблема модернизации государственной системы послевузовского профессионального образования».

Семинар-совещание проводит руководитель Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования Российской Федерации Виктор Гаврилович Выскуб - доктор технических наук, профессор. На семинаре также присутствует и будет работать с нами заместитель начальника отдела диссертационных советов ВАК Министерства образования Российской Федерации Масич Валентина Алексеевна.

На открытии семинара также присутствуют: Ковалев Александр Вячеславович - заместитель главы администрации Оренбургской области,

Петин Валерий Михайлович - председатель комитета по науке, высшей и средней профессиональной школы администрации Оренбургской области, Павловичев Сергей Алексеевич - председатель совета ректоров вузов Оренбургской области.

Мы приветствуем руководство и представителей вузов Приволжского федерального округа:

• Нижегородского государственного университета (г. Н.-Новгород),

• Казанского государственного технологического университета (г. Казань),

• Ульяновского государственного университета (г. Ульяновск),

• Башкирского государственного университета (г. Уфа),

• Уфимского государственного авиационного технического университета (г. Уфа),

• Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа),

• Башкирского государственного педагогического университета (г. Уфа),

• Башкирского государственного медицинского университета (г. Уфа),

а также руководителей ведущих вузов Оренбуржья.

Программа семинара-совещания предусматривает два рабочих заседания, круглый стол и экскурсию по учебно-научно-производственному комплексу ОГУ. Так что работать будем интенсивно, интересно и, я надеюсь, с пользой для всех.

Уважаемые коллеги!

Сегодня для России уровень образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ее место в «клубе развитых государств». Именно образование дает России стратегический шанс войти «на равных» в новую экономику, так как в XXI веке не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любого общества.

Этим и определяются основные задачи развития нашего университета.

Оренбургский государственный университет, переступивший на рубеже тысячелетий 30-летнюю годовщину своего существования, сегодня является одним из ведущих центров развития отечественной науки, культуры и образования.

Общенациональная значимость молодого растущего общеобразовательного учреждения нашей страны признана на государственном уровне. В октябре 1997 г. специальное Постановление Правительства Российской Федерации №1279 «О мерах по развитию Оренбургского государственного университета» дало новые возможности для реализации огромного образовательного, научного, интеллектуального и духовного потенциала Оренбуржья.

Оренбургский государственный университет сегодня - самый молодой и уже один из крупнейших университетов страны.

В состав университета входят 17 факультетов, три научно-исследовательских института, шесть филиалов, пять колледжей, два лицея, гимназия, два научно-технологических парка, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Успешно функционируют учебно-научно-производственный комплекс.

Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает в настоящее время свыше полутора тысяч человек, в том числе: 80 профессоров и докторов наук, 500 доцентов и кандидатов наук, среди которых 19 заслуженных деятелей науки, 32 почетных работника профессионального образования и других отраслей.

Сегодня Оренбургский государственный университет - флагман образования Оренбуржья.

Стремясь сохранить и приумножить все лучшее из нашей истории, мы должны, учитывая реалии сегодняшнего дня, выработать стратегию дальнейшего развития, опираясь на принципиальные установки и позиции по вопросам образования и

науки, сформулированные президентом и правительством России.

Наш долг - превратить образование и университетскую науку в важнейший сектор региональной экономики, в котором аккумулируются общественные ресурсы, инвестируемые в будущее нашей Оренбургской области!

Сегодня в ОГУ получают образование 40 тыс. студентов по 104 учебным специальностям. За последний год открыты новые специальности:

- энергообеспечение предприятий;

- городской кадастр;

- прикладная математика и информатика;

- филология;

- религиоведение;

- медицинская физика;

- геология нефти и газа.

В самом крупном филиале университета -Орском гуманитарно-технологическом институте - подготовка ведется по 23 специальностям, в Бу-зулукском гуманитарно-технологическом институте - по девяти, в Уфимском филиале - по шести, в Бугурусланском филиале - по трем и в Акбулакс-ком филиале - по двум.

Кроме этого подготовка по шестнадцати специальностям среднего профессионального образования ведется в пяти колледжах Оренбургской области. Ежегодно в этих структурах обучается около четырех тысяч человек.

Большое внимание университет уделяет проблемам довузовской подготовки. Так, по программам среднего и общего образования в составе ОГУ работают два лицея - лицей-интернат для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья и лицей №2 г. Оренбурга, в которых обучаются более 1000 учащихся.

Таким образом, Оренбургский государственный университет является крупным образовательным центром, обеспечивающим подготовку широкой номенклатуры специалистов.

Активно развивается интеграционная система многоуровневого довузовского, вузовского и послевузовского образования на базе Ассоциации образовательных учреждений «Оренбургский университетский учебный округ», Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК), аспирантуры и докторантуры ОГУ (более тысячи докторантов, аспирантов, соискателей выполняют диссертационные работы по актуальным научным направлениям).

Постоянно расширяется число вводимых в эксплуатацию объектов учебного и социально-куль-

турного назначения - учебных корпусов, спортивных сооружений, жилых домов. Университет имеет собственный Дворец культуры, плавательный бассейн, стадион и многое другое, обеспечивающее нормальные условия труда и отдыха многотысячного коллектива сотрудников и студентов ОГУ.

Интеграция университета в международное образовательное и научное сотрудничество является одним из приоритетных направлений развития ОГУ.

Ежегодно университет расширяет контакты с зарубежными организациями, университетами и фондами. Это создает благоприятные условия для проведения учебной и научно-исследовательской работы учеными, аспирантами и студентами, а также для культурного и образовательного обмена.

Поддерживаются и активно развиваются связи с Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса), университетом штата Огайо, г. Ланкастер (США), Мюнхенским университетом (ФРГ), университетами Дании, Великобритании. В ОГУ создан Центр немецкого языка, реализуются совместные программы с рядом инвестиционных зарубежных фондов и организаций.

В 2000 году заключен договор о сотрудничестве с университетом им. Людвига-Максимилиана (г. Мюнхен, ФРГ). В рамках договора осуществляется академический обмен преподавателями и студентами, организованы курсы по подготовке к сдаче международного экзамена на знание немецкого языка как иностранного (ББН), выигран грант и осуществляются мероприятия по программе Немецкой службы академических обменов «Разработка учебных модулей по межкультурной коммуникации».

Сотрудничество с Образовательным центром им. Витуса Беринга (г. Хорсенс, Дания) осуществляется по двум основным направлениям: обучение

Объем научно-исследовательской работы ОГУ

Наименование показателей 1996 млн.руб 1997 м^.руб 1998 тыс. руб. 1999 тыс.руб. 2000 тыс.руб. 2001 тыс.руб. 2002 тыс.руб.

ЕЗН 94,1 90,0 99,8 126,5 326.7 391.3 362.3

НТП Минобразования 63,5 66,0 35,5 58,2 170,3 153,2 190

в т.ч., «Наука вузов - регионам» 40,0 64,0 30,0 37,5

«Сварочные процессы» 3,5 2,0

«Серти фикация» 15,0

«Университеты России» 5,0 5,5 20,7

Межведомственная программа поддержки интеграции академической и вузовской науки 35,0

Миннауки 810,0

Гранты: 200,9 553,9 560

В т.ч., международные 200,9 553,9 560 1431,5 187,0 463,9

РФФИ, РГНФ 63,0 60,2 280,1 154,5

Региональные 125

Средства администрации Оренбургской области 132,4 66,2 74,0 59,0 309 463,9

Хоздоговорные работы 610,1 706,4

Технопарк (1997-1998г.г.) 473,7 1315,7 2630,0 9222,3 10610,6 14581,1

ИТОГО 767,7 1195,7 2916,1 3511,7 11270,0 11931,2 17440,6

студентов и аспирантов ОГУ на базе центра; совместные проекты в рамках программы TEMPUS/ TACIS (в 1999-2001 годах успешно реализован совместный проект по развитию международных связей ОГУ).

Ежегодно сотрудники и студенты университета получают индивидуальные гранты для обучения и работы за рубежом, выделяемые Американскими советами по международному образованию (США), Советом по международным исследованиям и обменам (США), Немецкой службой академических обменов (Германия).

Сотрудничество в рамках прямых связей с рядом зарубежных организаций позволяет ОГУ ежегодно приглашать на работу иностранных специалистов для чтения лекций и проведения семинаров по самым различным дисциплинам (иностранные языки, юриспруденция, журналистика, этика, региональная политика, консалтинговый бизнес и т. д.)

Совместно с Центром креативных решений (Огайо, США) и при поддержке университета штата Огайо и общественных организаций г. Ланкастера разработана программа культурного обмена между учащимися средних школ Ланкастера и Оренбурга.

Сотрудники университета принимают участие в международных конференциях и семинарах, проводимых Министерством образования РФ, Поволжским гуманитарным фондом, Британским Советом и другими представительствами зарубежных образовательных учреждений и организаций в России.

Научная деятельность в университете сосредоточена в ряде подразделений: учебно-научно-производственном комплексе (УНПК), научно-исследовательских институтах (микро- и нанотехно-логий, институте Тараса Шевченко, институте истории Южного Урала и казачества России), геологическом музее, научно-технологическом парке «Технопарк ОГУ», учебно-научно-производственной базе (УНПБ), научно-исследовательских лабораториях и центрах. Координирует научную работу перечисленных подразделений и кафедр университета управление научных исследований и сертификации ОГУ.

В соответствии с утвержденным тематическим планом научно-исследовательских работ в 2001-2003 гг. выполнялось около 90 работ, финансируемых из различных источников, со среднегодовым объемом около 12 млн. рублей. Кроме того, проводились исследования по 104 инициативным темам.

В системе аттестации и подготовки научных и научно-педагогических кадров важнейшим фактором является совместная деятельность научно-педагогических школ и диссертационных советов, создающих особенную среду научного поиска, свойственную только научно-педагогической школе. Именно здесь, в этой среде, происходит передача мировоззренческих, нравственных, эстетических взглядов, представляющая естественную форму воспитания личности и становления будущего ученого.

В ОГУ функционируют научные школы по различным областям знаний:

• фотоника атомных и молекулярных систем;

• лазероиндуцированные процессы в природных и синтезированных наноструктурах;

• физико-химические основы концентрирования редких элементов в природных и технологических условиях;

• химическое сопротивление материалов и защита от коррозии;

• синтез, внедрение и исследование эффективности сложных технических и организационных систем;

• машиноведение и детали машин;

• порошковая металлургия и композиционные материалы;

• металлогения рудных районов;

• диагностика электрических машин переменного тока в производстве и эксплуатации;

• методические, теоретические и технологические основы производства и ремонта транспортных средств в условиях постиндустриальной экономики;

• структурно-функциональная организация наземных экосистем, рациональное использование и охрана биологических ресурсов;

• экология гумусообразования;

• региональная экономика;

• жанрово-стилевое развитие русской поэзии

ХУ11-Х1Х веков;

• история казачества России;

• аксиология образования;

• социальная философия.

Научные направления исполняют роль базиса процесса подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в университете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-педагогические школы разрабатывают по своим направлениям перечни наиболее актуальных научных проблем, рекомендуемых для исследования докторантам, аспирантам и соискателям, координируют и выносят необходимые суждения по темам докторских и кандидатских диссертаций. В этом аспекте координация научной деятельности нашего университета направлена на тесное взаимодействие с диссертационными советами и отделом докторантуры и аспирантуры. Большинство руководителей и ведущих ученых научных школ являются членами диссертационных советов.

Потенциал России - 40% мировых богатств (нефть, газ, древесина, пресная вода, полезные ископаемые), 14% суши, 2% населения. Научный потенциал гораздо выше, и это во многом благодаря существующей системе аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Российская система аттестации научных и научно-педагогических кадров, зародившаяся на рубеже XVII - XVIII веков прошлого тысячелетия, в течение многих лет поступательно развивается, обобщая отечественный и зарубежный опыт, а также потребности страны в кадрах высшей квалификации.

В новое тысячелетие Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования Российской Федерации вступила обновленной. Нововведения, проведенные Высшей аттестаци-

Количество

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Год □ Аспирант □ Соискатели

Численность аспирантов и соискателей ОГУ (1990-2002 гг.).

□ Количество защит докторских диссертаций

□ Количество защит кандидатских диссертаций

Ш

1995 2000 2002 2004 2006

план прогноз

Динамика защит диссертаций сотрудниками ОГУ.

84

47

26

24

2 2

2

2

онной комиссией и Департаментом государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования Российской Федерации с 1999 года, перечислять и напоминать не имеет смысла, все они хорошо нам известны.

Еще одной новацией в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются новые взаимоотношения между системой подготовки специалистов с высшим образованием, системой аспирантуры и докторантуры, системой аттестации научных кадров. Еще в 2000 году Минобразования РФ поддержало программу создания автоматизированной системы «аспирантура - диссертационный совет».

В этой системе важнейшим фактором является совместная деятельность научно-педагогических школ и диссертационных советов, создающих особенную среду научного поиска, свойственную только научно-педагогической школе. Именно здесь, в этой среде, происходит передача мировоззренческих, нравственных, эстетических взглядов, представляющая естественную форму воспитания личности и становления будущего ученого.

И правомерно, что один из лозунгов ОГУ формулируется: «Могущество Оренбуржья будет прирастать наукой!»

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Оренбургском государственном университете осуществляется в следующих формах:

• докторантура;

• аспирантура;

• научные стажировки.

Подготовка ведется как на основе бюджетного финансирования, так и на основе самоокупаемости по договорам с юридическими и физическими лицами.

Сегодня Оренбургский государственный университет входит в ведущую группу крупнейших вузов России по подготовке соискателей, аспирантов и докторантов.

В ОГУ функционируют пять диссертационных советов, представляющих десять научных специальностей по историческим, политическим, экономическим, педагогическим, техническим наукам и наукам о Земле.

Мы, так же как и другие крупные ведущие университеты Приволжского федерального округа, сталкиваемся с общими для всех проблемами:

- деформации спектра подготавливаемых специалистов по отраслям наук (снижение доли аспи-

Диссертационные советы ОГУ

Диссертационный совет, отрасль науки (преобразован из ранее действующего специализированного совета) Научные специальности (шифр и наименование) Срок полномочий Председатель диссертационного совета

Д 212.181.01 по педагогическим наукам (Д 064.64.01 с 2.04.99 г.) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования С 3.01.01г. на период действия номенклатуры специальностей научных работников Д-р пед. наук, профессор Кирьякова A.B.

Д 212.181.02 по техническим наукам (К 064.64.01 с 7.09.93 г.) 05.13.06 - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность); 05.16.01 - металловедение и термическая обработка металлов; 05.22.10 - эксплуатация автомобильного транспорта С 19.01.01г. на период действия номенклатуры специальностей научных работников Д-р техн. наук, профессор Бондаренко B.A.

ДМ 212.181.03 по историческим и политическим наукам (К 113.61.01) 07.00.02 - отечественная история; 23.00.01 - теория политики, история и методология политической науки С 18.05.01 г. по 31.12.02г. (поданы документы на продление) Д-р ист. наук, профессор Футорянский Л.И.

Д 212.181. 04 по экономическим наукам (К 064.64.04 с 22.04.98 г.) 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством специализации: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность); региональная экономика; маркетинг С 1.07.01 г. на период действия номенклатуры специальностей научных работников Д-р техн. наук, профессор Бондаренко B.A.

К 212.181.01 по наукам о Земле (К 064.64.02) 25.00.36 - геоэкология по географическим наукам; 25.00.36 - геоэкология по техническим наукам С 12.07.02 г. по 31.12.02г. (поданы документы на продление) Д-р геогр. наук, профессор Рычко O.K.

Количество аспирантов и соискателей ОГУ

Специальности 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

01.00.00 физико-математические 2 2 1 6 10 11 19

03.00.00 биологические 11

05.00.00 технические 84 127 161 189 222 220 209

07.00.00 исторические 14

08.00.00 экономические 27 53 80 122 195 317 345

09.00.00 философские 11 16 12 22 31 19 26

10.00.00 филологические - - 2 21 29 24 27

12.00.00 юридические 15 21 27 26 49 66 81

13.00.00 педагогические - - - 53 139 264 262

19.00.00 психологические - 2 5 7 5 15 23

25.00.00 науки о Земле 7 19 32 54 88 102 105

Итого 146 240 320 500 768 1038 1122

□ Докторантура П Аспирантура

п

Ш

2003 2006

прогноз

Динамика научных специальностей докторантуры и аспирантуры.

49

42

41

37

28

9

4

рантов, специализирующихся в области точных, естественных и технических наук - за счет преимущественного роста численности экономистов и гуманитариев);

- «утечки» выпускников докторантуры и аспирантуры из науки в более высоко оплачиваемые виды деятельности (бизнес, государственное управление, сфера частных образовательных услуг).

Всем известны последние инновации ВАК в плане повышения качества подготавливаемых диссертационных работ (повышение требовательности к работе диссертационных советов и диссертационным работам, выход паспортов научных специальностей, ужесточение работы экспертных советов ВАК). Поэтому исключительное внимание было нами уделено формированию наших диссертационных советов и оптимизации дисциплинарной структуры докторантуры и аспирантуры и количества соискателей, подготавливаемых за счет госбюджета.

По статистике на сегодня средний возраст кандидатов наук в России составляет 53 года, а докторов наук - 61 год. Понимая это, мы уделяем внимание подготовке молодых аспирантов и докторантов.

У нас разработано и введено в действие Положение о выделении грантов на завершение докторской и кандидатской диссертаций. Будущему доктору наук, если работа почти завершена, мы даем творческий отпуск до шести месяцев, выделяя при этом 54 тыс. рублей на цели, связанные с защитой диссертации. Будущему кандидату наук - 36 тыс. рублей.

Ежегодно детально рассматриваются и утверждаются планы защит по кафедрам, факультетам с подтверждением выделения финансовых средств из внебюджетного фонда.

Есть другие формы поощрения подготовки специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук - ОГУ оплачивает все расходы, связанные с защитой диссертации: командировки и стажировки; издание монографии, автореферата; экспертизу и оппонирование.

Видимо, благодаря и этим факторам число защит докторских и кандидатских диссертаций сотрудниками университета из года в год растет: если в 2000 году сотрудниками ОГУ защищено 2 докторские и 24 кандидатские диссертации, то в 2002 году соответственно 2 и 47.

За 2003 год защищено 7 докторских и 38 кандидатская диссертация.

Мы премируем научных руководителей и консультантов, у которых защищались аспиранты, док-

торанты и соискатели. Лишаем права вести набор соискателей и аспирантов тех научных руководителей, у которых за последние пять лет никто не защитился.

Характерно, и вы это увидели на подготовленных стендах, что ОГУ занимает прочное среднее положение по показателям подготовки научных и научно-педагогических кадров среди государственных университетов Приволжского федерального округа. Растет число специальностей аспирантуры и докторантуры: если в 1990 году их было 4, то в 2003 - 42. Выросли общие показатели деятельности ОГУ.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации - один из основополагающих компонентов многогранной деятельности Оренбургского государственного университета. Только при условии единства научного, образовательного и инновационно-производственного процессов (на УНПК мы съездим и посмотрим) и их направленности на экономическое, социальное и духовное развитие общества возможна концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов для подготовки научных кадров высшей квалификации.

Наш научный журнал «Вестник Оренбургского государственного университета» уже два последних года выходит с периодичностью шесть номеров в год, тиражом 1200 экземпляров. Теперь это солидное научное издание, распространяемое по подписке. В международную редколлению журнала на ряду с учеными ОГУ входят ученые четырех иностранных государств. Журнал «Вестник ОГУ» включен в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций представленных на соискание ученой степени доктора наук.

В настоящее время в университете, как вы все видите, сформировалась жизнеспособная система научно-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров, динамичная по своему развитию и адаптивная к активным изменениям в духовно-нравственной, социальной, производственно-экономической сферах жизни общества.

Наша общая задача на сегодняшний день -повысить эффективность этой системы.

Считаю, что работа семинара-совещания в этом плане очень актуальна, необходима, имеет большую практическую значимость.

Желаю участникам семинара-совещания плодотворной работы!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.