УДК 378.147
Меркулова Л.В.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: mila@bk.ru
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ АСПИРАНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров высшей квалификации в системе постдипломного образования РФ. Автор предлагает инновационный механизм подготовки аспирантов к научной работе в рамках изменений, происходящих в системе высшего образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: научная работа, внешняя и внутренняя среда организация, инновации в образовании, изменения в законодательной сфере образования, система высшего образования, аспирант, портфель аспиранта, лист прогресса, систематическое обучение.
Современная ситуация, которая сложилась в науке, никого не устраивает. Она является следствием целого ряда обстоятельств, в числе которых резкое падение финансирования, низкий уровень спроса на научную продукцию, падение интереса молодежи к данной сфере. Говоря о кадровом потенциале, одной из основных причин снижения притока молодых специалистов является малопривлекательность занятий наукой.
В России занятие наукой по уровню престижности стоит на 8 месте, в странах ЕС ей отводиться 2-е. Такие показатели связаны не только с низким уровнем финансирования, но и с вялой кадровой политикой и низкой мотивацией карьерного роста. Для изменения ситуации необходимы новые формы взаимоотношений, ориентация на потребности рынка, высокий уровень мобильности и информационного обмена.
Сегодня правительством разработана и реализуется система мер по оптимизации процесса. Наряду с общими подходами (повышение заработной платы, повышение качества бюджетного обеспечения, мотивация) необходимы мероприятия по привлечению молодежи. С этой целью и разработана система грантов, предусматривающая как индивидуальные выплаты, так и поддержку исследовательских групп. Таким образом, проблема воспроизводства кадров высшей категории является для нашей страны особенно актуальной.
Традиционным для российской системы образования институтом воспроизводства научных кадров является аспирантура, которая в настоящее время, на наш взгляд, переживает не лучшие времена. Статистика показывает, что в российских университетах число аспирантов и соискателей с каждым годом увеличивается. По данным Б.И. Бедного, А.А. Миронос, Т.В. Серо-
вой в 2005 году в аспирантуре 621 вуза и 831 научной организации проходили подготовку более 142 тыс. аспирантов. Если в 1991 году в России на каждые 100 человек, занятых исследованиями и разработками, приходилось 5 человек, подготавливаемых к научной деятельности или повышающих научную квалификацию в аспирантуре, то сегодня на 100 исследователей приходится приблизительно 30 аспирантов [1, 3]. При этом доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды российских научных и научно-педагогических работников, не превышает 10%. Необходимость в кратчайшие сроки улучшить демографическую структуру кадрового потенциала науки и высшей школы путем «омоложения» выводит проблему совершенствования системы подготовки научных кадров в разряд приоритетных государственных задач[2].
В настоящий момент ученая степень уже не является показателем принадлежности к научному сообществу. Ученая степень - это, скорее, престижность, возможность карьерного роста. Получив ученую степень, новоиспеченные кандидаты наук забывают о научной деятельности и переключаются либо на преподавание в разных вузах (поскольку работа в одном не дает финансового удовлетворения), либо идут на государственную гражданскую службу или в коммерческие организации. Имидж «кандидата наук», сложившийся в советский период для обывателя, работающего в коммерческих организациях, является весомым. Но кто же остается в науке? Единицы.
Действительно, результатом научной деятельности являются не только новые знания, но и навыки аналитической работы, рациональный стиль мышления и принятия решений. Система послевузовского профессионального образования испытывает внутреннее противоречие меж-
ду тенденцией к массовизации и повышением требований к уровню подготовки специалистов со стороны научного сообщества, высшей школы и наукоемкого сектора экономики.
Особенностью отечественной системы подготовки и аттестации научных кадров является то, что в совокупности требований, предъявляемых соискателю ученой степени кандидата наук, решающая роль отводится не объему и качеству освоения специальных образовательных программ (что, например, характерно для программ PhD в США и ряде стран Европы), а подготовке и защите диссертации. Вместе с тем во многих публикациях последних лет, посвященных проблемам сохранения и развития кадрового потенциала науки и высшей школы (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, Н.Д. Никадров, Д.И. Фельдш-тейн), отмечается неоправданное ослабление требований именно к уровню научных работ аспирантов и как следствие - снижение качества кандидатских диссертаций. Так, согласно результатам опроса 89 членов экспертных советов ВАК по экономическим, историческим, филологическим, философским и социологическим, юридическим, педагогическим и психологическим наукам, приблизительно половина респондентов считает, что уровень требований к кандидатским диссертациям снижается [1].
В связи с этим актуальным для системы подготовки кадров высшей квалификации является внедрение инноваций и в содержание подготовки аспиранта, и в систему аттестации аспиранта, и в научно-методическое обеспечение образовательных программ аспирантуры, и в критерии оценки результативности научной работы аспиранта.
Какие проблемы сегодня определяют функционировании аспирантуры как ступени воспроизводства кадров высшей квалификации в нашей стране?
С.А. Писарева выделяет в настоящий момент ряд проблем, которые можно классифицировать в две группы:
1) влияние факторов внешней среды на систему подготовки научных кадров (государство, экономические условия, глобализация образования, общество как заказчик научных разработок, связь с практикой);
2) влияние факторов внутренней среды (система организации учебной и научной деятельности аспиранта в университете, содержание образования и образовательные технологии в
подготовке аспиранта, научные кадры, обеспечивающие процесс подготовки аспиранта, материальные и информационные ресурсы университета и в целом цель аспирантуры как ступени послевузовоского образования, обеспечивающей воспроизводство кадров высшей квалификации).
Первая группа проблем (факторы внешней среды), обусловленная вхождением России в Болонский процесс, связана с нострификацией российских дипломов кандидата и доктора наук в странах Европы и США, с несоответствием уровня подготовки доктора философии PhD в европейском университете и кандидата наук в отечественном университете, с инертностью кадровой политики государства в области воспроизводства научных кадров и, наконец, как отмечалось выше, с низким качеством диссертационных исследований и изменением мотивации аспиранта к научной работе.
С.А. Писарева отмечает, что часть проблем может быть снята включения аспирантуру в систему высшего образования [5]. Действующий Закон об образовании РФ относит аспирантуру (ординатуру, адъюнктуру), к послевузовскому образованию. Это означает, что получение академического диплома по окончанию этой ступени не предусматривается. Включение аспирантуры в систему непрерывного образования позволит, во-первых, получить «корочки» даже тем, кто не вышел на защиту; во-вторых, организует и систематизирует саму подготовку [5].
Справедливости ради нужно отметить, что анализ Проекта Закона об образовании, который активно обсуждался вплоть до февраля 2011 года в СМИ и Интернете научным сообществом и обществом в целом в последнее время, позволяет решить эту проблему. В новом Законе об образовании вводится понятие «уровень образования (образовательный ценз)», который дает право получить диплом об окончании определенной ступени образования. «Уровень образования (образовательный ценз) -формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности» [6]. В Проекте закона
аспирантура является ступенью системы непрерывного высшего образования. Так статья 112 п.3 указывает: « Нормативные сроки освоения образовательных программ высшего образования составляют:
- программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» - четыре года;
- программы подготовки специалиста по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет;
- программы магистратуры по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» - два года;
- программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) -не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года» [6].
Далее в Проекте закона об образовании указывается, что лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования определенного уровня и направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь». В случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук [6].
Таким образом, аспирантура становится частью ступени высшего образования, тем самым это обеспечивает ей статус систематического образования. Это приведет, на наш взгляд, к улучшению финансирования аспирантов со стороны вуза, к повышению качества подготовки аспиранта, поскольку не каждый аспирант будет обязан защититься, но он получит в любом случае дипломы преподавателя высшей школы или исследователя. Это приведет к разработке новых образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации, которые в перспективе могут быть сопоставимы с программой подготовки докторов в Европе. Принятие Проекта закона об образовании возможно уже в 2012 году, поэтому разработка образовательной программы подготовки аспиранта становится актуальной для университетов уже сегодня.
Не будем подробно описывать все внешние факторы, влияющие на процесс подготовки научных кадров в системе послевузовского образования в РФ. Остановимся подробнее на факторах внутренней среды, обеспечивающих деятельность аспирантуры.
Определяя цели аспирантуры, необходимо различать цели и функции образования. Когда речь идет о системе образования и вообще о самоуправляемых системах и их структурах, такая путаница недопустима.
Функции научного образования в широком социальном смысле таковы:
- передача культуры научного творчества предшествующими поколениями последующим посредством индивидуальной пропедевтической подготовки в области ситуативного моделирования, прогнозирования и принятия решений, а также посредством отбора и подготовки научных кадров через аспирантуру и докторантуру;
- совершенствование системы научного знания в виде монографических диссертационных исследований актуальных научных проблем;
- развитие системы научного образования и тем самым развитие двух системообразующих социальных институтов (науки и образования);
- иммунная защита науки от продуцирования псевдонаучного знания, ведущего к перерождению этого системообразующего социального института в свою противоположность.
Выделяя из общих функций их личностный аспект, подчеркнем, что научное образование обеспечивает поэтапное развитие способностей человека к научному творчеству:
а) на пропедевтическом этапе развитие у всех учащихся системы общего и системы профессионального образования способностей к ситуативному моделированию и прогнозированию в процессе подготовки и принятия объективных решений;
б) помощь в научном самоопределении молодых людей;
в) научное образование в аспирантуре и докторантуре той части молодежи, которая имеет задатки и склонности к научному творчеству.
Во Временных требованиях к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования цель аспирантуры определяется как подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, промышленности, социальной сферы.
Например, целями подготовки аспиранта по отрасли «Педагогические науки», в соответствии с существующим законодательством, являются:
- формирование умений самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- углубленное изучение теоретических и методологических основ педагогической теории;
- изучение методологии и методов педагогического исследования;
- углубление философских знаний;
- совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;
- подготовка к преподавательской деятельности.
Выпускник аспирантуры и должен:
- быть готовым к осуществлению самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
- владеть системой знаний:
- об истории и современных тенденциях развития педагогики и образования, о человеке как объекте и субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях;
- о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных подходах к образованию и практике их реализации;
- обладать исследовательской культурой в области педагогических наук;
- знать основные законодательные и нормативные документы в сфере образования [4].
Указанные Временные требования являются в настоящее время действующими. Они неоднозначно оцениваются в научном сообществе, поскольку, на наш взгляд, не отражают истинные смысл обучения в аспирантуре, коим является приобретение аспирантом опыта проведения собственного исследования и опыта участия в коллективных научных исследования и проектах.
В Проекте закона об образовании образовательное учреждение рассматривается как образовательная организация. «К образовательным организациям высшего образования относятся образовательные организации, предметом основной деятельности которых является реализация программ бакалавриата, подготовки специалиста и (или) магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров на основе интеграции образовательной деятельности и осуществляемых ими научных исследований по соответствующим направлениям развития на-
уки, культуры, образования, техники и технологий, экономики и социальной сферы». Это не просто замена слов, организация (коммерческая или некоммерческая) рассматривается в настоящий момент в теории управления и экономике как социальная целостность, которая направлена на реализацию определенных целей, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой. Следовательно, она должна обладать своей философией, которая включает следующие элементы:
- основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию и направленность деятельности;
- описание организации - ее истории, параметры, возможности и преимущества, способы и мотивы деятельности;
- философия заказчика - целевые группы, их интересы, сбытовая политика;
- внутриорганизационная политика - основы управления, информационно-коммуникационная система и др.;
- связи с партнерами и отношения с другими организациями (выполненные обязательства, обеспечение стабильности в работе, вложения в развития региона).
Внутреннюю среду организации образуют совокупность средств деятельности, персонал, с его культурными традициями, ценностями, процессы, взаимоотношения в коллективе.
Таким образом, все это определяет цель и миссию (предназначение) организации. В связи с этим целью и миссией аспирантуры становится не получение ученой степени, а значимость научного индивидуального исследования аспиранта для фундаментальной и прикладной науки, а также для практической деятельности объекта исследования. Сегодня исследования мотивации аспирантов показывают, что аспирантура воспринимается ими в большей мере как трамплин для карьерного роста. Что же остается науке, и какое значение исследование аспиранта имеет для практики.
На наш взгляд, смена механизмом смены приоритетов станет изменение организации обучения в аспирантуре. В настоящий момент в аспирантуру поступают не только те аспиранты, которые имеют опыт научно-исследовательской деятельности в студенчестве или давно мечтающие внести инновации в какую-либо отрасль науки. Немало здесь и случайных людей.
Чтобы избежать этого, можно использовать европейскую систему портфеля. При поступлении в аспирантуру начинающему ученому сейчас необходимо стать вступительные экзамены по философии науки, иностранному языку и специальности, предоставив заранее реферат по собственной проблеме исследования. Портфель С.А Писарева определяет как результат сдачи экзаменов по курсам обучения в аспирантуре +дополнительные требования университета (научной школы, выпускающей кафедры, диссертационного совета) + публикации автора. На наш взгляд, этот портфель должен собираться до поступления в аспирантуру. Предлагаем следующую структуру Портфеля соискателя, поступающего в аспирантуру по отрасли «Педагогические науки»:
1. Заказ от образовательного учреждения. Проблема связи теории с практикой известна давно. Тематика диссертационных исследований по педагогике часто формулируется научным руководителем, исходя из той научной проблемы, которой он занимается сам. Тем самым, аспирант, приступая к работе над диссертацией, проводит исследование на тему, которая может быть уже не столь злободневной и актуальной для школы, колледжа или вуза. Далее аспирант под тему подводит актуальность, методологический аппарат и программу исследования. Мы полагаем, что человек, который приходит в науку, должен идти от практики деятельности образовательного учреждения. Органы управления образованием, Совет школы, администрация школы, методическое объединение учителей и т. д. предлагают аспиранту разработать тему, которая является для них особенно актуальной. Аспирант в свою очередь получает от заказчика очень широкую экспериментальную площадку для будущего исследования, доступ к информационным ресурсам образовательного учреждения, репрезентативность выборки и, наконец, возможность апробации результатов не в 2-3 школах, а в школах целого муниципального образования. Заказчик может стать членом экспертного комитета - это своеобразные дискуссионная площадка, на которой членами научного сообщества и практическими работниками обсуждаются промежуточные результаты исследования в течение всего срока обучения аспиранта.
2. Рекомендательное письмо студенческого научного общества университета и/или Совета молодых ученых университета. Если выпускник магистратуры и специалитета поступает в ас-
пирантуру, он должен быть известен как активный участник научных конференций, семинаров и форумов. Если соискатель поступает в аспирантуру не со студенческой скамьи, то у него также должны быть научные и/или учебно-методические публикации, участие в научно-практических конференциях и семинарах. На научном семинаре в рамках деятельности Совета молодых ученых, который может быть организован на постоянной основе, соискатель организует самопрезентацию себя как исследователя, ученого, и Совет выносит решение о степени сформированности научно-исследовательской компетентности заявителя.
3. Библиография по проблеме исследования. В европейской системе образования от соискателя требуется быть готовым к ответу на вопросы по проблеме исследования после изучения 200 работ по специальной и смежным наукам. Автор портфеля готовит своего рода кандидатский проект, который имеет следующую структуру:
- Характеристика исследовательской проблемы (краткое описание на 1 стр.)
- Характеристика степени научной разработанности проблемы (обзор полученных результатов с указанием авторов)
- Формулировка объекта и предмета исследования
- Описание замысла работы (что именно будет исследоваться?)
- Характеристика возможной экспериментальной базы исследования
- Формулировка темы.
- Список литературы по исследуемой проблеме (200 работ).
4. Заключение факультетской комиссии. Эта комиссия состоит из ученых, которые определяются заведующим кафедрой. Портфель может предоставляться в ходе обучения будущего аспиранта в магистратуре или за год до поступления в аспирантуру соискателем. После каждого рецензирования портфеля соискателю сообщается решение относительно содержания портфеля и продвижение его к статусу аспиранта. Заключительное рецензирование происходит вместе с публичной защитой портфеля. Таким образом, эти приведет к повышению качества будущих аспирантов в плане готовности их научной работе. Тем самым, это своеобразное «сито» позволит избежать «случайных» соискателей на вступительных испытаниях при поступлении в аспирантуру, повлияет на осознанность решения об обучении в аспирантуре.
В дальнейшем Портфель является показателем качества обучения аспиранта и является тактикой аттестации после каждого года обучения. Он дополняется следующими разделами: 5. Лист прогресса. Это документ, который фиксирует научную активность аспиранта (табл. 1). Аспирантура как педагогическая сис-
тема отличается от других педагогических систем вуза наибольшей гибкостью и пластичностью обучения. Ведущие формы - самообучение, самообразование и самовоспитание. Для аспирантуры характерно то, что основные педагогические процессы трансформируются в процессы самообразования..
Таблица 1. Лист прогресса
Курс Мероприятия Результат
1 курс Выполнение учебного плана 1. Философия науки 2. Иностранный язык 3. История педагогики и образования 4. Методология педагогического исследования 5. Ассистентская практика Где проходила ассистентская практика (разработка кейса, курса семинаров, информационных ресурсов для студентов и т.д. с подтверждением обсуждения на кафедре)
Подготовка диссертации: 1. Теоретический обзор по проблеме исследования (до 100 000 знаков) 2. Проект программы эксперимента / программа сбора архивных данных (для историко-педагогических) Библиография Проект программы (1 стр.) Заключение экспертной комиссии
Презентация результатов исследования: 1. Статьи (не менее 0,4 п.л.) 2. Выступление (или участие) на конференции Название сборника, статьи, конференции
Мероприятия кафедры (где принимали участие?)
2 курс Выполнение учебного плана (что следовало бы изучить?): 1. Программа ВАК 2. Доцентская практика Какие курсы программы освоены, где проходила доцентская практика (разработка кейса, курса семинаров, информационных ресурсов для студентов и т.д. с подтверждением обсуждения на кафедре)
Подготовка диссертации (что необходимо подготовить?): 1. 1 глава (до 50 стр. 14 кеглем через 1,5 интервал) 2. Программа эксперимента и результаты исследования (эмпирические материалы, возможно частично обработанные) / результаты анализа архивных (эмпирических) материалов Заключение экспертной комиссии Подтверждение научного руководителя Обработка результатов исследования
Презентация результатов исследования (что удалось сделать?): 1. Статьи (не менее 0,4 п.л.) 2. Статья в журнал перечня ВАК 3. Выступление (или участие) на конференции 4. Учебно-методическое пособие 5. Главы в коллективной монографии Название сборника, журнала, в котором опубликованы статьи, конференции
Мероприятия кафедры (где принимали участие?)
3-4 курсы Выполнение учебного плана: 1. Дополнительная программа ВАК
Подготовка диссертации: 1. Полный текст диссертации и автореферата для представления на кафедру Заключение экспертной комиссии Заключение выпускающей кафедры
Презентация результатов исследования (что удалось сделать?): 1. Статьи (не менее 0,4 п.л.) 2. Статья в журнал перечня ВАК 3. Выступление (или участие) на конференции 4. Учебно-методическое пособие 5. Главы в коллективной монографии Название сборника, журнала, в котором опубликованы статьи, конференции
Мероприятия кафедры (где принимали участие?)
Особенность обучения в аспирантуре определяет основной характер обучения аспирантов - обучение в деятельности. Научная подготовка аспирантов осуществляется в процессе решения ими конкретных научных проблем и оформление их как кандидатской диссертации.
Аспирантура включает в педагогическую систему кафедру, а обучение аспиранта происходит в процессе их непосредственного участия в непрерывной деятельности кафедры. Поэтому можно выделить подсистему «аспирант - кафедра». Кроме этого выделяются подсистемы: «аспирант - аспирантура», «аспирант - руко-
водитель». Особенность функционирования этих подсистем оказывает существенное влияние на формирование индивидуальной стратегии самоорганизационной деятельности аспирантов.
Будущего исследователя и педагога во многом формирует научно-образовательная среда вуза. Возникает проблема организации образовательного пространства, которое отвечало бы запросам аспиранта и современному заказу на его личностно-профессиональную подготовку как ученого и специалиста высшей школы.
17.06.2011
Список литературы:
1. Бедный Б., Козлов Е., Максимов Г., Хохлов А. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза // Высшее образование в России. - 2003. —№4. - С. 3-14.
2. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. Продуктивность исследовательской работы спирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. - 2006. - №7. —С. 20-36.
3. Гохберг Л. Кадровый потенциал российской науки // Высшее образование в России. - 2002. - №4. - С. 8-21.
4. Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования: Постановление Правительства Российской Федерации №640 от 30 августа 2001 года
5. Писарева С.А. Статус института аспирантуры в системе непрерывного образования как основа инновационных изменений в подготовке молодых исследователей. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: коллективная монография в 2 т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. С. 213 - 226
6. Проект Федерального закона об образовании. //Российская газета, 2010
7. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г. - 175с.
Сведения об авторе: Меркулова Людмила Валерьевна, доцент кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
e-mail: mila@bk.ru
UDC 378.147 Merkulova L.V.
The Orenburg state pedagogical university; mila@bk.ru
THE ESSENCE OF INNOVATIVE CHANGES IN POST-GRADUATE STUDENTS' PREPARATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
The article reveals the problems of a professional training of the top skills in system of postdegree formation of the Russian Federation. The author offers the innovative mechanism of preparation of post-graduate students to scientific work within the limits of the changes occurring in system of higher education in the Russian Federation.
Key words: scientific work; the external and internal organizational environment, innovations in education, changes in a legislative education sphere, higher education system, the post-graduate student, a portfolio of the post-graduate student, progress sheet, regular training.
Bibliography:
1. Bedny B., Kozlov Е, Maximov G, Hohlov A. The diagnostics of scientists' preparation potential //Higher education in Russia. - 2003. - №4. - P. 3-14.
2. Bedny B., Mironos A.A., Serova T.V. The efficiency of research work of post-graduates (scientific estimations) //Higher education in Russia. - 2006. - №7. - P. 20-36.
3. Gohberg L. Personnel potential of the Russian science//Higher education in Russia. - 2002. - №4. - P. 8-21.
4. About the statement of an order of working out, the statement and introduction in action of the state educational standard of post-graduate professional education: the Governmental law of the Russian Federation №640 August, 30th, 2001
5. Pisareva S.A. The status of postgraduate study institute in the system of continuous education as a basis of innovative changes in preparation of young researchers. Education, society, teacher: interaction and responsibility: the collective monography in 2 v. - Orenburg: Publishing house OGPU, 2010. P. 213 - 226
6. The project of the Federal law on education.//the Russian newspaper, 2010
7. The Russian high school in the European educational space: Methodical recommendations to teachers of high schools on occurrence in Bolonya process / Under the editorship of A.P.Trjapitsyna. - SPb.: Publishing house RGPU of A.I.Herzen, 2006 - 175с.