УДК 378.2
UDC 378.2
А.С. КЕЛЬСИНА
заведующий аспирантурой, Институт социально-экономического развития территорий РАН E-mail: [email protected] Е.С. МИРОНЕНКО
кандидат филологических наук, зам. заведующего отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие, Институт социально-экономического развития территорий РАН E-mail: [email protected]
A.S. KEL'SINA
Head of the postgraduate school, Institute of SocioEconomic Development of Territories of the Russian
Academy of Sciences E-mail: [email protected] E.S. MIRONENKO
Candidate of Philology, deputy head of the department for the research of the effect of integration processes in science and education in the regional development, Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ STATE AND PROSPECTS OF TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL
Рассматривается система подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научной организации на примере Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук в рамках введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов. Описываются нормативно-правовые изменения в системе послевузовского образования. Освещаются основные проблемы, с которыми столкнулась аспирантура научной организации, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: система подготовки кадров высшей квалификации, аспирантура, подготовка аспирантов.
The system of training of the postgraduates in the scientific organization on the example of the Institute of SocioEconomic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences in the framework of implementation of the federal state educational standards are described. The normative changes in the system of postgraduate education are considered. The main challenges faced by the postgraduate research organization are highlighted; the ways of solving them are suggested.
Keywords: system of training of highly qualified personnel, postgraduate study, postgraduate training.
Система высшего образования, важное место в которой занимает аспирантура, призвана способствовать формированию специалистов, которые отвечают потребностям современной экономики, социальной сферы, управления и обладают прочными профессиональными знаниями и умениями, инновационным мышлением. Задачи человеческого развития выходят сегодня на первый план в модернизационной повестке дня, поскольку именно оно обеспечивает конкурентные преимущества экономик с высоким технологическим укладом [2, с.57].
Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», принятие ряда других законодательных актов направлены на реформирование аспирантуры, модернизацию системы подготовки научно-педагогических кадров, а также оценку ее эффективности. Это обусловлено процессами, связанными с преодолением недостатков сложившейся российской системы послевузовского профессионального образования, достижением преемственности и согласованности между образовательными программами высшей школы и аспирантуры.
Новая система высшего образования, ориентированная на подготовку кадров высшей квалификации, состоит из трех уровней: первый - бакалавриат, второй - специалитет или магистратура и третий - аспирантура. Основные изменения в системе послевузовского об-разования представлены в таблице 1.
До вступления в силу нового Закона об образовании программы аспирантуры были отнесены к программам «послевузовского образования», лицензировались и реализовывались по конкретным специальностям научных работников, определенным Номенклатурой специальностей научных работников. Реализация данных программ не вела к присвоению квалификации и не завершалась выдачей документов об образовании. Кроме того, вузы и научные организации имели право самостоятельно устанавливать сроки приема и начала обучения по этим программам. Их регулирование по всем специальностям научных работников осуществлялось в соответствии с едиными федеральными государственными требованиями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365.
А.С. Кельсина, Е.С. Мироненко A.S. Kel'sina, E.S. Mironenko
Таблица 1.
Основные изменения в системе послевузовского образования_
До 1 сентября 2013 г. После 1 сентября 2013 г.
1. Основные нормативные акты, определяющие деятельность аспирантуры
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Место аспирантуры в системе образования
Уровни послевузовского образования: - аспирантура (адъюнктура); - ординатура; - ассистентура-стажировка; - докторантура Третий уровень высшего образования: - аспирантура (адъюнктура); - ординатура
3. Требования к направлению и содержанию образовательных программ аспирантуры
номенклатура специальностей научных работников; федеральные государственные требования перечень направлений подготовки; федеральный государственный образовательный стандарт
4. Объем программы аспирантуры
210 зачетных единиц 180 зачетных единиц ** (60 з.е. в год при очной форме обучения) 75 з.е. при ускоренной, очно-заочной, заочной и других формах обучения)
5. Результат обучения в аспирантуре
справка об обучении и (или) о сдаче кандидатских экзаменов; диплом кандидата наук (при защите кандидатской диссертации) диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры); диплом кандидата наук (при защите научной квалификационной работы - диссертации)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2013 года Зачетная единица для программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
После вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» программы аспирантуры как программы третьего уров-ня высшего образования разрабатываются и реализуются образовательными и научными организациями в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре, утвержденным приказом Минобрнауки России, а также на основе федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки в аспирантуре, утвержденных приказами Минобрнауки России.
Структура Перечня включает три иерархических фовня:
- область образования;
- укрупненная группа профессий, специальностей направлений подготовки;
- направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры) или специальность (для спе-циалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессио-нального образования [7, с.7].
Группам и направлениям подготовки присваиваются цифровые коды. Новые коды состоят из трех пар цифр (например, 38.06.01):
- первая пара цифр показывает укрупненную группу, к которой относится направление подготовки или специальность;
- вторая пара цифр указывает на квалификацию:
03 - бакалавриат, 04 - магистратура, 05 -
специалитет,
06 - аспирантура;
- последняя пара цифр в коде - это порядковый номер направления подготовки и специальности в укрупненной группе.
Например, 38.06.01 - укрупненная группа «Экономика и управление» (38), аспирантура (06), набавление подготовки «Экономика» (01).
Изменения в законодательстве в отношении аспирантуры не являются чисто внешними, они направлены на смену традиционно сложившейся формы обучения. Традиционно сложившаяся форма обучения предпо-игала в ней отведение времени только на написание
защиту диссертации, что, по мнению законодателей научного сообщества, уже не отвечает сегодняшним требованиям мировой науки.
Реформирование российского образования определяется, в частности, и Болонским процессом, который ориентирован на ликвидацию барьеров в развитии науки образования, формирование единого образовательного пространства в Европе, приведение к единым стандартам национальных систем образования [13, с.18; 6]. После присоединения Российской Федерации к Болонской декларации (2003 г.) сделаны определенные шаги на пути реформирования российского школьного и вузовского образования. В 2013 году была гармонизирована аспирантура и в ее программу включена образовательная составляющая, а также и приведено к определенным стандартам количество часов на освоение программы согласно требованиям Болонского процесса.
связи с этим целью настоящей статьи является анализ современных проблем и перспектив подготовки кадров высшей квалификации на примере аспирантуры ИСЭРТ РАН.
Право вести образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, как и ранее, предоставлено научным организациям (п. 2. ст. 31. Федерального закона «Об образовании в РФ»). Но для этого в них должно быть создано специализированное образовательное подразделение, обеспечивающее подготовку в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для организаций, образовательная деятельность которого является основной.
Вместе с тем научные организации должны обеспе-чить качественный объем педагогической практики, до-статочный для подготовки научно-педагогических кадров.
Кроме того, для обеспечения учебного процесса аспирантуре, являющейся ступенью высшего образования, необходимо соблюдать санитарные нормы, установленные для учебных заведений. Однако полно -го соответствия данным нормам в некоторых научных учреждениях достигнуть невозможно, поскольку их здания изначально не проектировались для образовательных целей.
то же время преимуществом научных организаций является более полное обеспечение научно-исследовательской составляющей программы аспирантуры. Данное преимущество необходимо использовать.
На примере реализации программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ИСЭРТ РАН рассмотрим проблемы и возможности, возникающие в связи с законодательными изменениями, касающимися научных организаций.
ИСЭРТ РАН проводится подготовка аспирантов с 1998 г. За период 2000-2015 гг. были защищены 51 кандидатская и 4 докторские диссертации. Следует отметить, что в то время, когда в стране закрывались научные организации, в Вологде был создан научно-координационный центр, который на данный момент представляет академическую науку в регионе. Сформирована научная школа, имеющая высокие результаты и перспективы развития. Институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности в аспирантуре по направлению подготовки 38.06.01 Экономика [3].
Была организована аспирантура так называемого «полного рабочего дня». Аспирантам платят 15-18 ты-сяч рублей в месяц, они не занимаются подработками на стороне, продумана возможность использования их трудового потенциала в Институте как научных работников и преподавателей. Обеспечен высокий материально-технический уровень сопровождения их научной деятельности. Это верный подход, который позволяет молодым ученым предметно заниматься наукой.
Вступление в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными актами, требует перестройки системы подготовки кадров ИСЭРТ РАН. Так, были разработаны и приняты локальные акты для
регулирования деятельности аспирантуры ИСЭРТ РАН по подготовке научно-педагогических кадров.
По новому федеральному стандарту программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре включают образовательную и исследовательскую составляющую. Учебный план включает дисциплины, которые равномерно распределяются по годам обучения, по каждой дисциплине предусмотрена сдача зачета или экзамена. В течение трех лет под руководством научного руководите-ля аспирант параллельно занимается написанием исследовательской работы. По итогам данной работы у аспиранта должны быть публикации (не менее трех) в журналах ВАК.
конце третьего года обучения стандартом предусмотрена государственная итоговая аттестация, которая включает сдачу государственного экзамена и защиту научной квалификационной работы. Государственный экзамен представляет собой комплексный экзамен по специальной дисциплине, соответствующей профи-лю направления подготовки. Защита осуществляется в форме представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Защита научной квалификацион-ной работы не заменяет защиту кандидатской диссерта-ции, по ее итогам может выдаваться заключение.
Государственная итоговая аттестация заверша-ется присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдачей диплома об окончании аспирантуры.
Защита диссертации и присвоение ученой степени кандидата наук осуществляется в отдельном законодательно регламентированном порядке. При условии успешного окончания аспирантуры и защиты диссертации у аспиранта будет два диплома: об окончании аспирантуры и присвоении ученой степени кандидата наук.
Как справедливо отмечает А.Ю. Климов, государственная итоговая аттестация в вузе включает в себя: для специалиста - защиту выпускной квалификационной работы, для магистра - защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), для аспиранта - подготовку кандидатской диссертации без защиты. И в этом положении дел есть определенное противоречие. Подготовка кандидатской диссертации -это процесс, а государственная итоговая аттестация -это оценка результативности этого процесса, т. е. его итог, а значит, процесс подготовки кандидата наук в но-вых условиях является незавершенным [4, с.87].
то же время между окончанием аспирантуры и защитой кандидатской диссертации может быть значительный временной промежуток, или защиты как таковой по различным обстоятельствам может не быть совсем. В этом случае выдача диплома об окончании аспиран-туры является логичной с формальной точки зрения.
Изменения затронули также в той или иной мере процедуры, регламентирующие порядок присуждения ученой степени [5, с.598]. В таблице 2 представлены нововведения, закрепленные Положением о присуждении ученых степеней, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842.
Отдельно стоит затронуть разработку основной образовательной программы аспирантуры ИСЭРТ РАН. Программа была разработана специалистами отде-ла исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие с учетом требований федерального государственно-го образовательного стандарта по направлению подготовки 38.06.01 Экономика, и исходя из кадровых и атериально-технических возможностей Института.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательные программы определяют содержание образования, содержание профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации. Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре относятся к основным профессиональным образовательным программам.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет требования к результатам освоения
Нововведения в порядке присужд
программ аспирантуры, к структуре программ аспиран-туры, к условиям их реализации, но при этом оставляет большую свободу образовательным и научным органи-зациям для выбора профиля и наполнения содержания программы.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта структура программы аспирантуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это позволяет обеспечить возможность реализовать программы аспирантуры, имеющие различный профиль, в рамках одного направления подготовки. Так, в ИСЭРТ РАН разработаны программы по направлению подготовки 38.06.01 Экономика по следующим профилям: «Экономика и управление народным хозяйством», «Финансы, денеж-ное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики».
Таблица 2.
я ученой степени кандидата наук
Этап Нововведение Примечание
Подготовка диссертаций и допуск к соисканию ученой степени К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица, освоившие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра. Для работы над диссертацией и сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров специалист или магистр должен быть прикреплен к организации высшего или дополнительного профессионального образования либо научной организации. Лицу, освоившему программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению, не соответствующему научной специальности, по которой им подготовлена диссертация, необходимо сдать кандидатский экзамен по релевантной диссертационной тематике специальной дисциплине. Таким образом, в настоящее время подготовка кандидатских диссертаций возможна в 2 формах: прохождение обучения в аспирантуре или прикрепление к соответствующей организации.
Представление к защите и защита диссертаций Представление кандидатской диссертации к защите возможно только в виде рукописи. Новым Положением не предусмотрено представления диссертации в виде научного доклада или опубликованной монографии.
Увеличение минимального количества публикаций в рецензируемых научных изданиях: - для кандидатской диссертации в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук - 3, для остальных областей науки - 2. Ранее не было установлено минимальное количество публикаций для докторской диссертации в остальных областях науки, а также для защиты кандидатской диссертации обязательным было наличие одной публикации.
Пунктом 24 Положения установлен перечень документов, представляемых соискателем в диссертационный совет. Процедура осталась без изменений, кроме наличия положительного заключения организации, где выполнялась диссертация (ранее заключение могло быть и отрицательным), и полного текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которой действует диссертационный совет.
Существенное усиление роли комиссии диссертационного совета на этапе предварительного рассмотрения диссертации.
Базовая часть учебного плана включает дисциплины «История и философия науки» и «Иностранный язык», а вариативная часть - специальные дисциплины и дисциплины, направленные на подготовку к преподавательской деятельности, а также научные исследования.
Для программ аспирантуры вводится также требование к результатам освоения образовательной программы, выраженное в компетенциях. По результатам обучения в аспирантуре, в соответствии с конкретным федеральным государственным образовательным стандартом, у выпускника должны быть сформированы:
- универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки (УК);
- общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки (ОПК);
- профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры
рамках направления подготовки (ПК).
Если универсальные и общепрофессиональные компетенции сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте, то профессиональные компетенции, их состав и содержание организации определяют самостоятельно в соответствии с направленностью программы. В таблице 3 представлен анализ компетенций основной образовательной программы по направлению подготовки 38.06.01 Экономика, профиль <Финансы, денежное обращение и кредит».
Наибольший вес должны иметь общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК). Универсальные компетенции (УК) уже имеют определенный входной уровень сформированности. В формировании профессиональных компетенций должны быть адействованы все блоки образовательной программы.
Результаты освоения основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения, владеть теоретическим и практическим знанием, а также проявлять личные качества и саморазвитие в соответствии с задачами профессиональной дея-ельности и собственными карьерными целями.
Таким образом, согласно ФЗ «Об образовании» аспирантура - это третий уровень высшего образования, с учебным планом и графиком, рабочими программами, расписанием, зачетками, оценками. Итогом обучения являются государственная аттестация и диплом с присвоением квалификации «Исследователь.
Преподаватель-исследователь». Требованиями не предусмотрено обязательной защиты диссертации после окончания аспирантуры, но включен государственный экзамен, частью которого является представление научного отчета о результатах квалификационной работы.
Значительное увеличение образовательной составляющей программы требует решения вопроса организации образовательного процесса. Если ранее об-разовательная часть включала занятия по подготовке к кандидатским экзаменам и сдачу непосредственно кан-дидатских экзаменов, то сейчас образовательный про-цесс должен быть организован в течение всего учебного года. Это потребует отвлечения административных, ка-дровых материальных ресурсов самой организации в виде найма педагогических кадров со стороны, ор-ганизации образовательного процесса, выделения и оснащения площадей под учебную деятельность, а также дополнительного времени аспирантов, которое ранее было направлено а подготовку кандидатской диссертации.
Еще большую актуальность приобретает вопрос о привлечении молодежи в аспирантуру, т.к. получение третьего высшего образования, даже при условии сохранения его бесплатности и увеличении сроков обучения еще на три-четыре года, будет для молодежи уже атруднительным.
Одним из направлений решения проблемных моментов является организация магистратуры на базе ИСЭРТ РАН по направлению подготовки аспирантов. Это позволило бы производить отбор в аспирантуру на стадии подготовки магистрантов путем привлечения их к научной деятельности в отделах Института, гармонизации магистерской и аспирантской программы. Магистерская диссертация могла бы стать основой кандидатской диссертации, а программа аспирантуры - продолжением магистерской образовательной программы.
В целом следует согласиться с Т.Ю. Гвильдис, что осуществление программ подготовки научно -педагогических кадров в аспирантуре, на третьей ступени высшего образования, является важным шагом по пути интеграции российского образования в европейское образовательное пространство, создает дополнительные возможности для развития науки [1, с. 169]. В то же время необходимо сохранить отечественные научные традиции и сложившуюся в России уникальную систему подготовки научных кадров.
Показатели Компетенции
УК ОПК ПК
1. Количество компетенций по направлению подготовки 6 3 3
2. Трудоемкость формирования группы компетенций (з.е.) 160 165 162
Блок 1 19 24 21
Блок 2 3 3 3
Блок 3 138 138 138
3. Средняя трудоемкость формирования компетенции в группе (з.е.) 26,6 55 54
Таблица 3.
Анализ компетенций основной образовательной программы по направлению подготовки 38.06.01 Экономика, профиль «Финансы, денежное обращение и кредит»
Библиографический список
Гвильдис Т.Ю. Аспирантура в структуре высшего образования // Университет им. В.И. Вернадского. 2014. № 4 (54). С. 169-177.
Гулин К.А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4 (22). С. 42-58.
Кельсина А.С. Место и перспективы аспирантуры в структуре высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57481
Климов А.Ю. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Историко-правовой аспект // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (37). С. 86-89. КондаковВ.В. О новых правилах присуждения ученых степеней // Вестник РАН. 2015. № 7. С.598-604. Мироненко Е.С. Зарубежный опыт организации системы подготовки кадров высшей квалификации // Экономика и социум. 2015. № 5(18). [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/domains_daWfiles/zumal_18/Mironenko%20E.S.%20(Sovremennye%20 nauki%20i%20obrazovanie).pdf
МосичеваИ.А., КараваеваЕ.В., ПетровВ.Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании Российской Федерации»// Высшее образование в России. № 8-9. 2013. С. 3-10.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru
Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Российская газета, № 31, 12.02.2014.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.07.2014 г. № 898 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru
Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. №»842 «Об утверждении Положения о присуждении ученых степеней» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru
Caddick Samuel. Back to Bologna. The long road to European higher education reform. // EMBO Rep. - 2008 Jan; 9(1): Рp.18-21.
References
Gvildis T.Y. Postgraduate Studies in the structure of higher education // University named after V.I. Vernadsky. Number 2014. 4 (54). Pp. 169-177.
Gulin K.A. On the issue of socio-economic modernization of the Russian regions // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2012. № 4 (22). Pp. 42-58.
Kelsina A.S. Location and graduate prospects in the structure of higher education // Modern scientific research and innovation. 2015. № 9. [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57481
Klimov A.Y. Preparation of scientific-pedagogical staff in graduate (postgraduate). Historical and legal aspects // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2014. number 3 (37). Pp. 86-89. Kondakov V. V. On new rules of awarding academic degrees // Herald of the RAS. 2015. № 7. Pp.598-604.
Mironenko E.S. Foreign experience of organization of the system of training of highly qualified personnel // Economy and Society. 2015. № (18). [Electronic resource]. URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_18/Mironenko%20E.S.%20(Sovremennye%20 nauki%20i%20obrazovanie).pdf
Mosicheva I.A., Karavaeva E. V., Petrov V.L. Implementation of graduate programs under the action of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" // Higher education in Russia. № 8-9. 2013. Pp. 3-10.
Federal Law of 29.12.2012 № 273-FL (ed. From 07.13.2015) «On Education in the Russian Federation» [Electronic resource]. -Access: http://www.pravo.gov.ru
Order of the Russian Ministry of 12/09/2013 № 1061 «On approval of the lists of specialties and areas of training of higher education» [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru
Order of the Russian Ministry of 11/19/2013 № 1259 «On approval of the organization and implementation of educational activities on educational programs of higher education - programs of training of the teaching staff in graduate (postgraduate)» // the Russian newspaper, № 31, 12.2.2014.
Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 30.07.2014, № 898 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 38.06.01 Economics (level of training of highly qualified personnel)» [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru
Russian Federation Government Resolution dated 09.24.2013 of № 842 «On approval of the awarding of academic degrees» [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru
Caddick Samuel. Back to Bologna. The long road to European higher education reform. // EMBO Rep. - 2008 Jan; 9(1): Pp.18-21.