Социальное развитие территорий
DOI: 10.15838/tdi.2018.5.45.12 УДК 378.22 | ББК 74.58
© Кельсина А.С.
К ВОПРОСУ О НОВОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ
КЕЛЬСИНА АННА СЕРГЕЕВНА
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Высшее образование является значимым фактором социально-экономического развития страны и региона в частности. Перестройка аспирантуры и включение ее в систему высшего образования вызвали острые дискуссии в России как на уровне научного сообщества, так и на уровне высшего руководства страны. Анализ нерешенных на законодательном уровне, противоречащих новым требованиям организационных вопросов, обсуждение направлений и перспектив развития аспирантуры на современном этапе являются целью данной статьи. В работе представлен ряд дискуссионных вопросов, касающихся лицензирования и аккредитации аспирантских программ, целей аспирантской подготовки, необходимости кандидатских экзаменов, государственной итоговой аттестации. Часть из них успешно разрешается образовательными и научными организациями по мере накопления определенного опыта, часть остается пока без ответа. Выделены некоторые положительные и затрудняющие реализацию аспирантских программ моменты на уровне отдельной научной организации, связанные с нововведениями и реализацией реформ. Отмечено, что образовательным организациям предоставлена свобода в наполнении содержательной части программы аспирантуры и ее реализации, что обеспечивает индивидуализацию подготовки аспирантов, возможность выбора педагогического или научного уклона. Такие условия позволяют решать кадровые проблемы конкретной организации, отрасли, региона. Сделан вывод о том, что реформа аспирантуры, несмотря на ряд ограничений и противоречий, открывает и новые воз-
Цитата: Кельсина А.С. К вопросу о новой модели российской аспирантуры // Вопросы территориального развития. 2018. № 5 (45). DOI: 10.15838/tdi.2018.5.45.12
Citation: Kel'sina A.S. Revisiting the new model of Post-graduate studies in Russia. Territorial Development Issues, 2018, no. 5 (45). DOI: 10.15838/tdi.2018.5.45.12
Ы sj
,zt
можности, которые организациям, реализующим аспирантские программы, необходимо учиться эффективно использовать. Материалы статьи будут полезны органам власти, научному сообществу при обсуждении перспектив развития высшего образования и разработке оптимальной модели российской аспирантуры.
Аспирантура, реформа аспирантуры, новая модель аспирантуры.
В современном мире играет важную роль и имеет большое значение высшее образование, которое общепризнанно является одним из важнейших факторов социально-экономического развития. Образование сегодня рассматривается в качестве одной из ступеней управляемого экономического процесса, которая организационно связана с другими этапами [1, с. 98]. Значимость образования в экономическом развитии неоднократно подчеркивали эксперты. Так, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова В.И. Гришин отметил, что «от того, насколько кадры будут подготовлены и будут владеть современными знаниями, зависит то, как будет двигаться экономика и каким образом мы преодолеем имеющееся отставание в развитии»1; академик В.М. Полтерович: «для активизации экономического развития в регионах государству следует инициировать прежде всего проекты, направленные на наращивание человеческого капитала, модернизацию образования»2; корпоративный вице-президент Microsoft Р. Престон Макафи: «главный источник человеческого капитала - это сфера образования, и она должна развиваться. В будущем она все равно останется лучшим источником кадров»3. Сфера образования определяет «геоэкономический расклад сил будущего мироустройства» [1, с. 98].
Также качественное образование является одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политиче-
ской стабильности [2, с. 3]. Поэтому дебаты о социальной и финансовой доступности высшего образования, оценке результатов обучения, прозрачности вузов и обеспечении качества образования происходят во всем мире [3, с. 28]. Особое место в данных дискуссиях занимает аспирантура. С конца 1980-х гг. совершенствование системы аспирантуры - регулярно обсуждаемая тема за рубежом, идет поиск ответов на вопросы о назначении и характере современной аспирантуры (Крис Парк (Великобритания) [4], Р.Г. Эренберг, Х. Цукерман. Дж. А. Гроен, С.М. Брюкер (США) [5] и др.). Острые дискуссии по поводу перестройки аспирантуры и ее места в системе высшего образования развернулись и в России. Также в процессе перехода на новые «рельсы» российская аспирантура столкнулась с рядом нерешенных на законодательном уровне, противоречащих новым требованиям организационных моментов, что приводит к отсутствию единой политики, недопониманию целей подготовки научных кадров. Это вопросы, касающиеся лицензирования и аккредитации аспирантских программ, целей аспирантской подготовки, необходимости кандидатских экзаменов, государственной итоговой аттестации и др. Анализ вышеуказанных вопросов, обсуждение направлений и перспектив развития аспирантуры на современном этапе и являются целью данной статьи.
После присоединения России в 2003 году к Болонскому процессу основное внимание
1 Гришин В. Выступление на открытии VII Международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения». URL: http://nrnews.ru/news/obshestvo/92050-eksperty-reupodgotovili-prakticheskie-rekomendacii-po-razvitiyu-rynkatruda-v-rossii.html
2 Полтерович В.М. Вопроса о системе, порождающей рост, не обойти. URL: http://expert.ru/south/2015/09/ voprosa-o-sisteme-porozhdayuschej-rost-ne-obojti
3 Владимир Мау провел сессию о человеческом капитале на ПМЭФ. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/nov-osti/vladimir-mau-provel-sessiyu-o-chelovecheskom-kapitale-na-pmef
и дискуссии в сфере высшего образования были направлены на переход к уровневой системе «бакалавриат - магистратура». Вопрос же о включении аспирантуры в качестве третьего уровня высшего образования не получил должного внимания. После вступления в силу Федерального закона «Об образовании» и организации аспирантуры по новым требованиям данная проблема начала широко обсуждаться. Стоит отметить, что некоторые попытки представить иные варианты обучения в аспирантуре, конечно, предпринимались и ранее. Так, в 2010 году Высшая школа экономики заявила о создании целевой аспирантуры полного дня с повышенной стипендией и обучающими программами с перспективой присуждения собственных ученых степеней4. Напомним, что до вступления в силу нового закона об образовании программы аспирантуры относились к программам «послевузовского образования», лицензировались и реализо-вывались по конкретным специальностям научных работников, определенным номенклатурой. Освоение программ не вело к присвоению квалификации и выдаче документов об образовании. Вузы и научные организации имели право самостоятельно устанавливать сроки приема и начала обучения по этим программам. Обучение предполагало подготовку диссертации и сдачу кандидатских экзаменов. Данная система была продолжением сложившейся советской системы аспирантуры, основной целью которой являлась подготовка научных и научно-педагогических кадров.
После вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ»5 программы аспирантуры как
программы третьего уровня высшего образования разрабатываются и реализуются образовательными и научными организациями в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре, утвержденным приказом Минобрнауки России6, а также на основе федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки в аспирантуре, утвержденным приказами Минобрнауки России. Аспирантские образовательные программы получили два шифра: первый - образовательный, соответствующий направлению подготовки, второй - профиль подготовки, соответствующий научной специальности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)7, программы аспирантуры содержат четыре блока. Первый блок, определяющий образовательную составляющую программы, включает дисциплины, в том числе направленные на сдачу кандидатских экзаменов. Второй блок «Практики» и третий блок «Научные исследования», включающий научно-исследовательскую деятельность и подготовку научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук, составляют большую часть программы - 78% от общего объема (141 зачетная единица из 180). Заключительным блоком является государственная итоговая аттестация. В этот блок входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). ФГОС регламентирует требования к реализации программы аспирантуры:
4 Аспирантуру полного дня введут в ГУ ВШЭ / Официальный сайт Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/news/1163613/19045303.html
5 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru
6 Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 (ред. от 23.03.2018) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». URL: http://www.pravo.gov.ru
7 Приказ Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. № 898 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: http://www.pravo.gov.ru
общесистемные, требования к кадровым условиям, к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к финансовому обеспечению программы аспирантуры.
Сейчас аспиранты «лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров» отнесены ст. 33 Закона об образовании в РФ к категории обучающихся, а обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров является получением второго или последующего высшего образования. Новшеством стало введение в программу аспирантуры дисциплин, педагогической практики, направленных на подготовку аспирантов к преподавательской деятельности. Также программы должны быть ориентированы на требования современного рынка труда и должны составляться с учетом профессиональных стандартов. При условии успешного прохождения государственной итоговой аттестации аспирантам выдается документ об образовании и о квалификации. Квалификация является единой для всех направлений подготовки. Образец документа об окончании аспирантуры утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 года № 1100.
Основные изменения в системе послевузовского образования представлены в табл.
Данные изменения не были обусловлены только Болонским процессом, они вызваны в том числе статичным состоянием аспирантуры на протяжении десятка лет на фоне складывающейся новой социально-экономической ситуации в стране: «сформировался свободный рынок труда, усложнилась профессиональная структура общества, социальные группы и акторы получили значительную независимость в своих мотивах и социальных действиях, предпочтениях в отношении образовательной и профессионально-трудовой деятельности» [7, с. 126]. Что касается Болонского процесса, то следует согласиться с мнением, что его сущность и цели во многом отвечают интересам рос-
сийского высшего образования [8, с. 102], но стоит отметить, что Болонский процесс -это добровольное движение к гармонизации образовательных систем, и каждая страна имеет право отстаивать свои национальные интересы. Никакое заимствование «под кальку» не является продуктивным, но, Россия, вошедшая в Европейское пространство высшего образования, не может позволить себе игнорировать набирающих силу тенденций трансформации европейского высшего образования [9, с. 22]. При этом вопрос заключается в том, в какой мере и насколько радикально отечественная аспирантура должна быть изменена под зарубежные образцы, в какой мере и в чем должны учитываться особенности российской аспирантуры, чтобы сохранить достижения российской и советской модели образования и науки, не разрушить их сильные стороны [10, с. 18]. Система высшего образования большинства стран Европейского союза в соответствии с Болонским процессом имеет три уровня: бакалавр, магистр и доктор. Российские программы аспирантуры в рамках Болонского процесса отнесены к третьему уровню высшего образования, в программы включена образовательная составляющая, приведено к определенным стандартам количество часов на освоение, введены компетенции. Но пока программы аспирантуры РФ не соответствуют европейским докторским программам, и диплом об окончании аспирантуры не имеет европейского признания. Это одно из направлений для общественного обсуждения и соответствующей работы по гармонизации института аспирантуры.
Дальнейшие дискуссии о будущем аспирантуры уже после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и анализа первых итогов реализации реформы получили новое развитие. Это связано с выявившимися противоречиями нормативно-правового характера и неприятием ряда нововведений реформы
Таблица. Основные изменения в системе послевузовского образования
До 1 сентября 2013 года* После 1 сентября 2013 года
1. Основные нормативные акты, определяющие деятельность аспирантуры
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Место аспирантуры в системе образования
Уровни послевузовского образования: - аспирантура (адъюнктура); - ординатура; - ассистентура-стажировка; - докторантура Третий уровень высшего образования: - аспирантура (адъюнктура); - ординатура
3. Документы, определяющие требования к направлению и содержанию образовательных программ аспирантуры
Номенклатура специальностей научных работников; Федеральные государственные требования Перечень направлений подготовки; Федеральный государственный образовательный стандарт
4. Объем программы аспирантуры
210 зачетных единиц 180 зачетных единиц
5. Документы о результатах обучения в аспирантуре
Справка об обучении и (или) о сдаче кандидатских экзаменов; диплом кандидата наук (при защите научной квалификационной работы - диссертации) Диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»; справка об обучении и (или) о сдаче кандидатских экзаменов (в случае частичного освоения программы аспирантуры); диплом кандидата наук (при защите научной квалификационной работы - диссертации)
* Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Источник: Кельсина А.С., Мироненко Е.С. Состояние и перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации // Уч. зап. Орл. гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 2 (71). С. 41 [6].
научным сообществом. Активно поддерживает дискуссию журнал «Высшее образование в России», который публикует на своих страницах статьи и результаты круглых столов по проблемам развития аспирантуры («Аспирантура как образовательная программа», 2013 год; «Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации научно-педагогических кадров», 2014 год; «Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика», 2016 год и др.). В период 2016-2017 гг. появились публикации, подробно анализирующие проблемные моменты реализации новой модели аспирантуры, авторами которых являются В.С. Сенашенко, Б.И. Бедный, Н.А. Шевелева, В.В. Маркин, В.В. Воронов и др.
На уровне высшего руководства страны идет активное обсуждение вопросов состояния и перспектив аспирантуры. Так, на совместном заседании Совета Российского союза ректоров и президиума Российской академии наук с участием главы Минобрнау-ки О.Ю. Васильевой в июле 2017 года было озвучено мнение академиков и ректоров «остановить реформу, выкинувшую аспирантуру из науки и превратившую ее в бессмысленное продолжение магистратуры» и вернуть все, как было8. Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева неоднократно заявляла, что процессы обучения в аспирантуре и защита диссертации должны быть неразрывно связаны. Также, по мнению министра, число аспирантов в вузе должно быть «взвешенным» и «определять
8 Аспирантам некогда заниматься наукой: что делать с результатами реформы // Московский комсомолец. 2017. 16 июля. URL: http://www.mk.ru/social/2017/07/16/aspirantam-nekogda-zanimatsya-naukoy-chto-delat-s-rezultatami-reformy.html
его должна кафедра вуза»9. Низкую эффективность аспирантуры отметил В.В. Путин в своем выступлении перед Союзом ректоров в апреле 2018 года, указав на то, что лишь 14% аспирантов защищаются вовремя, и задав присутствующим вопрос о судьбе остальных10.
Ниже представлены основные дискуссионные вопросы, возникшие в ходе осуществления аспирантских программ. Часть из них успешно разрешается образовательными и научными организациями по мере накопления определенного опыта, часть остается пока без ответа.
Начнем с вопроса лицензирования и аккредитации программ аспирантуры. Если лицензирование аспирантур требовалось и ранее, то после вступления Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» они стали подлежать и процедуре государственной аккредитации наравне с программами бакалавриата и магистратуры. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся (ст. 92 ФЗ «Об образовании в РФ»). При этом не разделяются требования к научным и образовательным организациям.
Научные организации столкнулись с трудностями в плане выполнения требований ФГОС, касающихся введения в штат преподавательского состава, соответствия материально-техническим требованиям, обеспечения образовательной составляю-
щей программы, стоимости процедуры аккредитации и др. Образовательные организации, имея опыт прохождения аккредитации, также столкнулись с рядом сложностей по выполнению требований к уже научной составляющей программы аспирантуры. Системность этой проблемы отмечал и. о. президента РАН В.В. Козлов, приводя в пример Математический институт им. Стеклова РАН, который не может аккредитовать аспирантские программы11.
Обучение по программам, имеющим государственную аккредитацию, дает право на выдачу выпускникам дипломов государственного образца, отсрочку аспирантам от воинской службы, права и льготы аспирантам и преподавателям, право на государственную стипендию и др. Также она учитывается при распределении контрольных цифр приема, т. е. по сути аспирантура, имеющая аккредитацию, получает финансирование. Таким образом, без аккредитации у аспирантур нет будущего.
Важным является вопрос о целевых ориентирах аспирантских программ. Что должно быть основной целью: подготовка и защита кандидатской диссертации или подготовка высококвалифицированных специалистов? Подробно раскрыл данную проблему Б.И. Бедный, выделив в существующих дискуссиях по этому поводу диссертационный и квалификационный подход [11, с. 46]. Целью аспирантуры, по мнению сторонников диссертационного подхода (В.С. Сена-шенко, В.П. Шестак, Н.В. Шестак, В.В. Козлов), является именно научная работа и защита диссертации, а образовательная подготовка мешает этой деятельности. Компетенции должны быть сформированы на уровне ба-
9 Министр образования и науки России ответила на вопросы молодых ученых. 5 сентября 2017 г. URL: https://минобрнауки.рф/новости/10899
10 Владимир Путин выступил перед Российским союзом ректоров в Санкт-Петербурге. URL: https:// www.1tv.ru/news/2018-04-26/344612-vladimir_putin_vystupil_pered_rossiyskim_soyuzom_rektorov_v_ sankt_peterburge
11 Аспирантам некогда заниматься наукой: что делать с результатами реформы // Московский комсомолец. 2017. 16 июля. URL: http://www.mk.ru/social/2017/07/16/aspirantam-nekogda-zanimatsya-naukoy-chto-delat-s-rezultatami-reformy.html
калавриата и магистратуры, в аспирантуре они должны в процессе научной деятельности только совершенствоваться. Западноевропейские образовательные приоритеты не соответствуют истинному назначению аспирантуры, их внедрение не решает задачу обеспечения воспроизводства научных кадров высшей квалификации. Данный подход, по мнению Б.И. Бедного, вполне может быть реализован не в аспирантуре, а в рамках существующего института соискательства, который пока еще сохранен [11, с. 46].
В основе квалификационного подхода заложена идея о том, что главная цель аспирантуры - подготовка высококвалифицированного специалиста, свободно ориентирующегося в научной сфере, подготовленного к научной и педагогической деятельности, востребованного современным рынком труда. Написание диссертации не является единственной задачей, важное место занимает изучение углубленных образовательных курсов. Этот подход нашел отражение в действующих федеральных государственных образовательных стандартах и он «хорошо встраивается в организационно-содержательные рамки новой модели аспирантского образования и положен в основу современных преобразований, осуществляемых в национальных академических системах мира» [12, с. 7].
Дискуссия о необходимости сохранения кандидатских экзаменов также возникла в ходе реализации новых аспирантских программ. Так, в текстах нормативных актов вопрос о соотношении образовательной программы и кандидатских экзаменов не решен, более того ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) кандидатские экзамены не упоминаются. А указанные документы лежат в основе пра-
вового регулирования деятельности аспирантуры. В федеральных государственных образовательных стандартах они нашли небольшое упоминание в структуре программы аспирантуры, где указаны «дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов». И только в Приказе Минобрнауки России от 28.03.2014 № 247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня» определено, что «кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». В Положении о присуждении ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 № 842, прямо указано, что «ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, успешно сдавшим кандидатские экзамены при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
Таким образом, они должны быть включены в каком-либо виде в образовательные программы, но обзор программ свидетельствует об их отсутствии. В дипломы об окончании аспирантуры они также не включаются. Возникает вопрос и о том, какая отметка пойдет в диплом, если аспирант сдал экзамен по дисциплине «История и философия науки», например, на «хорошо», а кандидатский экзамен по этому предмету на «отлично». Либо, как вариант, происходит совмещение экзаменов, и аспирант в итоге сдает один экзамен и получает одну оценку за два экзамена. Считаем, что необходимо упорядочить практику и отменить кандидатские экзамены для обучающихся по программам аспирантуры, сохранить их лишь для института соискательства.
Включение в программу аспирантуры при завершении обучения государственной
Экзаменационная комиссия в составе не менее 5 человек, председатель - лицо, не работающее в организации
Допуск к ГИА: выполнен учебный или индивидуальный учебный план
1 часть государственный экзамен: комплексный, включает вопросы нескольких дисциплин
Успешная сдача: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»
2 часть научный доклад об основных результатах подготовленной НКР (диссертации)
Успешная сдача: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»
Документ о высшем образовании и о квалификации
Оценка «неудовлетворительно»
Оценка «неудовлетворительно»
Справка об обучении
Справка об обучении
Рис. Общая схема проведения ГИА по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Источник: Кельсина А.С. Государственная итоговая аттестация в аспирантуре // Научный альманах. 2016. № 6-1 (20). С. 300-303. URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.06.01.300.pdf
итоговой аттестации (ГИА) также вызывает ряд вопросов. На данный момент ее проведение регулируется приказом Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки». На основании данного порядка составлена и представлена на рис. схема проведения ГИА по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [13, с. 301].
Формы проведения государственной итоговой аттестации в аспирантуре: государственный экзамен и научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Видение государственного экзамена разработчиками аспирантских программ довольно разнообразное. Например, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова выпускники при сдаче государственного экзамена представляют
рабочую программу дисциплины (модуля) для подтверждения готовности к преподавательской деятельности12. В Сибирском государственном университете геосистем и технологий государственный экзамен предусматривает ответ на три вопроса в билете, по одному вопросу из трех блоков: блок 1 «Организация научно-исследовательской деятельности», блок 2 «Педагогика высшего образования», блок 3 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)»13. В Финансовом университете при Правительстве РФ государственный экзамен проводится «в форме представления и защиты отчета по результатам преподавательской и научно-исследовательской деятельности обучающегося по выбранной области знаний (исследований), соответствующей направленности программы аспирантуры»14. Такое разнообразие можно объяснить не только правом образовательных организаций определять форму и содержание государственного экзамена, но и отсутствием опыта его проведения у аспирантов (первые выпуски по новым правилам начались с 2016 года).
12 Рабочая программа государственной итоговой аттестации. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/ raw.php?o=39531&p=attachment
13 Программа государственной итоговой аттестации. URL: http://sgugit.ru/sveden/files/Metod_GIA_ PGE_EiUNHET_28.6.16.pdf
14 Программа государственной итоговой аттестации. URL: https://goo-gl.ru/JLA
Заключительным этапом проведения государственной итоговой аттестации является представление научного доклада. Требования к докладу, критерии его оценки каждая организация устанавливает самостоятельно. Обзор существующих рабочих программ государственной итоговой аттестации образовательных организаций свидетельствует о том, что требования к научно-квалификационной работе максимально приближены к требованиям, предъявляемым к диссертациям, а представление научного доклада является, по сути, репетицией предзащиты диссертации, его содержание приравнивается к автореферату.
Основное противоречие заключается в том, что государственная итоговая аттестация в вузе включает в себя: для специалиста - защиту выпускной квалификационной работы, для магистра - защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), для аспиранта - подготовку кандидатской диссертации без ее защиты. Подготовка кандидатской диссертации -это процесс, а государственная итоговая аттестация - это оценка результативности этого процесса, т. е. его итог, а значит, процесс подготовки кандидата наук в новых условиях является незавершенным. Логичным является не только представление кандидатской диссертации, но и ее защита сразу по окончании аспирантуры [14, с. 87]. Успешное освоение программы аспирантуры в полном объеме должно завершаться защитой кандидатской диссертации. Именно на такую траекторию должны быть ориентированы образовательные программы аспирантуры [15, с. 123].
Отсутствие как таковой защиты кандидатской диссертации и получения ученой (научной) степени после успешного прохождения государственной итоговой аттестации, по мнению В.В. Маркина и В.В. Воронова, не будет стимулировать ни самого аспиранта на перспективу самостоятельной научно-исследовательской работы, ни его
руководителя [16, с. 169]. Специалисты отмечают также, что при наличии государственной итоговой аттестации главным итогом обучения в аспирантуре становится выполнение программы третьего уровня высшего образования с присвоением квалификации, а «подготовку и защиту кандидатской диссертации теперь следует рассматривать как некий «minor product», сопутствующий окончанию аспирантуры (адъюнктуры)» [17, с. 140]. Е.И. Муратова считает, что уровень выпускной квалификационной работы должен быть приближен к требованиям, предъявляемым к кандидатской диссертации, но при этом нельзя выдавать за одну и ту же работу и диплом об окончании аспирантуры, и диплом кандидата наук [18, с. 79]. При успешной защите кандидатской диссертации, которая подтверждается дипломом кандидата наук, диплом об окончании аспирантуры становится избыточным [19, с. 38].
В.С. Сенашенко подчеркивает, что преобразование отечественной аспирантуры в образовательную программу и ориентация на требования единого европейского пространства повлекут снижение качества научной составляющей отечественной системы подготовки научных кадров, т. к. требования к соискателям ученой степени в России традиционно выше. А совершенствование аспирантуры тесно связано с общим повышением качества научных исследований, также большое значение имеет профессиональный уровень среды, в которой находится аспирант [19, с. 36].
Что касается видения модели аспирантуры, то здесь также существуют разные мнения. В.С. Сенашенко предлагает выделить исследовательскую и профессиональную аспирантуру с выстраиванием двух образовательных траекторий: академическая магистратура - аспирантура академической направленности, практико-ориентирован-ная магистратура, или специалитет, - аспирантура профессиональной направленности. Отличие между ними должно состоять в
требованиях к диссертации и к профессиональной квалификации [19, с. 36].
Н.А. Шевелева считает, что достижение одновременно двух целей - написание научной работы и овладение навыками преподавателя высшей квалификации - за трехлетний срок невозможно, и предлагает разделить аспирантуру на два типа образовательных программ: 1) по подготовке преподавателя высшей школы; 2) по подготовке научного исследователя. В первом случае основной упор должен быть сделан на психологическую и педагогическую составляющие; во втором - обучение должно быть индивидуальным и опираться на личность научного руководителя [20, с. 154].
Стоит заметить, что дискуссии на данный момент уже достигли определенного уровня, следующей задачей, стоящей перед исследователями этого вопроса, является преодоление полярности точек зрения и выход на обоснование новой российской модели аспирантуры, которая сочетала бы как эффективность накопленных традиций, так и осмысленное внедрение новых организационных подходов [21, с. 137]. Возможно, для этого необходимо предложить широкую дискуссию по примеру инициированного в 2007 году Академией высшего образования Великобритании обсуждения вопросов назначения и характера современной аспирантуры [4].
Немаловажным было бы обсуждение и представление опыта реализации аспирантских программ вузами и научными организациями: положительное влияние реформы, трудности, с которыми столкнулись и т. д. Ниже представлен некоторый опыт Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (далее - ВолНЦ).
В ВолНЦ, аспирантура которого функционирует с 1996 года, сформирована определенная система подготовки аспирантов. Созданы материально-технические усло-
вия: аспирантам предоставляются рабочие места и общежитие; собрана одна из лучших в регионе научных библиотек по экономическому направлению; открыт доступ к международным базам данных; выпускаются четыре научных журнала, в которых аспиранты публикуются на бесплатной основе. Выполнение аспирантами индивидуальных планов контролируется не только научным руководителем, но и сектором аспирантуры и руководителем научного подразделения, в котором работает аспирант. Два раза в год проходит аттестация аспирантов, которые публично перед комиссией, научными руководителями и другими аспирантами представляют отчеты о выполненной работе по подготовке диссертации, своих публикациях, об участии в конференциях, грантах. Данные мероприятия организуются не только для контроля за соблюдением сроков подготовки диссертации, но и для коллективного обсуждения отчетов о работе, корректировки действий обучающихся в аспирантуре и помощи им [22; 23].
Следует отметить, что ВолНЦ является единственной научной организацией в регионе, которая может предложить аспирантам не только практический опыт научной деятельности, но и перспективу карьерного роста при условии успешной защиты диссертации. Также выпускникам после окончания аспирантуры предоставляется время и научная база организации для доработки диссертации. Аспирантура, по своей сути, была и сейчас является началом научной карьеры, и именно в научной организации в первую очередь, по нашему мнению, должны быть востребованы выпускники аспирантуры.
Важным моментом выступает внедренная система мероприятий поддержки аспирантов в рамках обучения в аспирантуре, так называемая аспирантура полного дня15, задачами которой являются:
15 Положение об аспирантуре полного дня в ФГБУН ВолНЦ РАН, утвержденное приказом от 18.04.2018 № 79.
- стимулирование и поддержка аспирантов, ориентированных на построение научной карьеры;
- повышение качества диссертационных исследований и научных публикаций;
- адаптация к научной среде.
Аспирантура полного дня предполагает,
что аспирант не только проходит обязательную образовательную подготовку, но и может быть оформлен на ставку / долю ставки в научные подразделения ВолНЦ и принимать активное участие в различных мероприятиях.
Система мероприятий аспирантуры пол -ного дня в ВолНЦ включает в себя:
- сбор и обработку эмпирических материалов в процессе исследований;
- проведение анализа и теоретического обобщения научных данных;
- изучение актуальной научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по исследуемой тематике;
- повышение квалификации, участие с докладами на научных семинарах, всероссийских и международных конференциях;
- подготовку и публикацию научных статей, препринтов, учебно-методических материалов, монографий и т. д.;
- посещение учебных занятий по дисциплинам в соответствии с расписанием;
- участие в публичных лекциях российских ученых и зарубежных специалистов;
- участие в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня;
- участие в работе научных семинаров-дискуссий;
- участие в конкурсах, олимпиадах;
- обобщение исследований в виде завершенной научно-квалификационной работы (диссертации);
- участие во внеучебных мероприятиях: посвящение в аспиранты, «Час аспиранта», творческие семинары, экономический лекторий, спортивные мероприятия, экскурсии.
Аспиранты также имеют право осуществлять преподавательскую деятельность в Научно-образовательном центре ВолНЦ.
Но опыт ВолНЦ показывает, что те аспиранты, которые были привлечены к работе по проведению исследований, выполнению грантов, подготовке публикаций в научных отделах, имеют более высокие шансы написать и представить к защите диссертацию в срок. После введения новых требований к организации и реализации аспирантских программ данная система была сохранена.
Реформирование аспирантуры на уровне отдельной научной организации, на примере ВолНЦ РАН, демонстрирует ряд положительных моментов:
- введенная ФГОС насыщенная образовательная составляющая программы аспирантуры позволяет выровнять степень знаний обучающихся, т. к. поступающие в аспирантуру имеют разный уровень образования, направление подготовки, временной период после получения предыдущего образования;
- свобода в наполнении содержания образовательной программы аспирантуры, выбора дисциплин и практик, организации обучения;
- определенный срок обучения, который заканчивается государственной итоговой аттестацией и представлением законченного варианта научно-квалификационной работы (диссертации), заставляет и научного руководителя, и самого аспиранта тщательно планировать этапы работы над диссертацией и выполнять этот план;
- по итогам обучения аспирант получает документ, подтверждающий получение высшего образования, в котором обозначены освоенные дисциплины и практики.
Среди осложняющих моментов при реализации программы аспирантуры в новых условиях можно выделить следующие:
- рост финансовой нагрузки на организацию: прохождение процедуры аккредитации (100 тыс. руб. для одного направления подготовки), необходимость подключения к электронно-библиотечной системе, системе антиплагиат, федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» и др.;
- рост административной и организационной нагрузки на сопровождение аспирантских программ в связи с выполнением нормативных требований по организации учебного процесса, практик, проведения ГИА и др.;
- реализация программ аспирантуры в условиях нормативной неопределенности (ряд вопросов законодателем не решен), а также в условиях ожидания новых реформ или контрреформ.
Несмотря на это, можно говорить о том, что «новая модель» аспирантуры в ВолНЦ состоялась: программы аспирантуры имеют лицензию и государственную аккредитацию, учебный процесс выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и иных нормативных актов, основная образовательная программа имеет соответствующее наполнение, осуществлены два выпуска аспирантов по новым требованиям.
В целом определенным плюсом введенных федеральных государственных стандартов является отсутствие «излишней регламентации, избыточного регулирования и унификации процесса подготовки аспирантов» [11, с. 50]. Вузы и научные организации свободны в наполнении содержательной части программы аспирантуры и ее реализации, в обеспечении индивидуализации подготовки аспирантов, в выборе педагогического или научного уклона. Такие условия позволяют решить кадровые проблемы конкретной организации, отрасли, региона, а также усилить кадровый состав непосредственно вузов и научных организаций. Особо это касается ведущих образовательных учреждений в регионах, которые показывают высокую степень интегрированности в процессы регионального развития и должны не только решать задачи подготовки кадров для экономики и социальной сферы, но и стремиться занимать позицию субъекта опережающего развития региона [24, с. 44]. Реформа аспирантуры, несмотря на ряд ограничений и противоречий, открывает и новые возможности, которые организациям, реализующим аспирантские программы, необходимо учиться эффективно использовать. Вероятно, это и есть та самая новая модель аспирантуры, которая позволит при общих внешних контурах, заданных государством, реализовывать подготовку с учетом потребностей региона и возможностей как научных, так и образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образование как фактор экономического развития: монография / В.И. Якунин [и др.]. М.: Научный эксперт, 2008. 104 с.
2. Леонидова Г.В. Проблемы эффективности государственного управления. Сфера образования территорий: состояние и перспективы развития. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 153 с.
3. Judith S. Eaton. Disruption in the US Accreditation Space. International Higher Education, 2017, no. 88, pp. 28-30.
4. Park C. Redefining the Doctorate. York: The Higher Education Academy, 2007. 52 p. URL: https://www. heacademy.ac.uk/system/files/redefining_the_doctorate.pdf
5. Ehreberg R.G., Zukerman H., Groen J.A., Brucker S.M. Educating Scholars: Doctoral Education in the Humanities. Princeton: Princeton University Press, 2009. URL: https://press.princeton.edu/ titles/9073.html
6. Кельсина А.С., Мироненко Е.С. Состояние и перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации // Уч. зап. Орл. гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2016. Ns 2 (71). С. 239-244.
7. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. W 9. С. 125-134.
8. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском... (статья 1) // Высшее образование в России. 2017. W 10 (216). С. 94-108.
9. Новая парадигма обеспечения качества высшего образования. По материалам Европейских форумов по обеспечению качества высшего образования. 2006-2011 годы. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013. 712 с.
10. Нечаев В.Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном контексте // Высшее образование в России. 2016. W 6 (202). С. 16-33.
11. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. W 3. С. 44-52.
12. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. W 4 (211). С. 5-16.
13. Кельсина А.С. Государственная итоговая аттестация в аспирантуре // Научный альманах. 2016. W 6-1 (20). С. 300-303. URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.06.01.300.pdf
14. Климов А.Ю. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Исто-рико-правовой аспект // Вестн. Калинингр. фил. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2014. W 3 (37). С. 86-89.
15. Миронос А.А., Бедный Б.И. К вопросу о государственной итоговой аттестации//Университет-ское управление: практика и анализ. 2016. W 103 (3). С. 118-128.
16. Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. W 2. С. 164-175.
17. Круглый стол: современная аспирантура и судьба института повышения квалификации. // Высшее образование в России. 2014. W 6. С. 130-149.
18. Круглый стол: Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации. Ч. 2. // Высшее образование в России. 2014. W 7. С. 71-85.
19. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. W 3 (199). С. 33-43.
20. Шевелева Н.А. Аспирантура: синтез или конфликт науки и образования? // Журнал российского права. 2017. W 11. С. 145-157.
21. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Наука. Инновации. Образование. 2016. W 2 (20). С. 133-155.
22. Егорихина С.Ю., Подволоцкая Н.Н. Подготовка научных кадров (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) // Проблемы развития территории. 2012. W 4 (60). С. 123-132.
23. Кельсина А.С., Егорихина С.Ю. Подготовка кадров в аспирантуре в оценках выпускников // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. W 3. С. 79-85.
24. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. W 10 (205). С. 37-47.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кельсина Анна Сергеевна - заведующий аспирантурой. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-38.
Kel'sina A.S.
REVISITING THE NEW MODEL OF POST-GRADUATE STUDIES IN RUSSIA
Higher education is a significant factor in the country's socio-economic development and it's region in particular. The restructuring of the graduate school and its inclusion in the system of higher education have caused heated discussions in Russia both at the level of the scientific community and at the level of the country's top management. Analysis of unsolved organizational issues contradicting the new requirements at the legislative level, discussion of areas and prospects of graduate school development at the present stage is the purpose of the present article. The paper presents a number of controversial issues related to licensing and accreditation of postgraduate programs, the objectives of postgraduate training, the need for candidate examinations, and final state certification. Some of them are successfully resolved by educational and scientific institutions as certain experience is accumulated; some remain unresolved. The author highlights some positive moments and those that hinder the implementation of graduate programs at the level of individual research organizations associated with innovation and reform implementation. It is noted that educational institutions are given freedom in filling the content of the postgraduate program and its implementation, which provides individualization of postgraduate training, the possibility of choosing pedagogical or scientific sphere. Such conditions help solve personnel issues in a particular organization, industry, region. It is concluded that the reform of graduate school, despite a number of limitations and contradictions, opens up new opportunities which institutions implementing graduate programs have to learn to use effectively. The materials are useful to the authorities, the scientific community in discussing the prospects for the development of higher education and the elaboration of an optimal model of the Russian post-graduate school.
Graduate school, graduate school reform, new model of graduate school.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kel'sina Anna Sergeevna - Head of Graduate School. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-38.