В.М. Исаков, Г.К. Лебедева
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ АСПИРАНТУРЫ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена вопросам подготовки научных кадров высшей квалификации в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, организации системы послевузовского образования и научно-исследовательской работы в условиях реформирования системы хореографического образования.
Ключевые слова: послевузовское образование, аспирантура, научные специальности, научно-исследовательская работа, система хореографического образования.
Прошло пять лет с того года, когда в Академии начала работать аспирантура и состоялся первый набор аспирантов и соискателей, стремящихся повысить свою квалификацию в профессии по двум научным специальностям:
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (искусство балета, уровень профессионального образования) и
17.00.09 - история и теория искусства (подробно об открытии аспирантуры, практике и направлениях обучения можно прочитать в статье Л.Н. Надирова и В.М. Исакова в №13 Вестника Академии).
Сегодня можно подвести некоторые итоги работы по программам послевузовского образования, доказывающие становление этой важнейшей составляющей образования в нашей Академии, получившей признание в Санкт-Петербурге, России и зарубежье.
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой имеет государственную аккредитацию (свидетельство о государственной аккредитации регистрационный №2 0337 от 01 ноября 2006 года) и лицензию на ведение послевузовского профессионального образования №2 166576 от 19 июля 2006 г., приказ Федерального
агентства по надзору в сфере образования Российской Федерации от 01.11.2006 № 2318.
Аспирантура была открыта в первую очередь для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Академии (приказ № 525 от 14.02.2003 г. Министерства образования Российской Федерации; приложение к лицензии № 24Г-1482 от 21 июня 2001 г.), для которого обучение по решению Ученого совета академии осуществляется бесплатно.
В настоящее время в аспирантуре обучаются
- по специальности 13.00.02 «теория и методика обучения и воспитания (искусство балета, уровень профессионального образования)» - 8 аспирантов. Из них: 2 аспиранта очной формы обучения, 6 - заочной; 2 аспиранта заочной формы обучения обучаются платно (внебюджет).
- по специальности 17.00.09 «теория и история искусства» -
6 аспирантов. Из них 2 - очно и 4 - заочно. Все аспиранты обучаются за счет бюджета.
Для подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума, а также подготовки кандидатской диссертации к Академии прикреплены 12 соискателей ученой степени кандидата наук. Из них:
- по специальности 13.00.02 «теория и методика обучения и воспитания (искусство балета, уровень профессионального образования)» - 4 человека (трое с оплатой стоимости обучения);
- по специальности 17.00.09 «теория и история искусства» -
8 человек (четверо с оплатой стоимости обучения).
В Академии организуются занятия по подготовке к сдаче экзаменов кандидатского минимума по иностранному языку и истории и философии науки.
Академия продолжает решать поставленную изначально задачу: организовывать и систематически вести работу аспирантуры так, чтобы главная цель - подготовка научных и научно-технических кадров высшей квалификации в Академии, способных развивать и приумножать многообразные достижения отечественной и мировой школы искусства балета, - успешно реша-
лась сегодня и в перспективе не только для кадрового состава Академии, но и для учебных заведений России, СНГ и зарубежья.
Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан
1. Полностью выполнить индивидуальный план;
2. Сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине;
3. Завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в Ученый совет, отдел) для получения соответствующего заключения.
При этом основными целями являются
- углубленное изучение теоретических и методологических основ теории искусств и/или педагогики;
- изучение методики и методов искусствоведческого и педагогического исследований;
- формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- углубление философских знаний;
- совершенствование знаний иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;
- подготовка к преподавательской деятельности.
В 1936 году на конференции по вопросам балетного образования А.Я. Ваганова, отметив, что «наши школы могут работать, лишь опираясь на солидный теоретический фундамент», выступила с предложением: «Мы должны создать научно-исследовательский центр по хореографии и, в первую очередь, журнал по вопросам балетного искусства, на страницах которого мы имели бы возможность обсуждать и разрабатывать педагогические, творческие и исторические проблемы нашего искусства. В связи с этим я считаю вполне своевременным поставить вопрос о превращении наших ведущих балетных техникумов в высшие учебные заведения по хореографии с обеспечением за ними возможности вести научно-исследовательскую работу по теории и истории балетного искусства».1 Так впервые на государственном уровне прозвучала идея о создании при хореографических училищах высших педагогического и режис-
серско-балетмейстерского отделений. Этот упомянутый А.Я. Вагановой «солидный теоретический фундамент» балетного искусства по крупицам создается и в процессе подготовки научных, диссертационных работ. Сам по себе этот непростой вопрос идет сложно, но неуклонно, как идет процесс приобщения двух «новообращенных» Академий балета (вузов) к вузовскому опыту.
Помимо внутренних (структурных) изменений, от профессорско-преподавательских составов требуется укрепление взгляда на хореографию как науку. Здесь не обойтись без помощи уже пошедших нам навстречу РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, Театральной академии, Университета культуры и искусств, СПбГУ профсоюзов и других. Таким образом формируется в полном виде цикл вузовской подготовки специалистов хореографического образования.
В 2007 году закончили обучение поступившие в аспирантуру в 2003 году 5 аспирантов заочной формы обучения. Двое из окончивших аспирантуру: П.А. Силкин и А.В. Фомкин - защитили кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (декабрь 2008 года и январь 2009 года).
В частности, диссертация Силкина П.А. «Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой)» и диссертация Фомкина А.В. «Исторические традиции современного балетного образования» (на материале деятельности Танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой) защищены в РГПУ имени А.И. Герцена; диссертация Н.А. Цай «Влияние русского балета на развитие балетного театра республики Корея» и диссертация Н.В. Гальциной «Становление и творческая деятельность балетной труппы Государственного музыкально-драматического театра Карельской АССР 1950-1970-х гг.» защищены в 2009 году в СПбГУ профсоюзов.
В 2008 году закончили обучение в аспирантуре еще 5 аспирантов: 4 - 2004 года поступления: Н.В. Пермякова, Н.В. Полякова, М.Е. Прокофьев, Н.А. Филатова - и аспирантка очной фор-
мы обучения 2005 года поступления М.К. Осипова. Ведется работа с диссертационными советами вузов, в которых исследования представлены к защите. С досрочной защитой кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Международном университете реабили-тологии World Information Distributed University (WIDU) закончила аспирантуру Н.В. Пермякова.
В Гуманитарном университете профсоюзов в 2006 г. состоялась досрочная защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения соискателем Л.И. Абызовой, прикрепленной к Академии в 2003 г.
Планомерная работа Академии и других учебных заведений с ВАКом при Министерстве образования и науки Российской Федерации привела к тому, что, в соответствии с приказом Министерства от 25 февраля 2009 г. № 59, утверждена новая номенклатура специальностей научных работников, где впервые в разделе «Искусствоведение и культурология» появилась новая научная специальность - 17.00.05 «Хореографическое искусство». Предстоит большая работа по формированию паспорта этой новой научной специальности, который отражал бы все основные современные потребности хореографического искусства.
В 2008 и 2009 годах в Академии проделана большая работа по подготовке материалов о включении «Вестника Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций.
Впервые для «Вестника Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия получено «Свидетельство о регистрации средства массовой информации» ПИ № ФС 77-32105 от 29 мая 2008 г., позволяющее распространять «Вестник» по всей Российской Федерации и зарубежным странам.
В настоящее время растет число подписчиков нашего издания в России, на которое можно подписаться по каталогу Роспечати, индекс журнала - 81620.
В связи с принятием в феврале 2007 г. нового «Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций» и приостановлением ВАКом создания новых диссертационных советов с апреля 2009 года, вопрос о создании диссертационного совета при Академии задерживается, но подготовительная работа в этом направлении систематически ведется.
В заключение можно сказать, что в условиях реформирования системы образования в стране и хореографического образования в частности создание системы послевузовского образования в Академии для решения поставленных перед ней задач продолжается.
ПРИМЕЧАНИЕ
I. Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. - Л. - М.: Искусство, 1958. - С. 93-94.
Abstract
The article is dedicated to the questions of the higher qualified research workers the preparation in the Vaganova Ballet Academy, organization of the post-graduated educational system and research works in the conditions of the choreographic education reforms.
Key-words: the post-graduated educational system, research workers, the higher qualified research workers, the choreographic education reforms.