Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-27.
2. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко// Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.
3. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7 - С. 97-99.
REFERENCES
1. Bolotin A.E., Tokareva A.V. and Pauls A.A. (2013), "The organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of specialists in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-27.
2. Bolotin A.E., A.V. Zyukin, and A.V. Petrenko (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividing of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.
3. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 97-99.
Контактная информация: a_b@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 21.07.2018
УДК 377.6:792.8
РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ -
НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Павел Юрьевич Масленников, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье рассматривается развитие начального профессионального отбора в системе профессионального хореографического образования во второй половине ХХ - начале XXI вв., на основе анализа научно-методической литературы и диссертационных исследований по данной проблеме.
Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореографическое образование, балет, профессиональное образование.
DEVELOPMENT OF INITIAL PROFESSIONAL SELECTION IN SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE 2ND HALF OF THE ХХ - BEGINNING
OF THE XXI CENTURIES
Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Yuryevich Maslennikov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article discusses the development of initial professional selection in the system of professional choreographic education in the 2nd half of the XX - beginning of the XXI centuries, on the base of analysis of the scientific and methodological aids and dissertational researches on the given issue.
Keywords: professional selection, choreographic education, ballet, professional education.
ВЕДЕНИЕ
Балет, с момента своего выделения в самостоятельный вид театрально-сценического музыкального действия в XVI веке и по настоящее время, постоянно находится в развитии, которое заключается, прежде всего, в поисках новых форм выразительности и усложнении технико-исполнительской стороны искусства [2, 9]. Развитие хореографического искусства в XVIII веке привело к появлению первых профессиональных хореографических учебных заведений, в которых неотъемлемой частью образовательного процесса был начальный профессиональный отбор (НПО) [2, 4]. В основе оценки абитуриентов лежали субъективные представления специалистов в области хореографии о том, какими качествами должен обладать ребёнок для начала профессиональному обучению классическому танцу [4].
Социально-культурные преобразования начала ХХ века выдвинули новые требования, в том числе, и к хореографическому искусству, и, как следствие: изменилась эстетика и пластика танца, были привнесены акробатические элементы (как новые способы выразительности), появились новые танцевальные жанры и направления, что в свою очередь привело к изменениям в области профессиональной подготовки артистов балета, в том числе, и на этапе НПО [5, 7]. В 1941 году появляются первые научно- обоснованные правила отбора в системе профессионального хореографического образования, которые позволили объективно оценить абитуриента [5]. В основу этих правил были внесены: критический анализ, накопленный в практике балета (как исполнительского искусства, так и системы образования) опыт; сотрудничество со специалистами в различных научных областях (медицины, физической культуры и т.д.); длительные междисциплинарные исследования [7]. Данные правила НПО просуществовали до 1963 года.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В 1963 выходит новое методическое пособие по НПО для хореографических учебных заведений, авторами-составителями которого выступили С.С. Холфина (преподаватель Московского академического хореографического училища) и профессор М.Ф. Ива-ницкий (один из основоположников спортивной морфологии, заслуженный деятель науки РСФСР) [8]. Авторами были предложены новая структура и содержание отбора, вместо 2-х туров (врачебно-педагогического осмотра и художественного просмотра, как было ранее [5]) - 3 тура:
1 тур и его содержание: педагогическая диагностика, включающая оценку внешних данных (голова, шея, плечевой пояс, руки, позвоночный столб, грудная клетка, живот, ноги, стопа и тип телосложения - всего 10 параметров) и тестирование профессиональных физических данных (выворотность, подъем (подвижность суставов стопы и строение тыльной стороны стопы), хореографический шаг (вперёд, в сторону и назад), прыжок (высота), гибкость (как проявление подвижности суставов позвоночника и тазобедренных) -всего 5 тестов);
2 тур - медицинский осмотр, на котором «особое внимание обращается на строение скелета и мышц, состояние нервной системы, сердца, лёгких, вестибулярного аппарата, зрения» [8, с. 3]; кроме того, рекомендуется при необходимости учитывать результаты клинико-лабораторных исследований, в т.ч. электрокардиографии, рентгеноскопии и проч., а также приводится список заболеваний, препятствующий поступлению (33 пункта);
3 тур - педагогическая диагностика, в ходе которой проверяются музыкальные, танцевальные и ритмические способности абитуриентов, на основе выполнения танцевального номера или (при отсутствии подготовленного номера) выполнения марша, с переходом на бег по кругу под музыкальное сопровождение с изменяющимся темпом. После проверяются внешние данные, затем тестируются профессиональные физические данные (идентично 1 туру), затем снова - внешние данные и в заключении - коллективное тестирование всей группы музыкальных и ритмических способностей. При этом выбор
кандидатов для зачисления происходит не на основе оценки всей совокупности абитуриентов, а исходя из сравнительного анализа внутри тестируемой группы (10 человек).
Следует отметить, что изменились возрастные требования к абитуриентам, вместо 8, 5-9 лет (принятые в 1941, как наиболее оптимальный возраст для прогнозирования развития телосложения по системе В.Н. Шекуненко (1935)), детей теперь принимают на основании перехода в 5 класс общеобразовательной школы (10-12 лет). В личной карте поступающего (приложение .№5) [8, с. 47] указывается индекс длинноногости (который ранее использовался как объективный критерий при оценке телосложения), в самом же пособии никак не оговаривается необходимость учёта данного показателя, а тип телосложения рекомендовано определять исключительно визуально, при этом для девочек остаётся, как и ранее, тип - долихоморфный, а для мальчиков предпочтительным становится мезоморфный тип (ранее данный тип не учитывался). Таким образом, нивелируется единственный прогностический критерий оценки абитуриентов.
В приложении № 2 пособия [8, с. 44] указываются нормативные антропометрические показатели: роста стоя и сидя, веса, длин ног, рук и стопы, ширины плеча, таза и стопы, окружность грудной клетки в покое. Однако, эти показатели приводятся только для детей 10 и 12 лет, без показателей для детей 11 лет. Кроме того, в личной карте поступающего (приложение № 5) [8, с. 47] данные показатели не учитываются.
При описании процедуры тестирования физических способностей отсутствует нормативно-оценочная база (за исключение определения хореографического шага - для девочек выше 90°, для мальчиков не ниже 90°) [8, с. 36].
Таким образом, по сравнению с правилами 1941 года, в данном пособии основное внимание уделяется визуальной (субъективной) оценке абитуриента, без применения оценочно-нормативных таблиц, что возвращает НПО к донаучному периоду развития [4].
В 1974 году П.Б. Коловарский (директор Пермского хореографического училища) защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии» [6]. В данной работе присутствуют современные антропометрические требования к абитуриентам хореографических учебных заведений, однако, применение предлагаемых автором индексов (грудно-ростовой, плечеростовой и ростотазовой), в практике НПО в балете обнаружить не удалось. Основное внимание в работе уделено созданию условий для привлечения детей в профессиональные хореографические учебные заведения.
В 1987 году И. А. Баднин (хирург-ортопед, исследовавший в течении многих лет особенности здоровья артистов балета) в своём учебном пособии «Охрана труда и здоровья артистов балета» предложил своё видение НПО для хореографических учебных заведений [1, с. 200-205]. Предлагаемая система имеет следующие отличия от правил 1963 года: рекомендуемый тип телосложения для девочек и мальчиков - долихоморфный; на первом туре предлагается оценка темперамента (без предложения конкретных методик); визуальная оценка телосложения переносится из 1-го тура во 2-й, при этом вводятся такие субъективные критерии оценки, как «красивая форма» [1, с. 203] для таза, рук и проч.; на 2-м туре происходит тестирование вестибулярного аппарата по средствам проб Ромберга и Яроцкого; на 3-м туре вводится тестирование способности к воспроизведению и сохранению ритма по методике А.В. Родионова.
В остальном предлагаемое содержание НПО остаётся прежним, включая субъективную оценку профессиональных данных и визуальное определение типа телосложения, требования к росту и массе тела заимствованы из правил 1941 года. Применения проб Ромб-ерга, Яроцкого и методики А.В. Родионова в практики НПО в балете обнаружено не было.
В 1994 году Т.И. Васильевой (преподавателем Московской государственной академии хореографии) было написано учебно-методической пособие «Тем, кто хочет учиться балету» [3], включающее и правила НПО. В данном пособии автор предлагает отбирать детей только мезоморфного типа (никаких измерительных процедур или отсылок к
методикам не предлагается), также повторяется предложение И. А. Баднина о необходимости учёта темперамента (методики также не предлагаются). В тестирование выворотности вводится тест «лягушка», в тестирование гибкости вводится складка из положения сед, на третьем туре предлагается два теста для проверки координационных способностей, как дополнение к тестированию музыкальности и ритмичности - пройти по прямой линии (без указания критериев оценки) и исполнить позу «ласточка» с поднятой ногой назад на 4560 □ (тест пройден, если испытуемый устоял в течении 8 секунд). В остальном, тесты, параметры и отсутствие оценочно-нормативной базы соответствуют предыдущим исследованиям по данной проблеме.
В 2008 году П. А. Силкин (профессор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой) защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета им. А.Я. Ваганова)» [10], которая легла в основу новых методических указаний по НПО в балете [11].
П.А. Силкин, также, как и предыдущие исследователи, сосредоточивает внимание на субъективной (визуальной) оценке абитуриентов. Тип телосложения, рекомендуемый к зачислению, - долихоморфный, на основе визуальной оценки. Оценка телосложения и тестирование данных (включая субъективную оценку получаемых результатов) практически полностью повторяют правила 1963 года, с добавлением критерия «красивая форма» 1987 года. Кроме того, ни в диссертационном исследовании, ни в пособии не удалось обнаружить таблиц с нормативными показателями массы тела абитуриентов, заявленных автором в текстах работ. Требования к росту абитуриентов сохранены на уровне 1941 года [11, с. 32-39].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе исполнительского хореографического искусства лежат соответствующие знания, умения и навыки, тесным образом связанные с внешними (эстетическими) требованиями к артисту балета. Краткий анализ трудов по НПО в профессиональные хореографические учебные заведения во второй половине ХХ - начале XXI вв. показал, что в этот период внимание специалистов было направлено на субъективную (без применения оценочно-нормативной базы) оценку абитуриентов, включая тестирование физических способностей, а антропометрические требования оставались на уровне первой половины ХХ века. Подобные тенденции вызывают сомнения в эффективности существующего на сегодняшний день НПО в системе профессионального хореографического образования
ЛИТЕРАТУРА
1. Баднин, И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета : учебное пособие / И.А. Баднин. - Москва : Медицина, 1987. - 208 с.
2. Блок, Л. Д. Классический танец : история и современность / Л.Д. Блок ; вступ. ст. В.М. Гаевский. - М. : Искусство, 1987. - 556 с.
3. Васильева, Т.И. Тем, кто хочет учиться балету : правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу : учебно-методическое пособие / Т.И. Васильева. -Москва : ГИТИС, 1994. - 157 с.
4. Закревская, Н.Г. Начальный профессиональный отбор в системе хореографического образования (XVIII - п/п ХХ вв.) / Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 100-103.
5. Закревская, Н.Г. Развитие начального профессионального отбора в системе хореографического образования в первой половине ХХ века / Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 82-86.
6. Коловарский, П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Коловарский П.Б. - М., 1974. - 19 с.
7. Масленников, П.Ю. Роль А.Я. Вагановой в развитии медико-биологической составляющей хореографии / П.Ю. Масленников // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. -
2014. - № 3 (32). - С. 17-23.
8. Методическое пособие по приему в хореографические училища / сост. С.С. Холфина, М.Ф. Иваницкий. - М .: МАХУ, 1963. - 49 с.
9. Силкин, П.А. История и теория балетной педагогики. Классический танец : учеб. пособие / П.А. Силкин. - СПб : Акад. Русс. балета им. А.Я. Вагановой, 2014. - 312 с.
10. Силкин, П.А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца : (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Силкин П.А. - Санкт-Петербург, 2008. - 22 с.
11. Силкин, П.А. Хореография : рекомендации по отбору детей и педагогические приёмы развития данных : учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / П.А. Силкин. - СПб : Акад. Русс. балета им. А.Я. Вагановой, 2013. - 81 с.
REFERENCES
1. Badnin, I. A. (1987), Occupational safety and health of ballet dancers, Medicine, Moscow.
2. Block, L.D. (1987), Classical dance: history and modernity, Iskusstvo, Moscow.
3. Vasilieva, T.I. (1994), For who want to study ballet, GITIS, Moscow
4. Zakrevskaya, N.G., Maslennikov P.Y. (2018), "Initial professional selection in system of choreographic education (18th - first half of 20th century)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 100-103.
5. Zakrevskaya, N.G., Maslennikov P.Y. (2018), "Development of initial professional selection in system of choreographic education in the first half of the XXth century", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 82-86.
6. Kolovarsky, P.B. (1974), Orientation and selection of gifted children for professional education in choreography, dissertation, Moscow.
7. Maslennikov, P.Y. (2014), "A.Y. Vaganova's role in the development of biomedical aspects of choreography", VestnikAkademiiRusskogo baleta im. A.Ya. Vaganova, Vol. 32, No. 1, pp. 17-23.
8. Holfina, S.S., Ivanitcsky, M.F. (1963), Methodical manual on admission to choreography colleges, MAChC, Moscow.
9. Silkin, P.A. (2014), History and theory of ballet pedagogy, Vaganova ballet Academy, Saint-Petersburg.
10. Silkin, P. A. (2008), Pedagogical diagnostics of children for teaching the art of dance, dissertation, Saint-Petersburg.
11. Silkin, P.A. (2013), Choreography: recommendations on selection of children and pedagogical methods of development aptitude, Vaganova ballet Academy, Saint-Petersburg.
Контактная информация: paulmasel1975@gmail.com
Статья поступила в редакцию 16.07.2018
УДК 373.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Наталья Ивановна Иванась, соискатель, Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
В статье предоставлена методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ее специфику составляют информационно-педагогические технологии. Они позволяют активизировать педагогическое взаимодействие между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Авторы приводят классификацию средств, раскрывают специфику методов и форм организации педагогического процесса.
Ключевые слова: информационно-педагогические технологии, педагогическое взаимодействие.