(любительское или профессиональное искусство) педагогическая функция приобретает ту или иную специфику.
Провести границумежду «педагогическим» и «профессиональным» в деятельности балетмейстера, особенно работающего в детском любительском хореографическом коллективе, весьма непросто. В наибольшей степени педагогическая сторона, по мнению большинства исследователей, проявляется в образовательной, воспитательной и развивающей функциях. В деятельности педагога, работающего в школе, можно выделить три ведущих компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный. Первый связан с проектированием личности и содержания развития ребенка в процессе выстраивания взаимоотношений участников художественно-творческого процесса. Организаторская функция осуществляется в тесном единстве с конструктивной, поскольку в деятельности балетмейстера, стоящего в позиции педагога, каждое действие носит организационный характер. Коммуникативность предполагает установление педагогически целесообразных отношений между балетмейстером и учащимися творческого коллектива. Эта деятельность носит непосредственно воспитательный характер и требует наличия у специалиста определенных психолого-педагогических качеств.
Несколько иные педагогические функции у балетмейстера в профессиональном
искусстве. Они, на наш взгляд, в основном отражают коммуникативный и конструирующий виды деятельности. При создании хореографического произведения важную роль имеет этап воплощения, который предполагает определенную работу с исполнителями, связанную с коммуникативно-организующими педагогическими качествами балетмейстера. На первый план в художественно-творческом процессе выходят такие педагогические способности, как эмпа-тическое вчувствование, творческая заразительность, организаторские качества.
Процесс художественно-творческого образования студента-хореографа - это его личностное развитие, проходящее ряд этапов. На каждом из них в процессе профессиональной подготовки студент не только обучается навыкам работы над хореографическим произведением, но и овладевает новым способом профессионального мышления, которое предполагает развитие и совершенствование определенных личностных характеристик. Долгое время в специальной педагогике господствовало мнение, что балетмейстера воспитать нельзя, им необходимо родиться. Да, безусловно, очень многое зависит от таланта и способностей художника, однако гораздо более значимую роль играет профессиональное образование, в котором существенное место занимает формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста.
В. ИСАКОВ, профессор, проректор А. ФОМКИН, доцент, проректор Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Начав формироваться еще до революции, система хореографического образования сегодня представляет собой сложное сочетание различных по своим задачам и уровню учебных заведений, удовлетворяющих потребности в танцевальном
Балетное образование: от ремесленной школы к нетиповому вузу
обучении. В области профессионального классического танца лидерами являются хореографические училища, выпускающие артистов балета со средним профессиональным образованием для балетных театров.
Все государственные хореографические
146 Высшее образование в России • № 7, 2007
училища России (сегодня их 12) выросли из двух центров - Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии.
Академия русского балета им. А.Я. Вагановой (бывшее Петербургское театральное училище) основана указом императрицы Анны Иоанновны от 4 мая 1738 г. В нем французскому танцмейстеру Жану Батисту Ланде повелевалось обучать детей «театральному танцеванию ». После парижской школа Ланде стала вторым учебным заведением подобного типа в Европе. Немного младше Московское театральное училище, основанное в 1773 г. (ныне МГАХ). Именно из стен этих училищ вышли звезды русского Императорского балета. Главной особенностью этих учебных заведений была ориентация на императорские театры - Мариинский в Петербурге и Большой в Москве, выступавшие единственными заказчиками и потребителями «продукции » училищ.
Революция внесла существенные коррективы в жизнь обоих училищ. Начав с полного отрицания балета, балетного образования какклассово чуждого новой идеологии, советская власть в конечном счете признала место балета в пролетарской культуре. С 1930-х гг. балет стал сферой государственных интересов. Бывшие императорские училища получили поддержку, и по их образцу началось формирование общесоюзной системы балетного образования, не имевшей аналогов в мире. Централизованно по всей стране открывались театры оперы и балета, а вместе с ними и хореографические училища.
Педагогическая деятельность солистки Императорского Мариинского театра, первого профессора балета, народной артистки РСФСР Агриппины Яковлевны Вагановой обеспечила преемственность исполнительских и педагогических традиций. Ее поддержала ученый-энциклопедист Л.Д. Блок. Их совместными трудами в 1934 г. вышла в свет книга «Основы классического танца». В этом учебнике А.Я. Ваганова критически переосмыслила и систематизировала художественно-исполнительский
опыт предшествующих поколений, выстроив стройную систему балетной педагогики. Вагановская методика преподавания классического танца - выдающийся вклад в теорию и практику балетного искусства, итог достижений отечественной хореографической педагогики того времени.
Ваганова не только методист-практик, но и основатель высшего хореографического образования, воплотить идею которого ей в полной мере, к сожалению, не удалось. В 1936 г. она публично выступила с предложением создать научно-исследовательский центр по хореографии и журнал по вопросам балетного искусства, на страницах которого можно было бы обсуждать и разрабатывать педагогические, творческие и исторические проблемы, и поставила вопрос о превращении ведущихбалетных техникумов в высшие учебные заведения, способные вести научно-исследовательскую работу по теории и истории балета [1]. Еще раньше, в 1934 г., по ее инициативе и под ее руководством в Ленинградском училище создано педагогическое отделение. В 1937 г. открылось балетмейстерское отделение, руководителем которого стал Ф.В. Лопухов. Формально они приписывались к консерватории как к вузу. К концу 1930-х гг. в ленинградской балетной школе обрисовались контуры вузовских специальностей: педагогики балета, искусства хореографа и балетоведа.
Педагогические идеи Вагановой долгое время воспринимались как слишком революционные, и до 1990-х гг. ленинградская и московская школы оставались средними специальными учебными заведениями, а выпускники исполнительского, педагогического и балетмейстерского отделений высшего образования не имели. Балетным специальностям высшего образования пришлось «прицепляться » к близким по художественной направленности вузам(непро-фильным), где вагановский посыл реализо-вывался другими деятелями балетного искусства: в Москве - Р. Захаровым, открывшим в 1946 г. кафедру хореографии при ГИТИСе, а в Ленинграде - Ф. Лопуховым, создавшим в 1962 г. аналогичную кафедру
при консерватории. Так формально обозначились две различные школы, почитавшие основой хореографического сочинительства драматургию и музыку. И та и другая кафедра, казалось, окончательно ввели хореографию в вузовскую систему. Но здесь-то и обнаружился главный изъян.
Его суть такова. Как бы ни роднился балет с близкими ему искусствами, он самостоятелен и имеет свою, только ему присущую специфику. Для него немаловажна определяющая роль восьмилетнего обучения артиста балета. Прохождение будущим педагогом балета, хореографом, а желательно и балетоведом восьмилетнего цикла обучения, иначе говоря, наличие диплома артиста балета - специалиста со средним специальным образованием - является гарантией профессионализма. А в общем плане - гарантией сохранения профессионального уровня в балетном искусстве. Только такой абитуриент, опираясь на опыт работы в балетном театре, может стать действительно квалифицированным педагогом, хореографом и балетоведом. Непрофильным вузам, где хореографические кафедры, как правило, не включены в сферу основных интересов, трудно удержать столь высокую профессиональную планку. Не следует также забывать, что хореографическое образование - весьма узкая сфера, своеобразная «статистическая погрешность» в образовательной системе страны. Число артистов балета невелико, еще меньше тех, кто после окончания трудовой деятельности в театре хотел бы заняться педагогикой, сочинять хореографию и т.п. Непрофильные вузы зачастую вынуждены принимать людей без диплома артиста балета. Это сближает их с пространством вузов народного искусства в ущерб академической хореографии. Так постепенно происходит размывание границ профессионального искусства, искажается историческая традиция. Целью образования становится само образование, а не подготовка артиста, педагога, хореографа в соответствии с потребностями театра (работодателя).
Поворотные события произошли на ру-
беже 1990-х гг.: Ленинградское хореографическое училище и Московское хореографическое училище стали высшими учебными заведениями - академиями. Неуклонно идет их приобщение к вузовскому опыту: осуществляются внутренние структурные изменения, все большее внимание уделяется развитию научныхподходов кхореографии. И здесь существенную помощь оказывают уже существующие кафедры ГИТИСа и Петербургской консерватории. С целью углубления взаимодействия между хореографическими учебными заведениями Минобразова-нием России в 1998 г. создано Учебно-методическое объединение, сопредседателями которого являются ректоры базовых вузов - Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. Хореографические училища России - также полноправные члены УМО. Одна из главных его задач - объединение всех участников учебного процесса, какой бы уровень образования они ни представляли. УМО сыграл большую роль в создании ГОС второго поколения (2003 г.), и в рамках этой работы было принято решение о постепенном переходе хореографического образования на двухуровневую модель (бакалавр - магистр), разработан стандарт направления подготовки 070300 «Искусство балета».
На этой основе Академия русского балета строит образовательную деятельность в различных областях балетного искусства, но ведущей является подготовка профессиональных исполнителей - артистов балета (более 60% обучающихся). Эта основная программа в силу специфики содержания потребовала придания Академии статуса «нетипового образовательного учреждения высшей категории», что закреплено в пунктах нового Устава Академии русского балета (утвержден приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 29.06.2005 № 414).
Отличительной характеристикой академии является то, что среднее профессиональное образование артиста балета осуществляется с раннего возраста на базе начального общего образования. Образова-
148 Высшее образование в России • № 7, 2007
тельные программы основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются в пределах образовательных программ среднего профессионального образования, что отражено в ГОС среднего профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификация «артист балета». Причем академия самостоятельно разрабатывает и утверждает технологии реализации профессиональных образовательных программ, учитывающих профессиональную специфику (в том числе в отношении возрастных ограничений) и нетиповой характер образовательного учреждения, а также формирует в составе экзаменационной комиссии особую подкомиссию по отбору абитуриентов, выявляющую наличие у поступающих соответствующих физических, внешних, психологических и творческих данных.
Административное решение о придании академии нетипового статуса можно отнести к числу нестандартных, стратегических, не раз обеспечивавших сохранение и развитие всемирно признанного отечественного балетного искусства - неотъемлемой составляющей российской культуры. Решение правомерно еще и потому, что в процессе толкования действующих сегодня в системе образования нормативно-правовых актов выявляются серьезные противоречия между ними и жестко реализуемой практикой подготовки артистов балета, исходящей из современных профессиональных требований балетного искусства. Часть принципиальных положений этих документов либо неприменима, либо применима частично, либо ведет к неоднозначному толкованию исторически сложившейся практики профессионального балетного образования.
В отличие от других профессий, артист балета должен состояться очень рано. Начав учиться в 10 лет, к 19 годам он уже сформировавшийся законченный профессионал, продолжительность трудового пути которого еще с начала XIX в. установлена в 20 лет. К выпуску он уже в основном «отработал» и теорию, и практику своей профессии, и у него нет времени на накоп-
ление практического опыта уже после окончания учебного заведения (как это имеет место в других профессиях, включая и сферы искусства). Даже медикам дается время на приобретение практических навыков после обучения, чтобы потом трудиться до пенсии в 55-60 и более лет.
Наш выпускник уже в 19 лет обязан быть полноценным участником творческого процесса и создателем новых произведений мирового уровня (практика показывает, что так оно и есть). А это удел специалистов с высшим образованием (см. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Думается, поэтому целесообразно для академий балетного искусства (на основании п. 3 ст. 14 Закона «Об образовании ») ввести в ст. 24 п. 5 описание статуса выпускника («артиста балета») как специалиста с высшим (бакалаврским) образованием в следующей редакции: «Лица, получившие начальное и среднее профессиональное образование в нетиповых областях деятельности (например, артист балета), могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам к традиционно и объективно признанному началу профессиональной карьеры (артист балета - 19 лет) ». Здесь слово «получившие», а не «имеющие» фиксирует то обстоятельство, что за такими лицами уже признается уровень способностей молодого человека в области исполнительского балетного искусства как выдающийся (в двух указанных академиях выпускается в год 50-60 чел.).
Необходимость подведения соответствующей образовательной программы к степени бакалавра вызвана несколькими причинами: нетипичностью образовательного процесса по подготовке артистов балета; недостаточным его отражением в действующем законодательстве, что связано как с относительным отставанием хода его современной модернизации (высшие учебные заведения в хореографическом образовании появились только в конце ХХ в.), так и с практической невозможностью уложить реальный образовательный процесс в
требования вуза; действующей тарифно-квалификационной характеристикой артиста балета, предусматривающей наличие для артиста балета высшего исполнительского профессионального образования; актуальностью проблемы упорядочения ООП подготовки артистов балета в вузе в связи с кратким сроком профессиональной работы артиста балета (15-20 лет) до получения права на пенсию (постановление Правительства РФ от 22.09.93 № 953).
Сегодня по признаку возможностей выбора обучающимися траектории образования и изменения его в тот или иной момент времени, в том числе и при переходе с одного уровня на другой, можно выделить:
• классическую (многопрофильную) образовательную технологию, дающую максимум возможностей по применению траектории профессионального образования;
• сокращенно-ускоренную (профильную) технологию, предназначенную для обучающихся, сделавших в профессиональном образовании достаточно ранний, но неоднозначный выбор на том или ином уровне профессионального образования.
Применительно к профессиональному образованию артиста балета следует ввести положение о третьей образовательной технологии: монопрофильное непрерывное обучение профессии «артист балета» для лиц, сделавших выбор в раннем возрасте (9-10 лет). Допустимость такой постанов-
ки вопроса подтверждается тем, что действующие ГОС ВПО в области хореографии однозначно предусматривают наличие предшествующего уровня образования:
среднее профессиональное образование по специальности «Хореографическое искусство» (квалификация «артист балета»). Нормативный срок освоения этой образовательной программы при очной форме обучения (7 лет 10 месяцев), по существу, включает уровень начального профессионального образования. Неумолимые профессиональные требования к будущему артистубалета, определяемые сегодня вне рамок действующего законодательства, оставляют за бортом огромное количество мечтающих приобщиться к исполнительству в балете. И далеко не все отвечающие соответствующим требованиям в 9-10 лет смогут удовлетворить им на протяжении всего процесса обучения, а потом и короткой (15-20 лет) профессиональной карьеры. Для всех специалистов и, думается, общества несомненны выдающиеся способности желающих обучаться в таком режиме детей. Ведь в практике профессионального исполнительского балетного образовательного процесса создается не только потенциал знаний, творческих умений и навыков, но и чрезвычайно сложный и ранимый профессиональный инструмент -тело артиста. И это важнейшая особенность нетипового образовательного процесса.
В этой связи ведущие специалисты-эксперты Академии русского балета предлагают для обсуждения следующие схемы непрерывного образования.
Литература
1. Агриппина Яковлевна Ваганова: Статьи, воспоминания, материалы. - Л.; М., 1958. -С. 93-94.
Уровни профессионального образования Базовый уровень, возраст Продолжительность обучения Квалификация
вариантI вариант II
Начальное Начальное общее образование, с 9-10 лет 3 года 5 лет Танцовщик(-ца)
Среднее Начальное профессиональное образование, с 12-15 лет 3 года 2 года Артист балета «0506» или «070302 (51)»
Высшее Среднее профессиональное образование, с 16-17 лет 3 года 2 года Бакалавр искусства балета, артист балета «070300 (62)»