Научная статья на тему 'Деятельность Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства в период реформирования системы отечественного образования'

Деятельность Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства в период реформирования системы отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Вера Алексеевна, Асылмуратова Алтынай Абдуахимовна, Фомкин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства в период реформирования системы отечественного образования»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 37

В.А. Дорофеева, A.A. Асылмуратова, A.B. Фомкин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Продолжение. Начало в № 18)

Прошедший год деятельности УМО проходил под знаком разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) в области хореографии. Фактически было проведено в жизнь решение Совета УМО о переходе системы хореографического образования на двухуровневую структуру подготовки специалистов (протокол № 3 от 29-30 октября 2007 г.). Были разработаны и представлены на утверждение Минобрнауки России ФГОС ВПО-3 по следующим направлениям подготовки:

1. Хореографическое искусство (бакалавр, магистр).

2. Хореографическое исполнительство (бакалавр).

3. История и теория искусств (бакалавр, магистр).

Параллельно Учебно-методический совет по среднему профессиональному образованию разрабатывал Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС СПО-3) по следующим специальностям, утвержденным Перечнем специальностей СПО (Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355).

1. Искусство балета (с квалификацией артист балета).

2. Искусство танца (с квалификацией артист танцевального коллектива (ансамбля) по видам танцев: народный, современный, бальный).

С этими документами можно ознакомиться на сайте Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой: www.vaganova.ru

38 Организационно-управленческая деятельность

(раздел «УМО» - «Проекты образовательных стандартов третьего поколения»).

В соответствии с регламентом стандартизации, установленным Минобрнауки России, следующим этапом должна стать разработка документов второго уровня - Примерных основных образовательных программ (ПООП) к каждому из вышеуказанных стандартов. ПООП разрабатывается УМО и утверждается ректором базового вуза УМО. В соответствии с «Разъяснениями по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» (Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании 28 декабря 2009 г. № 03-2672), ПООП состоит из следующих документов.

1. Списка профилей подготовки в конкретном направлении подготовки.

2. Набора (списка) общекультурных и профессиональных компетенций на каждый профиль подготовки - примерный ком-петентностный портрет выпускника (требования к результатам освоения основной образовательной программы).

3. Примерного учебного плана на каждый профиль подготовки.

4. Примерных программ дисциплин (ППД) базовой части циклов учебного плана.

5. Списка разработчиков и экспертов.

«Макеты» ПООП и ППД можно найти на сайте Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой: www.vaganova.ru (раздел «УМО» - «Материалы к апрельскому заседанию УМО»).

15-17 апреля 2010 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоится заседание УМО, посвященное процедуре разработки ПООП.

Разработке ПООП будет предшествовать утверждение перечня профилей подготовки бакалавров в направлении 071200 Хореографическое искусство. Рабочая группа УМО предлагает следующий перечень профилей подготовки бакалавров:

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 39

- профиль 1 - «Педагогика балета»;

- профиль 2 - «Педагогика народного танца»;

- профиль 3 - «Педагогика современного танца»;

- профиль 4 - «Педагогика бального танца»;

- профиль 5 - «Педагогика истории и теории хореографии»;

- профиль 6 - «Искусство балетмейстера»;

- профиль 7 - «Искусство балетмейстера-репетитора»;

- профиль 8 - «Менеджмент исполнительских искусств»;

- профиль 9 - «Танцевально-эстетическая педагогика».

Напомним, что, в соответствии с приказом Минобрнауки от

22 марта 2006 г. № 62, вузам предоставлено право самостоятельного формирования образовательных программ (профилей) специализированной подготовки магистра.

Особенность процесса разработки стандартов третьего поколения заключается в том, что стандарты теперь оформляются приказом Минобрнауки России и становятся полноценным юридическим документом. Бесспорно, они являлись таковыми и до этого. Однако разрабатываемые образовательные стандарты предшествующих поколений утверждались, как правило, заместителем Министра образования в качестве нормативного документа, не проходившего регистрации в Министерстве юстиции, которая теперь стала обязательной. Исходя из этого, такие неподкрепленные законодательством (нетиповые) особенности балетного образования (ранее зафиксированные в стандартах специальности среднего профессионального образования Хореографическое искусство, артист балета), как ранняя профессионализация (профессиональное обучение детей с 10-летнего возраста), телесный характер образования, сопряжение в рамках единого учебного плана общего и профессионального образования, нетиповой срок среднего профессионального образования 7 лет 10 месяцев и другие, не смогут найти отражения в стандартах третьего поколения. В результате это грозит расчленением целостного цикла подготовки артиста балета на уровень «школы» и «училища» с последующим отнесением профессионального обучения на уровне «школы» к разряду дополнительного образования, чего, безусловно, допустить нельзя. Следовательно, утвержде-

40 Организационно-управленческая деятельность

ние стандартов третьего поколения по специальностям среднего профессионального образования может произойти только после внесения определенных изменений в законодательную базу системы образования. Этой проблемой в настоящее время занимается Министерство культуры Российской Федерации. Значительным подспорьем в этом процессе являются положения «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства» и план мероприятий по ее реализации, одобренные 25 августа 2008 г. Правительством РФ. С текстом Концепции можно ознакомиться на сайте Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой: www.vaganova.ru (раздел «УМО» - «Нормативные документы»).

Возникновение в новом регламенте стандартизации Примерной основной образовательной программы как отдельного документа является новшеством и напрямую связано со значительным расширением вариативной части в стандартах и увеличением свободы вузов в определении содержания и технологий реализации своих образовательных программ. Утверждаемые стандарты третьего поколения не содержат, как предполагалось ранее, перечня профилей подготовки, что связано с изменившимся юридическим статусом стандарта (о котором говорилось выше). Статус стандарта, как Приказа Министерства образования и науки предполагает, что он обязателен в исполнении во всех частях и разделах полностью. Следовательно, если в нем будет содержаться список профилей, все они целиком, всем списком, будут обязательны для реализации в каждом учебном заведении, имеющем лицензию на данное направление подготовки. Поэтому список профилей перемещен в Примерную основную образовательную программу.

Приказ Минобрнауки России от 25 января 2010 г. № 63 установил соответствие между утвержденными стандартами третьего поколения (бакалавр, магистр) и стандартами направлений подготовки (специальностей) ОКСО (так называемый «Переходник»). С полной версией приказа можно ознакомиться на сайте Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой www.vaganova.ru (раздел «УМО» - «Нормативные документы»). В данном приказе область хореографии представлена следующим образом:

Код Наименования направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», «магистр», в соответствии с перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2 009 г. № 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный №15158). Код квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» Код Наименования направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» и квалификации «дипломированный специалист», в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003, принятым и введенным в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст, с изменениями, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 1 октября 2005 г. № 1/2005 Код квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации «дипломированный специалист»

0070000 КУЛЬТУРА И ИС КУС ство 0070000 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

0071200 Хореографическое искусство 62 0070300 Искусство балета 62

0070303 Искусство хореографа 65

0070304 Педагогика балета 65

0070305 История и теория хореографического искусства 65

0071200 Хореографическое искусство 68 0070300 Искусство балета 68

00 го

I

с Ь

тз

сл го о

го

.Со

42 Организационно-управленческая деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Россия, 119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., дом S. Тел.: (499) 242-44-7S. Факс: (499) 242-86-11 Россия, 191021, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2. Тел.: (812) 710-42-S8. Факс: (812) 31S-S3-90 E-mail: [email protected], [email protected]

из протокола № 3 заседания Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства от 29-30 октября 2007 г. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Повестка дня:

I. Об особенностях текущего момента в области хореографического образования и проектах Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Хореографическое искусство.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ

В Ы П И С К А

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 43

Присутствовали:

В.А. Дорофеева, А.А. Асылмуратова, А.В. Фомкин, В.М. Исаков, С.А. Русинова, О.А. Сорокина, П.А. Силкин, Е.В. Михайлова (Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой), Т.Ю. Кулешова (Московская государственная академия хореографии), Л.Н. Блохин (Красноярское хореографическое училище), В.Н. Горшков (Казанский государственный университет культуры и искусств), А.А. Соколов-Каминский (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н.А. Римс-кого-Корсакова), Е.В. Демидов (Казанское хореографическое училище), М.Х. Вазиев (Мариинский театр), А.А. Борзов (Институт танца, Академия Натальи Нестеровой), Г.В. Склярова, Г.Ю. Ульянова (Краснодарское хореографическое училище), Н.А. Лызлова (Кафедра хореографии, Набережночелнинский педагогический институт), Т.А. Казаринова (Пермский государственный институт культуры и искусств), В.Н. Нилов (Институт художественного образования Российской Академии образования), А.Л. Носихин (Санкт-Петербургский государтсвен-ный университет профсоюзов), В.Н. Пономаренко (Кафедра хореографии, Самарский государственный социально-гуманитарный университет), Н.В. Соковикова (Сибирский независимый институт), Г.С. Фешкова (Институт хореографии, Кемеровский государственный университета культуры и искусства), Д.В. Дугаржапов (Институт танца, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств), М.Н. Юрьева (Кафедра хореографии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина), Г.М. Апанаева (Школа-студия (училище) при Государственном ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева), Н.Н. Зуева, М.А. Зимокос, С.И. Золо-това, А.И. Марченкова (Факультет искусств, Владимирский педагогический университет), Э.В. Паничева, В.В Паничева (Институт танца, Воронежский государственный педагогический университет), А.И. Гурвич (Кафедра современного танца, Екатеринбургский гуманитарный университет), Е.Н. Куриленко

44 Организационно-управленческая деятельность

(Институт современного искусства, Москва), В.Г. Каспаров (Компания современного танца «Каннон-данс»), Л.В. Прудникова, В.В. Дагудовский (Красногорское хореографическое училище), Л.В. Шульман, продюсер хореографии (Москва).

Слушали:

Фомкин А.В. - рассказал об особенностях текущего момента в системе образования, представил проекты ФГОС ВПО по направлению подготовки Хореографическое искусство (бакалавр, магистр).

В прениях выступили:

А.В. Фомкин, E.H. Куриленко, Л.В. Шульман, М.Н. Юрьева, А.И. Марченкова, Э.В. Паничева, Л.Н. Блохин, А.А. Борзов, А.А. Соколов-Каминский, В.Н. Пономаренко, В.М. Исаков.

Постановили:

1. В свете реформирования системы образования и предстоящей разработки Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения перейти в системе хореографического образования на двухуровневую систему подготовки бакалавр-магистр.

2. Поручить базовым вузам УМО - Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии - создание Рабочей группы по разработке процедуры и принципов перехода на двухуровневую систему подготовки.

3. Одобрить проекты стандартов по направлению подготовки Хореографическое искусство уровня бакалавриата и магистратуры, представленные Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образо-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 45

ванию в области хореографического искусства, и поручить указанной Рабочей группе доработку стандартов в части компетенций.

4. Согласовать следующие виды и наименования профилей бакалавриата по направлению подготовки Хореографическое искусство:

- профиль I - «Артист балета»;

- профиль 2 - «Артист танцевального коллектива (по видам танцев и коллективов)»;

- профиль 3 - «Преподаватель (по видам хореографического творчества)»;

- профиль 4 - «Балетмейстер»;

- профиль 5 - «Художник-постановщик хореографических спектаклей»;

- профиль 6 - «Менеджер в сфере хореографии».

5. В связи с 275-летием Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, провести в апреле-мае 2008 года в Санкт-Петербурге I Международную конференцию «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы».

Сопредседатель УМО Секретарь

В.А. Дорофеева А.С. Золотарёва

46 Организационно-управленческая деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Россия, 119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., дом S. Тел.: (499) 242-44-7S. Факс: (499) 242-86-11 Россия, 191021, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2. Тел.: (812) 710-42-S8. Факс: (812) 31S-S3-90 E-mail: [email protected], [email protected]

из протокола № 2 заседания Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства от 17 октября 2008 г. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Повестка дня:

1. Обсуждение проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Хореографическое искусство (бакалавр, магистр). Совершенствование

МОСКОВСКАЯ2ГОСУДАР-СТВЕННАЯ2АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ

В Ы П И С К А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структуры стандарта и его компетентностных составляющих.

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 47

Присутствовали:

В.А. Дорофеева, А.А. Асылмуратова, А.В. Фомкин, В.М. Исаков, С.А. Русинова, О.А. Сорокина (Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой), H.H. Боярчиков, А.А. Соколов-Каминский (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н.А. Римского-Корсакова), М.Х. Вазиев, П.Д. Гершен-зон (Мариинский театр), А.А. Борзов (Институт танца, Академия Натальи Нестеровой), Н.А. Лызлова (Кафедра хореографии, Набережночелнинский педагогический институт), В.Н. Нилов (Институт художественного образования Российской Академии образования), В.Н. Пономаренко (Кафедра хореографии, Самарский государственный социально-гуманитарный университет), Н.В. Соковикова (Сибирский независимый институт), Г.С. Фешкова (Институт хореографии, Кемеровский государственный университета культуры и искусства), Д.В. Дугаржа-пов (Институт танца, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств), М.Н. Юрьева (Кафедра хореографии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина), Г.М. Апанаева (Школа-студия (училище) при Государственном ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева), С.И. Золотова (Факультет искусств, Владимирский педагогический университет), Э.В. Паничева (Институт танца, Воронежский государственный педагогический университет), Н.В. Курюмова (Кафедра современного танца, Екатеринбургский гуманитарный университет), Е.Н. Куриленко (Институт современного искусства, Москва), В.Г. Каспаров (Компания современного танца «Каннон-данс»),

Слушали:

Фомкин А.В. - представил проекты ФГОС ВПО по направлению подготовки Хореографическое искусство (бакалавр, магистр): структура и компетентностные составляющие.

48 Организационно-управленческая деятельность

В прениях выступили:

В.А. Дорофеева, М.Н. Юрьева, В.Н. Нилов, A.A. Борзов, Н.В. Соковикова, Н.Н. Боярчиков, Г.С. Фешкова, A.A. Соколов-Каминский, В.Н. Пономаренко, А.В. Фомкин, В.М. Исаков, Э.В. Паничева.

Постановили:

1. Рассмотрев предложенные Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой, Московской государственной академией хореографии, УМО по образованию в области хореографического искусства и доработанный с участием академического сообщества проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки Хореографическое искусство уровня бакалавриата и магистратуры, подтвердить:

• соответствие проектов ФГОС ВПО Техническому заданию на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образовании (макету), утвержденному I сентября 2008 г. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования ИМ. Реморенко;

приемлемость проектов для использования в образовательных учреждениях, в целях подготовки профессиональных кадров в области профессионального хореографического искусства.

2. Проректору по УМО Фомкину А.В. представить Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки Хореографическое искусство (бакалавр, магистр) на утверждение в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Сопредседатель УМО Секретарь

В.А. Дорофеева А.С. Золотарёва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.