В. А. Дорофеева, А. А. Асылмуратова, А. В. Фомкин
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Начавшаяся разработка государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования открывает перед профессиональным хореографическим сообществом очередную возможность решения давно назревших проблем правового, структурного и содержательного характера в области хореографического образования.
Ключевым вопросом, от решения которого зависит дальнейшая успешность развития системы обучения артистов балета, является отладка четкого взаимодействия между различными уровнями хореографического образования, и - прежде всего -между средним и высшим профессиональным. Несмотря на продолжающиеся уже десять лет обсуждения механизмов их взаимодействия, принятия коллегиальных решений на заседаниях УМО о включении среднего образования в орбиту деятельности УМО, до сих пор не удается прийти ни к согласованной работе УМС и УМО, ни к согласованному построению ГОС высшего и среднего хореографического образования. С одной стороны, несогласованность обусловлена структурным разведением органов управления, ответственных за эту работу: Совета по СПО (база - Московская государственная академия хореографии - МГАХ) и УМО по высшему образованию (база -Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой - АРБ и МГАХ); с другой стороны - недостаточным осознанием системных проблем хореографического образования академической общественностью страны и пассивным к ним отношением, несмотря на то, что определенные сдвиги в этом направлении наметились.
Наиболее очевидны они в предлагаемом Федеральным агентством по культуре и кинематографии (ФАКК) проекте Перечня специальностей среднего профессионального образования, предложенном на обсуждение широкой общественности на совещании «Развитие системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства в контексте модернизации Российского образования» 12-13 октября 2007 года в Москве. Ключевым отличием данного проекта от Перечней прошлых лет является разведение некогда единой специальности Хореографическое искусство на две специальности.
Таблица 1
070300 Хореографическое искусство
070302 Искусство балета 51 артист балета
52 артист балета, преподаватель
070304 Искусство танца (по видам: народный,спортив-ный бальный, эстрадный, современный (модерн)) 51 артист танца
52 артист танца,препо-даватель. Руководитель творческого коллектива (вариативная
Расширение спектра образовательных программ последовало после долгих настояний со стороны Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и было впервые предложено еще в 2003 году. Бесспорно, предложенный проект требует обсуждения. Но он хорош уже тем, что позволяет, хотя бы отчасти, подступиться к решению вопроса о судьбе детей, отчисляемых с программы подготовки артиста балета. Если данное
новшество будет утверждено, это позволит учебным заведениям выстраивать вторую траекторию подготовки исполнителей и не терять численность контингента, что особенно актуально в преддверии возможного введения подушевого финансирования учебных заведений. Думается, едва ли корректным, с точки зрения взаимодействия с УМО по образованию в области физической культуры, является введение такого вида, как «спортивный бальный танец». Вызывает определенные сомнения и квалификация ««артист танца». Вероятно, целесообразнее - ««артист ансамбля» или «артист танцевального коллектива (ансамбля)». Бесспорно, следует приветствовать давно назревшее введение в поле государственной системы образования образовательной программы для обучения танцовщиков-исполнителей в области современного (модерн) танца. Но, как бы то ни было, предложенный Перечень - это приглашение хореографической общественности к широкой дискуссии. Со своей стороны, УМО приглашает к ней все заинтересованные стороны: не только преподавателей и руководителей учебных заведений, но и работодателей, и будет признательно за участие в данной работе.
С точки зрения Академии Русского балета, одной из главных задач на современном этапе является сохранение государственного образовательного стандарта базового уровня специальности Хореографическое искусство, квалификация «артист балета». В 2004 году в дополнение к стандарту базового уровня по специальности был введен стандарт повышенного уровня, не изменивший, по сути, ни сроков обучения, ни содержательного наполнения. Фактически базовый уровень был назван повышенным. Спустя год, по инициативе Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК), без согласования с Академией Русского балета имени А. Я. Вагановой (АРБ) - разработчиком стандарта базового уровня, а также и без учета мнения высшей школы, были внесены изменения в последнюю версию Перечня специальностей среднего профессионального образования, ликвидировавшие стандарт базового уровня СПО. Ученый совет Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, наравне
с Московской государственной академией хореографии, играющей ведущую роль в определении государственной политики высшего и среднего хореографического образования, неоднократно направлял развернутые и обоснованные возражения по данному поводу в адрес Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Проект нового Перечня СПО вновь предлагает для системы обучения артистов балета, наравне с базовым, стандарт повышенного уровня с новой дополнительной квалификацией «артист балета, преподаватель». В целом поддерживая данный проект, Ученый совет Академии Русского балета обращает внимание на то, что основной задачей хореографических училищ является подготовка профессиональных исполнителей - артистов балета. Решение этой задачи возможно только в условиях существования стандарта базового уровня с квалификацией «чистого» артиста балета. Введение преподавательской квалификации без базового уровня и соответствующих исследований и обоснований в прежних сроках обучения и в условиях недостаточного наличия в нынешней программе подготовки артистов балета педагогической, психологической, методической и мировоззренческой составляющей потребует значительного увеличения объемов психолого-педагогических дисциплин, что проблематично в ограниченном временном отрезке и может привести к снижению качества исполнительского мастерства в балете. Появление квалификации преподаватель может привести также и к необоснованному дублированию с программами среднего профессионального образования (ГОС СПО специальности 0317 Педагогика дополнительного образования) и ставит вопрос о механизме совмещения со специальностями высшего профессионального образования (Педагогика балета). Особую озабоченность вызывает вытекающая из такой концепции Перечня необходимость автоматического присвоения квалификации «преподаватель» всем выпускникам балетных училищ. Практика же показывает, что педагог хореографии может получиться далеко не из каждого артиста балета. Кроме того, добавление этой квалификации повлечет за собой увеличение пси-
холого-педагогических дисциплин и может быть осуществлено только при сохранении базового уровня - «чистой» подготовки артиста балета. Базовый уровень образования сформировался и является самостоятельным уровнем образования, имеющим многолетнюю историю, выросшую из проверенных временем и практикой типовых учебных планов. Хотя, возможно, для регионов России, где нет высшего профессионального образования, повышенный уровень может быть полезен при подготовке преподавателей. Одним словом, вопрос этот требует глубокой проработки и обсуждения с участием самого широкого состава представителей средних учебных заведений.
Совместная работа представителей сузов и вузов нужна и потому, что в хореографическом образовании до сих пор не выстроена четкая система квалификаций и преемственность содержания в среднем и высшем образовании. Если бы это удалось осуществить при разработке стандартов третьего поколения, то можно было бы говорить о подступах системы к решению такого болезненного вопроса, как высшее образование бакалаврского уровня для артистов балета. Разговор об этом ведется уже более десятилетия. Пробная система подготовки артистов балета с высшим образованием начала действовать в Академии Русского балета с 2005 года. В рамках нормативов, установленных Министерством образования и науки, был разработан учебный план сокращенно-ускоренного обучения. Сегодня еще рано подводить итоги, но, думается, эта система будет востребована и региональными хореографическими училищами, где возможна ее реализация совместно с вузом близкого профиля (театрального или музыкального). Хотелось бы отметить также продуктивность применения двухуровневой системы образования в области хореографического искусства, как показывает практика Академии. Данная система (бакалавриат и магистратура) открывает возможности расширения количества программ, позволяет гибко учитывать требования рынка труда, служит увеличению спроса и контингента обучающихся.
Разработка ГОС третьего поколения ставит и проблему четкого разведения компетенций между средним и высшим образованием. Но об этом разговор дальше.
(Продолжение следует)
ГЛОССАРИЙ
основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки высшего профессионального образования;
направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки в обучении и воспитании;
профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержания;
компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества и, при необходимости, профессиональные инструменты для успешной деятельности в определенной области;
модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные на достаточном уровне компетенции.