Научная статья на тему 'Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 хореографическое искусство'

Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 хореографическое искусство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомкин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 хореографическое искусство»

A.B. Фомкин

ПРОЕКТ АКТУАЛЬНОГО НАБОРА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ДЛЯ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 070300 «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

Разведение компетенций между средним и высшим образованием в области хореографического искусства во многом зависит от осознания академическим сообществом такого методологического принципа, как «компетентностный подход». На нем хотелось бы остановиться подробнее. Компетентностный подход - один из актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы. Страны, усилия которых направлены на переустройство системы высшего образования по Болонскому типу, апеллируют к компетенциям и компетентностям как к ведущему критерию подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным и стереоскопичным условиям труда и социальной жизни. Если традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению обучающимися более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Компетентност-ный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

Данная тенденция переориентации образовательной парадигмы возникла еще до Болонских соглашений и носит объек-

тивный характер - характер вызова, который социальные и экономические изменения бросают системе образования. Так, Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года (к которой Россия присоединилась в 2000 году) сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвигала требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса, стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, и эта новая методология получила название компетентностного подхода.

Компетентностный подход в России имеет свою, «доболон-скую» историю, и, по мнению большинства специалистов, именно российский опыт в этом плане способен существенно обогатить практику Болонских реформ.

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это составляет специфику компе-тентностного подхода.

Из истории компетентностного подхода. Зарубежный опыт

Компетентностный подход апеллирует к современной парадигме междисциплинарных (постдисциплинарных) наук и образования. Поэтому не удивительно, что сам принцип компетенции зародился в рамках одной из конкретных наук и был впоследствии экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания включая педагогику. Его

возникновение принято возводить к исследованиям известного американского лингвиста Н. Хомского1. Хомский сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка, трансформационной (генеративной) грамматике. Он отмечал, что «...мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае <...> употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию <.. .> противопоставление, вводимое мною, связано с соссюровским противопоставлением языка и речи, но необходимо <...> скорее вернуться к гумбольдтовской концепции скрытой компетенции как системы порождающих процессов»2. Обратим здесь внимание на то, что именно «употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального. Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т. д., то есть связано с самим говорящим, с опытом самого человека.

В то же время в работе Р. Уайта «Motivation reconsidered: the concept of competence» (1959) категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию.

Проведенный Российским гуманитарным университетом3 анализ работ4 (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина,

A.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова,

B.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании.

Первый этап - 1960-1970 гг. - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов

языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).

Второй этап - 1970-1990 гг. - характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, <...> некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, <.. .> эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности».

Российские традиции

Еще за несколько лет до подписания Россией Болонской декларации в проектах государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного) общего образования появился и активно использовался термин «компетенции». Все чаще это понятие встречается в публикациях, посвященных вопросам модернизации начального и среднего профессионального образования.

Словом, многие почувствовали недостаточность триады «знания - умения - навыки» (ЗУН) для описания интегрированного результата образовательного процесса.

Компетенция - понятие, пришедшее в Россию (а впрочем, и в другие образовательные системы) из англосаксонской традиции образования. Может быть, и в самом деле, как это сегодня можно нередко видеть, иное «новое» в европейском образовании - это хорошо забытое «старое» советское. Вероятно, формирование моделей деятельности специалиста и разработка

профиля специалиста в исследованиях советских ученых (Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский), выполненные в системно-деятельностной методологии, были опережающими решениями отечественных методистов-исследователей.

Советская система профессионального образования имела и имеет по сей день немало своих сторонников и в России, и в образовательных системах ближнего и дальнего зарубежья.

Еще в 1980 году тогдашний министр высшего образования СССР В.П. Елютин говорил о резком снижении дескриптивных методов обучения, о высоком динамизме в мире профессий, потребности в создании новых форм высшего образования, о том, что исчерпали себя возможности экстенсивного подхода к формированию содержания высшего образования и, наконец, о необходимости рационального ограничения и концентрации учебной информации. Он же писал об эвристической ценности методов анализа рынков труда, о потребности в разработке методов моделирования профессиональной деятельности, с помощью которых выявляются предметная и функциональная стороны труда на обозримый прогнозируемый период, а на их основе разрабатывается система требований к профессиональному облику совокупного специалиста.

В те годы широко обсуждались проблемы быстрой адаптации выпускников к практической деятельности, а базисное образование интерпретировалось как предпосылка высокой адаптируемости. Была взята ориентация на широкий профиль и укрупнение специальностей. Впрочем, не следует забывать и о том, что еще в 1978 г. постановлением Совета Министров СССР введены квалификационные характеристики как попытка моделирования профессиональной деятельности. Десять лет спустя (1988) предпринимаются усилия по разработке нового поколения квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием и созданию фондов комплексных квалификационных заданий по специальностям высшей школы.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения, по мнению спе-

циалистов5, представляющие собой несомненный шаг вперед, не в меньшей мере означали шаг назад - утрату ряда стратегических методологических открытий советской высшей школы.

Отечественному высшему образованию всегда были присущи достаточно высокие нормы качества. ГОС ВПО первого и второго поколения имели в своем основании следующие принципы и идеи:

■ связь со сферой труда, что выражалось в попытках давать общую характеристику деятельности в той профессиональной области, где предполагалась работа выпускника;

■ достаточно развернутое (доведенное порой до излишней детализации и унификации) планирование содержания образования, особенно в том, что касается его фундаментальной направленности;

■ большой объем инвариантной части содержания образования, что отражало заботу о сохранении и развитии единого образовательного пространства в условиях известных тенденций децентрализации;

■ предметно-центрированная направленность содержания.

Новая, - как предполагается, компетентностная, - методология

разработки следующего поколения ФГОС ВПО потребует пересмотра ряда из этих принципов и будет означать известный возврат к продуктивным идеям советской высшей школы и диалогу с концепциями, разрабатываемыми в рамках Болонского процесса.

В соответствии с проектом макета ФГОС ВПО, разработанном Минобрнауки России, под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Рабочей группой УМО были сформированы следующие наборы компетенций бакалавра, которые предлагаются для обсуждения академическому сообществу.

Бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

а) социально-личностными и общекультурными (СЛК):

- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-2);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (СЛК-3);

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля (СЛК-4);

- готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (СЛК-5);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-6);

- осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (СЛК-7);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (СЛК-8);

- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (СЛК-9);

- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (СЛК-10);

- стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (СЛК-11);

- умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (СЛК-12);

- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-13) и т. д.).

б) общенаучными (ОНК):

- знает основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий (ОНК-1);

- знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОНК-2);

- знает основные положения, законы и методы естественных наук; способен на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира (ОНК-3);

- знает основные естественнонаучные законы, при необходимости умеет применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОНК-4);

в) инструментальными (ИК):

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка (ИК-1);

- способность работать с информацией из различных источников (ИК-2);

- способность пользоваться базовыми знаниями в области информатики и современных информационных технологий, создавать базы данных (ИК-3);

- способность использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, в компьютерных сетях, с программными средствами, в Интернете (ИК-4);

- способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ИК-5);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-6);

г) профессиональными:

- общими профессиональными (ОПК):

- наличие реалистических представлений о проблемах и трудностях профессий: танцовщика, преподавателя, репетитора, балетмейстера, менеджера, исследователя; о необходимом уровне художественных и иных требований к ним, наборе личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной карьеры (ОПК-1);

- широкие знания по гуманитарным, искусствоведческим (теоретическим) учебным дисциплинам и их разделам в контексте исторических, философских, культурных и социальных явлений (ОПК-2);

- интеллектуальное стремление к знаниям и наличие потенциала к продолжению художественной и творческой деятельности (ОПК-3);

- развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, способность работать и взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях, в том числе с партнерами в дуэте, в ансамбле, с обучающимися на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе (ОПК-4);

- готовность к сбору, обработке, анализу, синтезу и интерпретации информации для формирования суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам (ОПК-5);

- готовность к распознанию и идентификации на слух существенных компонентов музыкального языка, таких, как интервалы, ритм, тональность, размер, аккорды (ОПК-6);

- наличие представлений о процессе обучения хореографическому искусству (ОПК-7);

- знание хореографического репертуара (ОПК-8);

- готовность распознавать и анализировать музыкально-хореографическую форму (ОПК-9);

- наличие представлений о процессе создания хореографического произведения (ОПК-10);

- наличие представлений о менеджменте в искусстве, организационных и правовых аспектах деятельности творческой деятельности (ОПК-11).

- профильно-специализированными (ПСК) (в соответствии с видами деятельности):

а) творческо-исполнительская сценическая деятельность:

- готовность к внутреннему постижению музыкально-хореографического произведения и воплощению его в движении, хореографическом тексте, жесте, ритме, динамике (ПСК-1);

- наличие сформированных эффективных способов работы над хореографическим произведением, владение методами воплощения хореографического образа, наличие собственного исполнительского подхода к хореографии разных периодов и стилей (ПСК-2);

- наличие индивидуальной музыкально-пластической интонации, исполнительского стиля, широкий диапазон средств исполнительской выразительности (ПСК-3);

- практический опыт исполнения хореографического репертуара (ПСК-4);

- готовность запоминать музыкальный и хореографический материал и воспроизводить хореографические отрывки (ПСК-5);

- наличие артистизма, исполнительской воли, концентрации внимания и способности энергетически воздействовать на публику (ПСК-6);

- готовность видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей (ПСК-7);

- развитая музыкальность (ПСК-8);

- наличие уверенности и исполнительской свободы (ПСК-9);

б) репетиторская деятельность:

- наличие сформированных эффективных способов работы над хореографическим произведением, владение методами репетиционной работы с балетной труппой (хореографическим коллективом) (ПСК-10);

- готовность запомнить и стилистически верно воспроизвести текст хореографического произведения (порядок танцевальных движений), сочиненный хореографом (ПСК-11);

- готовность прочитывать ранее зафиксированное каким-либо способом нотации хореографическое произведение (ПСК-12);

- владение методикой преподавания хореографических дисциплин (ПСК-13);

в) педагогическая деятельность:

- широкие знания в области функционирования и управления системой образования (ПСК-14);

- широкие знания в области общей и специальной педагогики (ПСК-15);

- способность к воплощению в учебном процессе методик хореографической педагогики, наличие четких представлений о процессе обучения хореографии и видах хореографического образования (ПСК-16);

- умение выработать у обучающегося собственный исполнительский подход к хореографии разных периодов и стилей (ПСК-17);

- знание и практический опыт исполнения широкого хореографического репертуара (ПСК-18);

- способность запоминать музыкальный и хореографический материал и воспроизводить хореографические отрывки (ПСК-19);

- наличие педагогической воли и способности педагогически воздействовать на обучающихся (ПСК-20);

- способность видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки обучающихся (ПСК-21);

- способность оказать эмоциональную поддержку обучающимся в овладении профессией (ПСК-22);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность выполнять функции тьютора (ПСК-23);

г) балетмейстерская деятельность:

- способность к созданию хореографических произведений и преподнесению их зрителям в достойной художественной форме (ПСК-24);

- способность запомнить и стилистически верно воспроизвести текст хореографического произведения (порядок танцевальных движений), сочиненный хореографом (ПСК-25);

- способность реконструировать и воспроизвести текст и стиль хореографического произведения, сочиненного в прошлом (ПСК-26);

- способность прочитывать ранее зафиксированное каким-либо способом нотации хореографическое произведение (ПСК-27);

- способность разработать хореографическую часть сценарного плана драматического или музыкально-драматического спектакля, концертного номера (ПСК-28);

- способность исправить технические, стилевые и иные ошибки исполнителей (ПСК-29);

- владение методикой преподавания хореографических дисциплин (ПСК-30);

д) художественно-постановочная деятельность:

- владение основами рисунка, живописи, композиции на уровне среднего профессионального образования, чтобы иметь возможность свободно осуществлять свои замыслы, изображая любые пространственные формы: отдельные предметы, архитектуру, пейзаж, человеческую фигуру и т. д. (ПСК-31);

- способность к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного и театрально-декорационного искусства, используя чувственно-

художественное восприятие окружающей действительности, образное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства (ПСК-32);

- знание художественных материалов, техник и технологий, применяемых в творческом процессе художника и театрально-декорационной живописи (ПСК-33);

- обладание развитой зрительной памятью и творческим воображением, умением наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания станковых художественных произведений или решения проекта сценического оформления спектакля (ПСК-34);

- знание основных произведений драматургии как мирового, так и национального значения, особенностей развития русского и мирового театрально-декорационного искусства (ПСК-35);

- знание истории театрального искусства, истории костюма, культуры и быта, различных стилей театрально-декорационной живописи (ПСК-36);

- умение пользоваться архивными материалами и другими источниками при создании образного строя в оформлении спектакля (ПСК-37);

- владение техникой и технологией создания макета к спектаклю (ПСК-38);

- знание основных принципов светового оформления спектакля, способность использовать цвет и свет как средства театральной выразительности (ПСК-39);

- способность имитировать в оформлении спектакля различные живописные системы и стили (ПСК-40);

- способность понимать специфику творческой работы в составе постановочной группы с другими соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности (ПСК-41);

- владение основами театральной технологии, в соответствии с присваиваемой квалификацией (ПСК-42);

- опыт реализации проектов сценографии или создания сценических костюмов в профессиональном творческом коллективе (ПСК-43);

- понятие о дизайне средовых объектов и систем, процессе и методике средового проектирования, учете комплекса функциональных условий и эргономических требований при формировании образа среды (ПСК-44);

- умение использовать теоретические знания полученные в процессе изучения дисциплин специализации (ПСК-45);

- способность формулировать устно или письменно свой творческий замысел, идею авторского произведения и процесс его создания (ПСК-46);

е) организационно-управленческая деятельность:

- готовность самостоятельно осуществлять административно-организационную деятельность в области культуры и искусства на исполнительском уровне (ПСК-47);

- способность различать структурные составляющие (стороны, аспекты, свойства) процессов реализации на рынке художественной продукции: спектаклей, концертов, фестивалей, выставок и т. д. (ПСК-48);

- способность планировать отдельные разделы и части финансово-хозяйственной и рекламно-маркетинговой деятельности, связанной с реализацией культурных проектов и мероприятий, и осуществлять эту деятельность, в том числе проводить изготовление и размещение рекламной продукции; осуществлять обеспечение материально-техническими ресурсами, включая руководство соответствующими службами, культурных мероприятий и проектов; проводить распределение и учет финансовых ресурсов, выделенных на осуществление проекта, участвовать в обеспечении финансирования (участвовать в фандрейзинговой кампании) по поддержке творческих организаций и проектов; планировать и осуществлять мероприятия по реализации билетов на культурные мероприятия, а также осуществлять другую деятельность по планированию и осуществлению отдельных направлений по производству и реализации художественной продукции (ПСК-49);

- способность использовать механизмы формирования художественных потребностей различных общественных слоев и групп (ПСК-50);

- способность использовать в культуре и искусстве рекламно-маркетинговые инструменты и способы деятельности (ПСК-51);

- способность использовать связи с общественностью и СМИ для продвижения на рынке культурной продукции (ПСК-52);

- знать специфику финансирования культурных проектов, уметь грамотно использовать имеющиеся финансовые и материальные ресурсы (ПСК-53);

- способность взаимодействовать с художественным руководством творческой организации (театра, музея, выставки, фестиваля, концертной организации и т. д.) в целях оптимизации ее финансово-хозяйственной деятельности (ПСК-54);

- способность координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПСК-55);

ж) культурно-просветительская деятельность:

- способность к проведению экскурсий, выступлению с общедоступными лекциями, сообщениями по истории и теории хореографического искусства, хореографического образования, по проблемам развития хореографического искусства и образования (ПСК-56);

- способность подготовить содержательно и оформить технически выставку, экспозицию по тематике хореографического искусства (ПСК-57);

- способность дать профессиональную консультацию по проблемам хореографического искусства (ПСК-58);

- способность написать сценарий телевизионного фильма, посвященного вопросам хореографического искусства (ПСК-59).

УМО будет признательно представителям академического сообщества за конструктивную помощь в совершенствовании предложенного набора компетенций.

Основные итоги и хронология работы УМО по образованию в области хореографического искусства

Деятельность УМО по образованию в области хореографического искусства следует рассматривать в русле системных изменений последних десятилетий. До 1990-х годов в отечественной системе хореографического образования не имелось профильных балетных вузов. Хореографические училища, выпускавшие артистов балета, относились к среднему профессиональному образованию. Специальности высшего хореографического образования, ведущие свою историю с конца 1950-х годов, реализовывали непрофильные, близкие по направленности вузы - театральные институты и консерватории. В начале 1990-х Ленинградское и Московское хореографические училища вошли в вузовскую систему, породив совершенно новый тип учебных заведений - профильный балетный вуз. Они стали центрами, формирующими новый виток развития хореографического образования в нашей стране. Созданию УМО предшествовала деятельность Учебно-методического Совета по хореографическому образованию, руководила которым ректор Московской академии С.Н. Головкина. С создание УМО главной его задачей стало проведение работы по переходу хореографического образования на двухступенчатую систему подготовки. Инициатива в этом вопросе исходила от Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, которая еще в 1995 году предложила на рассмотрение Минкультуры России первый учебный план подготовки бакалавров — артистов балета. Значительным итогом работы УМО стала разработка ГОС ВПО второго поколения и примерных учебных программ к ним. Впервые хореографическое образование в России получило полноценное методическое обеспечение. В настоящее время ведется активная работа по созданию ФГОС ВПО третьего поколения, достигнуто согласованное решение о переходе хореографического образования на двухуровневую модель подготовки. На повестке дня проведение 1 Международной конференции «Хореографическое

образование: Россия - Европа. Современное состояние и перспективы», посвященной 270-летию Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой. Приводимая ниже хронология подводит итог работе УМО последних лет и отмечает основные вехи его становления в АРБ имени А.Я. Вагановой.

■ 1991 год - Ленинградское государственное академическое хореографическое училище имени А.Я. Вагановой преобразовано в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой; Московское академическое хореографическое училище преобразовано в Московскую осударственную академию хореографии. 24.01.1995 - указ Президента РФ о включении АРБ им. А.Я. Вагановой в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

■ 16-19.06.1996 - международный семинар «Методика А.Я. Вагановой и современный учебный процесс». По предложению Л.Н. Надирова создан Международный учебно-методический центр хореографического образования по сохранению и развитию наследия А.Я.Вагановой (председатель И.Д. Бельс-кий) (АРБ).

■ 17.03.1998 - заседание Учебно-методического Совета. Утверждение проекта ГОС ВПО специальности «История и теория хореографического искусства» (МГАХ).

■ 23.11.1999 - заседание Учебно-методического Совета по хореографическому образованию. Приказом Минкультуры России (10.12.1999) Учебно-методический Совет по хореографическому образованию преобразован в УМО по образованию в области профессионального хореографического искусства, созданы УМСы по высшему и среднему образованию. Сопредседатели - С.Н. Головкина, Л.Н. Надиров.

■ 18.05.2000 - заседание Президиума и Совета УМО (АРБ).

■ 22-23.11.2000 - всероссийское совещание УМО по хореографическому образованию: принят за основу ГОС СПО 0506 Хореографическое искусство (базовый уровень), утверждено Положение об УМО, начата разработка Положения о нетиповом образовательном учреждении (АРБ).

■ 1-3.11.2001 - заседание Президиума и Совета УМО. Рассмотрение проблемы построения непрерывного образования в области хореографии. Заседание УМСов по высшему и среднему хореографическому образованию (АРБ).

■ 21.03.2002 - заседание Президиума и Совета УМО. Рассматривалась Концепция художественного образования в России, основные принципы нетипового образования в области балета (МГАХ).

■ Приказами Минобразования России (14.04.2003 №1578), Минкультуры России (18.112003 .№1564; 4.12.2003 .№1638) УМО разделено на два базовых вуза. За АРБ (ректор Л.Н.Надиров) закреплены направление подготовки 070300 «Искусство балета» (бакалавр, магистр), специальности 070304 «Педагогика балета», 070305 «История и теория хореографического искусства (балетовед)»; за МГАХ (ректор М.К.Леонова) специальности 070303 «Искусство хореографа», 070301 «Хореографическое исполнительство», 070305 «История и теория хореографического искусства» (менеджер исполнительских искусств).

■ 15.11.2002 - заседание Президиума и Совета УМО (АРБ).

■ 11.12.2002 - заседание Президиума УМО (МГАХ).

■ 15.01.2003 - заседание Президиума УМО (МГАХ).

■ 7.02.2003 - заседание Президиума УМО (МГАХ).

■ 8-9.09.2003 - заседание Президиума УМО и Совета УМО (АРБ).

■ 12.11.2004 - заседание Совета УМО (АРБ).

■ 9.03.2004 - приказом Минобразования России (№1184) создан Координационный совет по образованию в области культуры и искусства (председатель Л.Н. Надиров).

■ 5.05.2004 - Минобразованием России введен ГОС ВПО повышенного уровня по специальности «Хореографическое искусство».

■ 11.11.2004 - совещание-семинар по вопросам введения и реализации ГОС ВПО в области культуры и искусства (СПб университет технологии и дизайна).

■ 12.11.2004 - заседание Совета УМО (АРБ). В УМО приняты вузы, реализующие ГОС ВПО «Народное художественное

творчество» (хореографический профиль) и направление «Художественное образование» (хореографический профиль). Внесено предложение о введении дополнительных квалификаций в стандарт СПО Хореографическое искусство. Утверждено Положение о платных услугах УМО.

■ 22-24.09.2005 - семинар-совещание для руководителей средних учебных заведений «Современные проблемы хореографического образования», посвященное перспективам вхождения хореографических училищ в систему высшего образования (АРБ).

■ 20.11.2005 - совещание Совета УМО по проблемам преподавания современного танца. Создан УМС по современному танцу (АРБ).

■ 17.12. 2005 - заседание Президиума УМО, посвященное переходу хореографического образования на двухуровневую модель подготовки (бакалавр-магистр) (Роскультура).

■ 27.02-4.03.2006 - Международный семинар-конференция «Теория хореографического искусства: подходы к формированию». Рассмотрены современные проблемы преподавания общепрофессиональных (искусствоведческих) дисциплин в системе хореографического образования (АРБ).

■ 19-24.03.2007 - семинар-совещание «Организация сценической практики в младших и средних классах хореографических учебных заведений» (АРБ).

■ 14-15.05.2007 - заседание Совета УМО, посвященное разработке проекта ФГОС ВПО 3 поколения по направлению Хореографическое искусство. Решением УМО разведены предметные области «искусство балета» и «искусство танца» (АРБ).

■ 15.10.2007 - создание Ассоциации учебных заведений культуры и искусства (РАМ им.Гнесиных).

■ 29-30.10.2007 - заседание Президиума УМО, посвященное рассмотрению проекта ФГОС ВПО 3 поколения по направлению Хореографическое искусство и проекта перечня СПО (АРБ).

■ 29-30.10.2007 - заседание Совета УМО, посвященное рассмотрению проекта ФГОС ВПО по направлению Хореографическое искусство (АРБ).

■ 20.12.2007 - издан приказ Минобрнауки России об утверждении нового перечня СПО. Направление Хореографическое искусство разделено на специальности «Искусство балета», «Искусство танца».

ПРИМЕЧАНИЯ

'См.: Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40 с.; Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 200S. - 114 с.

2Цит. по: Зимняя И.А. Указ. соч. - С. 13.

3 Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. РГГУ. - М., 200S.

4 См. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003. - №S. - С. 34-42.

5 Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути. - М., 200S. - С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.