ствующем языковом опыте человека. Иными словами, концепты пробуждают способность к внутреннему диалогу в душе самого человека. Русские культурные концепты (простор, воля, правда, совесть, тоска, грусть, удаль, вера, любовь) концентрируют в себе глубокий и неоднозначный смысл, но благодаря особой «эмоциональной ауре» помогают осознать человеческую и культурную общность. По мнению Д. С. Лихачева, русский язык много потерял в сфере концептов и оценок в результате отмены изучения церковнославянского языка и богослужебных текстов, так как церковнославянские слова были для русских людей постоянным источником обогащения концептосферы.
Таким образом, филолог, исследуя памятник письменности как элемент духовной культуры человека, общества, исторической эпохи по символам-концептам, «культурным маркерам», должен научиться опознавать в этом тексте характерный для данной общности человеческий опыт, фиксирующий отношение людей к духовным ценностям, и создавать целостный образ духовной культуры данного общества.
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.
2. Гиндин С. И. Введение в общую филологию: Учебная программа. М., 1998.
3. Кузенная Т. Ф. Направления фундаментализации высшего филологического образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 4: Сер. Педагогические и психологические науки. Калининград, 2007. С. 66-69.
4. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
Об авторе
Т. Ф. Кузенная — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
73
УДК 378:792.8
А. В. Фомкин
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИКА ХОРЕОГРАФИИ»
В ГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Освещаются отдельные результаты научных исследований по проблеме разработки государственных образовательных стандартов третьего поколения в области хореографического искусства в свете требований Болонской декларации.
In this article I gave the most significant results of the scientific research about the problem of corresponding the development of State
74
Educational Standards of third generation in choreography with the Bolognian declaration needs.
Вхождение России в европейское образовательное пространство и связанная с этим модернизация российского образования поставили перед Учебно-методическим объединением по образованию в области хореографического искусства задачу многосторонней и углубленной ревизии накопленного опыта.
Практика работы УМО последних лет показывает, что программа подготовки педагогов хореографии является самой востребованной. При этом действующий Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 4 от 12 января 2005 года, в числе образовательных программ направления 070300 «Искусство балета» предполагает только одну педагогическую специальность — 070304 «Педагогика балета», ранее именовавшуюся «Педагогика хореографии». Название было изменено в 2002 году при разработке стандартов второго поколения. Этому предшествовала широкая дискуссия в Учебно-методическом объединении. Часть вузов требовала введения в специальность наряду с педагогом балета второй квалификации — педагог бального танца. Правомочность этого подвергалась сомнению, ибо бальный танец в своей технике и эстетике инороден по отношению к балету, и его преподавание должно осуществляться в рамках иных направлений подготовки. И все же в начале 2003 года был утвержден стандарт специальности 050700 «Педагогика балета» с двумя квалификациями: педагог-балетмейстер и педагог бального танца [1]. Таким образом, уже тогда стала очевидна потребность в существенном расширении количества педагогических программ в области хореографии. Удовлетворить ее должны стандарты третьего поколения.
Основой для их разработки стал комплекс практических мероприятий, реализованных за прошедшие годы УМО, а также научные исследования, выполненные в рамках ряда проектов аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Данная статья имеет своей целью познакомить широкое академическое сообщество с некоторыми их результатами.
Впервые была установлена и закреплена терминология хореографического образования. Разведены понятия «хореография» и «балет». В соответствии с глоссарием УМО понятием «хореография» было обозначено танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях, в то время как понятием «балет» — высшая форма хореографии; вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах [2, с. 42]. Высшая — значит более совершенная, сложная, требующая долгого обучения и доступная далеко не всякому желающему танцевать. Таким образом, произведено разделение всего пространства хореографического образования на две части: балет и танец.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Болонской декларации в системе образования Российской Федерации на 2005 — 2010 годы, утвержденном Министерством образования и науки РФ, раз-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 71- 79.
работка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования намечена на 2007—2008 годы. Обязательной частью этой работы должны стать разработка и принятие в 2008 году квалификационных (профессиональных) стандартов по должностям в сфере хореографического искусства. Весной 2007 года Минобрнауки РФ завершило разработку нормативной правовой документации — макетов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Примерной основной образовательной программы (ПООП), Примерной программы дисциплины (ППД). Разработка макета стандарта велась в несколько этапов, в каждом из которых принимали участие члены УМО по образованию в области хореографического искусства. Начальный этап работы проходил в рамках научных проектов Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации (2005—2006 годы), выполненных рядом ведущих вузов России, в частности Московским государственным университетом и Московским текстильным университетом им. Косыгина. Результаты проектов обсуждались на научно-методологических семинарах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов под руководством В. И. Байденко (сайт — www.rc.edu.ru). Для разработки проекта макета стандарта и Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО 20 февраля 2006 года была создана Рабочая группа Минобрнауки РФ под руководством Н. М. Розиной, завершившая эту работу 1 июля 2006 года. Проект ФГОС СПО был одобрен на Совете по государственным образовательным стандартам профессионального образования 2 октября 2006 года. Проект ФГОС ВПО был одобрен на Совете по государственным образовательным стандартам профессионального образования 2 апреля и 4 мая 2007 года. Макет ФГОС ВПО был утвержден на Коллегии Минобрнауки РФ 1 февраля 2007 года. Координационный совет УМО и НМС дал поручение УМО начать разработку ФГОС третьего поколения 26 марта 2007 года.
На основе нормативных документов Минобрнауки УМО сформулировало методологию разработки Федеральных государственных образовательных стандартов в области хореографического искусства, включающую следующие принципы:
— участие в разработке работодателей и в связи с этим: формирование терминологической базы направления хореографическое искусство, содержательное разведение областей в области хореографического искусства, анализ тарифно-квалификационных характеристик, приведение перечня квалификаций в стандартах в примерное соответствие с наименованиями ключевых должностей в области хореографии;
— компетентностный подход — выявление актуального состава компетенций в области хореографического искусства;
— студентоцентрированное обучение — обеспечение допустимой свободы учебных заведений в формировании программ, создание механизмов контроля качества и системы оценок при процедурах аттестации, разработка оценочных средств;
— кредитно-модульная структура и введение системы зачетных кредитных единиц;
75
76
— создание условий для введения приложения к диплому европейского образца.
В соответствии с решениями УМО и макетом ФГОС ВПО третьего поколения при переходе на уровневое высшее образование специальность 070300 «Педагогика балета» должна стать одной из программ направления подготовки «Хореографическое искусство». На основе анализа ГОС ВПО первого и второго поколений и тарифно-квалификационных характеристик Рабочей группой УМО были сформулированы следующие задачи преподавательской деятельности для уровня бакалавриата:
— обучение хореографическому искусству учащихся учебных заведений дополнительного и среднего профессионального образования;
— проведение групповых занятий с обучающимися на высоком научном и методическом уровне;
— проведение индивидуальных занятий с обучающимися, организация и контроль их самостоятельной работы;
— развитие у учащихся самостоятельности, самостоятельного и независимого от преподавателя мнения, развитие способности к самообучению на протяжении всей творческой карьеры;
— использование наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
— формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков, подготовка обучающихся к применению полученных знаний в практической деятельности;
— участие в разработке образовательных программ, несение ответственности за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
— обеспечение качества образования своих выпускников;
— соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважение человеческого достоинства, чести и репутации;
— обеспечение выполнения учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе и во время прохождения производственной практики;
— проведение воспитательной работы с обучающимися;
— повышение своей профессиональной квалификации [3, с. 18].
Затем на той же основе были выявлены задачи профессиональной
деятельности для магистров:
— осуществление функций тьютора;
— обучение хореографическому искусству учащихся учебных заведений дополнительного, среднего и высшего профессионального образования;
— реализация образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам профессионального образования в области хореографического искусства;
— проектирование, разработка и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, индивидуальных и групповых, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
— развитие у учащихся самостоятельности, самостоятельного и независимого от преподавателя мнения, развитие способности к самообучению на протяжении всей карьеры;
— использование наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
— формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков, подготовка обучающихся к применению полученных знаний в практической деятельности;
— проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработка рекомендаций по их разрешению;
— анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
— обеспечение качества образования своих выпускников;
— использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
— соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважение человеческого достоинства, чести и репутации;
— обеспечение выполнения учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе и во время прохождения производственной практики;
— проведение воспитательной работы с обучающимися;
— воспитание и интеллектуальное развитие личности;
— повышение своей профессиональной квалификации [3, с. 20].
Разведение по уровням образования задач преподавательской деятельности было достигнуто ориентацией бакалавра на преподавание в дополнительном и среднем профессиональном образовании, магистра
— в высшем профессиональном образовании. Кроме того, в перечень задач магистра заложены новые для отечественной системы образования функции — тьютора, то есть профессионального наставника, организатора и консультанта жизнедеятельности студента (особенно в части его обучения самостоятельному решению задач образования, формированию индивидуальной образовательной траектории). Различие задач породило и разноуровневый набор компетенций. Для бакалавра:
а) общие профессиональные:
— наличие реалистических представлений о проблемах и трудностях профессий: танцовщика, преподавателя, репетитора, балетмейстера, менеджера, исследователя; о необходимом уровне художественных и иных требований к ним, наборе личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной карьеры;
— широкие знания по гуманитарным, искусствоведческим (теоретическим) учебным дисциплинам и их разделам в контексте исторических, философских, культурных и социальных явлений;
— интеллектуальное стремление к знаниям и наличие потенциала к продолжению художественной и творческой деятельности;
— развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, способность работать и взаимодействовать с другими людьми в раз-
77
78
личных ситуациях (в том числе с партнерами в дуэте, в ансамбле, с обучающимися на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе);
— готовность к сбору, обработке, анализу, синтезу и интерпретации информации для формирования суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам;
— готовность к распознанию и идентификации на слух существенных компонентов музыкального языка, таких, как интервалы, ритм, тональность, размер, аккорды;
— наличие представлений о процессе обучения хореографическому искусству;
— знание хореографического репертуара;
— готовность распознавать и анализировать музыкально-хореографическую форму;
— наличие представлений о процессе создания хореографического произведения;
— наличие представлений о менеджменте в искусстве, об организационных и правовых аспектах деятельности творческой деятельности.
б) профессионально-профилированные:
— широкие знания в области функционирования и управления системой образования;
— широкие знания в области теории общей и специальной педагогики;
— готовность к воплощению в учебном процессе методик хореографической педагогики, наличие четких представлений о процессе обучения хореографии и видах хореографического образования;
— умение выработать у обучающегося собственный исполнительский подход к хореографии разных периодов и стилей;
— знание и практический опыт исполнения широкого хореографического репертуара;
— готовность запоминать музыкальный и хореографический материал и воспроизводить хореографические отрывки;
— наличие педагогической воли и способности педагогически воздействовать на обучающихся;
— готовность видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки обучающихся;
— готовность оказать эмоциональную поддержку обучающимся в овладении профессией [3, с. 25].
Для магистра:
а) профессиональные:
— демонстрировать готовность к созданию различных продуктов в сфере хореографического искусства (хореографических произведений, учебников, программ, статей, монографий и т. д.) и умение преподнести их в доступной для восприятия форме (зрителям, читателям, учащимся);
— глубокие знания в области методики и хореографической педагогики, о процессе обучения хореографии, наличие представлений о развитии теоретической мысли в этой области наряду со способностью критически оценивать и осмысливать собственную педагогическую деятельность;
— педагогическая убежденность, высокая степень интеллекта и способность увлечь учеников или исполнительский коллектив в процессе работы над хореографическим произведением в целях наиболее полного художественного и технического освоения ими хореографического текста;
— способность структурировать проблемы саморазвития обучающихся, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы;
— анализировать индивидуальные особенности обучающегося и возможности устранения его неуспешности;
— участвовать в жизнедеятельности студенческого сообщества и видеть пути его сплочения;
— критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт коллег в целях развития студенческого сообщества;
— владеть рефлексивными методами и приемами психотерапевтической работы;
— ясно выражать свои мысли и терпеливо слушать других; общаться с детьми и взрослыми на позициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии;
— спокойно разрешать конфликты, используя принцип «оба правы» в спорных вопросах;
— строить взаимодействие на основе договорных отношений; воспринимать деятельность детей и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами;
— содействовать сотрудничеству во взаимоотношениях разных уровней («преподаватель — родитель», «преподаватель — студент», «родитель — ребенок», « преподаватель — воспитатель»);
— корректно строить взаимодействие с «проблемными», социально дезадаптированными детьми и использовать знание психологии межличностного общения;
— участвовать в реализации запланированной деятельности;
— видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности;
— находить наилучшие способы работы и доводить дело до результата;
— видеть, поддерживать и объединять цели разных людей в интересах общего дела;
— при необходимости брать ответственность на себя, если того требует ситуация;
— определять возможные точки личностного роста студента;
— предвидеть результаты педагогических ситуаций;
— уметь выстраивать динамику развития детского сообщества и воспитательного действия;
— прогнозировать перспективы деятельности обучающегося и его личностный рост; предвидеть реакции обучающегося на те или иные педагогические действия [3, с. 28].
При формировании модулей специального цикла программы обучения преподавателей хореографии на бакалаврском уровне ставилась задача максимального расширения спектра образовательных программ в области хореографической педагогики и удовлетворения потребно-
79
80
стей вузов. В настоящее время разработаны проекты следующих модулей: преподаватель балета, преподаватель бального танца, преподаватель народного танца, преподаватель современного (модерн) танца. Фундаментальной базой данных модулей (общепрофессиональный цикл) должно стать изучение историко-искусствоведческих дисциплин: истории хореографического и изобразительного искусств, драматического театра, истории и теории музыки, основ режиссуры, анатомии, физиологии и основ хореографической медицины [3, с. 41]. Объем цикла 50 — 60 кредитных единиц, из них 20 — 30 — вариативная часть, устанавливаемая вузом. В качестве проектов предлагаются следующие варианты дисциплинарного наполнения модулей специального цикла (объем модуля 45 кредитных единиц):
— преподаватель балета: методики преподавания классического, характерного, исторического, дуэтно-классического, современного (модерн) танцев, актерского мастерства, история и теория балетной педагогики, управление образовательными системами в хореографии, возрастная психология и педагогика;
— преподаватель бального танца: методики преподавания классического, дуэтного, народно-сценического, историко-бытового, бального танцев (европейская и латиноамериканская программы), композиция историко-бытовых и бальных танцев, современные направления танцевального искусства, актерское мастерство и основы балетной режиссуры, анализ танцевальной музыки;
— преподаватель народного танца: методики преподавания классического, дуэтного, народного, историко-бытового танцев, композиция народного танца, современные направления танцевального искусства, актерское мастерство и основы режиссуры, история и теория народной художественной культуры, этнография и танцевальный фольклор народов России, основы хореографической драматургии;
— преподаватель современного (модерн) танца: методика преподавания танца-модерн, основы методик преподавания классического, дуэтного, народного, историко-бытового танцев, хореографическая композиция, пантомима, йога, восточные двигательные техники, телесноориентированные формы психотерапии [3, с. 49].
Россия обладает уникальной, складывавшейся десятилетиями системой хореографического образования, ныне переживающей очередной виток своего развития и совершенствования. Многое в ней, относящееся к ценным достижениям прошлого, необходимо сохранить, адаптировав к реалиям рыночной экономики, а также обогатить инновациями, диктуемыми современным уровнем развития хореографического искусства. Это позволит российской системе хореографического образования без утрат влиться в единое образовательное пространство Европы. Остается надеяться, что продолжающаяся разработка государственных образовательных стандартов третьего поколения послужит этому благому делу.
Список литературы
1. Специальность 050700 «Педагогика балета». Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. М., 2003.
2. Балет. Энциклопедия. М., 1980.
3. Отчет по проекту: «Разработка научных принципов, структуры и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ первого и второго уровней в области искусства и культуры на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры подготовки». Научный руководитель — проф. В. М. Юрьев ГОУ ВПО ТГУ им. Г. Р. Державина. 2006.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
5. Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении — описание, опыт, примеры: Пособие. Европейский фонд образования. Т. 2. Июль 1999 г.
6. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М., 2004.
7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
8. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
9. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
Об авторе
А. В. Фомкин — доц., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, УМО по образованию в области хореографического искусства.
81
УДК 811.111: 37.016
Н. В. Чичерина
ПРОБЛЕМНЫЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОЙ РЕКЛАМЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В контексте реализации проблемного подхода к обучению иностранным языкам рассматривается возможность использования рекламных медиатекстов для разработки учебных заданий проблемного характера. Предлагается типология таких заданий, соответствующая структуре рекламного сообщения.
The article is written in the context of the problem-solving approach to the process of foreign language teaching. The author examines the possibilities of devising problem-solving tasks with the use of advertisements. The typology of such tasks suggested in the article is based on major components and characteristics of advertising media texts.