I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
РОССИЯ И ЕВРОПА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ» В АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА
28-30 апреля 2008 г. в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошла Первая международная научно-практическая конференция «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы», приуроченная к 270-летию Академии. Конференция была посвящена сопоставлению систем хореографического образования в России и Европе и анализу включения Российского хореографического образования в Болонский процесс.
Темы докладов конференции:
Вера Алексеевна Дорофеева,
ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, профессор
Алтынай Абдуахимовна Асылмуратова, художественный руководитель Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, народная артистка Российской Федерации, профессор «К 270-летию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой»
Марина Константиновна Леонова,
ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка России, профессор
«От школы зависит театр будущего (Московская балетная школа в эпоху перемен)»
Алексей Викторович Фомкин,
проректор по учебно-методической работе и УМО Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, доцент
«Структура Российского хореографического образования»
Имре Доже,
президент Венгерского союза театральных деятелей, профессор Венгерской Академии танца
«Классическое балетное образование в ХХ1-м веке живой организм или музейный экспонат?»
Кристин Мелдаль,
заведующая кафедрой хореографии Национальной Школы современного танца (Дания)
«Хореографическое образование история методология и видение будущего. На примере Национальной школы современного танца»
Джейсон Бичи,
ректор Школы Палукки (Дрезден)
«Болонский процесс и «Палукка Шуле» Дрезден: союзники или противники?»
Риитта Вайнио,
хореограф, танцор, педагог (Хельсинки)
«Роль частных школ в развитии высшего хореографического образования в Финляндии»
Ангелус Иван,
Ректор Академии современного танца (Будапешт)
«Будущее танцевального образования. Рождение нового танца из новой танцевальной педагогики»
Гунн Роман,
преподаватель современного танца Университета танца (Стокгольм)
«Обучение преподавателей современного танца»
Беата Шанда,
Венгерская Академия танца
«Введение двухуровневой системы в Венгерской танцевальной академии»
Николь Хайтзингер,
преподаватель Австрийского государственного университета (Зальцбург)
«Презентация проекта виртуального университета хореографии»
Маргарита Мойжес,
продюсер современного танца (Германия)
«Проблема профессионализма в сфере современного танца»
Олег Сулименко,
педагог, хореограф, танцор «Брукнер университета» (Линц)
«О самообразовании в области современного танца»
Лиза Пентти,
Педагог Хельсинской театральной академии, директор танцевальной компании «Лиза Пентти и Ко» (Финляндия)
«Анатомические понятия как источник движения. Использование анатомических представлений в процессе танцеобразо-вания»
Педро Корнейро,
президент Национальной консерватории (хореографического училища), (Португалия)
«Танцевальное образование сегодня»
Малькольм Маннинг,
педагог, исследователь, танцор (Великобритания-Финляндия)
«Применение техник «соматик» в образовательном процессе»
Вячеслав Михайлович Исаков,
проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, к.т.н., профессор
«Отличительные признаки хореографического образования как системы нетипового обучения и воспитания»
Евгений Александрович Демидов,
заместитель директора по учебной работе Казанского государственного хореографического училища
«Психолого-педагогическая компетентность специалиста как средство обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда»
Татьяна Александровна Филановская, преподаватель Владимирского государственного педагогического университета, к.п.н.
«Методологические принципы и содержание хореографического образования»
Алексей Владимирович Малахов,
артист Санкт-Петербургского академического театра оперы и балета «Михайловский», преподаватель, аспирант Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
«Творческая личность: особенности подготовки выпускников хореографических вузов в момент перехода от завершения обучения к началу работы в театре»
Дмитрий Григорьевич Самылов,
преподаватель Екатеринбургского государственного театрального института
«Проблемы профессионального хореографического образования в Екатеринбурге»
Лев Владимирович Шульман, продюсер современного танца
«Хореографические училища России как потенциальная база для развития отечественного современного танца»
Галина Станиславовна Фешкова,
Директор Института искусств, Кемеровский государственный университет культуры и искусств
«Сохранение и повышение качества образования как приоритетное направление и развития Института хореографии Кем-ГУКИ»
Виктор Андреевич Тейдер,
старший научный сотрудник Центра научных исследований и мониторинга учебного процесса Московской государственной Академии хореографии, профессор, к.и.
«Специфика научной работы в хореографическом образовании»
Доржо Васильевич Дугаржапов,
директор Института танца, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
«Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития интеграционных процессов»
Альфия Наилевна Рахимле
преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств
«Технология творчества как метод формирования мировоззрения хореографа»
Нина Владимировна Литварь,
профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, к.и.
«Проблемы послевузовского хореографического образования»
Валентина Николаевна Пономаренко,
заведующая кафедрой хореографии Самарского государственного педагогического университета, директор Самарской государственной хореографической школы-десятилетки
«Хореографическое образование в Самаре: тенденции развития»
Вадим Галустович Каспаров,
директор танцевальной компании Н. Каспаровой, Каннон Данс Центр
«Из опыта работы Каннон Данс Центра (Санкт-Петербург)»
Борзенко Ирина Александровна,
заведующая кафедрой иностранных языков Московской государственной Академии хореографии, доцент, к.ф.н.
«Тенденции развития интернациональных балетных терминов в русском языке»
Вера Михайловна Дмитриева,
руководитель школы танца «Аврора», Культурно-досуговый центр при администрации Василеостровского р-на СПб
«К вопросу о духовно-нравственной составляющей хореографического искусства»
Татьяна Алексеевна Казаринова,
профессор кафедры хореографии Пермского института искусства и культуры
«Хореографическое образование. Проблемы и достижения»
Резолюция I Международной конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы»
Участники I Международной конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы» отметили выдающуюся роль, которая исторически принадлежит Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в формировании российской системы хореографического образования, её значительное влияние на балетное образование
Европы, США и других государств. Важная роль принадлежит Агриппине Яковлевне Вагановой, создателю первой системной и научно обоснованной методики классического танца. Академия Русского балета, носящая имя А.Я. Вагановой, и сегодня является хранителем и продолжателем традиций классической балетной школы. В целом, участники конференции выражают удовлетворение работой конференции, плодотворностью состоявшихся дискуссий и их организационно-методическим уровнем.
Участники конференции выражают серьёзную обеспокоенность отменой отсрочек от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства. Отмена отсрочек для артистов балета может негативно отразиться на дальнейшем развитии балетного искусства в стране. В этой связи участники конференции просят правительство Российской Федерации и Министерство культуры и массовых коммуникаций обратить внимание на эту проблему и внести соответствующие поправки в законодательство Российской Федерации.
Исторические традиции балетного образования в России восходят к деятельности европейских танцмейстеров и мастеров театрального танца, заложивших основы профессионального хореографического образования. Основой успешного функционирования созданной ими системы обучения стал тесный контакт школы и театра, до революции находившихся в ведении Дирекции Императорских театров. В советскую эпоху связь школы и театра сохранилась, несмотря на то, что школа, ставшая техникумом (а затем училищем), была включена в государственную систему образования. Подготовка танцовщиков стала последовательной, системной и методически обоснованной. Артисты балета получают государственный диплом. Советская эпоха обогатила балетное образование практически и научно обоснованным методом обучения классическому танцу, разработанным А.Я. Вагановой. В 1930-е годы в Ленинградской балетной школе были заложены основы хореографической науки. Синтез этих достижений сформировал уникальную систему подготовки артистов балета, которой славится Россия.
К началу 1990-х годов в СССР действовало 14 хореографических училищ.
Вызовы современности - глобализация, либерализация общества, гуманизация образования, интеграция с Европейской системой образования и Болонский процесс - ставят хореографическое образование перед необходимостью дать адекватный ответ запросам времени.
Сравнение структуры подготовки артистов балета в России с европейскими аналогами показало, что ключевой особенностью российского хореографического образования является соединение программ подготовки артистов балета, педагогов и балетмейстеров с уровневой структурой системы профессионального образования, в то время как в Европе данные программы не являются уровнем образования.
Значительным достижением российского хореографического образования является система подготовки артистов балета в среднем профессиональном образовании, высокое качество которой обеспечивается следующими особенностями:
- ранней профессионализацией: приемом детей на профессиональное обучение балету в десятилетнем возрасте;
- сохранившейся связью учебных заведений с работодателем - государственным театром через организацию сценической практики обучающихся с детского возраста;
- соединением единого цикла программ общего и профессионального образования и их интегрированная реализация в учебных заведениях;
- наличием конкурсного отбора при приеме и переводе обучающихся из класса в класс с отчислением по физическим параметрам;
- наличием метода последовательного обучения классическому танцу, созданного А.Я. Вагановой и не существующего в Европе.
Указанные особенности по ряду параметров не вписываются в существующие нормативы системы образования, что позволяет отнести подготовку танцовщиков к специфическим «нетиповым» видам образования.
Участники конференции отмечают, что актуальной задачей сегодняшнего дня является законодательное закрепление указанных особенностей и призывают Министерство культуры, Министерство образования и науки, региональные органы управления культурой и образованием содействовать решению данной проблемы.
Участники конференции отмечают, что сохранение традиции подготовки артистов балета в новых, значительно изменившихся социальных и политических обстоятельствах может быть обеспечено только при следующих условиях:
- если будут усовершенствованы механизмы взаимосвязи хореографических училищ и театра;
- если будет разработана система полноценной юридической, психологической и педагогической защиты отчисляемых детей;
- если при подготовке артистов балета в целях компенсации издержек ранней профессионализации будут разработаны и внедрены модели психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации учебного процесса.
Решение этих задач невозможно без глубокой, научной проработки проблем хореографического образования. Учитывая исключительную роль, которую сыграла Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в становлении системы хореографического образования, участники конференции одобрили создание на ее базе Научно-исследовательского института проблем хореографии. К работе института необходимо привлечь педагогов хореографии, специалистов Института психологии РАО, Росздрава и др. Помимо указанных выше задач, необходимо обобщение опыта реализации здоровьесберегаю-щей, социальной, духовно-эстетической функции хореографии в развитии потенциала ребенка и внедрения этого опыта в теорию и практику хореографического образования.
Участники конференции признали целесообразным поручить Академии Русского балета разработку экспериментальной основной образовательной программы подготовки
артистов балета - бакалавров, которая может быть использована в работе хореографических училищ России.
Российское высшее образование в области хореографии имеет давние традиции и включает подготовку педагогов, хореографов, репетиторов, балетоведов и менеджеров. Особенностью высшего образования в хореографии является его четкая связь с программами среднего профессионального образования, которое играет роль базы для высшего образования. Болон-ская декларация предоставляет возможности для значительного расширения спектра образовательных программ, что будет способствовать углублению контактов России с международным сообществом, повышению толерантности в обществе. В условиях модернизации российского образования особую важность приобретает совершенствование системы непрерывного хореографического образования.
В соответствии с общеевропейским пониманием, участники конференции признали целесообразным разделение хореографического образования на две составляющие: образование в области искусства балета и образование в области искусства танца с последующим переходом на двухуровневую систему подготовки. При разработке ФГОС ВПО 3 поколения в рамках единого стандарта направления подготовки 070300 «Хореографическое искусство» объединить следующие программы: бакалавриат - артисты исполнители балета и танца; преподаватели; балетмейстеры; художники-постановщики; менеджеры; программы магистратуры: педагогика хореографии; искусство хореографа; сценография в хореографии; танцевальная терапия; история и теория хореографического искусства; балетная критика и журналистика: менеджмент исполнительских искусств.
Участники конференции выражают обеспокоенность состоянием обучения в области народного, современного, бального танца. Участники конференции призывают государственные органы управления культурой и образованием обратить внимание на данную проблему.
Важным аспектом в развитии двухуровневой системы в хореографическом образовании должно стать ознакомление с опытом европейских учебных заведений, особенно в части организации индивидуального подхода к образованию студента, возможности выбора образовательных траекторий.
Необходимо продолжить работу по консолидации педагогического сообщества всех уровней хореографического образования: дополнительного, среднего профессионального, высшего профессионального, а также послевузовского образования. Целью этого процесса должна стать разработка согласованной Доктрины хореографического образования в России, описывающей стратегию его дальнейшего развития.
Участники конференции одобрили следующий комплекс мер по совершенствованию системы хореографического образования в России.
1. Согласованная разработка содержания ФГОС среднего и высшего профессионального образования с целью установления четкой преемственности (отв. УМС по среднему образования и УМО вузов РФ).
2. Создание системы межвузовского обмена опытом между учебными заведениями хореографического образования России и Европы. Целью такой работы должен стать методический анализ традиций преподавания классического и других видов сценического танца, распространение и пропаганда достижений русской балетной школы и методики А.Я. Вагановой (отв. АРБ имени А.Я. Вагановой).
3. Развитие дополнительного профессионального образования в хореографии для переподготовки и повышения квалификации преподавателей хореографии и балетмейстеров. В этой связи участники обращаются к Министерству культуры России с просьбой о содействии данной работе и выделению контрольных цифр приема ведущим учебным заведениям (отв. АРБ имени А.Я. Вагановой и МГАХ).
4. Разработка методик подготовки хореографов с учетом западноевропейского опыта (отв. АРБ имени А.Я. Вагановой).
5. Создание Ассоциации учебных заведений и работодателей в сфере хореографического искусства для установления соответствия содержания подготовки актуальным требованиям работодателей и разработки профессиональных стандартов (отв. МГАХ, АРБ имени А.Я. Вагановой).
6. Совершенствование учебно-методического обеспечения хореографического образования (отв. МГАХ, АРБ имени А.Я. Вагановой).
7. Разработка комплекса мероприятий по сохранению системы средних профессиональных хореографических учебных заведений в России (отв. АРБ имени А.Я. Вагановой).
Текст настоящей резолюции доведен до сведения:
Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации,
Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Администраций субъектов Российской Федерации, Средств массовой информации.
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 30 апреля 2008 года