Научная статья на тему 'Комплексная оценка деятельности вуза Академия Русского балета имени А. Я вагановой (2001-2006 гг. )'

Комплексная оценка деятельности вуза Академия Русского балета имени А. Я вагановой (2001-2006 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Вера Алексеевна, Исаков Вячеслав Михайлович, Фомкин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка деятельности вуза Академия Русского балета имени А. Я вагановой (2001-2006 гг. )»

В.А. Дорофеева, В.М. Исаков, A.B. Фомкин

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВУЗА "АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ" (2001-2006 ГГ.)

Предыдущая комплексная оценка деятельности Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой состоялась осенью 2001 г. Академия быта аттестована на пять лет, но комиссия сформулировала существенный перечень недостатков, подлежащих исправлению к следующей аттестации.

Для наилучшей организации работы по их исправлению ректором академии Л.Н. Надировым был утвержден план работы по основным направлениям деятельности, рассмотрен на Ученом совете 13 февраля 2002 г. Работа по этому плану и контроль его исполнения осуществлялись на заседаниях кафедр, советов факультетов и Ученом совете, что в итоге позволило добиться изложенных ниже результатов.

Созданным научным подразделением была выполнена научно-методическая работа по обоснованию статуса Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой как нетипового учебного заведения. На основании этой аналитической работы быта подготовлена докладная записка, которая была представлена в 2003 г. в Министерство культуры России и Министерство образования России. Указанная записка была подписана ректорами академий балета Л.Н. Надировым и М.К. Леоновой. В качестве приложения к докладной записке был представлен проект Положения об Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой как нетиповом учебном заведении.

Одновременно с этим в Академии была организована работа по подготовке проекта новой редакции Устава Академии, в котором должен был быть отражен нетиповой характер образовательного процесса Академии (см. п. 13 ст. 50 Федерального закона "Об Образовании").

В результате проделанной работы в соответствии с решениями, принятыми Федеральным агентством по культуре и кинематографии России и Минобрнауки, в новую редакцию Устава Академии от 29.06.05 (см. п. 1 Устава и другие) было внесено впервые для вузов культуры и искусства России положение о статусе Академии как нетиповом учебном заведении со всеми вытекающими из этого последствиями.

Ученым советом и ректором была создана комиссия по совершенствованию структуры Академии в направлении дальнейшего преобразования структуры бывшего Академического училища в структуру, учитывающую типовые и нетиповые реалии высшего учебного заведения с учетом нормативных документов, регламентирующих деятельность типового вуза.

В результате работы комиссии в Ученый совет Академии был представлен проект структуры, рассмотрен и утвержден 03.09.2003 года.

В соответствии с приказами ректора были изданы, одобрены Ученым советом Академии локальные и иные акты деятельности Академии по различным направлениям для обеспечения деятельности всех подразделений Академии в соответствии с требованиями законов, нормативными документами и Уставом Академии.

К настоящему времени в Академии разработано более 60 локальных актов, положений и инструкций, которые приняты для исполнения.

Среди внедренных и подлежащих внедрению мероприятий в области сохранения и совершенствования методик обучения, поиска новых образовательных технологий за отчетный период можно отметить следующие работы:

— проведение ставшего традиционным Международного балетного конкурса "Ваганова — PRIX" в 2002 и 2006 годах;

— создание факультета повышения квалификации в Академии и проведение в его рамках регулярных методических семинаров и конференций с руководящим составом и специалистами в области искусства балета;

— активное участие в подготовке государственных образовательных стандартов второго поколения в области хореографического образования;

— создание компьютерных классов в Академии для обучающихся и разработка методик проведения занятий в них для всех групп обучающихся;

— создание в Академии отдела аспирантуры и прием в нее прежде всего преподавательских кадров из состава ППС Академии;

— формирование и утверждение на Ученом совете тематики научно-методических и научных исследований, подлежащих первоочередному проведению кафедрами и сотрудниками Академии;

— совершенствование учебных программ и планов по специальностям и направлениям подготовки, лицензированным в Академии.

В Академии разработано Положение о Методическом совете Академии, который создан под руководством Художественного руководителя Академии, народной артистки России, профессора А.А. Асылмуратовой и заместителя председателя совета проректора по учебно-методической работе и УМО доцента А.В. Фомкина. В составе Методического совета, функционирующего в Академии в соответствии с Уставом и его утвержденной структурой, имеются секции учебно-методической и научной работы, возглавляемые соответствующими проректорами и методически обеспечивающие работу в Академии по этим направлениям.

За отчетный период была продолжена работа по внедрению в учебный процесс и научные исследования новых технологий и программ. Увеличившееся количество ПЭВМ оснащено новыми более совершенными программами, позволяющими повышать объем и качество образовательного процесса и научных исследований. Число терминалов, имеющих доступ в Internet, увеличилось с одного в 2001 г. до 29 в 2006 г. Особенно большую роль в учебном процессе выполняет компьютерный класс, введенный в строй в 2004 г. и оснащенный новейшими обучающими программами. Планомерно шло обоснованное пополнение фондов библиотек, видеотеки и фонотеки.

В штатное расписание Академии должность проректора по научной работе введена с 01.09.2201г. Было разработано, принято Ученым советом и утверждено ректором Положение о научной и творческой работе в Академии, должностные обязанности по организации и ведению которой были распределены между художественным руководителем и проректором по научной работе. Вся работа в дальнейшем велась по соответствующим планам кафедр, факультетов академии, отчеты о которой заслушивались регулярно.

В 2003г. была открыта аспирантура, осуществившая к настоящему времени два набора аспирантов и соискателей. Группа преподавателей за отчетный период защитила диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (5 чел.), в состав ППС принимались в первую очередь лица, имеющие ученую степень и необходимую квалификацию, весь состав ППС активно привлекался к научной и научно-исследовательской работе, к подготовке и изданию различных публикаций и монографий.

За отчетный период по целому ряду общепрофессиональных дисциплин: истории балета, изобразительному искусству, рисованию, методике классического и характерного танца, теории музыки и другим— систематически привлекаются специалисты на штатной основе, включая лиц, имеющих ученые степени и звания.

В течение 2001-2005 годов на преподавательскую работу в Академии были оставлены десятки перспективных выпускников практически по всем специальностям подготовки. Кроме этого ряд ведущих артистов Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга, обладающих педагогическим мастерством, пришли на работу в состав ППС Академии.

Обязанности проректора по воспитательной работе были возложены на проректора по учебной, воспитательной и социальной работе, который исполняет свои обязанности в соответствии с разработанным Положением, где отражены его функции, права и обязанности. Обновлена концепция воспитательной работы, регулярно планируется организация воспитательной работы, отчеты о ее выполнении заслушиваются на Ученом совете.

Организованный на базе имеющейся лицензии факультет повышения квалификации обслуживает по соответствующим программам хореографического образования (как по профессиональным, так и по специальным дисциплинам), а также по программам нормативно-правовой базы системы образования ППС и УВП Академии руководителей и специалистов хореографического образования различных регионов России.

В последние годы существенно выросло количество публикаций в средствах массовой информации об Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой как о высшем учебном заведении, которое было реализовано путем:

— дополнительных адресных публикаций о приеме в Академию в справочниках как о среднем, так и о высшем образовании, учитывая расширение списка лицензированных в Академии специальностей и направленной подготовки;

— организации Международных, Всероссийских и внутри-вузовских конференций и семинаров, а также участия в конференциях и семинарах, организуемых другими вузами и организациями;

— путем привлечения различных телевизионных каналов к освещению всех направлений деятельности Академии.

Перечисленная выше и другая многогранная деятельность подразделений и сотрудников Академии нашла отражение в отчете "О результатах самообследования", составленном в Академии и представленном своевременно в Рособрнадзор. Опираясь на положительные итоги рассмотрения отчета, оглавление которого представлено ниже, было принято решение о проведении комплексной оценки деятельности вуза и сформирована компетентная комиссия. Комиссия работала в Академии с 17 по 21 апреля 2006г. и приняла решение— рекомендовать Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой к лицензированию, аттестации и аккредитации на следующие пять лет и три месяца.

Содержание

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

1.1. Выполнение лицензионных требований, требований законодательства и нормативных актов

1.2. Концепция развития Академии и структура управления

2. Ресурсы для осуществления образовательной деятельности

2.1. Структура и содержание подготовки специалистов

2.1.1. Общая структура подготовки специалистов

2.1.2. Содержание подготовки специалистов

2.2. Анализ качества приема и его соответствие целям и задачам реализации образовательных программ

2.3. Библиотечно-информационное обеспечение

2.4. Методическое обеспечение

2.5. Кадровое обеспечение

2.6. Материально-техническая база

2.7. Научная и художественно-творческая деятельность академии

2.8. Дополнительное обучение и международное сотрудничество

2.8.1. Подготовительное отделение

2.8.2. Повышение квалификации специалистов

2.8.3. Международное сотрудничество

3. Процесс подготовки специалистов

3.1. Внутривузовская система обеспечения и контроля качества подготовки

3.2. Технологии обучения и контроля учебного процесса

3.2.1. Технология обучения и организация учебного процесса

3.2.2. Анализ знаний студентов при самообследовании

3.3. Воспитательная работа

3.4. Итоговая аттестация обучаемых

3.5. Социально-бытовые условия

3.6. Трудоустройство выпускников и отзывы потребителей

3.6.1. Исполнительский факультет (программы СПО)

3.6.2. Педагогический факультет

4. Отчет о работе по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей комплексной оценки работы Академии в 2001г. Приложения

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 01.11.2006 г. № 2318 на основании результатов комплексной оценки деятельности "Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой" признана прошедшей аттестацию и аккредитована сроком на пять лет и 3 мес. с подтверждением государственного аккредитационного статуса по типу «высшее учебное заведение вида "Академия"», опираясь на показатели деятельности и критерии государственной аккредитации вузов (приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938). В соответствии с этим

а) в Академии аттестованы следующие образовательные программы (таблица 1):

Таблица 1

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой"

№ п/п Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия

Код Наименование Уровень образования Квалификация (степень); ступень образования квалификации, разряд Вид (основная, дополнительная)

код наименование

1 070101 Инструментальное исполнительство (по видами нстру-ментов фортепиано) высшее профес-сиональ-ное 65 Концертный исполни-тель,артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель, основная

Окончание таблицы 1

Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия

№ п/п Код Наименование Уровень образо- Квалификация (степень); ступень образования квалифика- Вид (основная, дополнительная)

вания ции, разряд

код наименование

высшее

2 070300 Искусство балета профес-сиональ-ное 62 Бакалавр искусства балета основная

высшее

3 070303 Искусство хореографа профес-сиональ-ное 65 Хореограф основная

высшее

4 070304 Педагогика балета профес-сиональ-ное 65 Педагог-балетмейстер основная

5 070305 История и теория хореографического ис- высшее профес-сиональ- 65 Балетовед Менеджер исп. искусств основная

кусства нальное ное

6 Основное общее образование общеоб-разова-тельное основная

Профессио-

нальная пере- дополни-

7 подготовка и повышение квалификации по тельное к высшему и сред- Профессиональная переподготовка, повышение квалификации дополни-

основным профессиональным образовательным программам вуза нему профес-сиональ-ному тельная

б) Академия имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам, направлениям и специальностям (таблица 2)

Таблица 2

О!

№ п/п Образовательные программы, направления и специальности Квалификация (степень), присваиваемая по завершении образования

Код Наименование Уровень Нормативный срок освоения

1 2 3 4 5 6

Программа среднего профессионального образования:

1. 070302 Хореографическое искусство среднее профессиональное (базовый уровень) 4 года 10 месяцев* 51 Артист ансамбля народного танца

2. 070302 Хореографическое искусство среднее профессиональное (базовый уровень) 7 лет 10 месяцев** 51 Артист балета

Программы высшего профессионального образования

3. 031600 Искусства и гуманитарные науки высшее профессиональное 4 года 62 Бакалавр искусства и гуманитарных наук

4. 070100 Музыкальное искусство высшее профессиональное 4 года 62 Бакалавр музыкального искусства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. 070101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано) высшее профессиональное *** 5 лет 65 Концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель

00

со

I

а: с

Ь

5

Продолжение таблицы 2

№ п/п Образовательные программы, направления и специальности Квалификация (степень), присваиваемая по завершении образования

Код Наименование Уровень Нормативный срок освоения

1 2 3 4 5 6

6. 070300 Искусство балета высшее профессиональное 6 лет 68 Магистр искусства балета

7. 070300 Искусство балета высшее профессиональное 4 года 62 Бакалавр искусства балета

8. 070303 Искусство хореографа высшее профессиональное ^ и* и* 65 Хореограф,балетмейстер-репетитор

9. 070304 Педагогика балета высшее профессиональное 4 года 6 месяцев**** 65 Педагог-балетмейстер

10. 070305 История и теория хореографического искусства высшее профессиональное 5 лет Балетовед, менеджер исп. искусств

Аспирантура

И. 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (искусство балета, уровень профессионального образования) послевузовское 3 года Кандидат наук

12. 17.00.09 Теория и история искусства послевузовское 3 года Кандидат наук

Окончание таблицы 2

№ п/п Образовательные программы, направления и специальности Квалификация (степень), присваиваемая по завершении образования

Код Наименование Уровень Нормативный срок освоения

1 2 3 4 5 6

Программа дополнительного образования:

13. Подготовка к поступлению в вуз дополнительное До 2 лет

14. Программы дополнительного образования по профилю вуза дополнительное без ограничения уровня образования и сроков подготовки

15. Профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза дополнительное Свыше 500 часов

16. Повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза дополнительное От 72 до 500 часов

Общеобразовательные программы:

17 Основное общее образование общеобразовательный 5 лет

оо

Контрольные нормативы Предельная Реквизиты

Соответ- Соответствие Обору- Оснащен- Образовательный Укомплек- численность Решения

ствие санитарным и дование ность учеб- ценз педагогиче- тованность контингента Лицензи-

строи- гигиеническим учебных ного процес- ских работников штатов педа- обучающих- рующего

тельным нормам: обеспе- помеще- са библио- гогических ся воспитан- органа

нормам чение охраны ний течно- работников ников выдаче

здоровья информаци- лицензии

обучающихся, онными ре-

воспитанников сурсами

и работников

Соответ- Соответствие: Обеспе- Обеспечение Лиц с учеными Общая: 1300 человек Приказ

ствие ус- наличие усло- чение возможности степенями, зва- 95%, (приведено к от 19.07.06

тановлен- вий, гаранти- возмож- реализации ниями по про- штатных очной форме № 1787

ным тре- рующих охрану ности образова- граммам 50% обучения)

бованиям здоровья реализа- тельных ВПО:50%

ции об- программ ДПО:70%

разова- с высшим образо-

тельных ванием по про-

программ грамммам

СПО: 90%

О

тз со О)

а:

8 О)

с с о а: а:

0 ■

=3 тз

О) §

CD

а: -с CD

1

Q)

S

з §

а:

0

1

* Па базе 6-7 классов основного общего образования

* * На базе начального общего образования

* * *На базе среднего профессионального (музыкального) образования

* * * * На базе среднего профессионального (хореографического) образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.