Научная статья на тему 'Проблемы всеобщей истории в трудах ученых ТГГПУ'

Проблемы всеобщей истории в трудах ученых ТГГПУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы всеобщей истории в трудах ученых ТГГПУ»

И.Х.Кадыров

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ ТГГПУ

Истоки научной работы по всеобщей истории восходят ко времени преобразования учительского института в педагогический. К тому периоду относится закрытие историко-филологического факультета Казанского университета. Ряд историков тогда перешли на работу в Казанский пединститут. Научная и преподавательская деятельность осуществлялась в рамках существовавших факультетов (в хронологической последовательности) историкосоциального, словесно-исторического, общественно-литературного и исторического кафедрами отечественной истории и всеобщей истории и методики преподавания, которая в 1930 году была реорганизована и стала называться кафедрой классовой борьбы на Западе. К кафедре прикреплялись кабинеты по методике обществоведения и по истории классовой борьбы на Западе. Но уже в 1931 году кафедра стала именоваться кафедрой всеобщей истории.

Известно, что процесс становления советской исторической науки и системы исторического образования был сложным и противоречивым. В преподавании получил распространение "вульгарный социологизм". Систематические курсы преподавания истории снимались и подменялись безликими отвлеченно-социологическими схемами. Научнообоснованных учебных планов не было. Исследовательские интересы советских историков были прико-ванны, в первую очередь, к истории классовой борьбы и революций.

Однако и в этих сложных условиях деятельность ряда педагогов и научных работников пединститута позволила сохранить традиции казанской школы историков и, в частности, в области всеобщей истории. Среди них, прежде всего, нужно назвать имена С.П.Сингалевича, М.Д.Бушмакина, В.Т.Дитякина.

С.П.Сингалевич (1887-1954) после окончания историко-филологического факультета Казанского университета в 1911-1914 гг. готовился к профессорскому званию по кафедре древней истории, затем состоял приват-доцентом, а с 1918 г. доцентом Казанского университета. Одновременно он преподавал древнюю историю на Казанских высших женских курсах, в 1919 г. был утвержден профессором Казанского университета по кафедре всеобщей истории. В педагогическом институте С.П.Сингалевич работал с 1919 г., в 1922 г. был утвержден профессором по кафедре всеобщей истории. Был ректором и занимал другие руководящие посты. В дореволюционный период он опубликовал по различным вопросам древней и средневековой истории, по методике преподавания истории более 40 работ.

М.Д.Бушмакин (1882-1962), окончивший в 1906 г. историко-филологический факультет Казанского университета, преподавал историю в Казанском мужском коммерческом училище (1906-1918 гг.), после его преобразования в Трудовую школу продолжал преподавать там же до 1924 г. Будучи студентом, написал работу "Филантропия в России в XVIII веке", отмеченную серебряной медалью. В 1913 г. появилась первая публикация М.Д.Бушмакина по методике "Самодеятельность учащихся при преподавании истории". В научнообразовательных целях выезжал за границу, посетил ряд стран. В 1919 г.

М.Д.Бушмакин Организационным Комитетом по созданию Высшего института народного образования (ВИНО) был избран преподавателем по курсам всеобщей истории. Тогда же он был избран ученым секретарем Совета института.

В.Т.Дитякин (1896-1956) окончил историко-филологический факультет Казанского университета в 1917 г. и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. С 1917 по 1931 гг. работал в Казанском учительском (с 1919 г. - педагогическом) институте. С 1918 г. В.Т.Дитякин -профессор, возглавлял различные структурные подразделения в институте, в частности кабинет истории и теории марксизма, предметную социально-экономическую комиссию и т.п.

Различного рода перестройки и эксперименты, отсутствие четкой концепции исторического образования и научно-обоснованного учебного плана, а также кадров вынуждали историков того времени вести, помимо исторических, различные курсы в области общественных и гуманитарных наук. Они уделяли много внимания изучению вопросов организации образования, методологии общественных наук, экономике и истории зарубежных стран, России и местного края, методике преподавания истории и обществоведения, проведения внеклассной работы, в частности такой ее формы, как экскурсии по историческим местам и др. Широкий разброс тематики научной работы был связан и с особенностями учебного процесса в те годы, отсутствием кадров определенной специализации, да и с общественной атмосферой тех лет. Если большинство опубликованных работ С.П.Сингалевича в 20-30-е годы посвящены различным вопросам методики преподавания обществоведения и истории в школе и вузе, в том числе опубликованные в 1927-1928 гг. в сборнике "Обществоведение в трудовой школе" две статьи, в которых освещены методические искания в Германии, а также статья о преподавании истории и обществоведения в болгарской школе, то В.Т.Дитякин и М.Д.Бушмакин опубликовали немало работ по различным вопросам всеобщей истории. Часть из них имела научно-популярный характер, или они представляли собой учебные пособия. Особенно широким был круг научных интересов В.Т.Дитякина. В списке его печатных трудов значатся работы по социально-экономическим отношениям в странах Западной Европы в средние века и новое время, по истории марксизма и рабочего движения на Западе, о положении в колониях в годы первой мировой войны и после ее окончания и др.

Характерной чертой С.П.Сингалевича, М.Д.Бушмакина и В.Т.Дитякина, присущей многим талантливым и разносторонне образованным педагогам, была забота о подготовке научной смены. Среди их учеников можно назвать В.М.Хвостова (1905-1972), В.И.Адо (1905-1995), Р.Ш.Тагирова (1903-1977).

В.М. Хвостов, окончив Казанский пединститут, в нем же сделал первые шаги в преподавательской и научной работе. В 1926 г. он опубликовал работу "К вопросу об истории и современности в школьном курсе обществоведения", а в 1927 г. вышло его пособие в помощь краеведам - экскурсоводам и учителям истории "Купеческая Казань". Обе работы были изданы под руководством С.П.Сингалевича (тогда был ректором и заведующим кафедрой всеобщей истории и методики обществоведения). После окончания института

В.М.Хвостов работал преподавателем истории в средней школе, на рабфаке и в Татарском коммунистическом университете. В 1929 г. он окончил аспирантуру при Институте истории в Москве и в последующие годы преподавал на рабфаках, в различных институтах и в Московском университете. Главным предметом его исследовательских изысканий была история международных отношений. Как видный историк и организатор науки В.М.Хвостов внес огромный вклад в развитие отечественной исторической науки, высшего и среднего образования.

В.И.Адо после окончания института также работал в Татарском коммунистическом университете, а накануне и в начале Великой Отечественной войны был преподавателем кафедры всеобщей истории КГПИ. После войны его постоянным местом работы был Казанский университет, но в качестве совместителя в течение ряда лет он читал курс лекций по новой истории на историческом факультете КГПИ. В научном наследии этого талантливого лектора выделяются статьи по проблеме "Русско-турецкая война 18771878 гг., Берлинский конгресс и общественное мнение России".

Р.Ш.Тагиров после окончания института в 1928 г. работал учителем обществоведения в Казанской школе №2, с 1930 г. - на преподавательской работе в нашем институте, где прошел путь от ассистента до профессора. Ему пришлось читать лекции в разные годы и в Татарском коммунистическом университете, в Институте советского строительства, в Казанском университете, а в послевоенные годы - в Высшей партийной школе.

Ко времени начала своей деятельности в КГПИ Р.Ш.Тагиров был автором многих опубликованных работ. Их тематика во многом определялась активной деятельностью в области культуры и просвещения. Уже в период учебы он был секретарем Уполномоченного Наркомпроса РСФСР по делам вузов и техникумов в Татарской АССР, секретарем коллегии Наркомпроса ТАССР, заведующим отделением западноевропейской литературы Центральной Восточной библиотеки - музея им.М.Вахитова. В 1924 г. была опубликована его первая книга "Политпросвет работа в библиотеке" (на тат.яз.). В том же году Р.Ш.Тагиров стал делегатом от ТАССР на первом библиотечном съезде РСФСР. При его активном участии была создана книжная палата Татарской АССР. Уже в 20-е годы Р.Ш.Тагиров был признанным специалистом в области библиографии и библиотечного дела и избирался действительным членом Русского библиографического общества при Московском университете, был также членом ряда других обществ: Татарского и Всесоюзного советов Ассоциации научных работников по оказанию содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО), Татарского педагогического общества, Всесоюзного Совета краеведения, ученым секретарем Общества изучения Татарстана.

Круг интересов Р.Ш.Тагирова был исключительно широк. В 20-30-е годы он опубликовал более 60 работ по проблемам истории, краеведения, методики преподавания, библиографии и библиотечному делу. Среди них можно выделить работы о видных татарских революционерах и общественных деятелях Х.Ямашеве, Г.Ибрагимове, Г.Кулахметове, Г.Сайфутдинове, написанные на основе архивных материалов статьи об участии татар в Отечественной войне

І8І2 г. и в ленской забастовке І9І2 г., ряд статей по истории крестьянского движения в нашем регионе и др. Вместе с С.П.Сингалевичем Р.Ш.Тагиров был редактором сборника "Очерки по истории местного края", изданного в i93G г.

Совсем недавно выяснилось, что в течение многих лет (с конца 2G^ годов и до конца жизни) Р. Ш. Тагиров настойчиво собирал материалы для подготовки к изданию энциклопедического словаря "Татарстан" в ІІ томах. В І997 г. его сын Вартан Тагиров передал в Институт Татарской энциклопедии АНТ 22 папки, содержащие огромный материал. Составленный им "словник" насчитывал 2G тыс. слов.

К началу 3G^ годов С.П.Сингалевич, М.Д.Бушмакин, В.Т.Дитякин, Р.Ш.Тагиров составили ядро кафедры. В І93І г. был уволен В.Т.Дитякин. В последующие годы он продолжал свою деятельность в различных научных учреждениях и вузах в Москве. В І94І-І944 гг. был в эвакуации в Казани и преподавал на историко-филологическом факультете КГУ. Одновременно был профессором Казанского пединститута. В І938 г. был репрессирован

С.П.Сингалевич. Позднее он был реабилитирован, и с І946 г. работал профессором Марийского пединститута. В І 954 г. ему присвоена ученая степень доктора исторических наук.

Известные постановления по вопросам преподавания гражданской истории в середине 3G^ годов положительно сказались и на организации учебного процесса, и на исследованиях в области истории. Однако процесс специализации преподавателей в соответствии с учебными дисциплинами на основе общепризнанного деления на историю древнего мира, средних веков и нового времени развивался в трудных условиях, ибо по различным объективным причинам в довоенные и военные годы состав кафедры не был стабильным.

В довоенные годы определились такие направления в научной работе кафедры, как историография всеобщей истории (С.П.Сингалевич, М.Д.Бушмакин, Р.Ш.Тагиров), история Франции (М.Д.Бушмакин, З.Н.Мелещенко), Русская секция I Интернационала (Р.Ш.Тагиров), освободительное движение в странах Востока (А.Х.Рафиков).

Начало разработки проблем историографии новой истории положили

С.П.Сингалевич и М.Д.Бушмакин. Работы С.П.Сингалевича в этой области были созданы как пособия для студентов. Такого рода труды С.П.Сингалевич начал публиковать еще в дореволюционные годы. В І9І3 г. он опубликовал книгу "Из лекций по польской историографии" (Казань, І9І3). Вслед за ней появилась его работа "Обзор источников по истории Великой французской революции" (Казань, І9І5). В І92І г. в журнале "Казанский библиофил"

С.П.Сингалевич публикует рецензии о труде П.Кропоткина "Великая французская революция І789-І793" и Г.Кунова "Борьба классов и партий в Великой французской революции І789-І794 гг.". В дальнейшем С.П.Сингалевич, читавший общий курс истории Западной Европы и США и спецкурс по историографии классовой борьбы в Западной Европе, издал две небольшие книжки: "Великая французская революция. Очерк историографии" (Казань, І929); "Первый Интернационал в научной историографии" (Казань, І929).

М.Д.Бушмакин в 20-х годах читал курсы истории нового времени и истории французских революций и руководил семинаром по истории Великой французской революции, занимался изучением социально-политических движений в эти годы. Он опубликовал в "Научно-педагогическом сборнике статьи: "Новая работа по истории социальных движений в эпоху террора" (1928); "Дантон и Робеспьер во французской исторической литературе последних лет" (1931). В 1929 г. М.Д.Бушмакин написал историографический обзор "Девятое термидора в новейшей исторической литературе" и направил ее известному французскому историку А.Матьезу, который опубликовал ее в журнале "Анналы истории французской революции" (Annales historiques de la Révolution française. 1930. №5. T.41). Статья эта вызвала резкую критику ряда советских историков. (См.: Дунаевский В.А. Полемика Альбера Матьеза с советскими историками. 1930-1931 гг. // Новая и новейшая история. 1995, №4. С.199-211). В связи с этим М.Д.Бушмакин обратился к А.Матьезу с просьбой не публиковать другую его статью - о переписке Марата. Не исключено, что данный эпизод сыграл определенную роль в избрании М.Д.Бушмакиным истории средних веков в качестве предмета изучения и преподавания.

Следует отметить, что проблемами новой истории и историографии занимались и другие преподаватели института. З.Н.Мелещенко1 является автором статьи "Женщины французской буржуазной революции 1789 г. в борьбе за равноправие". Р.Ш.Тагиров опубликовал ряд рецензий на книги, освещающие историю I Интернационала и Парижской Коммуны 1871 г. Одновременно он приступил к исследованию истории возникновения и деятельности Русской секции I Интернационала. На научной конференции института в мае 1941 г. Р.Ш.Тагиров выступил с докладом "Русская секция и Парижская Коммуна" (См. Ученые записки КГПИ. Исторический факультет. Выпуск четвертый).

Появились первые работы по проблемам Востока. В.Т.Дитякин в журнале "Новый Восток" опубликовал статьи, в которых рассматривались взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса по "восточному вопросу". Окончивший аспирантуру в МИФЛИ, А.Х.Рафиков защитил в 1940 г. кандидатскую диссертацию "Внутренняя борьба в младотурецком движении". Ее вводная часть была опубликована под названием "О предпосылках младотурецкой революции 1908-1911 гг. (Ученые записки КГПИ. Исторический факультет. Выпуск четвертый. Казань. 1941).

После окончания Великой Отечественной войны состав кафедры обновился. В военные и послевоенные годы заведующим кафедрой был доцент М.Д.Бушмакин. Вернулся из действующей армии Р.Ш.Тагиров. Из Москвы прибыли кандидаты исторических наук А.М.Ременников - специалист по истории древнего мира, который в течение 50 лет трудился в коллективе кафедры, защитил докторскую диссертацию, был деканом, а в 1962-1988 гг. заведовал кафедрой, и Ю.Г.Трунский (1914-1989) - специалист по новой исто-

1 В последующие годы работала профессором философского факультета Ленинградского университета.

рии, также ставший доктором исторических наук, профессором. С 1953 г. на кафедре работает И.Х.Кадыров. Позднее он защитил кандидатскую диссертацию, является специалистом в области новейшей истории стран Азии и Африки. С 1988 г. возглавляет кафедру всеобщей истории.

Таким образом, лишь в 50-х годах четко определилась специализация членов кафедры в соответствии с учебными дисциплинами, которые они вели: история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история стран Европы и Америки, новая и новейшая история стран Азии и Африки, историография всеобщей истории. В течение нескольких десятилетий кафедра состояла из пяти человек, но персональный состав менялся. По различным объективным причинам уехали из Казани и стали работать в вузах других городов кандидат исторических наук С.К.Красавина, доценты В.А.Гавриличев и Т.А.Сидорова, которые вели курс истории средних веков. После кончины в 1977 г. Р.Ш.Тагирова преподавать новейшую историю стран Европы и Америки был приглашен выпускник факультета Р.Ш.Нигматуллин. В 1989 г. ушел из жизни Ю.Г.Трунский. На кафедру пришли кандидаты исторических наук В.В.Тыринов (новая история) и Л.Т.Гайфуллин (историография). В 2001 г. на заслуженный отдых ушел проф. А.М.Ременников. Кафедра пополнилась молодыми преподавателями Л.М.Шмелевой (история древнего мира), кандидатами исторических наук Ю.А.Ерохиной (история средних веков), которая в 2003 г. поступила в докторантуру при Оксфордском университете (Великобритания) и Д.В.Шмелевым (новейшая история).

Многопрофильный характер кафедры не мог не сказаться на проблематике ее исследовательской работы. Кроме членов кафедры, отдельные проблемы истории и историографии изучались на кафедрах истории СССР/России, философии, иностранных языков.

После характеристики развития кафедры можно перейти к освещению основных результатов научной деятельности ее членов, начиная с истории древнего мира, несмотря на то, что исследования по этому периоду начались гораздо позже, чем по новой истории и историографии всеобщей истории.

А.М.Ременников обратился к исследованию влияния внешнеполитических факторов на развитие кризиса Римской империи. В 1954 г. была опубликована в издательстве АН СССР монография "Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III веке", внесшая ценный вклад в изучение как истории самого позднего Рима, так и причерноморских племен.

В дальнейшем А.М.Ременников расширил сферу своего исследования. Он поставил перед собой задачу изучить ряд аспектов одного из крупнейших событий в мировой истории - распада и гибели Римской империи. Итогом многолетнего труда стала докторская диссертация "Историческая роль племен Подунавья в падении Римской империи". По этой теме ученый опубликовал две монографии и десятки статей в различных сборниках, а также в журнале "Вестник древней истории".

Исторические события, которые стали объектом его исследований, охватывают III-IV вв. н.э. В трудах ученого дается комплексное освещение истории племен Юго-Восточной Европы в III-IV вв., их экономики и социаль-

ного строя, межплеменных отношений, хода Дунайских войн, состава их участников и др. На огромном фактическом материале А.М.Ременников показал, что в длительных войнах с Римской империей племена Подунавья, понеся огромные потери, подорвали главную иллирийскую базу римлян и уничтожили их основные резервы. Вторжения подунайских племен усиливали внутриполитическую борьбу, расшатывавшую империю, и сыграли большую историческую роль в ликвидации римского рабовладельческого государства.

М.Д.Бушмакин исследовал внешнюю политику Франции в XVI-XVII вв. В 1942 г. он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную внешней политике Генриха IV. Она получила высокую оценку выдающихся ученых-историков академика Е.В.Тарле и профессора Б.Ф.Поршнева, выступивших в качестве официальных оппонентов. К сожалению, М.Д.Бушмакину не удалось опубликовать подготовленную им монографию "Внешняя политика Франции в начале XVII века". Остались в рукописи и несколько других работ ученого. Среди опубликованных работ М.Д. Бушмакина можно отметить статьи: "Международная обстановка в Европе к началу XVII века и основные тенденции внешней политики Франции после заключения Вервен-ского мира"; "Из истории французской дипломатии начала XVII века (Дипломатическая миссия герцога Сюлли в Англию в 1603 г." (Средние века. Вып. VII. М., 1955).

Заметный вклад внесли члены кафедры в исследование ряда проблем новой и новейшей истории. Вернувшись с фронта, Р.Ш.Тагиров завершил работу над кандидатской диссертацией "Русская секция Международного Товарищества Рабочих (1869-1972)", которая была защищена в Москве в 1949 г. Вслед за этим им были опубликованы в 1949-1957 гг. серия статей. В них на богатом и разнообразном фактическом материале освещена история создания этой организации, ее идейно-политическая платформа, роль в борьбе с бакунизмом, связи с К. Марксом и Генеральным советом I Интернационала, участие в европейском революционном движении. Одним из первых Р.Ш.Тагиров раскрыл вопрос о связях Русской секции с революционным движением в России. В 1971 г. появилась большая статья ученого "Историография Русской секции Первого Интернационала". Завершает цикл работ по данной теме статья "О хронологических рамках существования Русской секции Первого Интернационала" (1974 г.).

Представляют определенный интерес статьи Р.Ш.Тагирова "Первый Интернационал о народном образовании и воспитании" (Совет мэктэбе, 1964, №9), "Первый Интернационал и деятели литературы" (Совет эдэбияте, 1964, №9).

В 50-х годах начал публиковать результаты своих исследований по аграрному вопросу во Франции в XIX-XX вв. Ю.Г.Трунский. В своих статьях он осветил крестьянское движение во Франции в конце XIX в., охарактеризовал положение французского крестьянства в связи с аграрным кризисом конца XIX в., борьбу классов и партий за крестьянство в те годы, дал анализ теоретических позиций французских социалистов в крестьянском вопросе в кон-

це XIX в. Одну из своих статей он посвятил рассмотрению эволюции аграрной программы Французской коммунистической партии.

Результатом многолетнего труда является докторская диссертация Ю.Г.Трунского "Основные тенденции эволюции французской деревни с середины XIX до середины XX в.". Некоторые ее разделы были опубликованы в сборниках кафедры; на ее основе была издана монография "Французская деревня в XIX-XX вв." (М., 1986). В этой работе автор исследовал аграрные отношения во Франции более чем за столетний период, социально-экономические последствия аграрных кризисов, влияние на сельское хозяйство страны европейской аграрной интеграции, технического переворота, эволюцию социальной структуры французской деревни и ряд других проблем.

Положению сельскохозяйственного пролетариата Франции в период НТР посвящены статьи и кандидатская диссертация преподавателя Елабуж-ского пединститута Р^.Шарифуллина, выполненная под научным руководством Ю.Г.Трунского.

Аграрному вопросу в алжирской революции посвящены статьи и кандидатская диссертация В.А.Дмитриева, работавшего на кафедре в начале 70-х годов.

Традиционное для кафедры изучение истории Франции продолжает молодой преподаватель Д.В.Шмелев. На основе своей кандидатской диссертации он опубликовал монографию "Валери Жискар д'Эстен и жискаризм в политической жизни Франции" (Казань, 2004) и продолжает исследование проблем внутриполитического развития Франции во второй половине XX -начале XXI вв.

Продолжая традиционный интерес к вопросам внешней и колониальной политики и международных отношений, члены кафедры всеобщей истории изучают ряд проблем, относящихся к 60-80 годам XX в. Работы И^. Кадырова посвящены исследованию политики западных держав в 60-х годах XX в. в связи с борьбой за деколонизацию. В них рассматривается роль и место последних колоний в военно-политических планах США, Англии и других держав, анализируются формы и методы их политики в колониях (такие, как конституционные реформы и политические маневры, создание марионеточных федераций), дается оценка курса на интеграцию колоний с метрополией, который проводили правящие круги Франции, Португалии и Испании, как одну из форм сохранения контроля над колониями. В статье "США и португальский колониализм" проанализированы основные факторы, которые побудили США внести в начале 60-х годов коррективы в свою позицию по вопросу о колониальной политике салазаровской Португалии. И^.Кадыров является также автором ряда работ, в которых подвергается исследованию политика западных держав в вопросах деколонизации ("Политика и тактика Англии в вопросах деколонизации: уйти, чтобы остаться"; "Проблема политического будущего несамоуправляемых территорий США в 60-х - первой половине 70-х годов"; "Деколонизация африканских провинций Испании").

В течение многих лет И^.Кадыров публиковал в республиканской печати статьи по вопросам национально-освободительного движения и о политических событиях в ряде стран Азии и Африки.

Р.Ш.Нигматуллин занимается исследованием роли и места конгресса США в процессе формирования и проведения в жизнь американской внешней политики. Результаты его изысканий получили отражение в ряде статей, посвященных анализу расстановки партийно-политических сил в конгрессе Соединенных Штатов и его роли в развитии советско-американских отношений, а также в серии учебно-методических пособий.

Преподавател педагогического университета проводили исследования и в области историографии. М.В.Шишкина работала над кандидатской диссертацией "Аппиан как историк гражданских войн". К сожалению, ей не удалось ее завершить. В.В. Смирнов, работавший на кафедре иностранных языков, в 1956 г. опубликовал статью "Готский историк Иордан". Среди историографических работ А.М.Ременникова можно выделить две статьи: "Античные и византийские авторы о войнах племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н.э." (Советская археология, 1958, т.28) и "Западноевропейская буржуазная историография о борьбе племен Подунавья с Римом в Ш-ГУ вв. н.э." (Критика буржуазных концепций всеобщей истории. Казань, КГУ, 1972. Вып.1). Л.Т.Гайфуллин приступил к изучению темы "Взаимоотношения Рима и варварского мира в отечественной историографии середины XIX-XX вв.". Л.М.Шмелева защитила кандидатскую диссертацию о научном наследии династии ученых - антиковедов Казанского университета братьев С.П. и Д.П.Шестаковых. М.Д.Бушмакин в статье "Н.А.Осокин - первый казанский медиевист" (Средние века. М., 1960. Вып.17), показал вклад этого ученого в изучение истории средневековья. С.К.Красавина осветила взгляды византийского историка Дуки, современника падения Константинополя. Т.А.Сидорова является автором статей о взглядах английского историка У.Митфорда. Ю.А.Ерохина защитила кандидатскую диссертацию и опубликовала несколько статей об исторических взглядах Августина.

В годы работы в нашем университете В.А.Гавриличев сосредоточил внимание на вопросах отечественной историографии французской революции. Разработку этой темы он продолжал в Ивановском университете. Часть его докторской диссертации была опубликована в виде книги после безвременной смерти.

В сфере историографии плодотворно работал Р.Ш.Тагиров. В 1961 г. он участвовал в дискуссии о периодизации истории советской исторической науки. Его статья (История СССР, 1961, №6) получила высокую оценку акад. М.В.Нечкиной. Представляет интерес и другая статья - "О периодизации русской и советской историографии Первого Интернационала" (1964 г.), а также опубликованные в материалах научных конференций КГПИ тезисы докладов: "Освещение истории Первого Интернационала в русской периодике и литературе (1864-1917 гг.)" и "Первые периоды развития советской историографии Первого Интернационала (1917-1933 гг.)".

В 1968 г. была опубликована монография Р.Ш.Тагирова "Русская и советская историография Первого Интернационала. Часть 1. (60-70-е годы XIX в.)". В ней поставлены и общие методологические вопросы и обстоятельно освещен начальный этап становления русской историографии Первого Интернационала. На основе тщательного изучения литературы, обширного материала русской прессы и периодики автор дал классификацию русской историографии Первого Интернационала, подробно исследовав каждое из направлений в оценке деятельности Интернационала. В научной печати отмечалось, что книга Р.Ш.Тагирова является вкладом в изучение не только проблематики Первого Интернационала, но и в исследование общественной мысли в России.

Продолжая работу по подготовке к печати второй части монографии, Р.Ш.Тагиров приступил к исследованию проблем развития историографии Первого Интернационала в национальных республиках СССР. В 1974 г. он напечатал статью, в которой проанализированы публикации о Первом Интернационале на татарском языке в 1917-1924 гг. Это было сделано на фоне идейной и политической борьбы, происходящей в послеоктябрьские годы.

Проблемы отечественной историографии всеобщей истории и педагогическая деятельность казанских историков стали предметом исследований

В. В. Тыринова.

Отдельные аспекты зарубежной и отечественной историографии и истории политической мысли исследовали X^.Сабиров и И.И.Шарифжанов (кафедра философии), Г.М.Мустафина (кафедра отечественной истории) и И^.Кадыров. X^.Сабиров является автором монографии "Борьба в США вокруг прогрессивного наследия американских просветителей по вопросам войны, мира и колониализма" (Казань, 1962). Г.М.Мустафина впервые в историографической практике обратилась к историческим взглядам вульгарных экономистов (Г.Ч.Кэри, Д.Р.Мак-Куллах, Н.У.Сенмор). И.И.Шарифжанов осуществил исследования по английской историографии XX в., которые отражены в докторской диссертации, двух книгах и статьях в различных изданиях.

Из других работ рассматриваемого направления можно назвать статьи И.X.Кадырова "Критика идеологов политики удержания малых колоний", "Идеологическая доктрина португальского колониализма и ее защитники", "Проблема "живучести" португальского колониализма в отечественной историографии".

В последнее время научная деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям:

- отечественная историография всеобщей истории (Л.М.Шмелева, Л.Т.Гайфуллин, В.В.Тыринов);

- советско-американские отношения (Р.Ш.Нигматуллин);

- французский либерализм второй половины XX - начала XXI вв. (Д.В.Шмелев);

- западные державы и деколонизация (И^Кадыров).

Кафедра возобновляет выпуск сборника "Проблемы всеобщей исто-

рии"1.

Члены кафедры всеобщей истории всегда стремились учитывать потребности школы и учителей истории. Они использовали результаты своих исследований в своих лекциях в Институте повышения квалификации работников образования, а также на факультете повышения квалификации учителей, который существовал в рамках КГПИ в 70-80-х годах прошлого века. В помощь учителям истории публиковались в журнале "Совет мэктэбе" ("Советская школа") статьи по актуальным вопросам преподавания истории. Наибольшую активность в этой сфере проявлял Р.Ш.Тагиров. Он был одним из авторов и ответственным редактором одного из первых в СССР учебных пособий по новейшей истории для средней школы и опубликовал статьи по вопросам методики изучения ряда тем. Представляет интерес опубликованная в 1972 г. статья Р.Ш.Тагирова "Использование краеведческого материала на уроках новейшей истории" ("Совет мэктэбе", 1972, №11). В казанской школе №1 он вел школьный факультатив по истории международных отношений и внешней политики СССР. Свой опыт проведения этого курса Р.Ш.Тагиров изложил в статье, опубликованной в сборнике "Из опыта преподавания истории в школах ТАССР" (КГУ, 1970). Интерес учителей истории вызвали статьи Р.Ш.Тагирова об использовании произведений X.Такташа, М.Джалиля на уроках новейшей истории. Здесь будет уместным упомянуть постановку Р. Ш. Тагировым на отделении татарского языка, литературы и истории спецсеминара "Отображение событий за рубежом в татарской советской поэзии".

Кафедра придает важное значение подготовке учебно-методических пособий, особенно по предметам, которые не обеспечены хрестоматиями. Большую работу в этом направлении проводит Р.Ш.Нигматуллин. Им опубликованы практические пособия по ряду тем семинарских занятий и курсов по выбору по новейшей истории стран Европы и Америки. Подготовленная им книга "Новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие. Часть 1 (1918-1945 годы)" была опубликована в 2004 г. с грифом Учебно-методического объединения педагогического образования Министерства образования и науки РФ.

Аналогичная работа проводится и по новейшей истории стран Азии и Африки. И^.Кадыровым опубликован практикум по этой дисциплине. В помощь студентам кафедра издала сборник, содержащий программы спецкурсов и спецсеминаров.

Члены кафедры принимают участие во Всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научных и научно-практических конференциях по различным проблемам совершенствования преподавания исторических дис-

1 В 1967-1974 гг. был осуществлен выпуск четырех сборников, в которых опубликованы многие упоминавшиеся выше работы А.М.Ременникова, Ю.Г.Трунского, ИХКадырова и др.

циплин в вузе и школе. Их доклады в виде тезисов или статей опубликованы в сборниках материалов этих конференций.

В настоящее время коллектив кафедры плодотворно сочетает опытных и молодых преподавателей, способных в грядущие годы сохранить и умножить сложившиеся традиции учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы для подготовки учителей истории, отвечающих современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.