Научная статья на тему 'Жизнь, отданная образованию'

Жизнь, отданная образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь, отданная образованию»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №2(24)

ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ОБРАЗОВАНИЮ © И.Э.Ярмакеев

В 2011 году исполняется 75 лет со дня рождения видного казанского педагога и ученого, доктора педагогических наук, профессора Габ-дельхана Габдулловича Габдуллина. В течение долгой и плодотворной профессиональной жизни им были пройдены все ступени системы образования, и на каждой из них он проявил себя как смелый новатор, талантливый организатор, вдумчивый исследователь.

Начав свою педагогическую деятельность как учитель истории, Габдельхан Габдуллович вскоре становится директором Агрызской средней общеобразовательной школы ТАССР. Всего лишь за пять лет (1966-1970) ему удалось добиться преодоления правонарушений и отсева учащихся из школы, увеличения числа поступающих в вузы в 4 раза (с 8,7 до 35,1% от общего количества выпускников). В школе была введена подготовка старшеклассников к овладению массовыми профессиями, открыты специальные коррекционные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Были построены спортивный зал, учебные мастерские, пришкольная теплица, стрелковый тир, столовая, пристрой учебных классов на 240 мест, созданы предметные кабинеты по всем учебным дисциплинам, а также лаборатории для изучения физики, химии, биологии и географии.

В результате Агрызская средняя общеобразовательная школа стала опорно-базовым учреждением района и Татарского института усовершенствования учителей, а сам Габдельхан Габ-дуллович был признан одним из лучших школьных директоров республики и был назначен заведующим Агрызским районным отделом народного образования - с 1970 по 1978 год. За это время в районе была обновлена система обеспечения школ педагогическими кадрами и повышения их квалификации, в результате чего состав учителей школ района с высшим образованием возрос с 64% до 98%; построено 15 детских садов, 8 пришкольных интернатов, 27 зданий для школ с охватом 70% учащихся района. В 3,5 раза вырос охват детей дошкольным образованием и в 4 раза - доля выпускников школ, поступающих в профессиональные (начальные, средние, выс-

шие) образовательные учреждения, увеличена (с 19% до 76%).

Следующей профессиональной ступенью Г. Г. Габдуллина стал пост заместителя министра просвещения ТАССР (1978-1982). По его инициативе впервые в системе образования республики была сформирована единая взаимосвязанная система аттестации педагогических кадров на уровне школы - района (города) - республики, внедрен усовершенствованный вариант внеконкурсного приема абитуриентов в педагогические учебные заведения из отдельных сельских районов республики, открыт подготовительный факультет (отделение) в Казанском государственном педагогическом институте. Впервые была создана единая система заявок распределения, трудоустройства, стажировки и закрепления молодых специалистов-выпускников педагогических учебных заведений в образовательных учреждениях. По ходатайству Министерства просвещения ТАССР при КГПИ в 1979 году одним из первых в РСФСР был открыт факультет подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования. В результате только за несколько лет обеспеченность учительскими кадрами с высшим образованием по основным предметам в школах республики возросла более чем на 8%, на столько же сократилась ежегодная текучесть руководящих кадров школ.

С 1983 года Г.Г.Габдуллин полностью посвятил себя научной и педагогической деятельности, став заведующим кафедрой научных основ управления школой и деканом факультета подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования Казанского государственного педагогического института. Ему удалось привлечь к обучению управленческих кадров ведущих ученых республики - профессоров Н.А.Половникову, Д.В.Вилькеева, З.Г.Нигмато-ва, Л.З.Шакирову, академиков М.И.Махмутова, Р.Х.Шакурова, А.А.Краснова и др.

Впервые в республике была осуществлена дифференциация повышения квалификации различных групп управленческих кадров образования: директоров школ, заместителей директоров по учебной работе, заместителей директоров по воспитательной работе, инспекторов и методи-

стов рай (гор) ОНО и резерва руководителей школ. Для семинарских и практических занятий со слушателями ФППК была сформирована специальная сеть базовых образовательных учреждений в составе 16 школ (городских и сельских) и 4-х районных отделов образования, а для слушателей факультета создана ежегодно сменяемая и постоянно действующая выставка достижений передового педагогического опыта школ г. Казани и близлежащих районов. На факультете подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования КГПИ ежегодно повышали свою квалификацию более 400 управленческих кадров образования республики, а также из Казахской ССР, Башкирской АССР и др.

В целом создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования Республики Татарстан неразрывно связано с именем Г.Г.Габ-дуллина. Он был и является до сих пор не только организатором и бессменным лектором этой системы, но и разработчиком для нее учебных планов, учебных программ и учебно-методических комплексов. Настольными книгами руководителей образовательных учреждений стали такие его учебные пособия, как "Школоведение", "Проблемы управления современной школой" (на татарском языке), "Программно-целевое

управление системой образования", "Образование в республике Татарстан", "Управление образовательными системами: учебно-методический комплекс".

В конце 1980-х годов Г.Г.Габдуллин возглавил процесс модернизации профессиональнопедагогической подготовки учителя в Республике Татарстан в качестве заведующего кафедрой педагогики и проректора по учебной работе КГПИ (позже ТГГПУ), а впоследствии - советника Министра образования и науки Республики Татарстан. По его инициативе была осуществлена фундаментализация теоретической подготовки будущих учителей по профилирующим предметам и ее корреляция с учебными предметами общеобразовательных школ посредством введения раздельной государственной аттестации выпускников: по профилирующим предметам и по предметам школьного учебного плана с методикой их преподавания; достигнута непрерывность и синхронность общепедагогического и психологического образования студентов с первого по выпускной курс с завершением его единой государственной аттестацией по педагогике и психологии.

Была сформирована и реализована система непрерывной педагогической практики будущих

учителей на базовых школах в течение всего периода их обучения в педагогическом вузе, осуществлена углубленная подготовка учительских кадров для татарских школ на татарском языке по основным предметам школьного образования. Впервые в сфере образования (в условиях развала традиционной системы воспитания молодежи) была реализована новая (ресурсоориентированная) система воспитания студентов. В итоге более чем на 13% возросла у выпускников педагогического университета, трудоустроившихся по специальности, улучшилась их адаптация по полученным квалификациям. На кафедре педагогики Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета за 15 лет заведования профессором Г.Г.Габдуллиным были выполнены 134 кандидатских и 26 докторских диссертаций по актуальным проблемам педагогики.

За 45 лет научной работы (1966-2011) Г.Г.Габдуллин стал известным в стране и единственным в Приволжском Федеральном округе специалистом в области теории управления образовательными системами. Опираясь на специфику применения законов синергии в организации системы образования, он разработал научные основы управления образовательным учреждением в условиях непрерывного социальноэкономического развития общества, создал и долгие годы возглавляет научную школу в этой области. В частности, он впервые в педагогической науке раскрыл особенности и содержание программно-целевого управления образованием, принципов демократизации управления системой образования, совокупности социальноэкономических, организационно-педагогических и психолого-педагогических методов управления в сфере образования, критерии и индикативные показатели качества управления образовательной деятельностью.

По результатам проведенных изысканий им издано около 15 научных трудов, в том числе 10 монографий, 12 учебных пособий, 14 сборников научных трудов, 20 методических пособий, под его научной редакцией опубликовано 20 монографий. Особым спросом у научно-педагогических и руководящих работников образования пользуются такие его труды, как "Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой", "Перестройка школы: проблемы управления"; "Совершенствование

функций управления школой в условиях ее реформы" (Москва), "Программно-целевой подход к управлению школой" (Алма-Ата), "Демократизация управления образовательным учреждением" (Кустанай), "Проблемы оценки работы школы в условиях ее реформы", "Организация инно-

И.Э.ЯРМАКЕЕВ

вационной деятельности в образовательном учреждении".

Под научным руководством профессора Г.Г.Габдуллина защищены 36 кандидатских и 6 докторских диссертаций работниками образования Республики Татарстан, Чувашии, Башкортостана, Узбекистана, а также Турции, Китая и Йемена. Среди них - 16 директоров школ, 5 работников муниципальных отделов образования, 3 заместителя министра и 2 министра образования регионов Российской Федерации.

За последние годы под руководством профессора Г.Г.Габдуллина активно развивается параллельно еще одно научное направление - разработка методологических основ формирования воспитательной системы высшей школы. Оно востребовано обострением проблем воспитания учащейся молодежи, потребностью возрождения на новой основе системы студенческого воспитания. Научный коллектив, возглавляемый профессором Г.Г.Габдуллиным, фактически стал координатором широкомасштабных изысканий в названном направлении, инициатором и организатором 8 республиканских, Всероссийских и международных научных конференций и методологических семинаров по проблемам воспитания учащейся молодежи. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет стал центром научных дискуссий и обмена опытом работы для организаторов воспитательной работы вузов Республики Татарстан и других регионов Приволжского Федерального округа Российской Федерации.

Так, в 2004 году на базе ТГГПУ Министерством образования и науки Российской Федерации было проведено Всероссийское совещание-семинар руководителей и работников педагогических вузов страны по вопросам формирования вузовской воспитательной системы. Монография "Воспитательный потенциал педагогических дисциплин", изданная в соавторстве и под редакцией Г.Г.Габдуллина рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для системы дополнительного профессионального образования страны. Исследовательский коллектив Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством Г.Г.Габдуллина за цикл научных исследований "Проектирование и реализация ресурсоориентированной системы духовно-нравственного воспитания и творческого развития будущего специалиста" в 2007 году стал лауреатом Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники. Плоды труда авторского коллектива нашли отражение в коллективной монографии "Духовно-нравствен-

ное воспитание будущего специалиста: становление системы", разработанной в соавторстве и под редакцией ученого.

Г.Г.Габдуллин систематически принимает участие в государственных разработках в области развития системы образования. В частности, по заданию Госкомитета СССР по науке и технике (.№195 от 3.05.1977 г.) в составе Научноисследовательского института профессиональнотехнической педагогики Академии педагогических наук СССР в 1978-1980 годах он возглавил разработку темы "Совершенствование системы совместной работы общего и профтехнического образования по ориентации школьников на рабочие профессии". А по заказу Министерства образования Российской Федерации в составе Научно-исследовательского института управления Академии педагогических наук СССР в 19861990 годах под руководством ученого выполнена научно-исследовательская работа по теме "Эффективность управления учебно-воспитательной работой общеобразовательной школы".

В рамках проекта "Реформа системы образования", реализуемого национальным фондом подготовки кадров Российской Федерации на средства Всемирного банка развития, исследовательский коллектив Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством Г.Г.Габдуллина в 2005-2006 гг. осуществил научно-исследовательскую работу по теме "Разработка публичных отчетов (докладов) о состоянии региональной, субрегиональной системы образования и образовательного учреждения на основе госстатистики", а в 2005 году он возглавил работу Министерства образования и науки Республики Татарстан по разработке программы развития образования Республики Татарстан на 2006-2010 годы.

Профессор Г.Г.Габдуллин стал одним из инициаторов преобразования Казанского государственного педагогического университета в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, одним из основных разработчиков его концепции, научным руководителем составления Программы развития университета на 2006-2010 годы, а также активным участником разработки Стратегии развития университета до 2015 года.

К числу особых вкладов Г.Г.Габдуллина в развитие образования можно отнести и его активную работу по сохранению и развитию национальных (татарских) школ республики. Если за годы работы в системе общего образования он возглавлял единственную в г.Агрызе татарскую среднюю школу, позже добился строительства или капитального ремонта зданий всех татарских

средних и восьмилетних школ района, организовал, работая в Министерстве просвещения ТАССР внеконкурсный прием в вузы выпускников сельских (национальных) школ республики, то в системе высшего профессионального образования активно способствовал осуществлению педагогического образования на татарском языке (для татарских школ). С этой целью под его научной редакцией и в соавторстве впервые в стране изданы учебные пособия на татарском языке "Педагогика школы", "Толковый педагогический словарь", а для управленческих работников татарских школ вышла его монография на татарском языке "Проблемы управления современной школой".

Заслуги доктора педагогических наук, профессора Габдельхана Габдулловича Габдуллина в развитии образования получили высокую государственную и общественную оценку: он удостоен многих Государственных наград - медалей "За доблестный труд", "В память 1000-летия Казани", "Ветеран труда", почетных званий "Заслуженный учитель школы РСФСР", "Заслуженный работник высшей школы РФ", "Заслуженный деятель науки РТ"; отраслевых знаков "Отличник народного просвещения РСФСР", "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", "За заслуги в образовании Республики Татарстан".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.